Гормональный фон и гармоничное развитие. Гормональный сбой - причины, симптомы, диагностика, лечение Что значит гормоны играют у подростков

Общеизвестно, что весь жизненный цикл человека условно можно разделить на три основных этапа: созревание , зрелый возраст и, к сожалению, старение . При переходе от одного периода к другому выделяют критические возрастные периоды, в течение которых происходят качественные изменения в росте и развитии организма, его взаимодействии с окружающей средой.
Одним из таких очень ответственных периодов является подростковый (пубертатный) период . Это отрезок времени, когда происходит биологическая и психологическая перестройка организма, ведущая к зрелости. Что же происходит в это время?

Физиологические изменения

В этот период происходит очень быстрое биологическое созревание организма. Некоторые исследователи говорят даже о «физиологической буре» , имея в виду изменения, происходящие в подростковом периоде. Природа словно торопится завершить свое творение и в этой спешке не замечает, что в нем еще много «недоработок».
Кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ростом скелета. Из-за этого нередко бывают боли в мускулах, что удивляет и пугает самих подростков и их родителей. Резко меняется внешний вид: фигура становится нескладной, руки и ноги длинными и тонкими, движения неловкими и неуклюжими.
Многие начинают стесняться своего роста, а в связи с этим сутулиться, пытаясь уменьшить свой рост и сравняться с остальными в классе. Другие наоборот переживают из-за своего якобы маленького роста. Молодые девушки начинают переживать по поводу своей якобы полноты, недовольны пропорциями тела. На самом деле большинство этих проявлений временного порядка и исчезнут через некоторое время.

Противоречия в изменениях

В физиологических процессах, которые происходят в организме подростка, есть внутренние противоречия. Затраты на рост так велики, что в этот период человек часто ощущает усталость, необходимость дополнительного отдыха. Это время внутреннего противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного и обретения нового физического «Я».
Любые изменения в состоянии организма пробуждаю тревогу: физическое и половое созревание вызывают в первую очередь сомнение: «А правильно ли я развиваюсь?» Некоторые исследователи называют это комплексом «гадкого утенка» : человек сравнивает себя со сверстниками, которые переживают то же. Но он видит только их внешность, а не переживания, отчего приходит к выводу, что он не такой; в этот период никто не знает, каким он будет, а воображение рисует самое худшее. Сомнения и тревога выдают себя раздражительностью, нарочитой «крикливостью» одежды, прически, манер.

Гормональная перестройка организма

Важнейшее влияние на формирование подростка в период взросления оказывают гормоны. Железы внутренней секреции вырабатывают одинаковые гормоны, как у женщин, так и у мужчин. Исключение составляют половые железы : у мужчин - яички, продуцирующие половые гормоны андрогены (по большей части тестостерон), а у женщин - яичники, вырабатывающие эстроген и прогестерон.
Помимо секреции половые железы выполняют и другую функцию: в них созревают половые клетки - сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Внешние изменения

Внешне это проявляется в первую очередь скачком роста, изменением фигуры, появлением вторичных половых признаков . Период полового созревания у девочек начинается, как правило, в 10-11 лет, т.е. несколько раньше, чем у мальчиков.
Как и было сказано, в этот период идет быстрый рост. У девочек, в отличие от мальчиков, заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бедра, фигура становится округлой. Увеличиваются наружные половые органы, кожа на них темнеет, начинают расти волосы в подмышечных впадинах, начинают развиваться молочные железы. Далее примерно через 2 года от начала полового созревания появляется первая менструация.
У мальчика также изменяется фигура: плечи становятся шире, а таз более узким, ноги длиннее и мускулистее; быстро растет скелет. Ежегодная прибавка роста у некоторых мальчиков доходит до 10 см. Начинают расти волосы на лобке, подмышечных впадинах и на лице (сначала над верхней губой, на подбородке, а затем и на щеках). Увеличиваются и изменяются хрящи гортани, а голосовые связки становятся толще - голос «ломается» и в дальнейшем тембр его становится ниже.
Под влиянием мужских половых гормонов усиливается секреция сальных желез, особенно на коже спины и лица. При недостаточном гигиеническом уходе нередко появляется угревая сыпь. Как правило, к 14 годам начинается выработка и выделение спермы (жидкости, вырабатываемая яичками и содержащая мужские половые клетки - сперматозоиды). В половых органах также происходят значительные изменения: увеличиваются яички и половой член (в длину и толщину). Кожа на них темнеет.
Все эти изменения касаются физиологического аспекта. Но важно также помнить и о том, что происходит во внутреннем мире подростка.

Психологические особенности подросткового периода

Часто родителям кажется, что детство - самый беззаботный и легкий этап жизни. Наверное, это можно сказать о дошкольниках и младших школьниках. Но только не о подростках. Кроме описанных физиологических изменений кардинально меняется сама личность подростка. Что же происходит в подростковом возрасте?
Кратко основные особенности подросткового возраста можно охарактеризовать так:

  • подросток становится эмоционально нестабильным , вспыльчивым, раздражительным и очень чувствительным к внешним оценкам;
  • подросток определяется со своей половой идентификацией , начинает задумываться об отношениях с противоположным полом и переживает первый опыт сексуального возбуждения;
  • подросток, сильно изменяясь физически, изменяет и внутренний образ себя , начинает иначе относится к себе в целом, к свой внешности, к своей новой социальной роли;
  • подросток кардинально изменяет свое самосознание - он начинает иначе мыслить, по-другому чувствовать, у него появляются новые ценности и цели.
Задачи подросткового периода

Такая картинка получается, если рассматривать этот период отстраненно. Если же посмотреть на все глазами самого подростка, то картина изменяется: вместо простой констатации фактов появляются реальные и очень сложные жизненные задачи , которые и взрослым, подчас, бывает трудно решить. Что же получается?
Подросток - уже не ребенок и еще не взрослый. Но ему предстоит осознать себя, понять, чего он хочет и что он может, выстроить свой внутренний мир и научиться эффективно общаться с внешним миром. При этом подростку необходимо еще и определиться с выбором профессии, научиться находить общий язык со сверстниками, изменить отношения с родителями… И все эти задачи встают перед подростком одновременно.

Внутренняя позиция подростка

Важно также помнить, что позиция, в которой находится в это время подросток, очень уязвима. С одной стороны, подросток хочет, чтобы его воспринимали как взрослого, стремится отстаивать свои права. С другой же стороны, он не обладает жизненным опытом, знаниями, необходимыми навыками.
Нестабильность в позицию подростка вносит и изменяющаяся самооценка . В этом возрасте очень важно чувствовать себя уникальной, значимой личностью. Но как раз в это время подросток сталкивается с серьезной критикой в свой адрес: и учиться он мог бы лучше, и давно пора стать самостоятельным.
Вот и представьте, что чувствует подросток. Коротко можно обозначить его состояние как продолжительный стресс , который может распространиться на всю семью. Что же можно сделать, чтобы благополучно пережить этот, несомненно, сложный и для родителей, и для самих подростков период?

Что может помочь?

Во-первых , подросткам следует сказать о необходимости бережного и уважительного отношения к себе и своему телу , напомнить им, что они становятся взрослыми, а это непросто. Каждый человек уникален, неповторим в своем роде, и это нужно понимать и ценить! И к своей индивидуальности надо относиться с уважением.
Во-вторых , важно самим взрослым понимать и помогать понять подростку, что происходит в его жизни . Знание, что многие процессы обусловлены резкой перестройкой организма, помогут легче отнестись к таким непростым изменениям. Эмоциональная нестабильность, резкие перемены в настроении, противоречивость позиции - основные проблемы данного возрастного этапа - все это следствия гормональной перестройки организма и изменений в строении и функционировании мозга. Они неизбежны и правильны. Осознание этого факта может значительно снизить тревогу подростков и непонимание, иногда разочарование, родителей.
В-третьих , подросткам в это время может помочь опыт его родителей и близких взрослых . Разговаривая по душам, делясь собственным опытом и рассказывая про ваши чувства, вы помогаете подростку узнавать самого себя и окружающий его мир. Если же подросток понимает и с вниманием относится к своему внутреннему пространству, он легче сможет встроиться в новые для него, уже взрослые, социальные взаимодействия.
И, наконец , главная помощь - это внимательное, бережное и уважительное отношение друг к другу . Только так вы сможете сохранить доверительные отношения и без потерь пройти через этот непростой период. И помните: любой сложный период заканчивается, отношения же - остаются.

Пубертатный период – это процесс изменений в организме подростка, в результате которых он становится взрослым и приобретает способность к продолжению рода. У мальчиков переходный возраст начинается в 13-15 лет и заканчивается к 17-19 годам . Происходящие в этот период гормональные перестройки определяют не только физические перемены в теле юноши, но и влияют на его социальное поведение. Что следует знать подростку и его родителям о пубертате?

В переходный период мальчик становится мужчиной

Современные средства для самообороны - это внушительный список предметов, разных по принципам действия. Наибольшей популярностью пользуются те, на которые не нужна лицензия или разрешение на покупку и использование. В интернет магазине Tesakov.com , Вы можете купить средства самозащиты без лицензии.

Пубертат – это транзиторный период между детским возрастом и зрелостью. В это время происходит значительная гормональная перестройка, что и обуславливает определенное, генетически заложенное физическое развитие. Под термином пубертат обычно понимают именно половое развитие юноши, но не затрагивают происходящие при этом психологические перемены. Подростковый период по факту длится дольше, чем непосредственно пубертат и включает в себя не только физическое, но и социальное взросление.

Физическое развитие вследствие гормональной перестройки организма

Начинается переходный период у всех мальчиков в разном возрасте. В среднем первые изменения отмечаются в возрасте 13-15 лет. Для сравнения, девушки взрослеют раньше и примерно на 2-3 года опережают мальчишек. Что же происходит в этот период в организме молодого человека?

  1. Увеличивается выработка ГН-РГ (гонадотропин-рилизин гормона) в гипоталамусе.
  2. Повышается в гипофизе.
  3. Стимулируется выработка половых гормонов в яичках.

Таким образом, первым вступает в дело гипоталамус. Он начинает активно синтезировать ГН-РГ, что в свою очередь приводит к усилению выработки гормонов в подчиненном ему гипофизе и далее в тестикулах. Усиленная выработка гормонов неизбежно приводит к запуску определенных процессов и началу полового развития.

Процессы, происходящие в организме юноши под влиянием гормонов:

  • Устанавливаются связи между гипоталамусом, гипофизом и гонадами.
  • Повышается чувствительность тканей к действию половых гормонов.
  • Происходит постепенное созревание рецепторного аппарата гонад.
  • Увеличивается масса семенных канальцев.
  • Происходит созревание сперматозоидов в клетках Сертоли.

Выработка гормонов приводит к половому развитию

Все эти процессы, происходящие в организме юноши, приводят к появлению определенных изменений в теле и формированию вторичных половых признаков.

Этапы физического развития в пубертате

За 2-3 года до наступления пубертата происходит усиление выработки . Этот процесс носит название адренархе. В это время идет усиленная , что и приводит в дальнейшем к запуску остальных физиологических процессов. Точная схема регуляции адренархе до сих пор не изучена, однако отмечается влияние некоторых ферментов на этот процесс (цитохрома P450 и др.).

В переходном возрасте изменение тела юноши происходит в несколько этапов:

Увеличение наружных половых органов

Первым признаком полового созревания у мальчиков считается увеличение яичек. В допубертатном периоде их размеры остаются практически неизменными и составляют 2-3 см в длину и 1,5-2,5 см в ширину. Начиная с 12-13 лет яички увеличиваются в размерах до 4 см³. Спустя 5-6 лет пубертата объем тестикул должен составлять около 20 см³.

Половой член начинает увеличиваться в размерах вместе с ростом яичек. Повышается частота эрекций (увеличение объема пениса в результате наполнения кровью пещеристых тел на фоне сексуального возбуждения). Возникают . В норме поллюции возникают каждые 2-3 дня, но увеличение или уменьшение их частоты в подростковом возрасте не следует рассматривать как патологию. У взрослых мужчин поллюции могут быть следствием длительного полового воздержания.

К 14-15 годам у мальчика появляются полноценные сперматозоиды. После возникновения первых поллюций молодой человек теоретически готов стать отцом. Не стоит забывать о контрацепции и защите от ИППП в этот период.

Вследствие ормональных изменений формируются вторичные половые признаки

Рост волос

В первую очередь волосы появляются на лобке, и происходит это вскоре после начала роста тестикул. Первые волоски возникают у основания пениса. Становясь гуще, волосы занимают всю лобковую область, распространяются на бедра, появляются вдоль белой линии живота и доходят до пупка. Спустя 6-18 месяцев начинается рост волос в подмышечной области, вокруг сосков, над верхней губой и на подбородке. Последовательность и интенсивность роста волос индивидуальна и во многом определяется наследственностью. Не у всех юношей отмечается рост волос на груди или других частях тела. Волосы продолжают расти в течение всей жизни и со временем становятся значительно гуще.

Изменение голоса

Ломка голоса происходит под влиянием андрогенов. Усиленный синтез гормонов приводит к быстрому росту гортани, утолщению и удлинению голосовых связок. Голос юноши становится низким. В течение нескольких лет голос может быть нестабильным. Окончательно тембр голоса устанавливается к 15-16 годам и обычно предшествует появлению волос на лице.

Изменение мускулатуры

В переходном возрасте мальчики быстро растут. Увеличивается длина костей, происходит рост мышечной массы. Плечевые кости и челюсти растут значительно быстрее, чем остальные части тела, что обуславливает формирование мужской фигуры. Максимальное увеличение мышечной массы отмечается спустя год после начала полового созревания. К концу пубертата юноши имеют в два раза больше мышечной массы, чем девушки того же возраста.

Изменение запаха тела

Воспалительные процессы затрагивают кожу лица и других частей тела

Под влиянием половых гормонов меняется состав жирных кислот, входящих в структуру пота. Усиливается потоотделение, возникает специфический запах. В это же время происходит усиленная выработка секрета сальными железами, что приводит к увеличению жирности кожи. Присоединение бактерий провоцирует развитие акне – воспалительных изменений на коже лица, спины, других частей тела. После завершения полового созревания у большинства юношей угри проходят самостоятельно. В ряде случаев требуется консультация специалиста и лечение.

Психологические изменения в пубертате

Гормональные перестройки влияют не только на изменения тела. Значительные перемены происходят и в психическом состоянии юноши. В возрасте около 12 лет идет значительное ускорение темпов роста головного мозга, а также отмечаются существенные перестройки в эндокринной системе. Сложные отношения между гипоталамусом и другими железами внутренней секреции создают условия для усиления возбудимости некоторых подкорковых структур, что и приводит к перестройке нервной деятельности у подростков.

Согласно многочисленным исследованиям в переходном периоде у мальчиков отмечается:

  • Снижение концентрации внимания и памяти в начале подросткового периода и некоторое улучшение показателей к концу пубертата.
  • Некоторое снижение умственной работоспособности в возрасте 14-16 лет.
  • Нарушение процессов торможения и повышение возбудимости центральной нервной системы.

В переходном периоде в организме подростка бушует самая настоящая гормональная буря. В связи с быстрым ростом головного мозга ключевые его структуры не всегда успевают адекватно кровоснабжаться, что также сказывается на умственной деятельности юноши и определяет некоторые аспекты его поведения. Нет ничего удивительного в том, что характер молодого человека меняется. Выраженность изменений может быть разная, но в большинстве случаев отмечаются такие моменты:

В результате перестройки организма меняется характер мальчика

  • Неуверенность в себе, стеснительность, низкая самооценка (нередко компенсируется избыточной агрессией).
  • Замкнутость, склонность к депрессивным состояниям.
  • Нервозность, избыточная тревожность.
  • Повышенная агрессивность, в том числе по отношению к старшим.
  • Эмоциональная лабильность. Перепады настроения и импульсивность – обычное явление для юношей в пубертатном периоде.
  • Конфликтность, противостояние с окружающим миром.
  • Появление полового влечения, интерес к противоположному полу.

Особое значение для мальчиков приобретают вопросы личных отношений. Одноклассницы из непонятных существ с другой планеты вдруг превращаются в красивых девушек. Возникает вполне понятный интерес к этой сфере жизни. Первый сексуальный опыт также нередко происходит в этом возрасте. Стоит ли удивляться, что поведение юноши постоянно меняется и практически никогда не соответствует ожиданиям родителей?

Факторы, влияющие на пубертатный период

Нельзя заранее предсказать, когда начнется половое созревание мальчика, и сколько оно будет длиться. На течение пубертата влияют следующие факторы:

О преждевременном половом развитии говорят при появлении вторичных половых признаков у мальчиков в возрасте до 9 лет. Отставание в половом развитии отмечают, если никаких изменений не происходит в возрасте 16 лет и старше. В любой из этих ситуаций следует обратиться к врачу и найти причину таких отклонений.

Советы родителям: как пережить переходный возраст

Пубертатный период – сложное время не только для самого подростка, но и для окружающих его людей. Нескладного, вредного и порой агрессивного мальчишку сложно любить так же, как умилительного толстощекого младенца. Мальчик больше не лежит смирно в пеленках, не зависает с конструктором, не поражает родителей умением складывать слова в предложения. Он мрачен и угрюм, недоволен жизнью и собой, и все время провоцирует конфликты. Не удивительно, что у подростков довольно часто случаются проблемы и недопонимания с родителями, и этих сложностей не удается избежать даже в самой любящей семье.

Родителям мальчика-подростка важно помнить: юноше забота и любовь нужна ничуть не меньше, чем младенцу, вот только выражать ее нужно несколько в иной форме. Избыточная опека молодому человеку лишь навредит и станет очередным раздражающим фактором. Взрослым нужно быть рядом и давать понять всем своим поведением, что ребенок может на них рассчитывать, что бы ни случилось. И вместе с этим нужно дать подростку возможность выразить себя, самореализоваться, найти свое место в жизни и занять определенную позицию сверстников. Найти баланс между свободой и заботой – вот что важно для родителей, чей сын вступил в сложную пору полового созревания.

В переходном возрасте родителям важно найти баланс между свободой и заботой

Несколько советов:

  1. Направьте энергию юноши в полезное русло. Предложите ему занятие, в котором он будет чувствовать себя нужным. Это может быть подработка в свободное от учебы время, помощь в семейном деле, занятия спортом или каким-либо хобби. Важно, чтобы у молодого человека была возможность выбора, ведь деятельность из-под палки вряд ли будет эффективной.
  2. Предоставьте юноше личное пространство. В идеале это должна быть отдельная комната, куда взрослый не будет врываться без предупреждения. Если такой возможности нет, стоит хотя бы отгородить для подростка собственный угол в общей комнате. Не стоит покушаться на его личные вещи или подслушивать разговоры с друзьями. Тотальный контроль не будет способствовать хорошим отношениям и только настроит подростка против вас.
  3. Избегайте ненужной критики. Помните, что подростки воспринимают все очень остро, особенно если это касается внешности или отношений с девушками. Высказывайте свое недовольство в корректной форме и не забывайте хвалить своего молодого мужчину.
  4. Интересуйтесь его жизнью. Ненавязчиво спрашивайте, как идут его дела в школе. Будьте в курсе, чем он увлекается, какие вопросы его интересуют. Не лезьте в личную жизнь, но и будьте совсем в стороне. Это поможет вам не только стать доверенным человеком для подростка, но и позволит вовремя заменить негативные изменения, если юноша свяжется с плохой компанией или попадет в неприятности.
  5. Признайте в нем личность. Позвольте юноше реализовывать свои склонности и выбирать свой жизненный путь самостоятельно. Помните, что он не продолжение вас, а самостоятельный человек, и имеет право на личное мнение. Позвольте ему совершать свои ошибки и делать собственные выводы из произошедшего там, где это не представляет серьезной опасности здоровью и жизни.

Помните, что переходный возраст не вечен. Рано или поздно нескладный юноша станет взрослым мужчиной, и вам останется только вспоминать это сложное, но по-своему увлекательное время.

FAQ, или часто задаваемые вопросы

В каком возрасте пора беспокоиться о том, что не начались признаки физических изменений?

О запоздалом половом развитии стоит говорить в том случае, если к 15-16 годам у юноши не появилось ни одного вторичного полового признака (рост половых органов, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, на лице, изменение голоса). В этой ситуации следует обратиться к андрологу.

В каком возрасте мальчики заканчивают рост?

Максимальный рост отмечается у юношей в возрасте 14-16 лет. В это время молодой человек практически достигает конечной отметки своего роста, но процесс на этом не заканчивается. Медленные прибавки отмечаются до 20-22 лет (по некоторым данным до 25 лет) – до полного закрытия зон роста.

Правда ли, что прыщи «пройдут сами», как только юноша начнет жить половой жизнью?

Это расхожее мнение не имеет под собой никаких научных обоснований. У большинства подростков угри проходят к окончанию полового созревания, то есть к 17-19 годам, и интенсивность половой жизни никак не влияет на этот процесс.

Нужны ли изменения в питании после наступления переходного возраста?

Питание подростка должно быть сбалансированным по основным элементам и витаминам. В рационе подростка должно быть красное мясо, свежие овощи и фрукты по сезону. Обычно в переходном периоде у мальчиков просыпается аппетит, поэтому существенных проблем с этим не возникает. Важно только ограничить долю фаст-фуда и быстрых углеводов, чтобы не спровоцировать проблемы с весом и нарушения метаболизма.

Когда этот кошмар закончится?

Все проходит, и это тоже пройдет. К 17-19 годам гормональная буря стихает, и молодой человек вступает в новый этап своей жизни. К этому возрасту вторичные половые признаки достигают своего максимального развития. Состояние кожи улучшается, уходят угри. Психоэмоциональное состояние также нормализуется по окончании переходного возраста.

Добавить комментарий

ВСД, или вегето-сосудистая дистония, в подростковом возрасте – это симптомокомплекс, значительно распространенный среди этой возрастной категории детей. Отношение к ВСД неоднозначное даже среди врачей: многие из них считают дистонию не заболеванием, а лишь преходящим состоянием, связанным с гормональной перестройкой в организме в пубертатный период.

Проявления ВСД чаще отмечаются в 13-15 лет и наблюдаются в настоящее время почти у 50% подростков. После периода полового созревания у многих из них симптомы исчезают. Течение ВСД может быть острым и хроническим. При остром течении патология проявляется в виде приступов, чаще всего как реакция на стрессовую ситуацию.


Основные причины ВСД


Стрессы, переживания, конфликты с родителями способствуют возникновению ВСД у подростков.

Проблемы в организме современных подростков не случайны, учитывая их образ жизни: значительные нагрузки при получении образования, малоподвижное времяпрепровождение (в основном за компьютером), несоблюдение режима дня и т.д.

Основными факторами, способствующими развитию ВСД, являются:

  1. Изменение гормонального фона в пубертатном периоде.
  2. Интенсивный рост скелета и органов, за которым «не поспевают» кровеносные сосуды, в результате чего страдает кровоснабжение жизненно важных органов и систем; недостаточное их снабжение кислородом. Гипоксия в этих органах вызывает возникновение многих проявлений ВСД.
  3. Перенесенные ранее заболевания, особенно инфекции.
  4. Травматические повреждения.
  5. Вредные привычки: многие подростки начинают в этом возрасте курить, употреблять спиртные напитки. Неокрепший организм реагирует на токсическое влияние развитием ВСД.
  6. Частой причиной ВСД является нарушение баланса между , неврозы.
  7. Стрессовые ситуации разного уровня: тестовый контроль знаний, поступление в ВУЗ, отношения с родителями, конфликты с ровесниками, психологические комплексы и др.
  8. Врожденные аномалии развития.
  9. Наследственная предрасположенность: если родители страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, то вероятность развития ВСД у ребенка выше.

Негативное влияние любого из этих факторов (или нескольких одновременно) может привести к возникновению ВСД.

Симптомы

До конца ВСД не изучена. Считают, что первичным является нарушение нервной системы, а сердечно-сосудистые изменения уже вторичны. Так как нервная система регулирует функцию всех органов, включая температуру тела, показатели пульса и давления, секрецию потовых желез и др., то и проявления ВСД у подростков могут быть очень разнообразными.

Чаще всего наблюдаются такие симптомы:

  • перепады артериального давления;
  • учащение и нестабильность пульса;
  • боли в области сердца;
  • эмоциональная лабильность;
  • одышка, чувство нехватки воздуха;
  • повышенная потливость;
  • холодные конечности;
  • повторяющиеся головные боли;
  • бледность или покраснение лица;
  • головокружение и потемнение в глазах;
  • возможны ;
  • внезапные повышения температуры;
  • расстройства пищеварения (понос или запор, тошнота, позывы на рвоту, боли в животе);
  • изменения аппетита (повышение или снижение);
  • чувство разбитости, повышенная утомляемость;
  • нарушение мочеиспускания (частые позывы).

У юношей чаще отмечаются болезненные проявления. Для девушек более характерны психоэмоциональные реакции.

Психика в этом возрасте неустойчива, поэтому любые сложности и проблемы становятся стрессом для организма. Чаще ВСД подвержены легковозбудимые, эмоциональные подростки, у которых любой повод вызывает глубокие переживания.

При ВСД часто отмечается плохое настроение вплоть до депрессии, развивается много фобий (страхов). Характерна мнительность, плаксивость, не исключены истерики. Помимо потливости, повышается секреция сальных желез, могут появляться отеки, плохая переносимость жары и холода.

Для острой формы ВСД характерны приступы:

  1. Гипертонический криз: повышенное артериальное давление, головная боль, боль в сердце, учащение пульса, онемение конечностей, дрожь в теле, чувство страха.
  2. Гипотонический криз, проявляющийся сниженным артериальным давлением, урежением пульса, чувством страха, ощущением замирания сердца.
  3. Криз смешанного типа, при котором сочетаются проявления гипотонического и гипертонического кризов.

Почему подростку так нелегко с самим собой? Является ли подросток жертвой бушующих гормонов? Каковы психологические особенности подросткового возраста?

Почему подростку так нелегко с самим собой?

  • начало функционирования половых желез, появление вторичных половых признаков;
  • у девочек половое созревание начинается на два года раньше и длится 3-4 года, у мальчиков 4-5 лет;
  • период роста сексуальности и гиперсексуальности у мальчиков;
  • гормональная перестройка: у девочек рост количества эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков;
  • новая "химическая среда" организма вызывает резкие перепады настроения (эмоциональные качели);
  • высокие темпы роста, сравнимые только с фетальным (внутриутробным) периодом и возрастом от 0 до2-х лет;
  • рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры;
  • у девочек увеличивается масса жировой ткани на 10-20%, что субъективно переживается очень тяжело;
  • у мальчиков увеличивается количество мышечной ткани: число мышечных клеток у мальчиков превышает соответствующее число у девочек в 4 раза;
  • увеличение объема легких и глубины дыхания с целью обеспечения растущего организма кислородом;
  • увеличение объема сердца в 2 раза за пубертатный период;
  • значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли, вегетососудистая дистония.
  • гиперфункция гипотоламо-гипофизарной и эндокринной системы.
  • нестабильность эмоций.
  • поллюции у мальчиков и месячные у девочек подчас вызывают реакцию физиологического отторжения собственного тела;
  • темпы развития сальных желез (прыщи на лице, повышенная потливость, сальные волосы);

Является ли подросток жертвой бушующих гормонов?

Да. Грейс Крайг приводит следующие общие эмоциональные проявления гормонального криза:

  • частая смена настроения:
  • депрессия;
  • неусидчивость и плохая концентрация внимания;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • тревога;
  • агрессия и проблемное поведение.

Каковы психологические особенности подросткового возраста?

  1. Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой "ты еще слишком мал", "нос не дорос". Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребенка в семье и социуме.
  2. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.
  3. Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
  4. В психологической литературе этот этап называют этапом "второй перерезки пуповины". Ребенок отделяется от родителей и уходит в свой мир - мир сверстников.
  5. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
  6. Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
  7. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.
  8. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности;
  9. Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодежные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.
  10. В молодежной среде у подростка формируется "мы-концепция". С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на "своих" и "чужих", причем взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны.
  11. Формирование "Мы-концепции" у подростка является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. (Группа, ценности которой подросток принимает и разделяет, мнение которой является для него значимым, называется референтной группой)
  12. Учебная деятельность и школа перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.
  13. В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
  14. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
  15. Рост критичности подчас ведет к полному негативизму. Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряженные для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма. (Подробнее об этой группе детей можно прочитать в разделе "жизнестойкие дети").
  16. Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники).
  17. В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя.
  18. Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизму подражания). Я буду КАК взрослый - игра - копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом. Хочу успокоить родителей: это почти всегда будут НЕ они, а другой значимый взрослый.
  19. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной субкультуре: вес, рост, гора мышц и т. д. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации.
  20. Ребенок подражает взрослым стереотипам сексуальности по форме, а не по сути, поэтому так популярна среди девочек литература, типа "Искусство соблазнять" или "Как стать роковой женщиной". Образец для подражания связан для девочек с системой ценностей, сформировавшейся в семье. Это не обязательно "роковая красотка", это может быть и стиль "бизнес вумэн", максимально приближающийся к мужскому стереотипу. Она всегда выглядит О. К., сногсшибательна, ей нет дела до "этих глупостей".
  21. Мужским идеалом чаще всего становится супергерой проповедующий культ силы, выносливости, смелости, ценности настоящей дружбы, то есть герой современного боевика.
  22. Неверно было бы полагать, что "Я-идеальное" формируется ТОЛЬКО по внешнему механизму. Это - лишь начальная точка отсчета. Дальше следует овладение взрослыми умениями и навыками, заботой о ближних, а, самое главное, мерой своей посильной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за происходящее в семье и вокруг, за себя и свои поступки.
  23. Если значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки.
  24. Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Происходит специализация знаний с целью построения дальнейшей, непременно успешной" карьеры. Учеба впервые превращается не в учебу для оценки, а в учебу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретает личностный смысл и личностную ценность.
  25. Если такой путь постижения новых знаний, умений и навыков поддерживается значимыми взрослыми, иногда с помощью конкурентной борьбы, то перспектива роста "Я-идеального" многократно усиливается.

Обсуждение

23.04.2004 00:59:34

Комментировать статью "Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста"

Еще по теме "Гормональная перестройка организма детей и подростков":

Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми Переходный возраст. Подростковый период – нелегкое испытание для детей и их семьи. В этом возрасте привычные отношения с...

Проблемная кожа у подростка. Здоровье. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Гормональная перестройка организма происходит не часто, а у всех поголовно. Вопрос - как она проходит, вот и всё.

Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ. Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста.

Про переходный возраст опять. Дети и родители. Подростки. Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Раздел: Дети и родители (мне 14 вроде переходный возраст но стресс уже 3 недели).

Про бушующие гормоны. Психология, переходный возраст. Подростки. Про бушующие гормоны. Скажите мне пожалуйста опытные родители, кто уже это проходил -когда наступает пиковый момент переходного возраста и ребенок не справляется с эмоциями, это можно как то...

Усталость или отупение?. Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста.

Гормональный фон и гармоничное развитие. Не забывайте показывать его эндокринологу - так утверждает наш эксперт, детский Этот Появился термин «ретардация», то есть замедление физического развития и формирования функциональных систем у детей и подростков.

Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Гормональная буря? Два подростка у меня - четырнадцать с половиной лет обоим. Делите на 4, делайте скидку на гормональную бурю - может все и не так плохо.

гормональная перестройка: у девочек рост количества эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. От чего зависит рост ребенка и можно ли на него как-то повлиять? Первый скачок роста происходит обычно в возрасте 4–5 лет.

Подростковый психолог о переходном возрасте. Нежелание учиться Переходный возраст - это тот этап жизни подростка, когда важно не упустить контроль за его жизненным курсом. Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста.

Гормональная перестройка организма, что естественно в подрастковом возрасте. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены Буду очень благодарна за...

Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Раздел: Дети и родители (мне 14 вроде переходный возраст но стресс уже 3 недели). Сколько она продолжается, гормональная перестройка?

Во время полового созревания гипоталомус управляет гормональной перестройкой организма, которая не всегда проходит гладко. В России более 3 млн. детей и подростков (6-10%) страдают ожирением. Как бороться с лишним весом.

Грудное вскармливание Ребенок от 3 до 7 Подростки Взрослые дети (дети старше 18) Детская психология Няни, гувернантки. У сына в поясничной области спины период гормональная перестройка организма ничего удивительного: прыщи, стрии - через это многие подростки...

Детская медицина. Длительная температура у подростка. Девочка 13,5 лет. В прошлом году температура от 37.3 до 38,5 продержалась 2,5 месяца до середины марта примерно, т.е. до солнечных дней. многочисленные капания в разных направлениях ничего фактически не дали.

Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Во многих странах детский труд представляет собой особую ценность. Конечно, речь не идет о совсем маленьких детях и о физически тяжелом...

Психологический.И я ни... Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Каковы психологические особенности подросткового возраста? В психологической литературе этот этап называют этапом "второй перерезки пуповины".

Поздняя беременность: психологический аспект. Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Психологический возраст - тест. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с...

Проблемная кожа подростков. Не секрет, что эти подростковые "неприятности" - результат гормональной перестройки организма, которая протекает у всех детей. Проблемы с кожей начинаются, как правило, в подростковом возрасте, когда... Про растяжки у детей.

Сленг подростков. . Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста. Всегда апатия и усталость больше, чем весной -летом.

Как ребенок превращается в юношу или девушку

Половое созревание – это очень важное и волнительное время в жизни вчерашнего ребенка. Помните, что вы чувствовали в этом возрасте? Например, я постоянно задавалась вопросами: «Все ли со мной в порядке?», «Почему это происходит с моим организмом?», «Это происходит со всеми, но они молчат? Или я особенная?»

Светлана Анатольевна ФЕКЛИСТОВА

На вопросы «Эксперта здоровья» ответила врач-эндокринолог Светлана Анатольевна ФЕКЛИСТОВА . Эта статья – подсказка для родителей, которые, наблюдая за своими детьми переходного возраста, могут понять, где норма, а где требуется обращение к специалисту. В первой части материала специалист подробно рассказала о пубертате и гормональной перестройке, результат которой – превращение ребенка в юношу или девушку.

Светлана Анатольевна, в каком возрасте сегодня дети вступают в пубертат? В каких случаях есть повод для беспокойства?

– Для начала давайте дадим определение пубертату. Пубертатный период – возрастной промежуток, для которого характерна перестройка организма, изменения физиологического, гормонального и психологического характера. Завершается период наступлением половой зрелости и готовности организма к репродукции. Половое созревание у девочек начинается примерно в возрасте 10–11 лет, но сдвиг на 1–2 года считается вариантом нормы. Половое созревание у мальчиков начинается несколько позже, чем у девочек: примерно в 12–13 лет, иногда позже.

В некоторых случаях может наступать раньше или позже положенного срока. Если у девочки начинается половое созревание до 8 лет, а у мальчиков до 9 лет, то это состояние называется преждевременное половое развитие. Если половое созревание не наступает у девушек позже 15–16 лет, а у юношей позже 16–17 лет, то это состояние носит название задержка полового развития . Оба состояния требуют обязательного обращения к врачу-эндокринологу, так как имеет место гормональный дисбаланс, который вовремя не инициировал пубертат. Врач оценит половое созревание ребенка или его отсутствие, назначит определенные анализы и диагностические процедуры.

Какие исследования назначит врач?

– Как правило, эндокринолог обязательно направляет на гормональное исследование крови для определения уровня половых гормонов, гормонов надпочечников, гормонов щитовидной железы. Возможно, понадобится УЗИ эндокринных органов. Необходимые виды диагностики доктор назначит после осмотра пациента. Очень многое зависит от предполагаемого диагноза и мониторинга состояния подростка.

Что происходит с организмом ребенка при наступлении пубертата?

– Это уникальнейший процесс, результатом которого станет превращение ребенка в юношу или девушку. Говоря простым языком, у нас в гормональной системе есть определенная иерархия, где главными являются гормональные структуры головного мозга – гипоталамус и гипофиз. Они выделяют гормоны – гонадолиберин, ЛГ, ФСГ. В организме ребенка эти гормоны секретируются в ничтожно малом количестве, а с 10–12 лет начинается их усиленная импульсная секреция, сначала в ночное время, затем и днем. Эти гормоны оказывают влияние на яичники/яички и стимулирует выработку половых гормонов – эстрогенов у девочек, тестостерона у мальчиков. Те в свою очередь начинают оказывать влияние на органы-мишени – опорно-двигательный аппарат, волосы, кожу и т. д.

От девочки к девушке

Что происходит в организме девочки?

– В женском организме происходит множество фенотипических изменений – в определенной последовательности появляются вторичные половые признаки.

Первая стадия – телархе : рост молочных желез. Обычно начинается к 10–11 годам. Телархе возникает из-за роста уровня циркулирующих эстрогенов в крови, которые стимулируют железистую ткань молочной железы. Одновременно с телархе происходят эстрогенизация слизистой оболочки влагалища и развитие влагалища и матки. Дальнейшее развитие молочных желез происходит в течение пубертатного и подросткового периода.

Вторая стадия – пубархе : начало роста подмышечных, а затем лобковых волос. Обычно следует за телархе, примерно в 11–12 лет, но одновременное развитие телархе и пубархе также является нормальным. Развитие лобкового и подмышечного оволосения происходит из-за увеличения концентрации циркулирующих андрогенов, а именно надпочечниковых (мужские половые гормоны – ДГЭА, ДГЭА-сульфат, которые в женском организме тоже должны быть).

Третья стадия – пубертатный скачок роста . Увеличение эстрогенов стимулирует продукцию гормона роста, который в свою очередь стимулирует увеличение соматического роста. Пубертатный скачок роста начинается в 9–10 лет и достигает максимальной скорости между 12–13 годами. Однако чрезмерный уровень эстрогенов приводит к угнетению выделения гормона роста. В дальнейшем за быстрым скачком может произойти прекращение роста. Эстрогены также способствуют закрытию зон роста трубчатых костей. Итак, пациенты с преждевременным половым развитием имеют раннее начало роста, но окончательно имеют невысокий рост вследствие преждевременного закрытия эпифизарных зон роста, если своевременно не было проведено лечение.

Четвертая стадия – менархе : появление менструаций. Средний возраст первой менструации колеблется между 12–13 годами, обычно через 2 года после развития молочных желез. Менструальный цикл у подростков обычно является нерегулярным в течение первых 6–12 месяцев после менархе. Установление регулярных овуляторных циклов происходит примерно через 2 года после начала месячных. Гипоталамус, гипофиз, яичники и матка – это компоненты репродуктивной системы женщины, которые принимают участие в установлении и регуляции менструального цикла.

Месячный цикл делится на две 14-дневные фазы: 1 – фолликулярную и 2 – лютеиновую, характеризующиеся изменениями в яичниках в течение цикла. В первую фазу цикла выделяется ФСГ, который вызывает развитие первичных яичниковых фолликулов, они в свою очередь продуцируют эстрогены, стимулирующие рост эндометрия. Под действием ФСГ обычно лишь один из этих фолликулов (доминантный) достигает максимального развития – стадии зрелого фолликула, а другие прекращают развитие на разных стадиях. К 14-му дню уровень эстрогенов достигает максимума, в этот момент происходит пик секреции ЛГ гипофизом. Этот пик ЛГ стимулирует овуляцию – разрыв стенки зрелого фолликула и освобождения яйцеклетки, которая почти сразу попадает в просвет маточной трубы.

После овуляции начинается вторая – лютеиновая фаза менструального цикла. Доминантный фолликул, в котором состоялась овуляция, накапливает лютеиновый пигмент и развивается в желтое тело. Желтое тело продуцирует прогестерон, способствующий секреторным изменениям эндометрия для обеспечения имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Если оплодотворение не происходит, желтое тело дегенерирует и уровень прогестерона (и эстрогенов) снижается. При резком уменьшении уровня прогестерона и эстрогенов в эндометрии развиваются ишемия и отслойка эпителия функционального слоя – идут менструации.

Менструации завершают половое созревание. То есть организм девочки-подростка с началом месячных достиг всех гормональных изменений и пришел во взрослое состояние.

Что происходит с весом и кожей девочки? Как регулируется процесс потоотделения?

– В пубертатном периоде при нерациональном питании и отсутствии физической активности могут быть резкие прибавки массы тела. Это связано с развитием физиологической инсулинорезистентности, когда инсулин длительный период допускает циркуляцию глюкозы в крови, что приводит к активации глюконеогенеза и накоплению жировых запасов.

Если говорить о потоотделении, то гормоны имеют активное влияние на этот процесс, так как потовые, сальные железы находятся под контролем таких гормонов, как ДГЭА-сульфат, тестостерон, ТТГ, ДГТ и 5-альфа-редуктаза. Все перечисленные гормоны оказывают стимулирующее влияние на потовые железы, которые ранее были неактивными и начинают функционировать. В результате подростки начинают усилено потеть, и пот может приобретать неприятный запах. Это временное явление, которое в здоровом организме проходит само собой, требуется более тщательно соблюдать гигиену в этот период. Как правило, потливость с неприятным запахом может быть около года, затем самостоятельно проходит. При выраженной потливости и

Случайные статьи

Вверх