Курсы валют USD/RUB 56.7608 EURO/RUB 69.6341

Главная

Экзистенциальный голод как кризис культуры

Нынешние экзистенциальные проблемы также актуальны, как и в начале ХХ века и во многом детерминируются столкновением цивилизаций, общественных систем, идей, культур, мировоззрений. То, что современный человек испытывает состояние страха, тревоги и отчаяния, все меньше ощущает себя свободным, все больше чувствует заброшенным, – очевидные истины. 
Мартин Хайдеггер в своей работе «Время и бытие» пишет, что люди пытаются избегать мысли о смерти, смерть их как бы не касается, она где-то в далеком будущем, и, возможно, ее удастся как-нибудь избежать. Тем не менее, «никто за тебя умирать не будет, умрешь ты сам, и, умирая, останешься один на один со смертью». По его мнению, и жить за тебя никто не будет, ты должен жить сам, и только твоя жизнь, твое существование будет подлинно человеческим. Но жить можно по-разному: предаваясь удовольствиям, прожигая жизнь, или же достойно, созидая, творя, продуцируя духовно-культурные ценности, готовя интеллектуальную, креативную смену.
Проблема взаимосвязи жизни и смерти не осталась в прошлом, она в нашем современном бытии и всегда останется ядровой в культуре, пока живет человек с его драмами, коллизиями, трагедиями, нацеленностью на счастье, поисками путей преодоления страданий. «Только человек экзистирует», – утверждает М.Хайдеггер. Поясняя это, он пишет, что «человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым стоянием внутри непотаенности бытия, отличительно благодаря бытию, отличено в бытии».
Человеческое экзистирование усиливается, углубляется в условиях кризиса культуры, что хорошо видно на примере двух мировых войн на Западе, повлекших за собой геноцид народов, репрессии, насилие, жестокость, региональные конфликты, терроризм, нетерпимость и пр. Это четко просматривается и сегодня, когда осуществляются бессмысленные террористические акты, осуществляется так называемая мировая контртеррористическая операция не столько против настоящих террористов, сколько против простых жителей мусульманских стран, жизнь которых – вечное преодоление страданий, на которые их обрекли колонизаторы.
Современная западная культура, создавая новый мир, основанный на рациональных ценностях, современном научно-техническом прогрессе, информационных технологиях, породила конфликт между разумом и человеческой экзистенциальной сущностью. Как отмечает К.Ясперс, «исторически сложившиеся культуры отрываются от своих корней и устремляются в мир технически оснащенной экономики, в пустую интеллигентность». Одновременно Э.Фромм пишет о «мощной коллективной форме современного идолопоклонства, проявляющегося в поклонении силе, успеху и власти рынка». Все больше происходит редукция социально и духовно значимых ценностей к материальному потреблению. Между тем, это уводит человека от своей трансцендентной основы гуманизма, нравственной сущности, порождая при этом экзистенциальный голод общества.
Формами проявления такого голода являются страх смерти, страх изменений (инновационное сопротивление), ощущение бессмысленности существования, синдром хронической усталости. Эти экзистенциальные тенденции все нарастают в обществе. Человек позабыл мудрые советы Эпикура о том, что смерть не имеет к нам никакого отношения и нужно быть свободным от страха. Мусульманский пророк Мухаммад высказывал не менее мудрое, парадоксальное утверждение: «Не бойся смерти и живи так, как будто никогда не умрешь. Готовься к смерти в каждый миг времени».
Сегодня фундаментальные основы бытия – смысл жизни, любовь, милосердие, нравственное, духовное совершенствование, поиски социальной справедливости, жизнь по совести – человеком, обществом утрачиваются. Современное индустриальное общество предопределило следующие основные психологические посылки: первое, целью жизни является счастье, получаемое максимальным удовлетворением любого желания личности (радикальный гедонизм); второе, чтобы нормально функционировать, эта система с необходимостью порождает эгоизм, себялюбие и алчность, а последние, якобы, ведут к гармонии и миру.
Разве радикальный гедонизм, алчность позволяют приобрести счастье, достигнуть гармонии человека, общества с природой? Нет, конечно. Это путь разрушения, в том числе саморазложения, самоуничтожения, он не приемлем ни для человека, ни для народов. Он осуждаем христианством и исламом. История культуры знает пример такого самоуничтожения, деконструкции человека, личности. Так, незабвенной памяти Ю.Жданов опубликовал примечательную статью «Комплекс Эрисихтона». Она посвящена анализу человеческой алчности, беспредельного гедонизма, являющегося следствием нарушения нравственного табу, ярким примером психо-физиологический невоздержанности. Мелкий фессалийский царек Эрисихтон, начав вырубку священной рощи, почитаемой народом, был проклят богиней Деметрой за святотатство и поражен недугом, имя которому беспредельное обжорство. Он не мог утолить свой голод. Все, что ему давали, он поглощал, но не мог наесться. Дело дошло до того, что он съедал деревья, землю и рвал зубами части своего тела. Такова страшная погибель обезумевшего от голода человека.
Этот миф имеет глубокий нравственно-экологический смысл. Думается, в нем заложено предостережение человеку, людям: не смейте нарушать табу, относящийся к роще (ибо она для человека священна, дает прохладу, воду, кислород, пропитание, успокаивает нервы, лечит психику и пр.). На бездумную и хищническую деятельность табу накладывает и религия мусульман.
Тем не менее, безжалостно уничтожается множество «священных рощ», вырубаются леса на огромных просторах в поймах реки Амазонка – своеобразных легких Земли-матушки. Нет сомнения в том, что продолжение этого «святотатства» неминуемо отразится на экзистенциальном состоянии людей, как наказание за их ненасытное «обжорство».
Сегодня на смену коренным экзистенциальным проблемам, представляющим собой основу бытия нравственного, духовного, разумного человека, приходят ритуал, маскарад, карнавал, шоу, упрощения, формализующие общение человека с Богом, между людьми. Через эти формы общения удовлетворяются не столько глубинные экзистенциальные потребности, сколько сиюминутные эстетические представления.
Шоу, карнавал организовываются масштабно и транслируются СМИ на весь мир. Обеспечиваются всевозможные меры безопасности организаторов и участников зрелища. В это зрелище вовлекается большое количество людей, которые часто оказываются и лишними. Между тем, шоу всегда таит в себе опасность насилия, деморализации, деэкзистенциализации человека и общества.
Кланы, достигшие гигантских богатств далеко не праведными делами, задумываются о своем бессмертии, продлении жизни, стремясь при этом использовать современный прогресс, нанотехнологии. Кстати, в этом направлении ведутся исследования и часто их спонсорами становятся «сильные мира сего», мечтающие быть «сверхчеловеками». Коренные проблемы экзистенции – жить достойно и достойно уйти из жизни – эти силы хотят
решить по-иному.
Они желают обеспечить себе бессмертие, но сохранив при этом конечность жизни другим, кого считают неудачниками, лишними ртами. Их мечта – прибрести вечность, их ненасытные потребности должны обеспечивать роботы, которых не нужно кормить, одевать, предоставлять жилье. Люди все чаще сознают, что «стали винтиками бюрократической машины, и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительства, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации». Сохранение таких настроений и тенденций в обществе означает кризис первичных форм социальной организованности: семьи, рода, домена. В связи с высказанными соображениями уместен вопрос: какими станут человек, общество в будущем?
Важно признать, что современный экзистенциальный голод возник в связи с обострением глобальных проблем современности (антропогенные и техногенные процессы, опасность возникновения ядерной войны, террористические акции, ресурсная недостаточность, демографический взрыв, энергетический кризис и др.). Это следствие беспечной, чаще всего неразумной деятельности человека, все дальше удаляющегося от своей подлинной сущности, духовно-нравственной основы, единства с природой.
Как никогда обострился вопрос: как продолжить естественное развитие человеческого рода, преодолеть экзистенциальный голод, кризис культурных ориентиров общества, современное информационно-технологическое стремление к замене человека «киборгом». Экзистенциальный голод – прямое следствие не только кризиса культуры, человеческой гордыни, но и глобальных проблем, порожденных человеческой алчностью, авторитаризмом, стремлением возвыситься над людьми и природой.
В сохранении рода человеческого в его историческом становлении и развитии, как нам представляется, велика роль нравственных и гуманистических тенденций, широко прописанных в религиозных системах. Многие экзистенциальные мотивы существования человека, его взаимоотношения с Богом вербализованы, благодаря деятельности пророков, великих моралистов, распространявших ту или иную религию. И было бы далеко не бесполезно, осуществив их синтез, огласить их в общечеловеческом документе – Декларации.
Вахит Акаев, д.ф.н. профессор

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • МИД Латвии запретил въезд в страну 49 иностранцам по аналогу «списка Магнитского». Об этом в своем Twitter написал глава министерства Эдгар Ринкевич. Напомним, что в «список Магнитского» внесён и глава Чечни Рамзан Кадыров, спикер Парламента ЧР Магомед Даудов, глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин и заместитель главы Следственного комитета при МВД Олег Логунов. Магомед Даудов дал ироничный ответ авторам «списка Магнитского» в Латвии. - Представляете? Убитый горем, я все же решил посмотреть на карту и поинтересоваться тем, куда нам больше нельзя. Утрата настолько велика, что я не поленился потратить целых пять минут, для того, чтобы в географических хитросплетениях Прибалтики найти эту чересчур обидчивую страну. Наконец, я с большим трудом обнаружил это "недружественное государство", затем, выпив валерьянки, поинтересовался её современными особенностями и мне стало ещё грустнее,- написал в приложении Mylistory Даудов. Он напомнил, что каждый год "в этом свободолюбивом уголке классической демократии" не досчитываются 23 тысячи человек... - Нет, это не гуманитарная катастрофа, это нынешние латышские реалии. Учитывая тот факт, что русскоязычное население оттуда последовательно выдавливается в Россию, а местное убегает в Европу, то очень скоро на старинных улочках Риги вряд ли кого можно будет встретить, кроме нескольких, доживающих свой затянувшийся век, ветеранов-эсэсовцев, десятка полтора скинхедов-правозащитников, продолжающих фанатично расширять "список Магнитского" и сотни две охраняющих это веселое сообщество разукрашенных в небесные цвета солдат, почти каждый из которых гордится тем, что является членом очень модной и почти правящей на Западе политической партии со странным названием "ЛГБТ". Друзья, очень надеюсь, что вы поддержите меня своими соболезнованиями... Надо же, в Латвию не поедем!!! Простите, я больше не могу - ком подкатил к горлу... От смеха,- написал в своём посте Председатель Парламента ЧР. www.ChechnyaTODAY.com

  • Глава ЧР в своём поздравлении назвал Максима Шевченко многогранной личностью. -Поздравляю с днём рождения известного журналиста и общественного деятеля России Максима Шевченко. Это - исключительно многогранная личность. Максим Леонардович является желанным гостем в любой студии и в редакции, с ним часто советуются и у него консультируются люди, занятые решением самых сложных задач,- сказал он. Р.Кадыров также отметил,что будучи членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Максим Шевченко очень многое делает и в вопросах защиты законных интересов граждан в разных уголках страны. -Бесспорно, не все и не всегда соглашаются с мнением Максима Леонардовича, но ему нельзя отказать в высокой эрудиции, компетентности, искренней любви к России! Я желаю Максиму Леонардовичу крепкого здоровья, успехов и удачи,- написал в своём поздравлении глава региона.www.ChechnyaTODAY.com

  • В Государственном театрально-концертном зале г. Грозного прошло торжественное мероприятие, приуроченное ко Дню защитника Отечества. В нем приняли участие Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, депутат Государственной Думы РФ Адам Делимханов, спикер Парламента ЧР Магомед Даудов, Руководитель Администрации Главы и Правительства ЧР Абдулкахир Израйилов, министр внутренних дел по ЧР Руслан Алханов, члены правительства, главы городов и районов, представители правоохранительных структур. Открывая торжественную церемонию, Р. Кадыров отметил, что Чеченская Республика является единственным в мире регионом, сломавшим хребет международному терроризму. «Я поздравляю вас с Днем защитника Отечества! Это день тех, кто верой и правдой служит нашей Родине - России. Ради мира на чеченской земле, целостности и единства России отдали свои жизни Первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров и тысячи его соратников. Да примет Всевышний их газават. Он начал борьбу с международными террористами и при поддержке Президента России Владимира Путина спас чеченский народ от уничтожения, а Россию - от развала», - сказал он. Сегодня Чеченская Республика является единственным в мире регионом, полностью победившим терроризм, подчеркнул Р. Кадыров. Многие достойные сыны чеченского народа героически погибли на этом пути. Он напомнил, что десятки тысяч чеченцев и уроженцев Чеченской Республики мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Они защищали Ленинград, Москву, Сталинград и Кавказ, были в первых рядах с теми, кто штурмом брал Рейхстаг. Глава ЧР отметил, что 23 февраля неразрывно связано с трагическими событиями в истории чеченского народа. 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей в Сибирь и бескрайние степи Средней Азии. Сотни тысяч человек погибли от холода и голода. Он подчеркнул, что все усилия властей направлены на то, чтобы не допустить повторения трагедий. Глава республики отметил, что и сегодня чеченские военные полицейские с честью выполняют миротворческую миссию в Сирийской Арабской Республике. На них возложены исключительно ответственные задачи, связанные с поддержкой общественного порядка, обеспечением безопасности гражданского населения, достижением мирного урегулирования конфликта в САР. «Мы также проводим в Сирии широкомасштабную благотворительную акцию, которая охватывает миллион человек. Нуждающимся людям, детям-сиротам оказывается медицинская помощь, выдаются продукты питания и одежда», - отметил Р. Кадыров. Председатель Совета ветеранов ВОВ и тружеников тыла ЧР Эми Сулейманов отметил, что представители чеченского народа принимали активное участие в борьбе против фашистской Германии. «В годы Великой Отечественной войны из Чеченской Республики на защиту Отечества ушло свыше 44 тысяч человек. На их долю выпала историческая миссия отстоять независимость и будущее страны в самой жестокой битве всех времен и народов. Труженики тыла в массовом порядке принимали активное участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, оказании помощи фронту продуктами питания, теплыми вещами, горюче-смазочными материалами и строительством оборонительных сооружений. Чеченцы и выходцы из Чеченской Республики навсегда внесли вклад в историю страны, в память народа своими героическими подвигами», - сказал Э. Сулейманов. После официальной части участникам мероприятия была представлена концертная программа.   www.ChechnyaTODAY.com

  • Благодарность вручена за  плодотворное сотрудничество с Представительством информационного агенства ТАСС на Северном Кавказе, за постоянную помощь, индивидуальный подход к просьбам ТАСС, за профессионализм и открытость.   Директор Представительства ТАСС в СКФО Оксана Панамарева вручила «Благодарность» Генерального директора ТАСС Сергея Михайлова министру Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям печати и информации Джамбулату Умарову и выразила слова благодарности в его адрес. -Уважаемый  Джамбулат Вахидович, Вы с первого дня позволили нашему Представительству реализовать проекты на благо Чеченской Республики. Мы рады, что в Вашем лице обрели надежного партнёра и друга, надеемся на дальнейшее развитие нашего плодотворного сотрудничества,-  отметила она. В свою очередь, Джамбулат Умаров поблагодарил коллектив ТАСС в лице Генерального директора С.Михайлова. - Спасибо, что Вы так высоко оценили стратегическую линию Главы ЧР, Героя России Рамзана Кадырова по взаимодействию с федеральными средствами массовой информации. Если бы ни его энергия, ни его пример, ни его гражданская позиция, которая вдохновляет десятки миллионов наших граждан, то это награда не нашла бы своего героя. На самом деле эта награда ни только мне или нашему министерству, эта награда всем моим коллегам, которые также добросовестно и честно выполняют свои обязанности. Это общая победа тех, кому небезразлична  судьба их Родины, спасибо за столь высокую оценку,- сказал  Джамбулат Умаров. www.ChechnyaTODAY.com

  • В  СОШ №3 села Знаменское состоялся форум молодых педагогов Надтеречного района, организованный Ассоциацией молодых педагогов Чеченской Республики при поддержке Минобрнауки ЧР. Члены совета Ассоциации рассказали молодым педагогам Надтеречного района о целях ассоциации, о задачах, поставленных на ближайшее время, и о том, как вступить в организацию. «География Ассоциации молодых педагогов расширяется на территории нашей республики. Мы стараемся вовлечь в нашу ассоциацию как можно больше молодых и амбициозных педагогов, готовых повысить престиж своей профессии. Совместными усилиями мы можем достичь гораздо большего, делясь опытом друг с другом и регулярно участвуя в различных мероприятиях, организуемых Министерством образования и нашей ассоциацией. В ваших руках сделать вашу работу гораздо более престижной и приятной для вас самих, а мы вам в этом постараемся помочь», - сказал председатель Ассоциации молодых педагогов ЧР Шамхан Цуруев. В ходе мероприятия председателем отделения Ассоциации Надтеречного района избран Хизир Кусиев, учитель математики МБОУ «СОШ с.п. Зебир-Юрт». В Ассоциацию молодых педагогов ЧР могут вступить учителя республики в возрасте от 18 до 35 лет. Условия и форму заполнения анкеты для вступления в ассоциацию вы найдёте на сайте heharho.ru Напомним, Ассоциация молодых педагогов Чеченской Республики была создана в начале 2017 года для расширения возможностей и условий повышения профессионализма молодых учителей. Основной целью организации является объединение молодых педагогов, выражение их интересов, содействие в повышении творческого потенциала молодых педагогов и работников системы образования Чеченской Республики. поддержка молодых педагогов путём организации методической, психологической, информационной поддержки и юридической помощи, содействие в профессиональном развитии.www.ChechnyaTODAY.com

<< < Май 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 24 25 26
27 28 29 30 31