Ни рыба ни мясо Ни рыба ни мясо а что
Ни рыба ни мясо Разг. Неодобр. Неизм. Ничем не выделяющийся, не имеющий ярких отличительных свойств, заурядный человек....
Согласно ст. 54 ГК РФ любое юридическое лицо в нашей стране обязательно должно иметь наименование, указывающее на его организационную форму, а также местонахождение. Таким образом, налоговые органы могут отслеживать расположение организации и отличать ее от других с подобным названием и схожей экономической деятельностью. Эта информация позволяет ФНС и банкам отследить несоответствие официального адреса фактическому, и таким способом выяснить неблагонадёжность клиента или нежелание предпринимателя платить налоговые отчисления.
Для осуществления предпринимательской деятельности учредитель должен зарегистрироваться согласно правилам Гражданского кодекса. Вся информация о создании, реорганизации или ликвидации организации обязательно вносится в государственный реестр. Здесь же указывается и адрес юридического лица, правда, этот термин не совсем верно трактует понятие. Проблема в том, что «лицо» является субъектом гражданских прав и само по себе не может иметь конкретного места регистрации. Здесь уместнее говорить о местонахождении.
Ст. 54 ч. 2 ГК РФ определяет адрес юридического лица по месту его государственной регистрации в одном из отделений налоговой инспекции. В последние годы участились случаи, когда юр. лицо регистрируется по месту жительства или прописке самого учредителя. Против такой практики выступают налоговые органы, но суды в основном поддерживают предпринимателей.
Юридический адрес физического лица - довольно абсурдное определение, употребляемое в деловой речи и в некоторых официальных документах. Из-за того, что в законодательстве нет четких определений для понятий «фактический» и «юридический» адрес, происходит подмена значений и возможность разной трактовки. Получается, что фирма зарегистрирована в одном месте, но вся документация, сотрудники и вся ее деятельность сосредоточены в другом, которое считается фактическим.
Многие учредители пользуются формальностью этих понятий, при регистрации организации покупают адрес юридического лица. Поэтому в определенный момент у государственных служб, банков или правоохранительных органов могут возникнуть вопросы о правомерности подобной практики. Проблемы возникают и у клиентов, желающих по той или иной причине связаться с организацией.
Схожая схема прослеживается и в случае, когда регистрируется почтовый адрес юридического лица. Всю приходящую корреспонденцию получает и доставляет специальный человек в место фактического расположения предприятия.
Принципы оформления юр. лица в каждом регионе России разные, многое зависит от компетенции сотрудников налоговых органов и индивидуальных особенностей области. Однако первое, на что обращают внимание все службы ФНС - это не фигурирует ли предоставленная вами информация в списке, где указаны адреса массовой регистрации юридических лиц. Как правило, налоговые органы осведомлены обо всех подобных местах, и подобная попытка тут же обратит на себя внимание, организацию могут принять за фирму-«однодневку».
Во избежание неприятных последствий необходимо придерживаться установленных законом правил. Регистрация юр. лица может происходить следующим образом:
Практически все предложения о быстрой и недорогой прописке, которые легко найти в интернете, предлагают адреса массовой регистрации юридических лиц, где уже числятся сотни и тысячи наименований. Чем опасна подобная практика, будет сказано ниже.
Правовые отношения в вопросе регистрации предпринимательской деятельности регулируются Федеральным Законом от 8 августа 2001 года. Здесь указаны все документы, необходимые для внесения данных об организации в реестр государственного учета, а также прописаны условия, при которых оформляется адрес юридического лица.
Так, распространено мнение, что для подтверждения достоверности указанной информации требуется предоставить дополнительные бумаги, свидетельствующие о правомерности использования данного помещения. Например, договор об аренде, документ, подтверждающий право собственности и т. п. Однако в ст. 12 ФЗ от 8 августа 2001 года нет никаких упоминаний о необходимости предоставления дополнительных сведений о местенахождении юр. лица.
В этом случае отказ налоговых органов в регистрации неправомерен и может быть обжалован в суде. Оформление юридического лица носит уведомительный характер, кроме того, по закону органы ФНС не могут проверять достоверность предоставляемых сведений. На практике мало какие организации могут себе позволить тяжбы с налоговой службой, потому стараются представить все необходимые документы.
В России ежегодно фиксируются тысячи мошеннических действий с отмыванием «грязных» денег через фирмы-«однодневки», потому налоговой службой разработан особый алгоритм обнаружения недобросовестных предпринимателей. Основные положения о том, как проверить адрес регистрации юридических лиц на несоответствие законодательным условиям, прописаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61. Согласно этому документу, подозрение у налоговых служб могут вызвать следующие случаи:
При несоблюдении одного из указанных пунктов налоговые органы вправе требовать от организации предоставления реального адреса. В случае неоднократного игнорирования подобных просьб ФНС может потребовать ликвидации предприятия.
Для предупреждения любых мошеннических действий с регистрацией юридического лица Федеральной налоговой службой был создан специальный список неблагонадежных мест. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте государственной службы. Данная услуга полезна не только для сотрудников ФНС, но и для предпринимателей, регистрирующих адрес юридического лица.
Если учредитель приобретает данные об официальном местенахождении организации у сторонних людей, он идет на определенные риски, вне зависимости от того, находился ли он в курсе происходящего или нет. Покупка юридического адреса может привести к следующим нежелательным последствиям:
У добросовестных предпринимателей, которые с ответственностью подходят к регистрации юридического лица, подобных проблем не возникает. Неопытным учредителям необходимо заранее ознакомиться со всей законодательной базой по этому вопросу, а также просчитать возможные риски.
Для противодействия отмыванию средств, полученных преступным путем или же направленных на террористическую деятельность, в последние годы наметилась тенденция сотрудничества налоговых служб с государственными и частными финансовыми организациями. Банки обязали собирать дополнительную информацию о клиенте, которую потом они предоставляют в ФНС, а при необходимости и в правоохранительные органы.
При идентификации клиента банк вправе запрашивать весь пакет документов, в том числе и тех, которые подтверждают его право пользоваться указанным в заявлении правовым адресом. Несоответствия в этом вопросе могут стать поводом для отказа оформления расчетного счета. Для получения более подробной информации обо всех правилах и нюансах можно обратиться за помощью в такой банк, как Сбербанк, юридическим лицам. Адреса ближайших отделений представлены на интерактивной карте официального портала.
Со стороны налоговых служб порядок действий носит более жесткий характер:
Во избежание подобных неприятных ситуаций необходимо обратиться для подробных разъяснений в ту финансовую организацию, с которой предприниматель желает заключить соглашение.
Наиболее выгодные условия оформления расчетного счета, в том числе и через портал, предоставляет Сбербанк юридическим лицам. Адреса можно найти на официальном сайте.
И все же бывают ситуации, когда на приобретение собственного офиса просто нет средств, да и аренда специального помещения не входит в планы начинающего бизнесмена. В таких случаях можно прибегнуть к услугам специальных фирм, которые за определенную плату предоставляют адрес для юридического лица. В Москве такая практика особенно распространена, из-за недостатков собственной площади сотни предпринимателей вынужденно или намеренно обращаются в подобные учреждения.
Все риски, связанные с этим процессом, были оговорены выше. Для того чтобы свести их к минимуму, нужно придерживаться простых правил:
Следует учитывать, что подобная практика может повлечь ряд проблем в будущем, особенно когда необходимо будет произвести изменение адреса юридического лица. Трудности возникнут в случае регистрации в другой налоговой инспекции, необходимости уплаты госпошлины, переоформлении всех учетных документов, а также расчетного счета в банке.
Закон не запрещает организации переезжать в другое место неограниченное число раз, главное - следовать всем предписанным мерам. Смена адреса юридического лица не означает образование нового субъекта правовых отношений. Действия подобного характера связаны с определенными трудностями, в первую очередь при условии новой регистрации в другой налоговой инспекции.
В органы ФНС необходимо предоставить следующий пакет документов:
При предоставлении всех документов ответственному лицу будет вручено уведомление, где будет указана дата получения решения о том, что изменение адреса юридического лица подтверждено. После регистрации новых данных необходимо обновить коды статистики Госкомстата. А также обо всех изменениях нужно будет уведомить Пенсионный фонд, ФСС и ФОМС, а также банк, в котором находится расчетный счет. Чаще всего для этих целей используют Сбербанк, этот учреждение уже много лет ведет качественное юридическое обслуживание юридических лиц. Адреса ближайших отделений можно узнать на официальном сайте финансовой организации.
На практике компании сталкиваются с тем, что частая смена налоговых инспекций может привести к дополнительному вниманию со стороны ФНС, это действие органы воспринимают как попытку уйти от налогов. В идеале при переезде фирмы с одного места на другое адрес регистрации юридического лица лучше оставить прежним. При условии, что с владельцем арендуемого помещения у учредителя будет заключен официальный договор. В противном случае при первой же проверке данное место будет внесено в черный список, а ФНС вправе потребовать ликвидации организации.
Но даже в такой ситуации есть выход: через суд можно просить о дополнительном времени на исправление правовых ошибок. Однако столь радикальные меры скорее исключение, чем правило. Обычно ФНС обращаются с ходатайством об устранении фирмы в крайних случаях, когда все данные о ее деятельности не только отсутствуют в ЕГРЮЛ, но и нет никаких подтверждений фактической работы организации.
В таких случаях руководитель может пояснить, что письма по независимым от него причинам не доходили до места. Потом официально сменить все правовые данные и сообщить в надзорные органы об устранении проблемы. Обычно в ФНС такие действия признают и подтверждают статус учреждения.
Сегодня российское правительство уделяет много внимания проблемам неуплаты налогов, поэтому при создании собственной фирмы и регистрации юридического лица обязательно необходимо учитывать все риски будущих действий.
По итогам вышесказанного можно сделать следующие заключения:
Часто у предпринимателей трудности возникают на стадии оформления расчётного счета, у банка обычно вызывают подозрения несоответствия юридического и фактического адреса. Решить проблему можно с помощью предоставления дополнительных сведений о праве использования помещения, где зарегистрировано юр. лицо. К тому же необходимо тщательно выбирать банки для совершения финансовых операций, в крупной и надежной организации весь процесс отрегулирован и проверен, поэтому многие для открытия расчетного счета выбирают именно Сбербанк (для юридических лиц). Адреса в Москве можно найти на официальном сайте или в мобильном приложении.
Общие положения, регламентирующие правовой режим места нахождения и наименования юридического лица , содержатся в 54 статье ГК. У каждой организации, вне зависимости от каких-либо критериев, должно быть название. Коммерческим предприятиям необходимо иметь фирменное наименование. Согласно 54 статье ГК РФ, место нахождения юридического лица и его название должны указываться в учредительной документации. Рассмотрим далее основные требования, которые предъявляются к этим сведениям.
В 1 пункте ст. 54 ГК закреплено одно требование к наименованию юрлица: в нем должна быть указана организационно-правовая форма. Если законом предусматривается возможность образования вида юрлица, то в название включается указание только на соответствующий вид.
Наименование некоммерческой структуры должно содержать сведения о характере ее деятельности. Включение в название слов "Россия", "Российская Федерация" или производных от них допускается только в случаях, прямо закрепленных в законе, указах Президента, правительственных постановлениях или по разрешению, предоставленному в порядке, определенном Правительством.
В наименованиях юрлиц не могут использоваться сокращенные или полные названия федеральных госорганов. Исключения из этого правила устанавливаются в законе, президентских указах, правительственных постановлениях. Нормативными актами региональной власти может устанавливаться порядок использования в названиях юрлиц официального названия субъектов РФ.
В уставе организации должны присутствовать сведения, по которым ее можно идентифицировать. В их числе в первую очередь - наименование. Место расположения юрлица определяется по адресу нахождения его действующего постоянно.
У большинства компаний (АО, ООО, ОДО, унитарных предприятий, НКО) им является руководитель (директор, гендиректор, управляющий и пр.). Он, в отличие от коллегиальной исполнительной структуры фирмы, действует на постоянной основе без доверенности. Такое правило, в частности, закреплено в отношении 69 статьи ФЗ № 208. Как устанавливается в ст. 40 ФЗ № 14, единоличный орган юрлица может действовать от его имени без доверенности, а при отсутствии постоянно действующей исполнительной структуры ее функции могут передаваться иному органу. По решению собрания полномочия могут по договору предоставляться индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации либо лицам, наделенным правом действовать от имени компании без доверенности (к примеру, полным товариществам).
В Постановлениях Пленумов высших судебных инстанций разъясняется, что в ходе разрешения споров, касающихся определения места нахождения юридического лица , судам надлежит руководствоваться положениями 54 статьи и п. 2 ст. 4 ФЗ № 14. В соответствии с ними, адрес, по которому располагается фирма, определяется местом ее госрегистрации.
Вместе с этим следует учитывать, что Закон допускает изъятие из данного правила. В нормативном акте предусматривается, что в учредительной документации общества в качестве места нахождения может указываться адрес постоянного расположения структур управления или основное место ведения деятельности.
Местом нахождения юридического лица
может выступать адрес, по которому постоянно проживает его руководитель. По 2 части 17 статьи ЖК допускается использовать жилье для ведения профессиональной или предпринимательской деятельности гражданами, проживающими в нем на законных основаниях, если это не ущемляет права и интересы иных лиц и требования, которым должно соответствовать помещение.Вместе с тем при использовании квартиры или дома в качестве нежилого помещения по договору аренды могут возникнуть неблагоприятные последствия, которые связаны с налогообложением. Плата за пользование помещением, которое, на основании ГК, в качестве офиса использоваться не может, не учитываются при расчете налога с прибыли. В данном случае не исполняются положения 252 статьи НК.
Чтобы учесть расходы на аренду при расчете налога, необходимо, чтобы помещение, используемое в качестве офиса, имело статус нежилого. Согласно 3 пункту 288 статьи ГК, собственник вправе размещать предприятие, организацию, учреждение в объекте, переведенном из жилого в нежилой. Порядок изменения статуса помещения устанавливается ЖК.
В совместном Постановлении Пленумов ВАС и ВС от 1996 г. указано, что сделки, которые связаны с арендой, безвозмездным или иным, не обусловленным проживанием, пользованием жилыми помещениями, не переведенных в нежилые по правилам, закрепленным в ЖК, совершенные после вступления в действие ГК, признаются неосуществимыми на основаниях, указанных в Кодекса.
Они не обладают правовым значением. К прочим относят, в частности, почтовый адрес.
При государственной регистрации юридического лица контрольный орган вправе сверить информацию, присутствующую в заявлении и существующую в учредительной документации. Прочие адреса хозяйствующий субъект указывает самостоятельно по своему усмотрению. Однако проверка их достоверности не осуществляется.
В рамках как публичных, так и частных отношений корреспонденция должна направляться на реквизиты из выписки ЕГРЮЛ .
Согласно 23 статье НК, при изменении места нахождения юридическое лицо должно сообщить об этом в ИФНС письменно. Неисполнение данной обязанности влечет негативные последствия. В первую очередь, уполномоченный орган, лишившись достоверных сведений о месте нахождения юридического лица , утрачивает возможность осуществить контрольные функции.
На практике нередки ситуации, когда в учредительной документации указывается один адрес в качестве места нахождения, а другой - для приема корреспонденции. К примеру, у одной страховой компании в качестве места нахождения в уставе был указан г. Москва, а на фирменном бланке - г. Казань. Такое положение дел дезинформирует контрагентов и надзорные структуры. Минфин в одном из писем пояснил, что переписка со страховыми организациями должна вестись по адресу, указанному в учредительной документации. Прочие данные - уведомления о почтовом/фактическом адресе, реквизиты, приведенные на бланке, отличные от сведений, содержащихся в уставе, не должны приниматься во внимание.
Место нахождения юридического лица важно при определении места погашения обязательств, если оно не указывается в договоре или нормативном акте. Соответствующее положение закреплено в 316 статье ГК. Кроме того, существует общее правило определения подсудности: судебное разбирательство осуществляется по месту нахождения юридического лица - ответчика.
Как устанавливает 4 часть АПК, направляются по адресу, указанному участником спора, или по месту нахождения компании (ее обособленного подразделения) или адресу проживания физлица. Место расположения определяется адресом государственной регистрации юридического лица, если иное не закрепляется законодательством или учредительной документацией.
В законодательстве отсутствуют требования о предоставлении документов, удостоверяющих, что исполнительная структура общества действительно располагается по указанному адресу. Соответственно, отказ контрольного органа внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о факте постановки на учет компании, местом нахождения которой по документам является адрес учредителя, должен быть признан неправомерным. Поскольку основания для отказа отсутствуют, уполномоченный орган обязан завершить процедуру.
В Постановлении ФАС Центрального органа от 2006 г. подтверждается, что к заявлению о регистрации по месту нахождения юридическое лицо не должно прилагать бумаги, удостоверяющие отнесение объекта, адрес которого указан в качестве места расположения исполнительного органа общества, к нежилым. Налоговые структуры не вправе требовать от заявителей дополнительные доказательства и документы. Тем не менее за предоставление заведомо недостоверной информации заявитель должен быть привлечен к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Аналогичные последствия влечет несвоевременное уведомление юридическим лицом о смене места нахождения .
В РФ ведется Государственный реестр юридических лиц . В нем присутствуют сведения об образовании, реорганизации, а также иные данные о них. В Государственном реестре юридических лиц также содержатся документы, на основании которых были внесены соответствующие записи.
ЕГРЮЛ ведется в бумажном и электронном виде. В реестр включается информация о:
Оно выступает в качестве компании.
Фирменным наименованием считается название коммерческого предприятия, позволяющее отличать его от прочих участников оборота. В отношении него действует исключительное право, которое принадлежит только юрлицу и возникает при регистрации последнего.
Фирменное наименование обладает следующими признаками:
Они закреплены в разных нормах ГК. Согласно законодательству, в фирменном наименовании организации не могут присутствовать сокращенные или полные официальные названия:
В них также запрещено включать обозначения, не согласующиеся с общественными интересами, принципами морали и гуманности.
В фирменном наименовании унитарного госпредприятия может присутствовать указание на его принадлежность РФ или определенному субъекту России.
Как выше говорилось, использование в фирменном названии слов "Россия", "Российская Федерация", а также производных от них допускается при наличии разрешения. Оно выдается в порядке, определенном Правительством. В число производных слов входит понятие "российский" как на русском, так и иностранном языке в русской транскрипции.
Правила использования указанных терминов утверждены правительственным постановлением № 743 от 2005 г.
Требования к фирменным названиям устанавливаются рядом федеральных законов. К ним, частности, относят ФЗ "О банках, банковской деятельности", "Об унитарных муниципальных и государственных предприятиях", "Об АО", "Об ООО", "О производственных кооперативах" и пр.
В 3 пункте 69 статьи ГК закреплено требование о том, что в фирменном названии полного товарищества должны присутствовать или имена (наименования) его участников и словосочетание "полное товарищество", или имя (наименование) одного/нескольких участников со словами "и компания" и "полное товарищество". В п. 3 113 нормы Кодекса предусмотрено, что в наименование унитарного предприятия необходимо включать указание на лицо, являющееся собственником имущества.
Согласно 4 статье ФЗ "Об акционерных обществах", у хозяйствующего субъекта должно быть полное и может быть сокращенное наименование на русском, а также полное/сокращенное название на языках народов РФ или иностранном языке. В полном названии должно содержаться указание на тип предприятия (закрытое или открытое).
В сокращенное наименование следует включать слова "закрытое (или открытое) акционерное общество" или аббревиатуру "ОАО", "ЗАО". В фирменном названии субъекта на русском и национальном языке народов России могут присутствовать иноязычные заимствования, представленные в русской транскрипции или транскрипции соответствующих языков народов РФ. Данное положение, однако, не распространяется на термины и аббревиатуры, отражающие организационно-правовой тип общества.
На основании 5 статьи ФЗ № 2383-1, в фирменном названии юрлица не могут присутствовать слова "товарная биржа" или "биржа", если оно не соответствует требованиям этого нормативного акта.
Оно, в соответствии с 3 пунктом 1474 статьи ГК, заключается в запрете на использование одной организацией фирменного названия, тождественного наименованию другого юрлица либо схожего с ним до степени смешения. Данное правило действует, если эти фирмы ведут аналогичную деятельность и сведения о названии второго субъекта были включены в реестр ранее, чем информация о наименовании первого.
При реализации этого положения на практике судебным органам надлежит учитывать ряд нюансов. В первую очередь нужно принимать во внимание, что законодательство охраняет исключительное право на название организации, ранее другого включенного в ЕГРЮЛ. При этом момент начала деятельности обеих компаний значения не имеет.
Требование о прекращении использовать фирменное название, тождественное наименованию правообладателя либо схожего с ним, в отношении аналогичных видов деятельности, а также возместить убытки, причиненные этим, может заявлять исключительно правообладатель.
Орган, уполномоченный осуществлять госрегистрацию организаций, в соответствии с 5 пунктом 1473 статьи ГК, наделяется правом предъявить исковое заявление о понуждении к изменению названия только в случае, если оно не отвечает требованиям, закрепленным в п. 3 либо 4 указанной выше нормы. Другие субъекты не обладают правомочием направить требование о прекращении нарушений положений, предусмотренных пар. 1 76 главы ГК. При применении 1475 статьи Кодекса судебные органы должны учитывать, что эта норма не исключает возможности охраны в РФ прав на фирменное название иностранных организаций.
При создании юридического лица крайне важно соблюсти все требования, закрепленные законодательством. Это обязательное условие для государственной регистрации. При уклонении от исполнения предписаний организация не будет поставлена на учет как хозяйствующий субъект. Соответственно, ее деятельность будет считаться незаконной.
Для обеспечения надлежащего контроля сведения об организациях вносятся в ЕГРЮЛ. Особое значение среди них имеет место нахождения компании. Об изменении этого адреса предприятие обязано сообщать контрольному органу. Уведомление должно быть направлено в письменном виде. В случае неисполнения данного предписания к юридическому лицу могут быть применены санкции, предусмотренные действующим законодательством.
Место нахождения юридического лица означает определенный географический адрес, зарегистрированный по установленным законодательством правилам. Оно имеет большое значение при разрешении многих вопросов материального и процессуального права.
Оно должно быть фактическим. Но на практике место нахождения и место фактического размещения организации не всегда совпадают. Мало того, встречаются организации, которые некоторое время или постоянно работают без офиса, а их местом нахождения есть домашний адрес руководителя .
Если филиалы компании находятся в разных регионах, определить ее место расположения сложно. Поэтому согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ оно располагается по адресу постоянного учредителя. Таким образом, филиал Московской компании в Петербурге может иметь адрес филиала в Петербурге, а юридическое расположение в Москве.
В юридической практике часто можно встретить понятия «фактический» и «почтовый» адрес. Но даже эти термины сейчас не разъясняются в ГК или другом документе государственного характера. Как уже было сказано, юридический адрес является местом действительного расположения главного отделения компании .
Но часто бывают ситуации, когда компания «юридически» записана по одному адресу, а ее действительное место расположения находится в другом месте. Это легально и очень популярно среди компаний, работающих в России. Фактический адрес компании – это тот адрес, по которому можно отыскать руководителя компании на самом деле.
В результате «юридический» и «фактический» адреса могут быть разными. Хотя по закону не должно быть такой ситуации. Определение «фактический адрес» появилось из-за несовершенства содержания законов России. Действительное место нахождения учредителя компании имеет огромное значение для полноты и законности его работы.
Следует помнить о плохих последствиях, которые могут быть в ситуации отличия адреса, прописанного в документах, и фактического места расположения компании. Указание настоящего адреса в – в интересах самой компании. Компания несет все риски, связанные с несовпадением записанного в ЕГРЮЛ адреса и действительного места расположения компании.
Если у юрлица есть два различных адреса регистрации , лучше внести изменения в учредительные документы и пройти процесс смены записанного адреса на действительный. Таким образом, можно сделать вывод, что фактический и юридический адрес фирмы в идеале должны совпадать.
Почтовый адрес компании является адресом, который должен существовать для получения почты и обмена документацией . Данный адрес может не сходиться с юридическим адресом, ведь у них различное назначение. Компания может организовать процедуру отправления и получения писем по почте в любом подходящем для нее месте, это не запрещено государством.
Нужно заметить, что в законодательстве активно используется понятие «место нахождения компании», которое соединяет фактический и юридический адрес фирмы. Почтовый адрес может скоро выйти из делового обихода.
Подробнее про юридический адрес есть на данном видео.
Удостоверяют юридический адрес фирмы такие :
Данные документы также могут запросить налоговая служба и лицензионные органы. Сотрудники ФНС не могут требовать от общества предоставления других документов.
Регистрация юрлица носит уведомительный характер, поэтому налоговая служба не может отказать в данной регистрации по причине несоответствия информации, указанной в учредительных документах фирмы. Для ИП особых документов, которые удостоверяют адрес, нет.
Для некоторых видов деятельности нужно получение других документов от госорганов:
Есть определенные признаки недостоверности данных об юридическом адресе :
Если присутствует хотя бы один из перечисленных пунктов, данные об адресе юрлица можно считать недействительными. Если компания будет игнорировать все запросы регистрирующего органа о предоставлении настоящего адреса, суд может ее ликвидировать.
Обычно применение одного адреса при регистрации большого числа компаний может быть следствием того, что:
Если руководитель использует , ему могут отказать в регистрации юрлица, что объясняется в ФЗ от 8.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и частных предпринимателей».
В этом законе написано, что в ситуации, если у налоговой службы есть свидетельства недостоверности адреса нахождения фирмы, она может отказать компании в ее регистрации .
Последствием будет потеря государственной пошлины и тех средств, которые были оплачены за помощь в оформлении документов для регистрации. Несмотря на то, что недостоверный адрес организация может легко устранить, сотрудники налоговой службы часто подают в суд на налогоплательщиков.
Также за предоставление недостоверной информации о юрлице при его регистрации начисляется штраф в размере 5-10 тысяч руб. Это наказание предусматривает п. 4 статьи 14.25 КоАП России . Больше того, если налоговая служба получила данные о поддельных документах при регистрации компании, то она может отправить материалы в правоохранительные органы с задачей открытия уголовного дела.
Сотрудники налоговой службы могут отослать в банковскую организацию, где у компании есть расчетный счет, данные о неверном адресе, чтобы финансовая компания приняла нужные меры для выполнения запросов закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов» №115-ФЗ от 7 августа 2001 года.
Смена места расположения ЮЛ при переезде в другой город занимает более месяца и проходит в две стадии:
На первом этапе, в течение трех дней после принятия постановления о нужно уведомить об этом налоговые органы. Для этого регистрирующей ИФНС по старому адресу по основному регистрационному центру ИФНС (обычно находится в столице субъекта РФ) следует предоставить:
На основе данной документации налоговая служба через пять дней записывает в ЕГРЮЛ данные о принятии обществом постановления о смене места положения компании.
Не раньше 20 дней после внесения записи в государственный реестр руководитель компании должен опять обратиться в ИФНС, но уже по своему действующему адресу. Директор компании может быть привлечен к административной ответственности за несвоевременную подачу документов или полное бездействие.
Инструкция по выбору юридического адреса представлена ниже.
ГК РФ Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
Позиции высших судов по ст. 54 ГК РФ >>>
1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
(см. текст в предыдущей редакции)
Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.
2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
(см. текст в предыдущей редакции)
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений , доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.
Проблема юридических и фактических адресов существует уже давно, хотя, казалось бы, все необходимые нормы для ее решения действуют. Однако если раньше проверить достоверность юридического адреса налоговым органам было не всегда под силу, то сейчас у них появились для этого новые инструменты.
В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица. Такой адрес получил название «юридический». Он отражается в «Едином государственном реестре юридических лиц» (ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом (пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее - Закон № 129-ФЗ).
Местонахождение юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Указание недостоверных сведений об этом адресе в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному адресу, а также препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля. На эти обстоятельства указывают и суды (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2009 г. № А19-13374/08-65-Ф02-1648/09).
…у многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация.…
Кроме того, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в , а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя. Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ о его адресе, ссылаться на данные, в него не внесенные, а также на недостоверность данных, в нем содержащихся. На это указал Пленум ВАС в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61 (п. 1). А с 1 сентября 2013 г. норма, аналогичная данной позиции, будет закреплена в статье 165.1 ГК РФ (введена Федеральным законом № 100-ФЗ от 7.05.2013 г.). В ней указано, что под юридически значимыми сообщениями понимаются заявления, уведомления, требования, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица. Они влекут последствия для этого лица с момента их доставки лицу или его представителю.
При этом сообщение считается доставленным в тех случаях, когда оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или он не ознакомился с ним. Такое может произойти, например, в том случае, если организация по своему юридическому адресу не располагается. Действительный адрес организации (адрес арендованного или собственного помещения) в этом случае мы понимаем как фактический. Однако этот адрес не отражен ни в учредительных документах организации, ни в ЕГРЮЛ, то есть у налоговых органов, контрагентов или других лиц нет доступной информации о нахождении организации по такому адресу. Наличие адресов, отличных от юридического адреса, предусмотрено законодательством только в случаях постановки на учет филиала организации, ее представительства или обособленного подразделения
Ранее регистрирующий орган не был наделен полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных на госрегистрацию. Однако с 30 июня 2013 г. все изменилось.
Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее - Закон № 134-ФЗ), вступивший в силу с этой даты, внес несколько важных изменений в ГК РФ Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) и Закон № 129-ФЗ.
Законом № 134-ФЗ в новой редакции изложена статья 51 ГК РФ. Пункт 3 этой статьи теперь гласит, что до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.
Параллельно перечень условий для отказа в государственной регистрации, содержащийся в статье 23 Закона № 129-ФЗ, был значительно расширен. И теперь подпунктом «р» пункта 1 этой статьи предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе местонахождения юридического лица.
На вопрос о том, при каких условиях сведения о юридическом адресе могут быть признаны недостоверными, поспешил ответить Пленум ВАС.
Пленум ВАС 30 июля 2013 г. издал постановление № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее - Постановление № 61).
Судьи в первую очередь отметили, что поскольку отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом, регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе (то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом).
Однако такой отказ должен быть мотивирован исчерпывающим образом и содержать не только ссылку на норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые свидетельствуют о недостоверности сведений (п. 3 постановления № 61).
Обратите внимание
Сведения о «массовых адресах» размещаются для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России www.nalog.ru .
Об этом может свидетельствовать следующее:При наличии хотя бы одного из этих условий сведения об адресе считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться. Пленум ВАС, однако, не разъясняет, что это за документы. А между тем Закон № 129-ФЗ содержит исчерпывающие перечни документов, представляемых на государственную регистрацию. Регистрирующий же орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с заявлением о госрегистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений, в том числе дополнительных документов, помимо тех, что предусмотрены Законом (п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Об этом и напомнил Пленум ВАС (п. 2 постановления № 61).
У многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация? То есть помещения еще не заключались и, возможно, не будут заключаться, поскольку в наличии офиса вообще нет необходимости. Могут ли отказать в регистрации или «перерегистрации» компании, если она заключила договор аренды помещения, непригодного для ведения ее деятельности? Такие ситуации небезнадежны. Пленум ВАС сделал два важных замечания.
Во-первых, адрес юридического лица может отличаться от адреса, по которому осуществляется его непосредственная деятельность, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т. п.). Ведь по юридическому адресу должен располагаться постоянно действующий орган. Поэтому регистрирующий орган не вправе отказывать в госрегистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации (п. 4 Постановления № 61).
Во-вторых, регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима, но только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если этот адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (например, адрес гендиректора).
Последствиями недостоверности юридического адреса организации могут быть:
Если у регистрирующего органа в наличии будет информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, он направляет ему, его учредителям, генеральному директору уведомления о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения об адресе. Если такие сведения не представлены в разумный срок, он может обратиться в арбитражный суд с требованием о (п. 6 постановления № 61);
Банки обязаны идентифицировать лиц, находящихся у них на обслуживании и устанавливать в отношении юридических лиц, в частности, адрес их местонахождения (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее - Закон № 115-ФЗ). Они также обязаны систематически обновлять информацию о Клиентах (п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием договора банковского счета как при его заключении, так и при исполнении этого договора. Поэтому непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора в силу Закона о противодействии легализации преступных доходов (постановление Президиума ВАС от 27.04.2010 г. № 1307/10);
Неполучение документов от налоговых органов (требований о представлении документов, уплате налогов и т. п.). С 30 июля 2013 г. в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте, они должны быть направлены налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу ее местонахождения (местонахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ. Такие изменения в пункт 5 статьи 31 НК РФ внес Закон № 134-ФЗ. Документы, направленные на «официальные» адреса, будут считаться полученными на шестой день со дня их отправки заказным письмом, даже если налогоплательщик фактически их не получил (п. 4 ст. 31 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ);
Привлечение к налоговой ответственности за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе. Любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места, признается обособленным подразделением организации. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется такое подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).
Таким образом, если организация ведет деятельность по адресу, отличающемуся от юридического, то этот адрес формально является местонахождением ее обособленного подразделения. О таком обособленном подразделении организация должна сообщить в налоговый орган в течение одного месяца со дня его создания (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ). Пунктом 2 статьи 116 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей (письмо Минфина от 03.09.2012 г. № 03-02-07/1-211, постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 г. по делу № А40-123199/11-20-500). Хотя не исключено, что налоговые органы воспользуются разъяснениями Минфина, данными в письме от 17 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/12946, и привлекут организацию к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы сведений (если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ). Тогда размер штрафа составит всего 200 рублей за каждый непредставленный документ. Однако рассчитывать на такую лояльность налоговых органов, по нашему мнению, не стоит.
Кроме того, если организация фактически не располагается по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, ей следует « » по достоверному (фактическому) адресу, а не регистрировать «мнимое» обособленное подразделение. За указание недостоверных сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе, предусмотрена административная ответственность.
Представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в соответствии с частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность в виде предупреждения либо наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. рублей.Юлия Синицына , ведущий эксперт-юрист Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Консультант»
Процесс госрегистрации без труда
С бератором «Юрист на предприятии» вы с легкостью реорганизуете свою фирму, создадите новую, разрешите любой конфликт с контрагентами и с честью пройдете процедуру любой проверки.