Презентация бедная лиза карамзин. Николай Карамзин «Бедная Лиза

Слайд 2

Цель урока:

Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма

Слайд 3

Задачи:

образовательные: закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина; дать понятие сентиментализма как литературного направления; представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма; воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения. воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека. развивающие: развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения; расширять словарный запас; способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

Слайд 4

Н.М.Карамзин Военная служба Смерть отца Отставка Симбирск Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории Симбирская губерния Родовитая, но небогатая дворянская семья Светское образование Знание иностранных языков Путешествие по Европе

Слайд 5

Сентиментализм

Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. От англ. SENTIMENTAL – чувствительный. «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)

Слайд 6

Работа с полотном

Ф. Рокотов «Портрет Екатерины II» В. Боровиковский «Екатерина II»

Слайд 7

Сравнительная таблица

Слайд 8

История создания повести

Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой. Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.

Слайд 9

Эпигонство (от древнегреческого– «родившееся после») - нетворческое следование традиционным образам и назойливоеповторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов,мотивов, в частности - подражание писателям. Эпигонство

Слайд 10

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам» Заочная экскурсия по окрестностям Москвы

Слайд 11

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря». Симонов монастырь

Слайд 12

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». Москва-река

Слайд 14

Слайд 15

«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим». Село Коломенское

Слайд 16

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Роль пейзажа в повести

Слайд 17

Рассказчик является полноценным героем повести. Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Образ повествователя в повести

Слайд 18

«Золушка» «Повесть о Петре и ФевронииМуромских» «Барышня-крестьянка» Шарль Перро А.С.Пушкин Ермолай-Еразм Тема любви и социального неравенства

Слайд 19

бедная Социальное положение небогатая, живущая в бедности Отношение автора несчастная, горемычная, её жалко Социальный статус героини

Слайд 20

Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры. Сопоставление героев

Слайд 21

Художник Кипренский «Бедная Лиза» В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышамив руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе». Мотив белизны, чистоты и свежести

Слайд 22

Первая встреча

«…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

Слайд 23

При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове». Мотив денег

Слайд 24

Слайд 25

Лиза трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная

Слайд 26

Лиза любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая радостная душа прелестная

Слайд 27

«Лиза рыдала - Эраст плакал - оставил её - она упала - стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся - далее - далее - и, наконец, скрылся, - воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Сцена расставания героев

Слайд 28

Причины самоубийства Лизы Потеря смысла жизни Измена Эраста Легкомыслие Эраста Любовь к Эрасту Обманутое доверие

Слайд 29

«…Теперь, может быть, они уже примирились!»

  • Слайд 30

    Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными? В чем смысл заглавия? Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие? Итоги

    Слайд 31

    Домашнее задание

    Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

    Слайд 32

    Источники

    Галузина Л.В. Уроки литературы в 8-м классе: Развёрнутое планирование. Ярославль, 2003. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 512с. – (В помощь школьному учителю). Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. – Уроки литературы. - №7. – 2002/ Приложение к журналу «Литература в школе». Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 8-й класс. М., 2002. rusedu.ru›detail_2259.html power-point-ppt.narod.ru›biografiya…prezentaciya… рефак.рф›1726_gotovye_prezentatsii_po…o_karamzine/ ps.1september.ru

    Посмотреть все слайды




    Она была придумана Николаем Михайловичем Карамзиным и впервые применена им в 1797 году во втором альманахе стихов «Аониды». Это самая молодая гласная русского языка. До этого для обозначения ударного «о» после мягких согласных использовали диграф io, введённый в 1735 году.


    Выдающийся литературный критик Белинский говорил: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество... повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта», повести, в которых «как в зеркале, верно отражается жизнь сердца... как она существовала для людей того времени». «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности», - писал А.С. Пушкин.




    Вот в чём видел секрет литературного творчества Карамзин: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…»






    «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты…»

















    Лиза Эраст Имя Елизавета означает «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка. Имя Эраст означает «возлюбленный» Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии… Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.


    Художник Кипренский В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».




    При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».


    Лиза рыдала Эраст плакал оставил её она упала стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся далее далее и, наконец, скрылся, воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти. Объясните постановку тире.







    Тема урока «Обобщение и систематизация материала по Повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Н.В.Черноситова Цели урока Обобщить знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»; формировать умения видеть отличительные черты сентиментализма в произведениях искусства; тренировать умения и навыки выборочного чтения, воспитывать у детей гармонию рассудка и чувства в любви; гуманное отношение к человеку; . Актуализация знаний 1.Что такое сентиментализм? 2.Назовите отличительные черты сентиментализма? 3.Назовите представителей сентиментализма в литературе? Сентиментализм – литературное направление в литературе и искусстве 2-й половины 18 века. Отличительные черты сентиментализма. 1.Интерес к человеческому чувству. 2.Эмоциональное восприятие окружающего мира. 3.Герой – человек простой, незнатный. 4.Пейзаж – не фон, а кусок живой природы, воспринятый не умом, а сердцем. 5.Литературный язык сближается с разговорным. Ярким представителем сентиментализма в литературе является Н.М.Карамзин Н.М.Карамзин (1766 – 1826)

    • «Московский журнал»
    • «Письма русского путешественника»
    • «Наталья, дочь боярская»
    • «Бедная Лиза»
    • «История государства Российского»
    Организация исследовательской деятельности по проблематике, характеристике образов повести, выявлению позиции автора. Задания 1 группе История любви
    • Как называется повесть Н.М.Карамзина?
    • Что положено в основу повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»?
    • Назовите героев повести.
    • Что автор говорит о Лизе, её семье?
    • Как встречаются герои повести?
    • Что можем сказать о любви Лизы к Эрасту?
    Орест Кипренский Орест Кипренский Русский живописец и рисовальщик. Содержание портретов Кипренского - духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность Орест Кипренский Незаконный сын помещика А. С. Дьяконова, записанный в семью его крепостного человека А. К. Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788-1803) у Г. И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуаена. Жил и работал в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), в 1816-22 и с 1828 - в Риме и Неаполе. О.А. Кипренский "Бедная Лиза" 1827 Из всех портретов, написанных Орестом Адамовичем Кипренским, этот, пожалуй, более всего интересен своей предысторией. Поскольку связан не только с известной повестью Н. Карамзина «Бедная Лиза», но и с биографией самого художника. Художник пишет свою «Бедную Лизу» в 1827 г. Многие отмечали, что он в этой работе милосердием своим превзошел Н.М. Карамзина. Глядя на картину, мы можем увидеть в ней отражение типичных черт сентиментализма: интерес к простому, незнатному человеку, проявление человеческих чувств любви, тревоги, печали. Работая над портретом, он скорее всего вспоминал мать, любовь которой была разбита, жизнь исковеркана. Художник пишет свою «Бедную Лизу» в 1827 г. Многие отмечали, что он в этой работе милосердием своим превзошел Н.М. Карамзина. Глядя на картину, мы можем увидеть в ней отражение типичных черт сентиментализма: интерес к простому, незнатному человеку, проявление человеческих чувств любви, тревоги, печали. Работая над портретом, он скорее всего вспоминал мать, любовь которой была разбита, жизнь исковеркана. Кипренский, сам немало переживший, не мог не видеть реальных причин, погубивших девушку. Ведь его собственная мать была жертвой крепостнических законов. Не случайно он обратил внимание на слова Лизы: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином...» Предчувствия не обманули девушку: возлюбленный бросил ее и женился на дворянке, «пожилой богатой вдове». Кипренский, сам немало переживший, не мог не видеть реальных причин, погубивших девушку. Ведь его собственная мать была жертвой крепостнических законов. Не случайно он обратил внимание на слова Лизы: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином...» Предчувствия не обманули девушку: возлюбленный бросил ее и женился на дворянке, «пожилой богатой вдове». Картина написана на сюжет повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792), с восторгом встреченной публикой. В основе повести тема, чрезвычайно популярная в литературе сентиментализма: трогательная и трагическая история юной, чистой душой девушки из поселян, соблазненной молодым дворянином. Слова Карамзина «и крестьянки любить умеют» стали девизом целого поколения просвещенной дворянской молодежи. Повесть воспринималась как быль. Окрестности московского Симонова монастыря и место гибели героини, «Лизин пруд», стали надолго местом паломничества образованной публики. Кипренский как бы возвращается к образности эпохи сентиментализма. Художественный язык прост, но символически насыщен. Кипренский и изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей должно расстаться. Сочетание розового и белого в одежде героини означает чистоту и свежесть юности, гвоздика в ее дрожащей руке – нежную искреннюю любовь.
    • Мог ли Кипренский иначе написать крестьянку, с чувствами которой никто и никогда не будет считаться? Ведь у ее любви нет будущего. И повинно в том социальное неравенство. Художник прекрасно понимал, что, воссоздав на полотне всем известный литературный образ, он старается если не укорить общество в несправедливости его законов, то хотя бы вызвать слезы сострадания в чувствительных душах.
    История любви
    • Что автор говорит о жизни Эраста? Подберите цитаты из текста.
    • Почему встреча с Лизой заставила героя отказаться от света, светских развлечений?
    • Чем является любовь Лизы для Эраста?
    • Что в итоге?
    • А как рассказчик относится к любви Эраста ? Найдите слова в тексте.
    • Но как ведет себя Эраст после гибели Лизы?
    • О чем это свидетельствует?
    • Что открывают нам слова в конце повести: «Теперь, может быть, они уже примирились»?
    • Значит, возродилась душа, была прощена? При каком условии могло произойти примирение?
    Выводы по исследовательской деятельности 1 группы
    • Карамзин сумел показать богатство души Лизы, глубину ее чувств.
    • В любовных отношениях Эраста присутствует некая двойственность. Это следствие «доброго сердца» и пагубной окружающей среды.
    • Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности.
    А теперь на примере повести попробуем исследовать «анатомию» любви. Задание 2 группе Проблема. Карамзин ставит вопрос о возможности и невозможности счастья в любви. 1. Что такое, по- вашему, любовь? (Высказывания учащихся) 2. Что такое счастье? 3. Поддается ли оно контролю? 4. Какое счастье бывает полным – бездумное или разумное? 1)Вспомним сцену счастья. Страстная дружба, где нет ни прошлого, ни будущего. Любовь живет настоящим. 2) Вспомним жизнь Эраста. Карамзин говорит, Что «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». Как вы это понимаете? Лексическое значение слов Любовь- 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.2.Склонность, пристрастие к чему-нибудь. Счастье- 1.Чувство и состояние полного удовлетворения. 2.Успех, удача Из Словаря русского языка С.И.Ожегова Выводы исследовательской деятельности 2 группы
    • Лизе и Эрасту суждено было испытать минутное счастье, когда они ничего не боялись, ни о чем не думали, отдавшись полностью течению чувств. И в этом всемогущая сила любви!
    • Но на примере жизни Эраста Карамзин предупреждает нас о необходимости рассудка.
    Тема рассудка. Проблема. Нужен ли рассудок в любви?
    • Тема рассудка начинает звучать в повести почти сразу. Где?
    • 2) Рассудком или чувствами жили в любви Эраст и Лиза?
    Выводы Миг любви, когда человек весь отдается чувству, прекрасен, - это счастливый миг, но долгую жизнь и прочность чувству дает рассудок, разум. Гимнастика для глаз по системе Базарного Образ Природы. Задание 3 группе Проблема. Но существует, по Карамзину, высшие силы, который выносят свой приговор человеку: Лиза за то, что бездумно и безоглядно любила, обрекла себя на гибель физическую. Эраст за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель моральную.
    • В каком образе представлены высшие силы?
    • Что обозначают ландыши в руках Лизы?
    • Почему ландыши Лиза бросает в Москву-реку?
    • Иногда Природа точно осторожно «предупреждает» ее.. Когда?
    • Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. Подтвердите цитатами.
    • Природа «скреплена» с Лизой и в минуту ее беды - в минуту ее «заблуждения». Где?
    • 6)А связана ли Природа с Эрастом? Подтвердите свой ответ цитатами.
    Выводы Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой. Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза,молнии, дождь - все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой. В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья... Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо. Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно. Образ рассказчика. Задание 4 группе Проблема. Какова душа его? 1) Анализ описания. «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада... Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну, туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою». Что мы можем сказать об авторе? Как он относится к своим героям? Какова его позиция? Выводы Автор- человек тонко чувствующий природу, любящий природу, способный видеть красоту природы, ощущать гармонию с природой. Автор не обвиняет своих героев, он объясняет их поведение, сочувствует Лизе, сожалеет о её гибели. В его позиции выражено гуманное отношение к человеку. Какие нравственные уроки Карамзина достойны вашего внимания? Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» - нравственное и эстетическое. В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали. Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством». Обобщение Каким урокам нравственности учат нас произведения искусства? Рефлексия Чем мы занимались на уроке? К каким выводам мы пришли, прочитав повесть Карамзина? Что мы узнали нового о произведениях живописи? Какие нравственные уроки для себя извлекли? Кому было трудно на уроке? Почему? Что нужно, чтобы легко было работать на уроках?

    И нежная улыбка пробежала
    Красавицы на пламенных устах,
    И вот она с томлением в глазах
    К любезному в объятия упала...
    "Будь счастлива!" - Эрот ей
    прошептал,
    Рассудок что ж? Рассудок уж
    молчал.
    А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»

    Теоретический аспект

    Род литературы
    Жанр
    Композиция
    *Кольцевая, «рассказ в рассказе»
    - В каких произведениях встречали?
    * Наличие рассказчика. Для чего?

    СЮЖЕТ

    Любовь Лизы и Эраста.
    Рассказать содержание коротко, сжать
    текст до нескольких предложений.
    - Какой герой является главным.
    Почему?
    - Докажите, что это произведение
    сентиментализма.

    Сентиментализм

    Основная идея
    Стремление представить человеческую личность
    вдвижениях души
    Основная тематика
    Любовная
    Герои и характеры
    Отказ от прямолинейности
    простым людям
    в оценке характеров, внимание к
    Роль пейзажа
    Средство психологической характеристики героев
    Основные жанры
    Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание,
    идиллия

    Проблематика повести

    Проблема любви
    Проблема рока и
    обстоятельств
    Проблема природы и
    человека

    Значение Симонова монастыря в
    повести «Бедная Лиза»
    Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её
    окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию
    достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством:
    обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые
    читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию
    современницы - не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил
    название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина - массу подражаний.
    Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями («В
    струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий,
    воздохни!»).
    «….тут образ Богоматери обращает наприятелей в бегство…..но всего чаще
    привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной
    судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!...»

    Герои повести
    Эраст
    Лиза
    мать Лизы
    автор
    подружка
    Анюта
    богатая вдова

    Кто же главный герой повести? Какую характеристику дают ему другие герои?

    КТО ЖЕ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ?
    КАКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДАЮТ ЕМУ
    ДРУГИЕ ГЕРОИ?
    ЛИЗА
    милая
    трудолюбивая
    отрада
    старости
    Божеская
    милость
    кормилица
    нежная
    любезная

    Какую характеристику герою дает автор?

    КАКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ
    ГЕРОЮ ДАЕТ АВТОР?
    трудолюбивая
    любила
    матушку
    прелестная
    ЛИЗА
    робкая
    чистая
    услужливая
    радостная душа
    самоотверженная

    Каков Эраст? Как его характеризует автор?

    КАКОВ ЭРАСТ? КАК ЕГО ХАРАКТЕРИЗУЕТ
    АВТОР?
    Эраст
    Доброе
    лицо
    Эгоизм,
    легкомыслие
    Богатый
    дворянин
    Доброе
    сердце
    Жизнь из
    удовольствий
    Слабый и
    ветреный
    Ищет
    счастье в
    забавах

    Первая встреча

    ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА
    …. Лиза пришла в Москву с
    ландышами. Молодой,
    хорошо одетый человек,
    приятного вида, встретился
    ей на улице. Она показала
    ему цветы – и
    закраснелась. «Ты
    продаешь их, девушка?» –
    спросил он с улыбкою. –
    «Продаю», - отвечала она.
    – «А что тебе надобно?» –
    «Пять копеек».- «Это
    слишком дешево…….»

    Автор наблюдает за сменой Лизиных чувств

    АВТОР НАБЛЮДАЕТ ЗА
    СМЕНОЙ ЛИЗИНЫХ ЧУВСТВ
    Смущение
    Грусть
    Безумная радость
    Печальное раздумье
    Восторг
    Страх
    Величайшее беспокойство
    Отчаяние
    Потрясение
    САМОУБИЙСТВО

    ЛЮБОВЬ – НРАВСТВЕННАЯ
    ПРОВЕРКА ГЕРОЕВ
    Лиза
    Эраст

    Любовь – нравственная проверка героев

    ЛЮБОВЬ – НРАВСТВЕННАЯ
    ПРОВЕРКА ГЕРОЕВ
    Лиза
    Сила характера,
    способность к
    глубокому чувству,
    Нежность,
    самоотверженность, НО
    БЕЗРАССУДНОСТЬ
    Эраст
    Двойственность натуры,
    пагубность среды,
    легкомыслие, эгоизм.
    Ему кажется, что он
    воскрес для новых
    чувств, но их глубины
    нет. Победу одерживают
    не высокие, а низкие,
    привычные чувства.
    Душа не очистилась от
    зла, обманывает Лизу.

    Выводы:

    1. Карамзин показывает, что любовь
    играет большую роль в
    человеческой жизни.
    2. Но он предупреждает, что
    исполнение всех желаний есть
    самое опасное искушение в любви,
    так как это ведет если не к гибели,
    то к самым роковым изменениям.
    3. По его мнению, необходим
    рассудок
    ВЫВОДЫ:

    Тема разума, рассудка

    ТЕМА РАЗУМА, РАССУДКА
    ЭРАСТ.
    Ни о чем не думает, плывет по течению, строит
    идиллические планы о жизни с Лизой как с
    сестрой
    ЛИЗА
    Задумывается о своей судьбе, но ее разуму не
    дано восторжествовать.
    РАССКАЗЧИК
    Постоянно в напряжении, он рядом с героями,
    но ничем не может им помочь.
    «Безрассудочный человек, всегда ли рассудок
    есть царь твоих чувств?»

    Тема разума, рассудка.

    ТЕМА РАЗУМА, РАССУДКА.
    Что преобладает в отношениях Лизы и
    Эраста?
    Чувства, а не рассудок, в этом причина их
    бед. Если людьми управляют страсти, то
    за счастьем, удовольствием последует
    расплата – наказание.
    «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель
    твой?»
    Вывод: Миг любви, когда весь отдаешься

    Проблема рока и обстоятельств

    ПРОБЛЕМА РОКА И
    ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
    Обстоятельства –
    Сумма реальных причин, в них нет той
    безысходности, как у рока.
    Эраст вынужден идти в армию; жениться на
    богатой вдове, чтобы поправить свое
    материальное положение.
    РОК - ?
    НО, по Карамзину, существуют высшие,
    фатальные силы, которые выносят
    человеку свой приговор.

    Итог бездумности

    ИТОГ БЕЗДУМНОСТИ
    ЛИЗА обрекла себя за то, что бездумно,
    безоглядно любила, на гибель
    ФИЗИЧЕСКУЮ.
    ЭРАСТ за то, что не сдержал клятвы быть
    всегда с Лизой, обрек себя на гибель
    МОРАЛЬНУЮ: «он был до конца своей
    жизни несчастен».
    АВТОР не обвиняет героев, а объясняет
    причины их бед, предупреждает читателя о
    возможных бедах, если они забудут о
    разуме.

    Проблема человек и природа

    ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕК И
    ПРИРОДА
    Высшие силы представлены в образе природы:
    ОНА 1. Воплощение красоты.
    2. Чувствующий разум (сочувствует,
    одобряет, порицает, предупреждает, становится
    врагом).
    ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с
    природой, и он же может превратиться в игрушку
    страшных роковых сил.

    Образ природы

    1. Первая встреча с Эрастом – Лиза держит в руках
    ландыши.
    2. Ландыши потом она бросит в речку.
    3. Природа предупреждает: Лиза не спала всю
    ночь в самом начале возникновения любви.
    Утром туман – символ неясности. (вещий туман
    – Л. не видит своего будущего, оно закрыто для
    нее).
    4. Во время Лизиного заблуждения природа
    бушует: «грозно шумела буря, дождь лился из
    черных облаков…натура сетовала о потерянной
    Лизиной невинности» Найти в тексте описание
    природы.
    ОБРАЗ ПРИРОДЫ

    Образ природы

    ОБРАЗ ПРИРОДЫ
    5.Природа жалеет Лизу, когда Эраст уезжает
    в армию. Лиза уединяется в лесу. «Горлица
    соединила свой жалобный голос с ее
    стенаниями».
    6. В произведении природа сочувствует
    Лизе, жалеет ее, но не проклинает, не
    осуждает.
    7. Лизу сопровождает свет, солнце.
    8. Эраст всегда появляется вечером., даже
    свет луны освещает волос Лизы, но не
    касается Эраста. Все, к чему прикасается
    этот герой, гибнет и морально, и духовно.

    Выводы

    ВЫВОДЫ
    1. Миг любви, когда весь отдаешься
    чувству, прекрасен, но долгую жизнь и
    прочность чувствам дает РАЗУМ.
    2. Существуют высшие, фатальные
    силы, которые выносят человеку свой
    приговор.
    3. Человек может находиться в гармонии
    с природой, и он же может превратиться
    в игрушку страшных роковых сил.
    4. Природа наделена разумом, и не
    считаться с ее оценками неразумно.
    Какие выводы сделали для себя?

    ДОМА

    1.Устно – а)Тема любви;
    б) Тема разума, рассудка;
    в) Проблема рока и
    обстоятельств;
    г) Человек и природа.
    2.Карточки:
    *Сентиментализм.
    *Теория литературы по повести.
    *Выдержала ли Лиза проверку
    любовью?
    Случайные статьи

    Вверх