Судебная практика 201 ук. Что подпадает под понятие «злоупотребление»

1. Объективная сторона преступления характеризуется:

  • 1) использованием лицом своих полномочий вопреки законным интересам организации (общественно опасное деяние);
  • 2) последствиями в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства;
  • 3) причинной связью между поведением служащего и этими последствиями.

2. Общественно опасное деяние реализуется как путем действия (совершаемого в пределах или с превышением своих полномочий), так и путем бездействия служащего соответствующей организации, выражающихся в использовании управленческих полномочий вопреки законным интересам этой организации.

Полномочия того или иного лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут быть определены законом или иным нормативным актом, не противоречащими им уставом организации, договором (контрактом), приказом, распоряжением.

3. Использование лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации следует понимать широко: как совершение деяния против определенных в законе и в учредительных документах задач деятельности организации.

4. Преступление считается оконченным с момента наступления существенного вреда в результате злоупотребления полномочиями, который устанавливается судом по каждому конкретному делу исходя из обстоятельств совершения преступления. Будучи по своему содержанию как имущественным (материальным), так и любым другим (моральным, физическим, организационным), он может быть причинен своей организации, в связи с чем уголовное преследование по такому факту осуществляется по заявлению или с согласия организации. Если же существенный вред наносится интересам других организаций, а также гражданам, обществу и государству, то уголовное преследование производится на общих основаниях.

5. Субъект специальный - лицо, достигшее возраста 16 лет:

6. К организационно-распорядительным рекомендуется относить функции по управлению трудовым коллективом (руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины и т.д.), а к административно-хозяйственным - полномочия по управлению и распоряжению имуществом (принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей и т.п.) (п. п. 3 и 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").

7. Принципиальное отличие преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, от перечисленных в гл. 30 УК состоит в особенностях их объекта и субъекта.

8. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью - извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц (родственников, близких, деловых партнеров и т.п.) либо нанесение вреда другим лицам.

9. Тяжкие последствия (ч. 2 комментируемой статьи) не раскрываются в законе. К ним можно отнести крупную аварию, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах или значительное число потерпевших, потерю значительного количества рабочих мест и др. В соответствии со ст. 27 УК преступление, повлекшее эти последствия, может быть совершено по неосторожности.

10. В примечании 2 статьи закреплен особый порядок возбуждения уголовного преследования.

Злоупотребление полномочиями – использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (ч. 1 ст. 201 Уголовного кодекса РФ).

Основным этого преступления является нормальная деятельность коммерческих или иных организаций, их управленческого аппарата. Дополнительным объектом служат права и законные интересы граждан, интересы общества или государства.

Понятие коммерческих и некоммерческих организаций дано в ст. 50 Гражданского кодекса РФ.

Злоупотребления полномочиями включает в себя действие или , общественно опасные последствия в виде существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, а также причинную связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями.

Злоупотреблением полномочиями могут быть признаны такие действия лица, выполняющего управленческие функции, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Использование полномочий может выражаться как в действии, так и в бездействии — принятии (непринятии) решения и соответствующей его реализации в рамках правовых, а также фактических возможностей.

Использование полномочий в форме действия заключается в выполнении, осуществлении лицом, выполняющим управленческие функции, в пределах своей компетенции действий, предписанных законами, уставными документами организации, инструкциями, функциональными обязанностями, приказами, распоряжениями и иными документами. Такими действиями могут быть, например, издание приказов, подписание , распоряжение материальными ценностями и т.д. Чаще всего злоупотребление полномочиями в форме действия состоит в заключении убыточных сделок, нерациональном распоряжении имуществом, неправомерным расходованием средств организации, получении кредитов на невыгодных условиях и т.п.

Использование полномочий в форме бездействия состоит в неисполнении необходимых действий в интересах организации. Использование служебных полномочий в форме бездействия может заключаться в отказе от предъявления исков о возмещении ущерба, непринятии мер к нарушителям дисциплины, в незаключении или непролонгации необходимых договоров и т.д.

Состав злоупотребления полномочиями относится к числу материальных составов и будет являться оконченным с момента причинения существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Существенный вред может быть причинен как собственной, так и сторонней организации. В последнем случае, как правило, совершается деяние, которое выходит за пределы прав коммерческой или иной организации. Коммерческая или иная организация в рамках законной деятельности на рынке вправе причинять ущерб другим его участникам, например, вследствие добросовестной конкуренции ограничивая объем их продаж, вынуждая снижать цены, вкладывать средства в повышение качества товаров.

Существенный вред является оценочным понятием и выражается как в причинении имущественного ущерба (прямые убытки или упущенная выгода), так и в наступлении иных отрицательных последствий, например в виде морального вреда.

Злоупотребления полномочиями характеризуется умышленной формой вины, и может быть совершено как с прямым, так и с косвенным : лицо осознает, что использует полномочия вопреки интересам организации, в которой выполняет управленческие функции, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного вреда, желает или сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.

Обязательным признаком субъективной стороны состава злоупотребления полномочиями является цель извлечения выгод, преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

Злоупотребления полномочиями специальный — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, вменяемое и достигшее возраста шестнадцати лет.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 201 УК РФ выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях главы 23, а также в ст. 199.2 и 304 УК РФ признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Часть 2 ст. 201 УК РФ содержит квалифицирующий признак — тяжкие последствия. Тяжесть последствий носит оценочный характер и устанавливается правоприменителем с учетом всех конкретных обстоятельств дела. В частности, тяжкими могут быть признаны такие последствия злоупотребления полномочиями, как банкротство организации, создание аварийных ситуаций, возникновение острых социальных и трудовых конфликтов.

Если деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

Если деяние причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Злоупотребление полномочиями: Видео

Содержащаяся в Уголовном кодексе статья 201 УК РФ, раскрывает суть противозаконного действия, выраженного в злоупотреблении предоставленными определенному лицу полномочиями. Это деяние широко распространено. Его суть направлена на нарушение интересов, присущих организациям, для которых характерна коммерческая и иная деятельность. Представители таких компаний довольно часто используют собственную правую возможность на выражение отказа от применения мер наказания к обидчикам.

Существуют ситуации, когда злоупотребление полномочиями не подтверждается правоохранителями . Отсутствие доказательств того, что преступление было совершено, имеет процессуальное выражение в виде специального постановления. Его вынесение служит поводом для прекращения уголовного преследования. Основной причиной такого отказа, в большинстве случаев, служит факт того, злоупотребление полномочиями ст. 201 УК РФ не соответствует произошедшему событию, т.е. не содержит соответствующего состава.

Составляющие состава преступления

За счет законодательного определения состава происходит выполнение задачи по защите предприятий, лиц, выступающих их собственниками и работниками. По своей сути, оно направлено против интересов хозяйствующего субъекта, тех задач, которое он выполняет и поставленных перед ним целей.

Суть злоупотребления выражена в активном использовании физлицом, наделенным правом выполнения управленческих функций, предоставленных ему полномочий в противовес интересам компании, для получения личной выгоды. Достижение выгоды может осуществляться и для стороннего лица.

Обязательным условием выступает наличие последствий. Они выражаются, как существенный вред и могут быть направлены в отношении государства, граждан, компаний, общества.

Преступное деяние может выступать активным действием или представлено как бездействие . Последнее выражается в виде невыполнения обязанностей, установленных положениями актами нормотворчества, в том числе уставом, инструкцией, если выполнить их лицо имело возможность.

Отсутствие активного проявления может быть выражено в качестве:

  • отказа в удовлетворении требований, касающихся возмещения зафиксированного вреда;
  • неприменения взыскательных мер дисциплинарного характера;
  • отклонения договоров, имеющих важное значение.

Признать деяние преступлением по ст. 201 УК можно если последствия такового затрагивают не только интересы предпринимательства, но и воздействуют на иных субъектов. У преступника должно присутствовать осознание, что совершаемое им деяние носит противоправный характер, а его результатом станет вред. Учитывая признак осознанности, статья 201 УК РФ, как злоупотребление должностными полномочиями, базируется на умысле. Неосторожность и заблуждение не наказываются.

На что направлено преступление?

Те интересы, которые присущи организациям, в контексте ст. 201 УК РФ с комментариями, подлежат широкому восприятию. В первую очередь, они представляют собой те цели, которые преследуются хозяйствующим субъектом и направлены на удовлетворение имущественных интересов (получение прибыли).

Вторым элементом выступает создание условий, позволяющих выполнять труд, что подразумевает его внутреннюю организацию. Последней составляющей стали признаки деловой репутации. Совокупность перечисленных элементов не может посягать на права, которые присущи государству. Не должны, также, нарушаться права тех лиц, которые взаимосвязаны с компанией.

Стоит отметить, со стороны законодателя ведется речь лишь о тех интересах, которые признаются законными. Принудительное преследование совершается только тогда, когда злоупотребление полномочиями (201 УК РФ), служит ухудшению законного положения организации.

Комментарий к ст. 201 УК РФ указывает на то, что объективная сторона представлена только в виде тех действий, выполнение которых находится в прямой взаимосвязи со служебной компетенцией. Последняя имеет связь с лицом ее осуществляющим, посредством занимаемого им поста, должности.

Смысл рассматриваемой статьи указывает на то, что под использованием служебного положения нельзя понимать связи, возникающие в результате несения службы, авторитет и значимость, полученные лицом в силу его должности. Эти признаки не могут выступать основой преступления.

Особое значение имеет определение того, какое выполнение или невыполнение служебной компетенции служит превышением полномочий, а какое не имеет таких признаков. В законодательстве отсутствуют точные критерии, по которым можно определить факт превышения. В полной мере они раскрываются в судебной практике, сформированной в процессе рассмотрения судами дел данной категории.

Субъект, как элемент состава

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

В виде субъекта ч.1 и ч. 2 ст. 201 УК РФ рассматриваются физлица. Не каждый гражданин может выступить этим субъектом. Это лишь те люди, которые выполняют управленческие функции на базе компаний, работающих для получения прибыли или имеющих некоммерческое начало.

Действие может быть совершено исключительно со стороны руководителя или работника коммерческой предпринимательской единицы. Перечень всевозможных организационных единиц представлен в ст. 50 ГК РФ.

Управленческие функции осуществляются лицами, входящими в круг исполнительных органов предприятия, а также теми гражданами, которые находятся в совете директоров. Полномочия предоставляются временно и, гораздо реже, постоянно.

В качестве граждан, полномочия которых на управление возникают в силу распорядительных документов, рассматриваются лица, принятые на должность директоров, в том числе генеральных, руководители таких формирований, которые базируются на общественном значении и иных формирований юридического характера.

Выполнение возложенных обязанностей и предоставленных полномочий такими субъектами, в противовес тому кругу определенных законом интересов, связанных с получением прибыли и иной выгоды, имеющей материальное выражение, может быть оценено с точки зрения ст. 201 ч. 1 УК РФ.

Условием, без существования которого уголовное наказание применяться не может, является наличие факта причинение значимого вреда по отношению к правам и тем интересам, которые присущи гражданам, обществу, субъектам предпринимательства и государству. Невозможно исключить наказание и в ситуации, когда правонарушитель не получает собственной выгоды, но создает условия для ее получения высокопоставленными или иными лицами.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию , при которой гражданин В. был привлечен к уголовному наказанию по ч. 1 ст. 201 УК, что подразумевало его лишение свободы и возложение обязанности по уплате штрафа. В. выступал руководителем компании, действующей на коммерческой основе.

Злоупотребление его правами было выражено в приостановлении подачи электроэнергии на фермерское хозяйство, в результате чего произошла массовая гибель животных, что потребовало совершить их вынужденный забой. В своем решении В. руководствовался указанием гражданина Н., занимающего должность главы администрации. Действия Н. были квалифицированны как вмешательство в коммерческую деятельность. Несмотря на то, что поводом для преступления послужило указание Н., невиновность В. не была доказана.

Организационно-распорядительные функции были неоднократно изучены в процессе осуществления судебно-следственных мероприятий. В их качестве понимаются те полномочия, которые возлагаются на лиц, осуществляющих руководство трудовыми коллективами, их структурными подразделениями, принимающих участие в формировании кадровых составов, определении функциональной нагрузки работников, устанавливающих им меры поощрения и объем дисциплинарных взысканий. Фактически, такие функции связаны с принятием тех решений, которые наделены важным юридическим значением и, в результате которых, наступают последствия юридического характера, в том числе факт заключения и расторжения трудовых договоров.

  • Административно-хозяйственный функционал заключается в полномочиях, направленных на управление и распоряжение имущественными ценностями, а также теми деньгами, которые размещаются на балансе, банковском счете компании.
  • Круг таких действий может быть связан с принятием решений о начислении оплаты труда работникам, их премировании, осуществлением контроля за фактами использования и пополнения материальных ресурсов, установлением условий для хранения и учета таковых, а также правил контроля их расходования.

Выполнение обозначенных функций на основании специальных полномочий связано с тем, что у лица имеется право на осуществление организационно-распорядительного и административно-хозяйственного функционала, который возлагается на него в силу закона, нормативного акта, распорядительного документа, изданного со стороны вышестоящего руководства или органа, управляющего таким субъектом.

Возложение обозначенного в документе функционала имеет срочный характер. Это означает, что специальные полномочия имеются у лиц, на которых они возложены, лишь в течение определенного срока. Вместе с тем, их вменение может носить однократный характер. Наличие основной работы не всегда выступает фактором, ограничивающим человека в несении рассматриваемых полномочий.

Статья 201 УК РФ с комментариями дает четкое понимание тем ситуациям, при которых назначение ответственности осуществляется в отношении граждан, выполняющих служебную функцию на временной основе. Такие руководители подлежат преследованию лишь в тех случаях, когда преступное деяние совершено ими в то время, когда они несли круг вмененных полномочий.

  • В ситуациях, когда процесс назначения должностного лица был нарушен, и для его проведения предусмотрены определенные нормативными актами условия, злоупотребление полномочиями также может иметь место.
  • Несоответствие должностного лица может выражаться в виде отсутствия у него специального или определенного образования, должного стажа и иных показателей.

Даже несоответствующее определенным критериям лицо имеет возможность совершить действия, которые явно выходят за доступный перечень полномочий, что является поводом для появления последствий, выражение которых может быть в виде ограничения или нарушения граждан в их правах и интересах, причинении вреда представителям общества и государству в целом.

Совокупность деяний

Рассматриваемое действие имеет общий состав. Такие деяния идут в противовес интересам предпринимательским единицам, осуществляющим коммерческую и некоммерческую деятельность. Кодекс аккумулирует в себе специальные нормы, выражающие факты злоупотребления предоставленным кругом полномочий:

  • допущение факта невыплаты заработка, пенсионного и социального обеспечения;
  • осуществление легализации;
  • противозаконное получение кредитных средств;
  • признание фиктивного банкротства;
  • совершение действий, связанных с уклонением от налоговых обязанностей компании.

Ситуация, при которой факт злоупотребления выражается в одной из перечисленных форм, квалифицирующая деятельность должна базироваться не только на применении общей нормы, но и проверке соответствия составу специальных норм, что может свидетельствовать о совокупности.

Практическая деятельность, результаты которой составляют правоприменительную практику, указывает на то, что преступление нередко совершается совместно с рядом иных нарушений законодательных норм.

В качестве примера может быть рассмотрен приговор, принятый в отношении гражданина М., который допустил законодательное нарушение не только ч. 2 ст. 201 УК, но и ч. 3 ст. 159 УК.

  • Преступление, согласно собранным материалам, было совершено со стороны технического директора ГУП РК, который впоследствии стал директором этого учреждения.
  • От его имени в адрес профсоюзного комитета и администрации было направлено заявление о необходимости улучшения его жилищных условий. При подаче заявления факт наличия в его собственности жилой площади он скрыл, что стало умышленным ухудшением его жилищных условий.
  • Данная квартира была умышленно переоформлена им на брата первой степени родства. Комиссия, осуществляющая рассмотрение указанного обращения, приняла решение о необходимости выделения заявителю жилья. М. приватизировал жилье, площадь которого составила 45 кв.м на собственную семью, что позволило ему безвозмездно приобрести жилье.

В ходе проведения расследования было выявлено мошенничество, которое выразилось в сокрытии собственности должностного лица. В этой связи, мера ответственности определялась исходя из санкций вышеупомянутых статей.

Процесс привлечения

Законодательные нормы, отраженные в основном документе, содержащем в себе условия привлечения обвиненных в преступлении лиц к наказаниям, признают в качестве основного и единственного фактора, при наличии которого граждане, причинившие вред компаниям, не отнесенным к собственности муниципалитета или страны, могут подвергаться наказанию исключительно на основании отдельного заявления, подписанного руководителем такой компании.

Данное условие не действует в отношении тех субъектов, которые базируются на государственной собственности, уголовные дела о причинении вреда которым, возбуждаются без отдельного заявления.

Практика показывает, что противоправность действий, совершаемых руководителем, может иметь негативные последствия только для этого предприятия. В этой ситуации, руководитель может получить уголовное наказание только при условии поступления в правоохранительные органы заявления от органов управления компании .

В отношении указанных лиц применяются альтернативные наказания. Это означает, что они определяются исключительно судьей. На принимаемое им решение оказывают влияния те обстоятельства, которые характеризуют преступления. Вместе с тем, подлежат установлению и те причины, которые легли в обоснование совершаемых действий.

Принимая решение о назначении штрафа, судья исходит из фактического размера ущерба. Штраф может выражаться в твердом значении или составлять определенное количество заработных плат. Вместе с тем, осужденный может подвергаться исправительным, принудительным и обязательным работам, а также быть арестованным или лишенным свободы.

Наибольшую тяжесть имеет наказание, которое связано с лишением права лица на свободу. Оно применяется судом в качестве наивысшей меры ответственности за деяния данного типа.

Понуждение к выполнению различного вида работ, является временной мерой. Количество часов указывается в приговоре, который является обязательным для осужденного и лиц, занимающихся исполнением наказания.

И иных организациях

Преступления против интересов службы в коммерчеких

Непосредственный объект данного состава преступления можно определить как интересы нормальной службы в коммерческих и иных организациях. Поскольку преступление сконструировано по типу материального состава, в структуре объекта преступления можно выделить дополнительный непосредственный объект, в качестве которого выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Объективная сторона преступления заключается в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам данной организации, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Использование полномочий предполагает как совершение действий, так и бездействие, когда лицом не осуществляются необходимые действия управленческого характера при наличии обязанности и возможности их совершения.

Так, примером бездействия злоупотребления может служить дело В., осужденной по ч. 1 ст. 201 УК. Являясь директором муниципального предприятия и наделенная правом заключения договоров аренды, она для получения незаконных доходов для себя сдавала в аренду имущество предприятия без надлежащего оформления договоров; полученные от арендаторов деньги в кассу не сдавала, а присваивала, причинив тем самым существенный вред интересам предприятия и города. Признав правильной квалификацию действий В. по ч. 1 ст. 201 УК, Верховный Суд РФ отметил, что В., наделенная правом заключения договоров аренды, официально их не оформляла и деньги за аренду в кассу предприятия не вносила, а получала лично. Таким образом, злоупотребление полномочиями В. выразилось в ее бездействии относительно надлежащего оформления договоров аренды.

При квалификации злоупотребления полномочиями следует иметь в виду, что природа действия здесь предполагает как злоупотребление полномочиями само по себе (т. е. совершение действий в пределах формально предоставленных лицу правомочий, однако вопреки законным интересам организации), так и превышение полномочий (т. е. совершение действий, выходящих за пределы формально предоставленных лицу правомочий).

Злоупотребление полномочиями может принимать различные формы, в частности: заключение заведомо невыгодного договора; вступление в договорные отношения с несостоятельными контрагентами; необоснованное предоставление контрагентам льгот и преимуществ; грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета и т. п. Полномочия лица при этом следует определять исходя из закона, иного нормативного правового акта, а также не противоречащих законодательству внутренних локальных нормативных актов организации (в том числе трудового договора лица).


Обязательным признаком объективной стороны здесь является то, что действия (бездействие) должны совершаться «вопреки законным интересам организации», т. е. во вред организации, где имеет место злоупотребление, и с нарушением норм закона, иных нормативных (в том числе локальных) правовых актов. В равной мере «вопреки законным интересам организации» совершается злоупотребление, если оно хотя и приносит данной организации пользу, однако сопряжено с нарушением норм закона, иных нормативных (в том числе локальных) правовых актов. Законные действия во вред иной организации (например, в рамках конкурентной борьбы) состава преступления не образуют.

Состав преступления материальный, и преступление признается оконченным с момента причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Квалификация данного преступления осложняется тем, что существенный вред является оценочным понятием и выражается в причинении имущественного и иного экономического ущерба. Степень существенности вреда подлежит оценке в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела, в том числе в зависимости от масштабов причиненного ущерба, его значимости для организации, потерпевших граждан. Представляется необоснованным отнесение к существенному вреда неэкономического характера, т. е. подрыв репутации организации, ослабление ее положения на рынке без прямых экономических потерь.

Между злоупотреблением полномочиями и наступившим существенным вредом должна быть установлена причинная связь, отсутствие которой исключает состав преступления.

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемого состава преступления является также альтернативно предусмотренная цель совершения преступления: 1) цель извлечения выгод и преимуществ для себя (т. е. лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации) или других лиц либо 2) цель нанесения вреда другим лицам. Цель извлечения различной выгоды может носить как имущественный, так и неимущественный характер, т. е. виновный наряду с корыстной целью может преследовать цель карьерного роста, оказания протекции, семейственности, цель приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, цель использовать денежные средства в интересах своей предпринимательской деятельности и т. п.

Субъект преступления специальный – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и являющееся лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Понятие «лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации» дается в примечании первом к ст. 201 УК и распространяется на ст.ст. 199.2, 201, 204 и 304 УК.

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

При квалификации злоупотребления полномочиями следует иметь в виду, что содержание организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей раскрывается в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п.

Работники коммерческих и иных организаций, выполняющие в них исключительно профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным, не являются субъектами рассматриваемого состава преступления (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6).

Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности должны выполняться лицом постоянно, временно либо по специальному полномочию. Постоянное выполнение соответствующих обязанностей предполагает их выполнение в течение неопределенного периода времени либо периода времени, ограниченного законом или подзаконным актом. Временное выполнение соответствующих обязанностей предполагает их выполнение на непродолжительный, определенный подзаконным актом или договором срок (например, замещение временно отсутствующего руководителя организации). Выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей по специальному полномочию означает выполнение определенных четко и конкретно действий, образующих указанные обязанности, на основании закона, подзаконного акта, судебного решения или договора. К лицам, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности по специальному полномочию, относятся, в частности, арбитражные управляющие и руководители временной администрации при проведении процедур банкротства и иных процедур, связанных с последним; поверенные, представляющие интересы государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых закреплена (находится) в федеральной собственности.

Последним признаком субъекта является организация, в которой лицом выполняются соответствующие обязанности: коммерческая организация независимо от формы собственности, а также некоммерческая организация, не являющаяся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Понятие и перечень коммерческих и некоммерческих организаций даны в ст. 50 ГК. Лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, признаются должностными лицами и несут ответственность по соответствующим статьям гл. 30 УК (примечание 1 к ст. 285 УК).

При квалификации злоупотребления полномочиями не следует смешивать государственные или муниципальные учреждения (ст. 120 ГК) с государственными или муниципальными унитарными предприятиями (ст.ст. 113 – 115 ГК должностные лица первых признаются субъектами должностных преступлений (гл. 30 УК), а лица, выполняющие управленческие функции во вторых, – субъектами преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК).

В ч. 2 содержится квалифицированный по последствиям состав преступления, предусматривающий ответственность за злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. Данное понятие является оценочным и выражается в причинении имущественного и экономического вреда, выходящего за рамки существенного (ч. 1 ст. 201 УК). С субъективной стороны состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 201 УК, характеризуется прямым или косвенным умыслом или может быть преступлением с двумя формами вины.

Злоупотребление полномочиями следует отграничивать от хищения в форме мошенничества (ст. 159 УК) либо присвоения или растраты (ст. 160 УК). Злоупотребление полномочиями образует хищение тогда, когда оно сопряжено с прямым незаконным безвозмездным обращением с корыстной целью чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц (например, прямое перечисление денежных средств на соответствующие счета в банке; обналичивание денежных средств с их последующим изъятием); если же злоупотребление полномочиями совершалось по корыстным мотивам и причинило материальный ущерб, однако не было связано с безвозмездным обращением чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц, то содеянное квалифицируется по ст. 201 УК.

При квалификации злоупотребления полномочиями следует обратить внимание на примечание 2 к ст. 201 УК, в котором содержится процессуально-правовое положение, ограничивающее возможность привлечения к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное гл. 23 УК, если такое деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием. В этом случае необходимо получить заявление этой организации или ее согласие на уголовное преследование.

В ст. 23 УПК диспозитивность этого положения уточняется и расширяется: во-первых, предусматривается, что заявление или согласие должно подаваться (даваться) только руководителем организации; во-вторых, указывается, что заявление или согласие должно быть дано только на стадии возбуждения уголовного дела; и, в-третьих, расширяется круг потерпевших организаций, могущих воспрепятствовать уголовному преследованию, за счет добавления к коммерческим иных (т. е. некоммерческих) организаций.

Напротив, если преступление, предусмотренное гл. 23 УК, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях (примечание 3 к ст. 201 УК).

Статья 201 УК РФ. Злоупотребление полномочиями

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -

Наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -

Наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, а также в статьях 199.2 и 304 настоящего Кодекса признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

2. Если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

3. Если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Случайные статьи

Вверх