Орм требующие судебного решения. Законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан

Программа изучения судебной практики

о рассмотрении судами материалов о проведении

оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих

конституционные права человека и гражданина

1. Судебные решения вопросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, выносятся судьей на основании мотивированных постановлений одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановление на проведение мероприятий представляется судье в одном экземпляре, вместе с постановлением представляется обобщенная справка, составленная на основе имеющихся оперативных

материалов, либо уголовное дело (в случае проведения ОРМ в рамках уголовного дела), судья также вправе затребовать иные материалы, все материалы судья лично регистрирует в специальном журнале, которому присвоен гриф "секретно", по результатам рассмотрения материалов судья выносит мотивированное постановление, в котором разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятиялибо отказывает в его проведении.

2. Положения ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», пп. 10, 11, 12 Инструкции об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий (далее - ОТМ), утвержденной приказом ФСБ России, МВД России, СВР России. ФСО России, СБП России, ФПС России, ФСНП России, ГТК России № 281/дсп/306/дсп/30/дсп/215/дсп/66/дсп/390/дсп/191/дсп/374/дсп от 19.06.1996, о рассмотрении материалов уполномоченным судьей; - незамедлительном рассмотрении материалов;- обязательном рассмотрении материалов (судья не вправе отказать в рассмотрении) ; регистрации постановления и материалов, поступивших из осуществляющих. оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД) органов, судьей лично в специальном журнале (приложение 3 к Инструкции об основах организации и тактики проведения ОТМ); ведении специальных журналов отдельно по каждому органу, наделенному правом осуществления ОРД; заверениипечатью постановления судьи о разрешении (отказе) на проведение ОРМ и выдаче его органу, являющемуся инициатором мероприятия, одновременно с возвращением предоставленных материалов; хранении судебных решений и материалов, послуживших основанием для принятия таких решений, только в органах, осуществляющих ОРД (не в суде) - судьей уполномоченным о рассмотрении таковых материалов соблюдаются.

Трудностей организационного характера не возникает; вопросы по ведению журналов учёта выданных судебных решений на проведение ОТМ - отсутствуют.

Прокуроры для ознакомления с информацией, содержащейся в журналах учёта выданных судебных решений на проведение ОТМ - допускаются.

2.Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении.

Органы, осуществляющие ОРД, вправе обращаться с ходатайством о разрешении

проведения названного оперативно-розыскного мероприятия в любой суд усмотрению, а не в районный суд, как это установлено уголовно-процессуальным законом для получения разрешения на производство контроля и записи (ст. 165 и 186 УПК Российской Федерации)

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от24 декабря 1993 года, также рекомендовано не только судам областного (краевого) и приравненногок ним уровня, но и районным (городским) судам принимать к своему рассмотрению материалы о даче разрешения на проведение оперативно - розыскных мероприятийограничивающих тайну передачи личной информации.

3. Какие оперативно-розыскные мероприятия связаны с ограничением конституционных прав граждан и соответственно требуют получение судебного решения?

За период 2010 года было рассмотрено ходатайств о производстве обыска (выемки) в жилище - 3; за период 2011 года - 1; за период 2012 года - 0; за 1 полугодие 2013 года -1; за период 2010 года ходатайств о разрешении контроля записей телефонных переговоров - 0; за период 2011 года (контроль и запись телефонных переговоров) - 6; за период первого полугодия 2013 года было рассмотрено ходатайство о проверке законности производства обыска в жилище законным, а также рассмотрено -1 ходатайство о контроле и записи телефонных переговоров.

Органы, осуществляющие ОРД в районный суд ходатайств не о ОРМ «прослушивание телефонных переговоров» или «снятие информации с техническихканалов связи», а о разрешении мероприятия, не предусмотренного статьёй Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» - не предоставляли.

Случаев, когда судья в постановлении о разрешении (отказе) на проведение ОРМ

использовал формулировку мероприятия не соответствующую Федеральному закону

оперативно-розыскной деятельности» - не зафиксировано.

Проведение таких мероприятий, как прослушивание телефонных переговоров

снятие информации с технических каналов связи, контроль почтовых о обследование жилых помещений, напрямую связано с ограничением прав, закрепленных ст. 23, 24 и 25 Конституции РФ. Возможность ограничения конституционных прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий заложена в самой Конституции РФ, которая в ч. 2 ст. 23 установила, что ограничение тайны переписки телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допуска только на основании судебного решения.

Снятием информации с технических каналов связи является санкционированноеснятие информации каналов связи о всех абонентах сотовых сетей, находившихся в районе места происшествия в момент совершения преступления, кроме того, для отработки связей лиц, причастным к совершению преступлений является также санкционирование прослушивания телефонных переговоров абонентов, которые выходили с ними на связь, отсутствие данных о конкретном лице, в отношении которого предполагается проведение оперативно-технических мероприятий, не является основанием для отказа в их санкционировании.

Постановлений о разрешении (отказе) на проведение указанного ОРМ не выносилось.

Случаи принятия решения о проведении ОРМ «снятие информации с технических

каналов связи» в отношении лиц, пропавших без вести, с целью осуществления их розыска, либо лиц, которые могут располагать сведениями о местонахождении разыскиваемых - не зафиксировано.

Случаи принятия решения о проведении ОРМ «снятие информации с технических каналов связи» при возникновении угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных по их заявлению или с их согласия - не зафиксировано.

4. В силу части четвертой статьи 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" принимаемое судом решение должно быть мотивированным, содержащим

ссылки на конкретные обстоятельства, подтверждающие как наличие признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного тяжкого или особо тяжкого преступления либо события или действия (бездействия), создающего угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, так и причастность лица, в отношении которого планируется проведение оперативно-розыскного мероприятия, к данномупреступлению или событию. При принятии такого решения подлежат учету и оценкетакже иные обстоятельства, обусловливающие необходимость производства того илииного мероприятия.

В случае если лицо, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия и которому стало известно об этом, полагает, что принятым судом решением

и проводимыми на его основе мероприятиями ущемляются его права и законные интересы, оно, как следует из части третьей статьи 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", может обратиться в суд за их защитой.

Не исключают положения статьи 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и право участников уголовного судопроизводства оспорить допустимость использования данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, в качестве доказательств при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу.

Основанием для отказа судов в удовлетворении ходатайств о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан в частности о разрешении получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами в качестве следственного действия может производиться, только в отношении конкретно определенных абонентов и абонентских устройств, а не в отношении неопределенного круга лиц, нормы уголовно-процессуального закона, регламентирующие порядок хранения информации обабонентах и (или) абонентских устройствах, не могут рассматриваться как свидетельствующие о возможности получения такой информации не в отношении конкретно определенных абонентов и абонентских устройств.

5. Во всех случаях поступающие в суд постановления с ходатайствами о даче разрешения на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, были подписаны уполномоченными руководителями органов, осуществляющих ОРД.

6.В постановлении о проведении мероприятий от имени начальника, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности разъясняется законность и необходимость их проведения.

Законность означает соответствие представленных материалов требованиям нормативно-правовых актов, обоснованность предполагает мотивировку заявленного требования (необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий), направленные в суд ходатайства о проведении вышеуказанных мероприятий «мотивированными», то есть в них отражены причины необходимости проведения ОРМ.

Для принятия судьёй решения является достаточным указание в постановлении органа, осуществляющего ОРД на наличие информации, перечисленной в пп. 1-3 абзаца второго статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» ибо судья не знает всех обстоятельств преступления, по которому возбуждено уголовное дело. В постановлении о проведении мероприятий от имени начальника, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности лишь разъясняется законность и необходимость их проведения.

В суд обычно предоставляются: постановление органа, осуществляющего ОРД иные документы либо материалы прилагаемые в обосновании ходатайств необходимости проведения ОРМ.

Дополнительных материалов, касающихся оснований проведения ОРМ, а также материалов, подтверждающих принадлежность лицу номеров телефонов, переговоры скоторым подлежат прослушиванию, либо требуется снятие информации с технических каналов связи судьей - не запрашивалось, как не требовали судьи и представления дополнительных материалов в обоснование ходатайств о разрешении прослушиваниятелефонных переговоров лиц, которые могут располагать сведениями о совершениипреступления.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило поместу проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично й незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в частипервой статьи 9, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно возвращением представленных им материалов.

Если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу вышестоящий суд.

7. В судебной практике случаев, когда органы, осуществи ходатайствовали о проведении ОРМ без указания конкретных лиц, в отношении которых будет проводиться мероприятие - не зарегистрировано, в судебной практике отсутствуют случаи, когда органы, осуществляющие ОРД, ходатайствуют о проведении ОРМ в отношении неопределённого круга лиц или в отношении юридического лица без указания конкретных физических лиц, в отношении которых будет проводиться такое мероприятие.

Случаев, когда органы, осуществляющие ОРД, ходатайствуют о проведении ОРМ без указания конкретных номеров телефонов, переговоры по которым подлежат прослушиванию, либо требуется снятие информации с технических каналов связи, а также по неустановленным номерам телефонов - в практике районного суда - не имеется.

8. В постановлениях органа, ходатайствующего перед судом о даче судебного решения на проведение ОРМ, указывается конкретный состав преступления, постановлений в котором такие данные отсутствуют - в районный суд - не поступало.

Случаев принятия решения о проведении ОРМ в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой тяжести - не зафиксировано.

В судебной практике районного суда -отсутствуют случаи, когда органы, осуществляющие ОРД, ходатайствуют о разрешении прослушивания телефонных и иных переговоров граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести (либо лиц, которые могут располагать сведениями о преступлениях данной категории), по которым производство предварительного следствия не является обязательным.

9. В судебной практике суда зафиксирован 1 (один) случай когда орган, осуществляющий ОРД, обращался в суд для получения судебного решения после проведения ОРМ в случаях, не терпящих отлагательства (абзац 3 (6) статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». (ходатайство следователя о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении производства обыска (выемки) в жилище по уголовному делу возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ст. 159 ч.2 УК РФ рассмотрено 06.04.2013 года).

Трудностей, при вынесении постановлений, такого характера у судей - не возникало.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкогопреступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, допускается проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов.

Судебная практика в районном суде, связанная с проведением оперативно-розыскных

мероприятий, ограничивающих конституционные пава граждан, на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, без получения разрешения суда - отсутствует.

10. Судебная практика рассмотрения ходатайств органов, осуществляющих ОРД, о разрешении оперативно-розыскных мероприятий «прослушивание телефонных переговоров» и «снятие информации с технических каналов связи», необходимость в проведении которых мотивирована исполнением поручения следователя в порядке ст. 38 УПК РФ, либо раскрытием преступления по приостановленному уголовному делу врайонном суде - отсутствует.

11. Случаи разрешения на проведение ОРМ, ограничивающего конституционныеправа граждан на тайну переписки, телефонных переговоров и т.п., в отношении заключённых под стражу, осужденных, находящихся в местах отбывания наказания в практике районного суда – отсутствуют.

12. Судебная практика дачи разрешений на проведение ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, в отношении специальных субъектов, напримердепутатов, судей, адвокатов - в районном суде - отсутствует.

13. По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление . Постановление, заверенное печатью выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.

Как правило, в постановлении судьи дублируются ли мотивы, приводившиеся постановлении органа, ходатайствующего о проведении ОРМ.

14. Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самомпостановлении, при этом течение срока не прерывается, при необходимости продлениясрока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновьпредставленных материалов.

Постановлений со сроком действия менее шести месяцев судьей - не выносилось. Органы, осуществляющие ОРД, в суд в случае необходимости продления сроков действия постановлений о разрешении на проведение ОРМ - в суд не обращались.

15. Судебная практика изучения материалов, отражающих результаты ОРМ и подлежащих уничтожению - в райсуде отсутствует .

16. Случаев подачи жалоб, внесения представлений на постановления судей о разрешении (отказе) на проведение ОРМ в суде - не зафиксировано.

17. Жалобы на решения (действия) органов, осуществляющих ОРД, по проведению ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан в порядке ст. 125 УПК РФ – в районный суд - не вносились.

18. Случаев обжалования (в порядке главы 25 ГПК РФ) ОРМ, проводившегося наосновании судебного решения, в отношении лица, виновность которого не была доказана, и органом, проводившим мероприятие, отказано такому лицу в предоставлении сведений о полученной в отношении его информации (статья 5 Федерального закона «Обоперативно-розыскной деятельности» - в районном суде - не зафиксировано.

19. Судебная практика по решениям, принимаемым судьями по поступившим всуд уголовным делам на предварительном слушании, в ходе судебного рассмотрения уголовных дел, в тех случаях, когда возникал вопрос об исключении доказательства, недопустимости доказательства, если ранее в качестве такого доказательства куголовному делу следователем был приобщен результат ОРМ. Проведенного на основании судебного решения - в районном суде отсутствует.

20. Решение о рассекречивании постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий оформляется отдельным постановлением суда о рассекречивании носителя сведений, составляющих государственную тайну. Порядок вынесения такого постановления при этом будет таким же, как и при вынесении постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия. Орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, направляет в суд ходатайство о рассекречивании постановления суда для представления его копии следователю, дознавателю, прокурору или в суд. К ходатайству прилагается копия постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о рассекречивании оперативно-служебных документов, содержащих аналогичные сведения, а при необходимости и иные материалы. Таким образом, на момент поступления указанных материалов к судье будут иметь место обстоятельства, вследствие которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в постановлении суда, будет являться нецелесообразной. Рассмотрев представленные материалы, судья выносит мотивированное постановление о рассекречивании соответствующего постановления суда.

Председатель

Сладковского райсуда: В.В. Лиханов

Условия проведения ОРМ – это установленные законодателем специальные правила, выполнение которых способствует эффективности осуществления конкретного ОРМ и гарантирует соблюдение принципов ОРД.

Всю совокупность условий, изложенных в ст. 8 ФЗ «Об ОРД» целесообразно разделить на следующие группы:

Общие условия проведения ОРМ;

Условия проведения ОРМ ведомственного санкционирования;

Условия проведения ОРМ судебного санкционирования.

Общим условием проведения ОРМ является то, что гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их ОРМ на территории РФ, что является реализацией принципа равенства всех граждан перед закон и судом. Тем не менее в ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» определяется возможность исключения из данного правила, указанием «если иное не предусмотрено федеральным законом».

Общим правилом проведения ОРМ ведомственного санкционирования является их проведение на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

К данному правилу есть уточнение, касающееся того, что такое постановление требуется только для проведения проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен.

Существует условие проведения оперативного эксперимента, а именно, его проведение допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Общим правилом проведения ОРМ судебного санкционирования является необходимость получения судебного решения.

Следующим общим правилом проведения ОРМ судебного санкционирования, является наличие следующей информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Процедура получения судебного решения регламентирована ст. 9 ФЗ «Об ОРД».

Основанием для решения судьей вопроса о проведении ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.


Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление.

Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае, если судья отказал в проведении ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан орган, осуществляющий ОРД, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.

Вместе с тем есть целый ряд исключений допускающий либо начало проведения, либо само проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, без судебного решения. Такие исключения законодателем определяются как:

Ø случаи не терпящие отлагательств;

Ø случаи возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц;

Ø случаи проведения ОРМ, обеспечивающих безопасность органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно - розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно - розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, проводятся в соответствии с ФЗ «Об ОРД» и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Разрешается осуществлять ОРМ судебного санкционирования, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

Существуют отдельные условия проведения такого ОРМ как прослушивание телефонных переговоров. Их можно определить следующим образом:

· допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, а также лиц, которые могут располагать сведениями о таких преступлениях;

· фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами;

· в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с ФЗ «Об ОРД», фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особо оговариваются в ст. 8.1 ФЗ «Об ОРД» условия проведения ОРМ органами ФСБ в отношении иностранных инвесторов. В целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление такого контроля, оперативные подразделения органов федеральной службы безопасности вправе проводить любые ОРМ.

Судья Олофинская Т.У.

Судья-докладчик:ШульгинаЛ.А. Дело № 22к-1389/14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Кемеровский областной суд в составе судьи Шульгиной Л.А.

При секретаре: Зеленяк Е.Д.,

С участием прокурора: Кудрявцевой С.Н.,

Адвоката Кукченко И.Г.,

Рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1, на постановление Центрального районного суда г.Кемерово от 03 декабря 2013г., которым

Разрешено проведение оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок» в Кемеровском филиале ООО » по операциям на лицевых счетах, принадлежащих ФИО2 И.А. за период с 01.01.2010 года по настоящее время, с указанием отправителей и получателей платежей.

Заслушав доклад судьи Шульгиной Л.А., адвоката Кукченко И.Г., просившего постановление суда отменить, прокурора Кудрявцеву С.Н., полагавшую оставить без изменения постановление суда, суд апелляционной инстанции,

У С Т А Н О В И Л:

заместитель начальника ГУ МВД России генерал-майор полиции Кутылкин В.А. обратился в суд с ходатайством о получении судебного решения на проведение оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок» в отношении ФИО2 И.А.

Суд удовлетворил данное ходатайство.

В апелляционной жалобе ФИО2 И.А. выражает несогласие с принятым решением и просит отменить постановление суда по следующим основаниям.

Считает, что судом нарушены требования п. 4 ст. и ст. 9 закона № 144-ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности».

Суд указал на необходимость проведения ОРМ в связи с тем, что руководство Администрации городского округа, с целью личного обогащения, с использованием служебного положения, к освоению бюджетных средств, выделяемых при проведении по благоустройству города, по укладке тротуарной плитки, привлекая подконтрольные организации в рамках муниципальных контрактов. При этом указал, что получение справок по операциям по счетам могут быть получены за период с 01.01.2010г.

Руководство Администрации городского округа, в соответствии со Структурой, утвержденной Решением городского Совета народных депутатов от 26.01.2012г. № 50/228-н, состоит не только из Главы городского округа, но и заместителей Главы, начальников управлений, отделов и руководителей территориальных управлений.

На 01.01.2010г. заявитель не являлся работником Администрации городского округа, в связи, с чем и не мог лично обогатиться, путем заключения муниципальных контрактов.

В жалобе ссылается на ч. 2 ст. , ч.1 ст. РФ, закон РФ от 27.04.1993 года №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан» и считает, что указанные в данных законах в отношении него было нарушено.

Кроме того, суд не убедился и не проверил полномочия должностного лица начальника полиции генерал-майор, Кутылкина В.А., поскольку, названное должностное лицо не наделено полномочиями выносить постановления о проведении ОРМ(наведение справок). В соответствии с Приказом МВД РФ №249 от 30.03.2010 года "Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств установлен Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных издавать постановления применительно к МВД - это руководитель криминальной милиции ОВД и его заместители.

Должность, занимаемая Кутылкиным В.И., в данный перечень не входит, расширенному толкованию перечень должностей не подлежит, тождественности профессий не предусматривает (приложение №3 к приказу №249). Соответственно постановление о наведении справок, с которым должностное лицо обратилось в суд - является нелегитимным.

Проверив поступившие материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит постановление суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Согласно ст. Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Согласно ч. 2 ст. . Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся оперативно-розыскные мероприятия, наведение справок.

Согласно ст. Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан …. при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. …Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок их рассмотрения, и незамедлительно. Судья (суд) не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность…По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия….

Постановление о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия наведение справок вынесено в суд уполномоченным на то должностным лицом, в пределах его компетенции, вопреки доводам жалобы, является мотивированным и отвечает требованиям закона.

Принимая решение по ходатайству о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия наведение справок, суд строго руководствовался требованиями законодательства, регламентирующего разрешение судом данного вопроса, при этом суд первой инстанции действовал в пределах своих полномочий, каких-либо нарушений законодательства, влекущих изменение или отмену данного постановления не имеется, постановление полностью соответствует требованиям ч. 4 ст. , являются обоснованным, судом приведены мотивы принятого решения.

Судья обоснованно согласилась с доводами, изложенными в ходатайстве о наличии оснований для дачи разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий согласиться с которыми у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

Доводы жалобы о том, что ФИО3 на период 01.01.2010 года не являлся работником Администрации городского округа, не влияют на обоснованность выводов суда о наличии законных оснований для разрешения производства оперативно-розыскных мероприятий.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления суда, в том числе, по доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. , суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Центрального районного суда г.Кемерово от 3 декабря 2013 года о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок» в Кемеровском филиале ООО по операциям на лицевых счетах, принадлежащих ФИО2 И.А. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление суда и апелляционное постановление могут быть обжалованы в кассационном порядке в Президиум Кемеровского областного суда в течение 1 года со дня вступления их в законную силу.

Судья: Л.А.Шульгина

Суд:

Кемеровский областной суд (Кемеровская область)

Скорый Юрий Ростиславович

Юридический факультет, РГСУ, г. Москва, РФ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы законодательного применения в Российской Федерации санкций на проведение оперативно-розыскных мероприятий, введение оперативных материалов в уголовный процесс, а также обращается внимание на практику и рекомендации Европейского Суда по правам человека.

Ключевые слова: негласное получение информации, оперативно-розыскные мероприятия, конституционные права, санкции, судебное решение, частная жизнь

Approvals on realization of operatively-search measures

Skoryj Jurij Rostislavovich

Faculty of law, RSSU, Moscow, Russian Federation

Abstract: in the article the questions of legislative application are examined in Russian Federation of approvals on realization of operatively-search measures, introduction of operative materials in criminal procedure, and also attention applies on practice and recommendations of European Court on human rights.

Keywords: secret receipt of information, operatively-search measures, constitutional rights, approvals, court decision, private life

Все предусмотренные законодательством Российской Федерации санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий следует разделить на две группы — судебные и ведомственные. Также законом предусмотрен ряд оперативно-розыскных мероприятий, не требующих ни судебной, ни ведомственной санкции на их проведение.

Сами оперативно-розыскные мероприятия также делят на группы в зависимости от типа требующихся на их проведение санкций: проводимые без санкции, проводимые по ведомственной санкции и требующие судебного разрешения.

К первой группе оперативно-розыскных мероприятий, относятся мероприятия, не требующие соответствующих судебных или ведомственных санкций. Они могут проводиться по собственной инициативе сотрудниками оперативных подразделений. К таким оперативно-розыскным мероприятиям относятся опрос, наведение справок, сбор образцов, исследование предметов и документов, отождествление личности и, при определенных условиях, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств. Споров в юридической практике относительно правомерности и санкционирования оперативно-розыскных мероприятий данной группы не много.

Для проведения опроса санкции на его проведение не требуется, но требуется добровольное согласие на беседу опрашиваемого гражданина.

Негласный опрос заключается в сохранении в тайне от окружающих факта опроса и собираемых при этом сведений. Проводя опрос, оперативные сотрудники, имеют право скрывать истинные цели этого мероприятия и свою профессиональную принадлежность в соответствии со статьей 15 Федерального закона №144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон №144-ФЗ). Результаты опроса могут быть оформлены объяснением, заявлением опрашиваемого либо справкой, рапортом сотрудника, его проводившего.

Наведение справок - сбор информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), посредством изучения документов и направления запросов в организации.

Сбор образцов для сравнительного исследования - обнаружение, взятие (изъятие) различных материалов для сравнения с имеющимися в образцами и идентификации.

Отождествление личности - установление и идентификация личности проверяемого по различным признакам (внешности, походке, мимике, запаховым следам и иным следам, оставленным на месте происшествия). Мероприятие может проводиться в естественных условиях, например в месте вероятного объекта, но также и в искусственно созданных условиях, например, при вызове человека в правоохранительные органы.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств - это оперативный осмотр перечисленных и иных объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий преступления, разыскиваемых лиц, получения информации, необходимой для решения задач ОРД. Объектами обследования могут быть жилые и нежилые помещения, здания, сооружения. Обследоваться могут любые земельные участки вне зависимости от формы собственности и назначения. Транспортные средства осматриваться могут снаружи, изнутри, в том числе салон автомобиля, кузов, днище, кабина и т.д.

Формы обследования бывают следующие: гласная, зашифрованная и негласная. Гласное обследование проводится с согласия владельца осматриваемого объекта и в его присутствии. При этом участники такого осмотра не скрывают от окружающих целей своих действий. При такой форме обследования санкции на проведения мероприятия не требуется.

Таким образом, в зависимости от вида и объекта осмотра на проведение данного оперативно-розыскного мероприятия может требоваться либо не требоваться ведомственное разрешение (санкция).

Негласное обследование нежилых помещений в тех случаях, когда требуется преодоление запирающих устройств, производится с разрешения руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В случае, если орган, занимающийся ОРД, намеревается обследовать жилое помещение, он обязан обратиться в суд для получения соответствующего разрешения.

Отдельные оперативно-розыскные мероприятия ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Данные мероприятия предполагают вторжение в частную жизнь граждан, что допускается законодательством в интересах борьбы с преступностью. К ним относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.

Согласно ч.2 ст.8 Закона №144-ФЗ: «Проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

3) о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ».

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - оперативно-розыскные мероприятия, проводимые на основании судебного решения и заключающиеся в получении информации путем негласного просмотра почтовой, телеграфной и иной корреспонденции, передаваемой по сетям электрической и почтовой связи.

Законом предусмотрена возможность в не терпящих отлагательства случаях, при угрозе совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, проведение таких оперативно-розыскных мероприятий на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений проводится:

На предприятиях почтовой и телеграфной связи;

Иных объектах путем подключения к стационарной аппаратуре телексной, факсимильной и иной связи;

Линиях электрической проводной связи путем подключения к ней вне нахождения объектов со стационарной аппаратурой связи;

По месту жительства или нахождения получателя письменных отправлений путем негласного просмотра данных отправлений вне предприятия (сбор из почтовых ящиков, использование конфиденциального содействия почтальонов и т.п.).

Данное мероприятие предполагает: а) негласное выявление искомых почтовых отправлений на предприятиях связи; б) вскрытие писем, бандеролей, посылок; в) изучение содержимого почтовых отправлений, снятие копий, при необходимости фотографирование, видеозапись. В ходе контроля почтовых телеграфных и иных сообщений оперативный работник обязан обеспечить сохранение в тайне факта контроля, сохранность самого почтового отправления и сохранить в тайне сведения, содержащиеся в почтовом отправлении.

Рассматриваемое мероприятие сопряжено с максимальным вторжением в частную жизнь граждан, поэтому при его подготовке учитываются условия, изложенные в части 2, 3 статьи 8 Закона №144-ФЗ. Как уже было указано выше, оно проводится на основании судебного решения по мотивированному постановлению руководителя оперативно-розыскного подразделения. Организация и тактика проведения таких оперативно-розыскных мероприятий регламентируются специальными ведомственными и межведомственными нормативными актами.

Изъятие и замена предметов, обнаруженных во время негласного обследования допускаются только в исключительных случаях и с разрешения руководителя органа, осуществляющего ОРД, утвердившего постановление о проведении данного мероприятия.

Согласно действующему указу Президента РФ от 1 сентября 1995 года №891 «Об упорядочивании организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств», субъектом контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений могут выступать только органы ФСБ.

Результаты проведения негласного обследования оформляются рапортом (справкой) оперативного сотрудника, в котором отражаются ход мероприятия, использование технических средств, обнаруженные предметы и документы, могут прилагаться копии, фотографии содержимого посылок, отобранные образцы для исследования, технические носители, на которых фиксировалась информация.

Прослушивание телефонных переговоров - негласное получение информации путем контроля и аудиозаписи переговоров проверяемых лиц, ведущихся по абонентским телефонным линиям связи.

Объектом прослушивания могут быть телефонные переговоры лиц, подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений, или лиц, располагающих сведениями об указанных преступлениях.

Прослушивание телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения по мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего ОРД. Максимальный срок прослушивания - шесть месяцев со дня вынесения постановления суда. При необходимости продления такого срока судья принимает решение по данному вопросу на основании новых материалов, предоставленных заинтересованным органом.

В соответствии с ч.6 ст.8 Закона №144-ФЗ, в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Если прослушивание телефонных переговоров производится по заявлению гражданина, то звукозаписывающая аппаратура может включаться только при вызове абонента для фиксации поступающих в его адрес угроз. Такое мероприятие проводится на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, только при получении от их владельцев заявления либо согласия в письменной форме.

Прослушивание телефонных переговоров проводится органом, осуществляющим ОРД при взаимодействии с оператором связи.

Сведения, полученные в результате прослушивания телефонных переговоров, относятся к оперативной информации. В случае необходимости использования данной информации в уголовном процессе, имеющимся материалам нужно придать форму, соответствующую требованиям УПК РФ. Далее эти результаты могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу после осуществления следственного действий по передаче фонограммы от оперативного подразделения следователю, следственного осмотра и экспертного исследования на основе научно обоснованных методик идентификации принадлежности записанного на фонограмме голоса.

Результаты прослушивания телефонных переговоров оформляются служебным документом, к которому прилагаются фонограммы переговоров и технические носители информации. Инициатору (заказчику) задания документы с приложениями представляются в опечатанном виде.

Оперативно-розыскное мероприятие «прослушивание телефонных переговоров» по сути аналогично следственному действию, описанному в ст. 186 УПК РФ - контролю и записи переговоров.

Снятие информации с технических каналов связи - оперативно-техническое мероприятие, заключается в перехвате с помощью специальных технических средств незашифрованной информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи. Проводится на основании судебного решения. К указанным техническим каналам связи относятся селекторная, радиорелейная связь, телексные, факсимильные, пейджинговые каналы обмена информацией между абонентами, радиосвязь, компьютерные сети и др.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи» все предприятия связи, действующие на территории РФ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД, и предоставлять им возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

В соответствии с абзацем пятым ст.15 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности», физические и юридические лица, предоставляющие услуги почтовой связи, электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, обязаны по требованию органов федеральной службы безопасности включать в состав аппаратных средств дополнительные оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами федеральной службы безопасности.

Субъекты такого оперативно-розыскного мероприятия - сотрудники оперативно-технических подразделений, ФСБ, МВД.

Законодательство устанавливает возможность проведения таких оперативно-розыскных мероприятий только в том случае, когда невозможно или затруднительно иным путем решить поставленные задачи.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции. Вокруг порядка санкционирования данного оперативно-розыскного мероприятия возникает наибольшее количество споров.

Поскольку сама по себе проверочная закупка не затрагивает конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, то ст.8 Закона №144-ФЗ не требует от органов, осуществляющих соответствующее оперативно-розыскное мероприятие получения судебного разрешения и осуществляется в соответствии с рапортом сотрудника оперативного подразделения.

Однако, проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная продажа которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится только на основе мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (часть 5 статьи Закона №144-ФЗ). Эти же условия должны соблюдаться при проведении контролируемой поставки, оперативного эксперимента в связи с использованием предметов и веществ, оборот которых запрещен или ограничен законом.

При дальнейшем использовании результатов проверочной закупки в уголовном процессе может встать вопрос о провокации преступления с учетом фактических обстоятельств проведения данного мероприятия и данных, которые уже имелись на момент принятия решения о проведении ОРМ.

Позиция верховного суда, выраженная в том числе и в определении от 5 ноября 2013 г. №46-Д13-23, состоит в том, что для выдачи санкции на проведение проверочной закупки необходимы конкретные сведения о том, что лицо, в отношении которого проводится соответствующее оперативно-розыскное мероприятие уже занималось или занимается противоправной деятельностью.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в своих решениях по жалобам в отношении прав, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 Конвенции неоднократно давал рекомендации о введении в законодательство особой санкции на проведении подобного оперативно-розыскного мероприятия. Такие рекомендации ЕСПЧ в своих постановлениях адресовывал и конкретно Российской Федерации. На сегодняшний день таких изменений в законодательство не внесено, а предлагаемые проекты широко не обсуждаются ни в обществе ни в законодательном органе.

Однако снижение количества жалоб в ЕСПЧ, связанных с провокацией преступлений в отношении России, принятые ВС РФ постановления, дополнительно регламентирующую использование результатов проверочной закупки и отчасти порядок проведения проверочной закупки в целом образуют положительную тенденцию и, вероятно, судебный или иной порядок получения санкции на проведение проверочной закупки в недалеком будущем будет введен в российское законодательство.

Список литературы:

1. Брэйди Н., Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовном процессе в свете решений ЕСПЧ по жалобам в отношении Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия, 2013, №5;

2. Федеральный закон от 12.08.1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (действующая редакция);

5. http://Isfic.Info.

Отдельные ОРМ ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (ст. 23, 25 Конституции РФ). Соответственно данные мероприятия предполагают вторжение в частную жизнь граждан, что допускается оперативно-розыскным законодательством в интересах оптимизации борьбы с наиболее опасными проявлениями преступности.

К числу таких мероприятий относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД для их проведения требуется судебное решение и наличие следующей информации:

  1. о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  2. лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
  3. событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ.

ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ, ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими ОРД (ч. 4 ст. 6 Закона об ОРД).

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это ОРМ, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в получении информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра (перлюстрации) почтовой, телеграфной и иной корреспонденции, передаваемой по сетям электрической и почтовой связи.

Объектами контроля могут выступать письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная корреспонденция. При необходимости с почтовых отправлений снимаются копии, фотографируется содержание посылок, отбираются образцы для исследования. В особых случаях мероприятие проводится с участием специалистов научно-технического подразделения.

Целью контроля является получение информации, содержащейся в почтовых отправлениях, о преступной деятельности проверяемого лица, его криминальных связях, местонахождении разыскиваемого.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений проводится:

  1. на предприятиях почтовой и телеграфной связи;
  2. иных объектах путем подключения к стационарной аппаратуре телексной, факсимильной и иной связи;
  3. линиях электрической проводной связи путем подключения к ней вне нахождения объектов со стационарной аппаратурой связи;
  4. по месту жительства или нахождения получателя письменных отправлений путем негласного просмотра данных отправлений вне предприятия (сбор из почтовых ящиков, использование конфиденциального содействия почтальонов и т.п.).

Функциональная сторона этого мероприятия предполагает: а) негласное обнаружение на предприятиях связи почтовых отправлений; б) вскрытие писем, посылок, бандеролей; в) изучение их содержания и снятие копий, фотографирование и видеозапись.

Вместе с тем могут осуществляться криминалистические и иные исследования маскируемых текстов, а также исследование содержимого посылок и бандеролей.

В результате проведения данного мероприятия могут быть получены сведения о связях подозреваемого лица, в том числе за пределами страны, сообщения о преступной деятельности, личностных особенностях объекта, позволяющие эффективно подготовить и провести ОРМ, выявить и зафиксировать содержимое отправления в целях документирования противоправных действий.

В ходе его проведения оперативный работник обязан:

  • обеспечить сохранение в тайне факта контроля;
  • обеспечить сохранность почтового отправления;
  • сохранить в тайне сведения, содержащиеся в почтовом отправлении.

Рассматриваемое мероприятие сопряжено с максимальным вторжением в частную жизнь граждан, поэтому при его подготовке учитываются условия, изложенные в ч. 2, 3 ст. 8 Закона об ОРД. Оно проводится по мотивированному постановлению руководителя оперативно-розыскного подразделения и на основании судебного решения. Организация и тактика проведения данного ОРМ регламентируются специальными межведомственными и ведомственными нормативными актами.

Изъятие и замена обнаруженных во время негласного обследования предметов допускаются в исключительных случаях с разрешения руководителя, утвердившего постановление о проведении данного мероприятия.

Субъектом контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений согласно указу Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочивании организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» могут выступать только органы ФСБ.

Организационно-техническое обеспечение данного ОРМ включает в себя: вынесение постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД; получение судебного решения; взаимодействие с предприятиями почтовой связи для обеспечения технического содействия операторов связи в проведении данного мероприятия.

Результаты проведения негласного обследования оформляются рапортом (справкой) оперативного сотрудника. В этом документе отражаются ход мероприятия, использование технических средств, обнаруженные предметы и документы. К рапорту могут прилагаться копии, фотографии содержимого посылок, отбираемые образцы для исследования, технические носители, на которых фиксировалась информация.

Прослушивание телефонных переговоров (ПТП) - это негласное получение информации путем контроля и аудиозаписи переговоров проверяемых лиц, ведущихся по абонентским телефонным линиям связи.

К телефонным линиям относятся любые сети электросвязи общего пользования; ведомственные сети, имеющие выход на сети общего пользования; выделенные сети связи непроизводственного назначения; сети передвижной радиотелефонной связи, системы подвижной персональной спутниковой связи.

Объектами ПТП являются телефонные переговоры лиц, подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений, а также лиц, располагающих сведениями об указанных преступлениях.

Цель ПТП - получение информации о преступной деятельности лиц и об их криминальных связях.

Содержательная часть данного ОРМ осуществляется путем подключения к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, других юридических лиц, представляющих услуги связи, в интересах органов, осуществляющих ОРД. При этом технические средства позволяют ознакомиться с передаваемыми сообщениями, оценить их и зафиксировать необходимые сведения с помощью звукозаписывающей аппаратуры на различные физические носители информации.

Прослушивание телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения по мотивированному постановлению соответствующего руководителя органа, осуществляющего ОРД. Максимальный срок прослушивания - шесть месяцев со дня вынесения постановления. При необходимости его продления судья принимает об этом решение на основании вновь представленных материалов.

Без предварительного получения разрешения судьи допускается (ч. 4 ст. 8 Закона об ОРД) прослушивание телефонных переговоров граждан в случаях возникновения угрозы их жизни, здоровью и собственности. Телефоны ставятся на прослушивание на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, только при получении от их владельцев заявления либо согласия в письменной форме. О проведенном мероприятии в течение 48 часов обязательно уведомляется суд (судья). При осуществлении ПТП по заявлению граждан звукозаписывающая аппаратура может включаться только при вызове абонента для фиксации поступающих в его адрес угроз.

Субъектами ПТП являются специализированные подразделениями (УСТМ). В результате прослушивания в распоряжении оперативного сотрудника оказываются сведения об абонентах телефонных переговоров, номера телефонов, данные о личности, частоте контактов между соучастниками и др. В процессе проведения данного ОРМ осуществляется взаимодействие оперативно-розыскных органов с операторами связи.

Обязательными элементами организационно-техническою обеспечения являются: мотивированное постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД; решение судьи и использование специальных технических средств и аппаратуры звукозаписи.

Сведения, полученные в результате ПТП, относятся к непроцессуальной (оперативной) информации. Для введения данной информации в уголовный процесс оперативные материалы необходимо «легализовать», придать им соответствующую требованиям УПК РФ процессуальную форму. В дальнейшем эти результаты могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу только после осуществления следственных действий, связанных с передачей фонограммы от оперативного подразделения следователю, а также с их следственным осмотром и экспертным исследованием на основе научно обоснованных методик идентификации человека по голосу, записанному на фонограмме.

Результаты ПТП оформляются оперативно-служебным документом, к которому прилагаются фонограммы переговоров и различные технические носители информации. В дальнейшем документы с приложениями представляются инициатору задания в опечатанном виде.

Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ее прослушивания и тиражирования посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Снятие информации с технических каналов связи - это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в перехвате с помощью специальных технических средств открытой (незашифрованной) информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи.

К техническим каналам связи относятся селекторная, радиорелейная связь, а также телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные, пейджинговые каналы обмена информацией между абонентами, радиосвязь, компьютерные сети и др.

Объектами данного ОРМ являются различные технические каналы связи.

Цель ОРМ - получение информации о преступной деятельности проверяемых лиц и их криминальных связях, а также местах хранения запрещенных в обороте предметов, веществ, похищенного имущества.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» все предприятия связи, действующие на территории РФ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД, и предоставлять им возможность проведения ОРМ на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

В ч. 4 ст. 15 Закона о ФСБ закреплено, что физические и юридические лица, предоставляющие в Российской Федерации услуги почтовой связи, электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, - по требованию органов ФСБ включать в состав аппаратных средств дополнительное оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами ФСБ.

Субъектами данного мероприятия выступают сотрудники оперативно-технических подразделений ОВД, ФСБ или органов по контролю за оборотом наркотиков.

Результаты ОРМ находят отражение на физических носителях (дисках, дискетах и т.п.), которые прилагаются к справке, и в документах и могут быть впоследствии представлены в следственные органы с соблюдением определенной процедуры для использования в процессе доказывания по уголовным делам.

Наличие в арсенале оперативно-розыскных органов рассмотренных ОРМ и появление новых технических средств существенно повышают эффективность борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. При этом законодательство устанавливает возможность их проведения только в том случае, когда невозможно или затруднительно иным путем обеспечить решение оперативно-розыскных задач.

Случайные статьи

Вверх