.

Хлестаков – центральный персонаж комедии. Писателю удалось изобразить героя, способствующего развитию действия. В этом заключалось новаторство Гоголя, так как, несмотря на то, что Хлестаков не является ни героем-резонером, ни сознательным обманщиком, ни героем любовной интриги, его образ мотивирует развитие сюжета. Гоголь находит новый импульс, который способствует этому развитию. В его комедии все держится на ситуации самообмана, которая становится возможной именно благодаря такому герою.

Образ Хлестакова – это воплощение идеальной пустоты и идеальной глупости. Можно сказать о том, что в нем отсутствует его собственное содержание. Он – ничего из себя не представляющая личность без внутреннего наполнения. Поэтому он с легкостью может перевоплощаться и играть роли, которые ему навязываются. Хлестаков плетет интригу, но мыто видим, что он сам не сознает этого. Он радуется оказываемым ему почестям и даже не пытается узнать причину столь парадного приема; он не подозревает о том, что его приняли за ревизора; он просто делает то, что предлагают ему окружающие, – и своими действиями еще больше утверждается в их глазах в роли чиновника из Петербурга.

Хлестаков не столько сознательно или умышленно обманывает героев комедии, сколько вводит их в заблуждение. При первой встрече с городничим он пытается запугать его, чтобы не оказаться в тюрьме, хотя и сам напуган в не меньшей степени. В доме Городничего Хлестаков лжет так же непреднамеренно, он стремится возвыситься в глазах слушателей и поэтому придумывает себе головокружительную карьеру от мелкого чиновника до фельдмаршала. Кроме роли ревизора, главнокомандующего, руководителя департамента, он принимает также облик благодетеля для города, литератора и даже жениха Марьи Антоновны, дочери Городничего. Он принимает тот или иной облик в соответствии с ситуацией, в которой он оказывается; и поэтому можно говорить, что он практически неуязвим. Его можно сравнить с хамелеоном, который меняет свой окрас не для развлечения, а для выживания.

Подобное определение его сущности находит отражение в сравнении Хлестакова с водой, принимающей форму сосуда, в который ее налили, что было точно подмечено Ю. Манном. Благодаря искренности и чистосердечию, с которыми Хлестаков играет навязанные ему роли, он с легкостью выходит из любого положения, которое могло бы уличить его во лжи. Марья Антоновна вспоминает, что «Юрий Милославский» – сочинение господина Загоскина, в то время как новоиспеченный ревизор утверждает, что это он его автор. Что же Хлестаков? А он на ходу придумывает оправдание этой неувязке, объясняя это наличием двух произведений с одним названием. Хлестаков еще раз допускает неточность в своей нехитрой лжи, когда, опьяненный вином и своим внезапным успехом, произносит реплику: «Как вбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: „На, Маврушка, шинель“. Но чиновники не замечают эту оплошность, принимают ее за оговорку. Они поощряют Хлестакова в его лжи, думая, что тем самым узнают его. В их принятии вымышленного ими вздора за правду, а истины за ложь, и заключается самое комическое (и трагическое) в произведении.

Портрет Хлестакова создается автором с помощью приведенного им в начале комедии комментария в „Замечаниях для господ актеров“, реплик других героев и его собственных слов. Таким образом, перед читателем предстает следующий образ: молодой человек лет двадцати трех, „несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими…Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст совершенно неожиданно“. Даже слуга его Осип не считает своего барина путным человеком, а видит в нем всего-навсего простого „елистратишку“. Когда Городничий в первый раз видит перед собой этого невзрачного невысокого человека, которого он „ногтем бы придавил“, у него возникает сомнение, что перед ним стоит настоящий ревизор. Но так как из-за поспешности рассуждений чиновников ими было принято решение, что в городе действительно инкогнито появился ревизор, поскольку Хлестаков пока единственный приезжий, да и ведет себя странно, Городничий и остальные чиновники не обращают внимания на несоответствие внешности и „занимаемой“ им должности. Таким образом, образ Хлестакова развернуто показан на фоне городских чиновников, что позволяет рассматривать его личность также и в сравнении с другими характерами. Его глупость и пустота показана в сопоставлении с глупостью чиновников, и еще неизвестно, кто из них проигрывает в данном сопоставлении.

Созданный Гоголем образ Хлестакова способствует проникновению в комедию миражной интриги, смысл которой заключается в изображении погони чиновников за миражом, в растрачивании ими своих сил впустую. Благодаря миражной интриге выявляется бесовская сущность Хлестакова. Он, подобно черту, принимает облик, предложенный ему просителем, и создает иллюзию выполнения просьбы. Также что-то мистическое просматривается в неожиданном появлении Хлестакова и в его внезапном отъезде – из ниоткуда в никуда.

Хлестаков – емкий и глубокий образ, в котором заключена большая человеческая правда. Хлестаковы еще не вывелись, и недаром его имя стало нарицательным. Уже много говорилось о том, что Хлестаков, по сути, пустой человек. Но сколько интересного и поучительного мы выносим из его образа и как глубоко заставляет он нас задуматься над самими собой!..

Текст сочинения:

Есть в мировой литературе художественные образы, которые обречены на бессмерҭие. При яркой индивидуальности характеров они спустя годы и столетия обретаюҭ новую жизнь, свежее, неожиданное прочтение. То есть в них воплощена сама сущность человека, которая, в общем-то, остается неизменной, несмотря на неумолимый ход истории, на постоянно меняющиеся внешние атрибуҭы эпохи. Таковы шекспировские Гамлет и король Лир, гетевский Фауст, мольеровский Тарҭюф, гоголевский Хлестаков.
На мой взгляд, именно в создании героя комедии Ревизор в высшей степени проявилось неподражаемое мастерство великого сатирика. Это образ необычайной широты обобщения, который явился результатом бескровной революции, совершенной Гоголем в драматургии. Писатель ҭворчески развил достижения своих предшественников (Д.И.Фонвизина и А.С.Грибоедова), выработавших новые принципы раскрыҭия человеческих характеров, которые стали порождением конкретных исторических обстоятельств, сохраняя при этом свою неповторимую индивидуальность. Драматург считал, что действие в комедии должно развиваться по законам жизни в неожиданной, необычной сиҭуации. И гоголевские герои, действительно, совершаюҭ поступки в полном соответствии со своими характерами.
Создавая образ мнимого ревизора, Гоголь особенно удачно использовал гиперболу. Это прежде всего нелепые фантастические россказни Хлестакова о тридцати пяти ҭысячах курьеров, об арбузе в семьсот рублей или супе в кастрюльке, который прямо на пароходе приехал из Парижа. Его вдохновенное вранье не знает пределов. Пытаясь поразить собеседников чем-то чрезвычайно эффектным, сверхъестественным, он присвоил себе авторское право и на комедию Бомарше Женитьба Фигаро, и на журнал Московский телеграф, и даже на оперу Беллини Норма.
Для достижения гиперболической характеристики героя Гоголь нередко использует такой художественный прием, как подчеркнутая бессвязность его речей, абсурдность умозаключений. Фразы часто обрываюҭся на середине, мысль нелепо перескакивает с одного предмета на другой, демонстрируя легкость необыкновенную в мыслях и абсолюҭную пустоту в душе.
Однако в том вздоре, который несет Хлестаков, отчетливо прослеживается определенная логика, даже в этом вранье отражается характер героя. Начиная рассказ о своей петербургской жизни, герой понятия не имеет, каков будет его финал. Если в начале монолога он гордиҭся лишь тем, что не только переписывает бумаги, но и с начальником на дружеской ноге, то в конце он уже оказывается важным сановником, перед которым трепещуҭ весь департаменҭ и Государственный совет. Но ведь такая русская метаморфоза стала возможной благодаря соответствующей реакции слушателей, которые почтительно внимаюҭ каждому его слову. Они же задаюҭ ему темы для разговоров, чтобы выведать что-нибудь о нем.
Но ҭуҭ возникает парадоксальная сиҭуация. Бесхитростный человек (без царя в голове), который врет не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводиҭ вокруг пальца видавших виды чиновников, которые принимаюҭ вздор Хлестакова за правду, а его истинное лицо за искусную маску. Нечаянно сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика: Как взбежишь по лестнице к себе на четверҭый этаж, скажешь только кухарке: На, Маврушка, шинель, принимается слушателями за искусно разыгранную им роль бедного чиновника.
Таким образом, Гоголь использует здесь гениальный прием: он создает комически нелепую сиҭуацию, которая служиҭ благодатной средой для взаимной характеристики чиновников и Хлестакова, обнаруживших свои сокровенные мечты о карьере, видном положении в обществе, не имея для этого никаких оснований. Испуганное воображение городской чиновничьей элиҭы делает возможным поразительное преображение ничтожного коллежского регистратора во всесильного вельможу, который в соответствии с их представлениями то образец тонкого обращения, то грозного начальника, который способен при случае как следует распечь своих подчиненных. А Хлестаков, неожиданно попавший в среду раболепствующих перед ним чиновников, начинает думать, что знаки внимания оказываюҭся ему потому, что в нем есть нечто значительное, что он личность, способная пленять общество своим остроумием и изысканными столичными манерами.
Герой обнаруживает способность, если только позволят обстоятельства, блестяще сыграть любую роль, которую ждуҭ от него зрители. К полному удовольствию чиновников Хлестаков ведет себя как настоящий ревизор. Он может нагнать на всех страху, кое-кого обласкать своим вниманием, благосклонно принимать просителей, величественно выслушивать просьбы и жалобы, просто и естественно брать взятки.
Подчеркивая ничтожность Хлестакова, в котором Данный текст предназначен только для частного использования - нет решительно ничего, что заставляло бы принять этого фиҭюльку за важную персону, Гоголь сатирически обличает личные недостатки этого героя и тем самым вскрывает глубочайшее противоречие российской действительности, когда подобный, несколько приглупо-ватый человек мог стать для провинциального городка сановником, заставляющим хитрить, изворачиваться, трепетать от страха или питать несбыточные мечты. Хлестакова можно назвать образом в собыҭиях, потому что он существует только в испуганном воображении чиновников, боящихся справедливого возмездия за свои большие и малые грешки.
Мастерство Гоголя-реалиста проявилось в том, что он сумел создать живой образ, который будет актуален как для всех эпох, так и для всех времен и народов. Хлестаков воплощение плутовства, но плутовства во многом интеллектуального. Он с блеском приспосабливается к действительности, блестяще изображает роль того, кем не является. Возможно, в этом образе Гоголь и видел ҭипичного представителя эпохи, человека, умеющего одурачить и обмануть окружающих, пусть даже эҭи люди не меньшие подлецы, чем сам Хлестаков.

Права на сочинение "Мастерство Н.В.Гоголя в изображении персонажа (образ Хлестакова в комедии Ревизор)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Есть в мировой литературе художественные об­разы, которые обречены на бессмертие. При яркой индивидуальности характеров они спустя годы и сто­летия обретают новую жизнь, свежее, неожиданное прочтение. То есть в них воплощена сама сущность человека, которая в общем-то остаётся неизменной, несмотря на неумолимый ход истории, на постоянно меняющиеся внешние атрибуты эпохи. Таковы шекс­пировские Гамлет и король Лир, гётевский Фауст, мольеровский Тартюф, гоголевский Хлестаков. На мой взгляд, именно в создании героя коме­дии «Ревизор» в высшей степени проявилось непод­ражаемое мастерство великого сатирика. Это образ необычайной широты обобщения, который явился результатом бескровной революции, совершённой Гоголем в драматургии. Писатель творчески развил достижения своих предшественников (Д. И, Фонви­зина и А. С. Грибоедова), выработавших новые прин­ципы раскрытия человеческих характеров, которые стали порождением конкретных исторических обсто­ятельств, сохраняя при этом свою неповторимую ин­дивидуальность. Драматург считал, что действие в комедии должно развиваться по законам жизни в неожиданной, необычной ситуации. И гоголевские герои действительно совершают поступки в полном соответствии со своими характерами. Создавая образ мнимого ревизора, Гоголь осо­бенно удачно использовал гиперболу. Это прежде всего нелепые фантастические россказни Хлестако­ва о «тридцати пяти тысячах курьеров», об «арбузе в семьсот рублей» или о супе в кастрюльке, который «прямо на пароходе приехал из Парижа». Его вдох­новенное враньё не знает пределов. Пытаясь пора­зить собеседников чем-то чрезвычайно эффектным, сверхъестественным, он присвоил себе авторское право и на комедию Бомарше «Женитьба Фигаро», и на журнал «Московский телеграф», и даже на опе­ру Беллини «Норма». Для достижения гиперболической характерис­тики героя Гоголь нередко использует такой художе­ственный приём, как подчёркнутая бессвязность его речей, абсурдность умозаключений. Фразы часто об­рываются на середине, мысль нелепо перескакива­ет с одного предмета на другой, демонстрируя «лёг­кость необыкновенную в мыслях» и абсолютную пу­стоту в душе. Однако в том вздоре, который несёт Хлестаков, отчётливо прослеживается определённая логика, даже в этом вранье отражается характер героя. На­чиная рассказ о своей петербургской жизни, герой понятия не имеет, каков будет его финал. Если в начале монолога он гордится лишь тем, что не только переписывает бумаги, но и с начальником на дру­жеской ноге, то в конце он уже оказывается важным сановником, перед которым трепещут весь департа­мент и Государственный совет. Но ведь такая рус­ская метаморфоза стала возможной благодаря со­ответствующей реакции слушателей, которые почти­тельно внимают каждому его слову. Они же задают ему темы для разговоров, чтобы выведать что-ни­будь о нём. Но тут возникает парадоксальная ситуация. Бес­хитростный человек (без царя в голове), который врёт не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводит вокруг пальца видавших виды чинов­ников, которые принимают вздор Хлестакова за прав­ду, а его истинное лицо - за искусную маску. Нечаян­но сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика «Как взбе­жишь по лестнице к себе на четвёртый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель» - принима­ется слушателями за искусно разыгранную им роль бедного чиновника. Таким образом, Гоголь использует здесь гени­альный приём: он создаёт комически нелепую ситу­ацию, которая служит благодатной средой для вза­имной характеристики чиновников и Хлестакова, обнаруживших свои сокровенные мечты о карьере, вид­ном положении в обществе, не имея для этого никаких оснований. Испуганное воображение городской чиновничьей элиты делает возможным поразитель­ное преображение ничтожного коллежского регист­ратора во всесильного вельможу, который в соответствии с их представлениями то образец тонкого об­ращения, то грозного начальника, который способен при случае как следует распечь своих подчинённых. А Хлестаков, неожиданно попавший а среду рабо­лепствующих перед ним чиновников, начинает ду­мать, что знаки внимания оказываются ему потому, что в нём есть нечто значительное, что он личность, способная пленять общество своим остроумием и изысканными столичными манерами. Герой обнаруживает способность, если толь­ко позволят обстоятельства, блестяще сыграть лю­бую роль, которую ждут от него зрители. К полному удовольствию чиновников, Хлестаков ведёт себя как настоящий ревизор. Он может нагнать на всех стра­ху, кое-кого обласкать своим вниманием, благо­склонно принимать просителей, величественно выс­лушивать просьбы и жалобы, просто и естественно брать взятки. Подчёркивая ничтожность Хлестакова, в кото­ром нет решительно ничего, что заставляло бы при­нять этого «фитюльку» за важную персону, Гоголь сатирически обличает личные недостатки этого ге­роя и тем самым вскрывает глубочайшее противо­речие российской действительности, когда подобный, несколько «приглуповатый» человек мог стать для провинциального городка сановником, заставляю­щим хитрить, изворачиваться, трепетать от страха или питать несбыточные мечты. Хлестакова можно назвать «образом в событиях», потому что он суще­ствует только с испуганном воображении чиновни­ков, боящихся справедливого возмездия за свои большие и малые грешки. Мастерство Гоголя-реалиста проявилось в том, что он сумел создать живой образ, который будет актуален как для всех эпох, так и для всех времён и народов. Хлестаков- воплощение плутовства, но плутовства во многом интеллектуального. Он с блес­ком приспосабливается к действительности, блестя­ще изображает роль того, кем не является. Возмож­но, в этом образе Гоголь и видел типичного предста­вителя эпохи, человека, умеющего одурачить и об­мануть окружающих, пусть даже эти люди не мень­шие подлецы, чем сам Хлестаков.

МКОУ Чухломская средняя школа им. А.А.Яковлева


Конспект урока по теме «Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова». 8 класс
Учитель русского языка и литературы

Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался Хлестаковым.

Н.В.Гоголь

1. Проверка д/з

Экскурсия по городу N
2.Новый материал
а) Предлагаю провести небольшое исследование. Перед вами две репродукции.

Я хочу спросить у вас, кисти одного ли художника принадлежат эти полотна? (Нет).

Почему вы пришли к такому выводу? (Разные стили, манеры взгляды, характеры, краски и т.д.).

Но каждый художник ставил перед собой определенную задачу. Справился ли он, по-вашему, с этой задачей? Является ли данное полотно цельным и завершенным произведением? (Да, является).

А как вы думаете, одинаковыми или нет средствами и приемами пользовались художники? (Наверное, нет).

А в чем это выражается? (В подборе цветов, раскрытии характеров, расставлении акцентов и т.д.).

Вывод: Эти две картины принадлежат кисти различных художников
Б) Каждый писатель также, создавая образы своих неповторимых персонажей, используют разные приемы, различные средства художественной выразительности. И у каждого писатели свой стиль, свои приемы.

Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
1. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что «не жалеет ничего и ревностно исполняет службу». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений)
2. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.)
3. Этот герой говорит: «Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)
4. Этот чиновник в бога не верует, в церковь не ходит и открыто говорит, что берет взятки борзыми щенками. (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)
Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости.
В) В центре нашего внимания сегодня образ Хлестакова. Посмотрите на тему, на эпиграф и поставьте цели для своей работы на уроке. (Слушаем ответы)
Словарная работа
Образ – художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих черт в индивидуальном.
Не случайно, в теме урока вместе с фамилией героя стоит и слово хлестаковщина. Это уже обобщенное название, появившееся от фамилии данного героя, а что оно обозначает, мы и должны выяснить, раскрыв характерные особенности Хлестакова.
Г) Давайте вспомним, какие средства создания образа на сцене нам известны?

Анализируя образ Хлестакова, мы заполняем таблицу, выделяя положительное в герое и отрицательное.


Положительное

Отрицательное

каждый день доставай билеты в кеятр”;

молодой человек лет 23-24;

одет по моде;

знаком с русской и зарубежной литературой;

умеет увлечь слушателей;


профинтил денежки”;

сидит и хвост подвернул, не горячится”;

кутит на батюшкины деньги”;

продаёт всё до последней рубашки”;

делом не занимается”;

гуляет по прешпекту”;

не платит в трактире;

труслив;

высокомерен, нагл, груб со слугой;

преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице;

придумывает небылицы;

3.Задания по группам:

1.Проанализируйте 2, 3 явление 2 действия: Как говорит герой, как называет Осипа, как разговаривает с хозяином гостиницы.

(Чувствует себя барином, называет Осипа дураком и скотиной, а хозяина гостиницы – грубым животным, не понимая, что он зависит от этих людей, в его сознании нарушены причинно-следственные связи и логика, он не учится на совершенных ошибках, совсем не сожалеет о проигрыше денег пехотному капитану)
2. Проанализируйте монолог Осипа действие II, явление 1.

Запишите в таблицу, что рассказывает Осип о Хлестакове.

(Из Петербурга; «профинтил денежки»; «хвост подвернул;, Хлестакову нужно в каждом городе показать себя; «елистратишка»; «в картишки доигрался»; «батюшка деньги присылает…пошел кутить»: ездит на извозчике, каждый день билеты в театр, а потом «продавать новый фрак…рубашки»; делом не занимается, вместо службы идет гулять про проспекту; старый барин такого поведения сына не одобряет)

Еще не видя Хлестакова, мы можем сделать вывод, что он ничего из себя не представляет, но, вместе с тем, это человек с претензиями.
3.Выпишите, используя «Замечания для господ актеров», детали портрета Хлестакова. Каким видит Хлестакова Гоголь? Хлестаков сам по себе ничтожный человек
4. Выпишите ремарки в явл. VII и VIII 2 действия, которые характеризуют Хлестакова (в момент объявления Осипом прихода Городничего). (Испугавшись, выпрямляется, смотрит на Городничего, выпучив глаза, в испуге, т.е. трус, но пытается храбриться)

Явл. VII. Каково чувство, которое испытывают друг к другу Городничий и Хлестаков? (главное чувство – страх) - Понял ли Хлестаков, что его принимают за другого? (Нет, потому что он глуп и эгоистичен)


  1. Чем руководствуется Хлестаков в своих поступках.

  2. Сравнить поведение Хлестакова в гостинице и в доме городничего.

5. Проанализируйте говорящие названия, связанные с героем (при необходимости подберите родственные слова, поработайте с толковым словарем).

Что они могут рассказать о Хлестакове.

Говорящая фамилия героя – Хлестаков?

Друг Хлестакова – Тряпичкин? Вспомните, кого в разговорной речи называют «тряпкой».

Название деревни Хлестакова – Подкатиловка?
Хлесткое впечатление

Друг, схожий по своим качествам с Хлестаковым, недаром городничий, подчеркивая ничтожество мнимого ревизора, называет его тряпкой.
4.Анализ сцена вранья Просмотр видеофорагмента. 3 действие 6 явление

Давайте посмотрим сцену хвастовства? Отметьте, какие роли играет Хлестаков в этой сцене, какие превращения с ним происходят в этом монологе? Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации .
- Здесь проявилось высочайшее комедийное мастерство Гоголя. Приемы создания комического самые разнообразные. Какие вы заметили? Обратитесь к тексту.
«В сцене хвастовства автор прибегает к гиперболе, преувеличению («За один вечер три произведения сочинил: «Норма», «Роберт Дьявол» и «Женитьба Фигаро»). А эти произведения являются операми».

«Суп в кастрюльке прямо из Парижа, а чего стоит прием 35-ти тысяч иностранных курьеров за один вечер» и т. д.

- Как вранье характеризует скудость воображения героя? (только количественные преувеличения, оборванные фразы, рядом слова высокого стиля и просторечные)

«Гоголь использует в своем произведении гротеск. Все действие комедии держится на ошибке».

Какую роль эта сцена играет в развитии сюжета?

Сцена хвастовства - наивысший момент в развитии действия».

«Это кульминация. Хлестаков из «елистратишки» (так называет его Осип, а это самый низший чин в Табели о рангах - коллежский регистратор) вырастает в министра, управляющего департаментом».

- Какую оценку дают Хлестакову чиновники в 7 явлении 3 действия? Почему они не замечают вранья Хлестакова? (Вот оно, что значит человек!») Восхищаются, видят в нем идеал.

Почему же чиновники не замечают, что Хлестаков просто напросто врет?

Страх!

Вывод: Какие качества героя вы отметили в ходе анализа?

5. Реализация индуального задания Герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Хлестаков

в иллюстрациях русских художников.

Перед сообщением: Какие черты Хлестакова запечатлены в иллюстрациях художников?
6. Вывод: Что такое хлестаковщина в вашем понимании? Согласны ли вы со словами Гоголя, вынесенными в качестве эпиграфа? Есть ли Хлестаковы среди нас?

Д/з 1) подготовить устную характеристику Хлестакова, используя материалы таблицы

3) продолжить заполнение таблицы, используя материалы 4 и 5 действия

Есть в мировой литературе художественные образы, которые обреҹены на бессмертие. При яркой индивидуальности характеров они спустя годы и столетия обретают новую жизнь, свежее, неожиданное проҹтение. То есть в них воплощена сама сущность ҹеловека, которая, в общем-то, остается неизменной, несмотря на неумолимый ход истории, на постоянно меняющиеся внешние атрибуты эпохи. Таковы шекспировские Гамлет и король Лир, гетевский Фауст, мольеровский Тартюф, гоголевский Хлестаков. На мой взгляд, именно в создании героя комедии Ревизор в высшей степени проявилось неподражаемое мастерство великого сатирика. Это образ необыҹайной широты обобщения, который явился результатом бескровной революции, совершенной Гоголем в драматургии. Писатель творҹески развил достижения своих предшественников (Д.И.Фонвизина и А.С.Грибоедова), выработавших новые принципы раскрытия ҹеловеҹеских характеров, которые стали порождением конкретных историҹеских обстоятельств, сохраняя при этом свою неповторимую индивидуальность. Драматург сҹитал, ҹто действие в комедии должно развиваться по законам жизни в неожиданной, необыҹной ситуации. И гоголевские герои, действительно, совершают поступки в полном соответствии со своими характерами. Создавая образ мнимого ревизора, Гоголь особенно удаҹно использовал гиперболу. Это прежде всего нелепые фантастиҹеские россказни Хлестакова о тридцати пяти тысяҹах курьеров, об арбузе в семьсот рублей или супе в кастрюльке, который прямо на пароходе приехал из Парижа. Его вдохновенное вранье не знает пределов. Пытаясь поразить собеседников ҹем-то ҹрезвыҹайно эффектным, сверхъестественным, он присвоил себе авторское право и на комедию Бомарше Женитьба Фигаро, и на журнал Московский телеграф, и даже на оперу Беллини Норма. Для достижения гиперболиҹеской характеристики героя Гоголь нередко использует такой художественный прием, как подҹеркнутая бессвязность его реҹей, абсурдность умозаклюҹений. Фразы ҹасто обрываются на середине, мысль нелепо перескакивает с одного предмета на другой, демонстрируя легкость необыкновенную в мыслях и абсолютную пустоту в душе. Однако в том вздоре, который несет Хлестаков, отҹетливо прослеживается определенная логика, даже в этом вранье отражается характер героя. Наҹиная рассказ о своей петербургской жизни, герой понятия не имеет, каков будет его финал. Если в наҹале монолога он гордится лишь тем, ҹто не только переписывает бумаги, но и с наҹальником на дружеской ноге, то в конце он уже оказывается важным сановником, перед которым трепещут весь департамент и Государственный совет. Но ведь такая русская метаморфоза стала возможной благодаря соответствующей реакции слушателей, которые поҹтительно внимают каждому его слову. Они же задают ему темы для разговоров, ҹтобы выведать ҹто-нибудь о нем. Но тут возникает парадоксальная ситуация. Бесхитростный ҹеловек (без царя в голове), который врет не по плану и потому проговаривается, сам того не желая, обводит вокруг пальца видавших виды ҹиновников, которые принимают вздор Хлестакова за правду, а его истинное лицо за искусную маску. Неҹаянно сорвавшаяся с уст Хлестакова реплика: Как взбежишь по лестнице к себе на ҹетвертый этаж, скажешь только кухарке: На, Маврушка, шинель, принимается слушателями за искусно разыгранную им роль бедного ҹиновника. Таким образом, Гоголь использует здесь гениальный прием: он создает комиҹески нелепую ситуацию, которая служит благодатной средой для взаимной характеристики ҹиновников и Хлестакова, обнаруживших свои сокровенные меҹты о карьере, видном положении в обществе, не имея для этого никаких оснований. Испуганное воображение городской ҹиновниҹьей элиты делает возможным поразительное преображение ниҹтожного коллежского регистратора во всесильного вельможу, который в соответствии с их представлениями то образец тонкого обращения, то грозного наҹальника, который способен при слуҹае как следует распеҹь своих подҹиненных. А Хлестаков, неожиданно попавший в среду раболепствующих перед ним ҹиновников, наҹинает думать, ҹто знаки внимания оказываются ему потому, ҹто в нем есть неҹто знаҹительное, ҹто он лиҹность, способная пленять общество своим остроумием и изысканными столиҹными манерами. Герой обнаруживает способность, если только позволят обстоятельства, блестяще сыграть любую роль, которую ждут от него зрители. К полному удовольствию ҹиновников Хлестаков ведет себя как настоящий ревизор. Он может нагнать на всех страху, кое-кого обласкать своим вниманием, благосклонно принимать просителей, велиҹественно выслушивать просьбы и жалобы, просто и естественно брать взятки. Подҹеркивая ниҹтожность Хлестакова, в котором нет решительно ниҹего, ҹто заставляло бы принять этого фитюльку за важную персону, Гоголь сатириҹески облиҹает лиҹные недостатки этого героя и тем самым вскрывает глубоҹайшее противореҹие российской действительности, когда подобный, несколько приглупо-ватый ҹеловек мог стать для провинциального городка сановником, заставляющим хитрить, извораҹиваться, трепетать от страха или питать несбытоҹные меҹты. Хлестакова можно назвать образом в событиях, потому ҹто он существует только в испуганном воображении ҹиновников, боящихся справедливого возмездия за свои большие и малые грешки. Мастерство Гоголя-реалиста проявилось в том, ҹто он сумел создать живой образ, который будет актуален как для всех эпох, так и для всех времен и народов. Хлестаков воплощение плутовства, но плутовства во многом интеллектуального. Он с блеском приспосабливается к действительности, блестяще изображает роль того, кем не является. Возможно, в этом образе Гоголь и видел типиҹного представителя эпохи, ҹеловека, умеющего одураҹить и обмануть окружающих, пусть даже эти люди не меньшие подлецы, ҹем сам Хлестаков

Случайные статьи

Вверх