План мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Новая редакция Ст. 226 ТК РФ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 226 ТК РФ

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Другой комментарий к Ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств различных бюджетов, указанных в настоящей статье.

Кроме того, финансирование данных мероприятий осуществляется также за счет:

Средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;

Добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда и используемые на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, распределяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" (СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095) в следующем порядке (в процентах):

30 - органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;

40 - на текущий счет Минздравсоцразвития России;

30 - Государственной инспекции труда.

Правила учета средств от штрафов, направления использования этих средств и отчетность об их использовании определены Порядком, утвержденным Постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 (БМТ РФ. 2001. N 3).

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

3. В соответствии с изменениями в ТК РФ от 30 июня 2006 г. изменен размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Раньше он составлял для всех организаций (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) не менее 0,1% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов. Теперь установлен единый размер - не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.

  • Вверх

Для оценки результатов мероприятий по улучшению условий и охране труда в настоящее время предложены четыре группы показателей: изменения состояния условий труда; социальные; социально-экономические; экономические.

1. Изменение состояния условий труда на рабочих местах включает:

− повышение уровня безопасности труда – характеризуется увеличением количества машин, механизмов и производственных помещений, приведенных в соответствие с требованиями стандартов, безопасности труда и строительных норм и правил;

− улучшение санитарно-гигиенических показателей – характеризуется уменьшением содержания в воздухе вредных веществ, улучшением микроклимата, снижением уровней шума и вибрации, инфразвуковых и ультразвуковых колебаний, ионизирующих и электромагнитных излучений, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации; улучшением освещенности;

− улучшение психофизиологических показателей – характеризуется снижением повышенных физических и нервно-психических нагрузок, в том числе и монотонности труда;

− улучшение эстетических показателей – характеризуется рационализацией компоновки рабочих мест и машин; благоустройством помещений и территории предприятия, цветовой отделкой оборудования и интерьеров и др.

2. Социальные последствия внедрения мероприятий по охране труда определяются разностью величии до и после осуществления мероприятий по следующим показателям:

– увеличению численности работающих, для которых условия труда соответствуют нормативным требованиям;

– снижению травматизма и заболеваемости;

– сокращению текучести кадров из-за неудовлетворительных условий труда.

Могут использоваться и другие социальные показатели (степень удовлетворенности трудом, повышение престижности профессий, создание условий для развития личности и т.д.).

3. Некоторые социальные результаты могут быть выражены в денежной форме, а также через рабочее время. Поэтому такие показатели называются социально-экономическими (например, снижение травматизма и заболеваемости).

4. Экономические результаты мероприятий по охране труда выражаются в виде экономии или предотвращения потерь живого и общественного труда в народном хозяйстве и на предприятиях.

К ним относят:

− экономия выплат по возмещению вреда пострадавшим;

− снижение суммы страхового взноса в результате получения скидки к страховым тарифам по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

− сокращение затрат на льготы и компенсации работающим во вредных условиях;

− повышение производительности труда;

− снижение потерь, связанных с авариями, пожарами, утратой трудоспособности из-за травм и заболеваемости;

− прибыль, полученную в результате увеличения производительности труда, связанного с улучшением медико-биологических и технолого-технических условий;

− снижение потерь за счет уменьшения текучести кадров по причине улучшения условий труда;

− экономию сырья, материалов, энергии при использовании коллективных средств защиты;

− снижение издержек, связанных с обеспечением льгот и компенсаций для работающих во вредных условиях труда.

При этом производится совместный учет экономических результатов от реализации мероприятий и затрат, связанных с их осуществлением на основе расчета следующих трех основных показателей:

– чистого экономического эффекта;

– общей экономической эффективности;

– сравнительной экономической эффективности.

Показатель чистого экономического эффекта рассчитывается во всех случаях экономического обоснования мероприятий и определяется в виде разности между приведенными к годовой соразмерности экономическими результатами мероприятий и затратами на их осуществление:

Э = Р – З

Этот показатель используется для определения ожидаемого (расчетного) эффекта научных и проектных решений по охране труда, для выбора наиболее эффективного варианта мероприятий, а также для определения фактического экономического эффекта внедренных мероприятий.

Показатель общей экономической эффективности определяется как отношение экономических результатов к затратам:

Э = Р / З

Этот показатель рассчитывается во всех случаях экономического обоснования и используется для определения народно-хозяйственных результатов затрат на охрану труда, выявление динамики их эффективности, для сравнительного анализа эффективности затрат на различных предприятиях, а также для сравнения ожидаемой и фактической эффективности с утвержденными нормативами.

Показатель сравнительной экономической эффективности нескольких мероприятий определяется в виде разницы приведенных на эти мероприятия затрат с учетом фактора времени.

Этот показатель рассчитывается в тех случаях, когда сравниваемые варианты обеспечивают достижение тождественных социальных и экономических результатов, но требуются различные затраты на их реализацию. Показатель используется для выбора варианта, который обусловливает минимальные затраты на его осуществление.

В настоящее время требуется усиление экономического анализа всех сторон деятельности нашего общества. Всюду, где возможно, необходимо более эффективно использовать производственный и научно-технический потенциал, материальные и трудовые ресурсы.

Средства, которые наше государство выделяет на улучшение условий труда, разработку и осуществление мероприятий по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, кроме социального эффекта имеют и экономические результаты, выражающиеся в увеличении периода профессиональной активности трудящихся; росте производительности труда; сокращении потерь, связанных с травматизмом, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемостью; уменьшении текучести кадров; сокращении затрат на льготы и компенсации.

Увеличение периода профессиональной активности обусловлено тем, что улучшение условий труда сберегает здоровье трудящегося человека, продлевает жизнь и соответственно удлиняет период его профессиональной активности. В настоящее время вопрос этот приобрел большую актуальность в связи с недостатком трудовых ресурсов. Поэтому большое значение имеет использование остаточной трудовой активности пенсионеров по старости и инвалидов.

Неудовлетворительные условия труда приводят к тому, что определенное число работников заканчивает трудовую деятельность ранее наступления пенсионного возраста или меняет место работы. Наиболее низок процент занятости лиц старших возрастных групп в промышленности, строительстве, на автомобильном и железнодорожном транспорте, т. е. там, где ощущается наибольший дефицит рабочей силы.

Условия труда сильно влияют на повышение производительности труда. При благоприятных условиях труда работоспособность человека повышается, так как отсутствует необходимость в затрате сил на защиту организма от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Кроме того, повышается эффективность использования рабочего времени за счет снижения потерь рабочих дней, вызванных временной нетрудоспособностью работников.

По имеющимся данным, рациональный комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда, может обеспечить прирост производительности труда. Многочисленные исследования свидетельствуют о большом влиянии освещенности рабочих мест на производительность труда. Также увеличивает производительность труда правильная организация рабочего места, продуманное использование музыки, рациональная окраска помещений и т. п. Производственный шум, превышающий допустимые уровни, снижает производительность труда на 3...15 и даже 20% в зависимости от его уровня, вида выполняемой работы и других факторов. Чем напряженнее труд, тем сильнее отрицательное влияние шума на его производительность.

Производительность труда резко падает при высокой температуре воздуха в помещении. Имеются данные о том, что к концу рабочей смены работоспособность у рабочих основных цехов металлургических производств падает при одновременном возрастании числа травм. Для повышения работоспособности наряду с улучшением условий труда большое значение имеет установление рациональных, научно обоснованных режимов труда и отдыха.

Улучшение эффективного фонда рабочего времени может быть достигнуто сокращением временной нетрудоспособности работников, вызванной различными заболеваниями и травмами. Улучшение условий труда, внедрение мероприятий по обеспечению безопасности труда приводит к снижению травматизма и профессиональной заболеваемости, к уменьшению числа общих заболеваний и их продолжительности. Уменьшение средней длительности временной нетрудоспособности только на один день дает очень масштабный эффект. К потерям рабочего времени приводят и микротравмы, не вызывающие временную нетрудоспособность. При любой микротравме теряется 1,5...2 ч рабочего времени.

Улучшение условий труда и внедрение мероприятий по обеспечению его безопасности приводит к сокращению профессиональной, производственно-обусловленной заболеваемости и производственного травматизма, увеличивает эффективный фонд рабочего времени, приводя тем самым к существенному экономическому эффекту. К показателям экономической эффективности относят:

· снижение потерь, связанных с авариями, пожарами, утратой трудоспособности вследствие травматизма и заболеваемости;

· прибыль, полученную в результате увеличения производительности труда, связанного с улучшением медико-биологических и технолого-технических условий;

· снижение потерь за счет уменьшения текучести кадров по причине улучшения условий труда;

· экономию сырья, материалов, энергии при эксплуатации оборудования, используемого в качестве коллективных средств защиты;

· снижение издержек, связанных с обеспечением льгот и компенсаций для работающих во вредных условиях труда.

Улучшение условий труда сокращает текучесть кадров. Многочисленные социологические исследования последних лет показывают, что неблагоприятные условия труда играют значительную роль в решении работников переменить место работы. Число увольняющихся по причине неудовлетворенности условиями труда колеблется в зависимости от отрасли народного хозяйства и профессии, составляя в среднем по промышленности примерно 20%, а в строительстве -- более 25 %.

Еще одним резервом экономии материальных средств, связанных с улучшением условий труда, является сокращение затрат на льготы и компенсации работающим во вредных условиях.

В настоящее время в нашей стране широко применяется система предоставления льгот и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Сюда входит: сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск от 6 до 36 дней, лечебно-профилактическое питание, повышенные тарифные стоки, пенсии на льготных условиях (снижение на 5 или 10 лет пенсионного возраста, уменьшение требуемого стажа работы для назначения пенсии, увеличение ее размера). Сюда же можно отнести и бесплатную выдачу работающим средств индивидуальной защиты.

На предоставление льгот и компенсаций государство расходует огромные средства, которые значительно превосходят расходы на осуществление мероприятий по улучшению условий труда. Как правило, затраты на льготы и компенсации связаны с недостатками в разработке и внедрении мероприятий по улучшению условий труда.

Главной целью мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению его безопасности является достижение социального эффекта, заключающегося в укреплении здоровья трудящегося человека, развитии его личности, повышении работоспособности, интереса к выполняемой работе и, в конечном счете, в превращении труда в первейшую жизненную потребность. В то же время осуществление мероприятий по охране труда на промышленных предприятиях приводит к определенному экономическому эффекту.

Понимание этих обстоятельств обусловило растущее в последнее время внимание к вопросу количественной оценки экономической эффективности мероприятий по охране труда. За последние годы предложено большое количество методик по определению экономической эффективности различных частных мероприятий по охране труда. Все эти методики имеют общие основы и предназначены для решения двух типов задач: определения экономического ущерба, причиняемого предприятию и обществу в целом производственно-обусловленной и профессиональной заболеваемостью, производственным травматизмом, текучестью рабочей силы и др.; расчета экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда.

Методики по определению ущерба от травматизма и заболеваемости отличаются друг от друга полнотой учета потерь. Ущерб предприятия (или отрасли экономики), на котором произошел несчастный случай, может быть оценен через следующие показатели (руб.): потери из-за простоев технологического оборудования при нетрудоспособности персонала; потери дохода предприятия из-за снижения объема выпускаемой продукции; расходы на восстановление и ремонт оборудования, транспортных средств и др.; издержки производства в результате брака; расходы по заработной плате трудящимся, принимавшим участие в спасении и оказании первой помощи пострадавшему и в ликвидации последствий несчастного случая; расходы, связанные с расследованием несчастного случая, с приглашением экспертов, технической инспекции профсоюзов и с привлечением специализированных лабораторий; потери от снижения производительности труда после возвращения пострадавшего на производство; расходы, связанные с подбором и дополнительным обучением рабочего, заменяющего пострадавшего; дополнительные оплаты сверхурочных работ, связанных с ликвидацией аварий и их последствий, а также с заменой пострадавшего; выплаты зарплаты пострадавшему за время, которое он не доработал в день несчастного случая; доплата разницы при переводе пострадавшего на временную нижеоплачиваемую работу до восстановления здоровья или ухода на пенсию; выплата выходного пособия пострадавшему при переводе его на инвалидность или семье пострадавшего в случае его смерти; регрессионный иск профсоюза по несчастному случаю; единовременные пособия пострадавшему или его семье из фонда предприятия; расходы, связанные с погребением; выплатой единовременного пособия семье погибшего, оплату проезда родных, прибывших на похороны.

Расходы профсоюзной организации и лечебных учреждений характеризуются следующими показателями (руб.): оплата пострадавшему больничного листа; стоимость амбулаторного лечения; стоимость лечения в больнице; стоимость санаторно-курортного лечения; выплата пострадавшему пенсии согласно действующему законодательству; оплата лекарств при оказании первой помощи; расходы на единовременное пособие пострадавшему или его семье, на похороны, на бесплатное протезирование и др.; дополнительные расходы (например, при посещении пострадавшего в больнице или на дому и др.). Одна из первых методик по определению экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда была разработана О.А. Афониной и А.В. Копыловым. По этой методике народнохозяйственный экономический эффект от реализации мероприятий по улучшению условий труда предлагалось определять как сумму хозрасчетного и социального эффектов, выраженных в денежной форме. Хозрасчетный эффект начисляется через показатели повышения производительности труда или показатели улучшения использования производственных фондов. Социальный эффект от внедрения мероприятий по улучшению условий труда определяется как экономия денежных средств на оплату пенсий и пособий, выплат по листкам нетрудоспособности и т. п. в связи с уменьшением потерь рабочего времени по болезни, а также как условная экономия денежных средств на подготовку кадров в экономике в связи с повышением трудовой дееспособности работников. Экономический эффект при этом достигается благодаря:

· повышению производительности труда за счет увеличения работоспособности и снижения утомления из-за улучшения условий труда;

· снижению трудоемкости продукции вследствие уменьшения непроизводительных затрат труда на рабочем месте (лишние движения и усилия);

· увеличению эффективного фонда рабочего времени вследствие сокращения целодневных потерь, вызванных временной нетрудоспособностью из-за производственных травм, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний;

· повышению эффективности использования оборудования из-за сокращения внутрисменных и целодневных потерь рабочего времени.

Годовой экономический эффект определяется путем сопоставления полученной экономии с приведенными затратами на осуществление мероприятий.

Комментарий к статье 19

1. Часть 1 ст. 226 ТК РФ о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда, соответствующая по содержанию п. 1 комментируемой статьи, не ограничивает финансирование указанных мероприятий из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников только рамками соответствующих целевых программ и предусматривает, что финансирование мероприятий по улучшению условий труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.

2. Вопросы финансирования охраны труда на уровне субъектов Российской Федерации решаются региональным законодательством.

Так, ст. 19 Закона Красноярского края от 24 июня 1999 г. "Об охране труда в Красноярском крае" предусматривает, что финансирование охраны труда в крае осуществляется из средств работодателя, краевого бюджета и внебюджетных источников.

Работодатели ежегодно выделяют средства, необходимые для обеспечения условий и охраны труда, в соответствии с нормативными требованиями и условиями коллективного договора.

Бюджетные ассигнования на охрану труда используются для выполнения краевых целевых программ по охране труда, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, содержания органов управления охраной труда.

3. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде, зачисляемые в соответствии с комментируемой статьей на текущий счет государственной инспекции труда, согласно п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ и п. 5 ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящее время в полном объеме подлежат зачислению в бюджет.

4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) производится в размерах, определяемых коллективными договорами и соглашениями, но не может быть менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7% эксплуатационных расходов.

Законодательством субъектов Российской Федерации данное правило может уточняться. Например, согласно ст. 15 Закона города Москвы от 14 марта 2001 г. "Об охране труда в г. Москве" финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях осуществляется за счет средств организаций в расчете на одного работника в размерах, устанавливаемых Московским трехсторонним соглашением, отраслевыми городскими соглашениями и коллективными договорами, но не ниже предусмотренных федеральным законодательством. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" Фонду социального страхования Российской Федерации разрешено в 2004 г. направлять до 20% сумм страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных названному Фонду страхователями за 2003 г., за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим у страхователя, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этих страхователей, включая финансирование периодических медицинских осмотров и санаторно-курортного оздоровления работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Порядок и условия осуществления такого финансирования определяются Правительством Российской Федерации (Российская газета. 2003. 17 декабря).

5. При создании фондов охраны труда необходимо руководствоваться ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" с последующими дополнениями (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; Там же. 1998. N 48. Ст. 5849).

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном порядке. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету, а также печать с полным наименованием, открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории и т. д. (ст. 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

6. Согласно п. 1 ст. 252 и подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, непосредственно находящихся на территории организации (СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3413).

7. В соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 гг. (Российская газета. 2002. 19 января) стороны приняли на себя обязанность предусмотреть:

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовой формы собственности;

Выделение необходимых финансовых средств бюджетным организациям федерального подчинения на приобретение для работников спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, а также для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов. Средства на эти цели в соответствии с разделом V Плана мероприятий Правительства РФ по реализации указанного Генерального соглашения должны предусматриваться в составе расходов подведомственных федеральным органам исполнительной власти бюджетных учреждений (План мероприятий утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. // СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4953).

8. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Федеральная комиссия по труду и иные государственные структуры нередко проводят проверки на предприятиях различных отраслей хозяйствования для того чтобы выявить факты нарушения прав и законных интересов работников. Для того чтобы предупредить такие ситуации работодателей обязуют к составлению планов по улучшению и оздоровлению условий труда (ПУОУТ).

План составляется по итогам аттестации рабочих мест самим работодателем или с привлечением специалистов извне. При этом он должен учитывать требования законодательства по труду и специфику работы конкретного предприятия.

Какие аспекты должны быть отражены в плане по улучшению условий трудовой деятельности?

  • Во-первых, конкретные мероприятия, которые делают процесс выполнения функциональных обязанностей работников более технологичным, удобным, безопасным;
  • Во-вторых, подразделения, которых коснутся такого рода усовершенствования рабочего процесса;
  • В-третьих, ответственных лиц, которые будут курировать процесс реализации запланированных мероприятий на практике;
  • И, наконец, источники финансирования запланированных мероприятий.

Составленный ПУОУТ подписывается руководство предприятия, после чего с ним знакомят наемных работников и приступают к его реализации.

План по улучшению условия труда может затрагивать совершенствование технологических процессов, улучшения условий для выполнения работы и отдыха персонала, обстановки на всем предприятии в целом – все зависит от специфики функционирования конкретного субъекта бизнеса.

Как происходит разработка плана?

Начало составления плана по улучшению и оздоровлению условий труда на предприятии лежит в отделе кадров организации, поскольку именно он организует процесс аттестации рабочих мест. По итогам аттестационных мероприятий выявляются недостатки функционирования предприятия с позиции законодательных норм, передового опыта и др. На основании этих сведений и начинается составление плана.

Стоит отметить, что нередко нормативы по совершенствованию условий трудовой деятельности предлагают региональные власти или Федеральная комиссия по труду. Составленный в организации ПУОУТ должен в полной мере им соответствовать.

В общем виде порядок составления плана по оздоровлению рабочей обстановки на предприятии можно представить в следующем виде:

  1. Формирование перечня недочетов в работе компании по итогам аттестационных мероприятий;
  2. Составление плана по улучшению и оздоровлению условий труда в соответствии с государственными нормативами (п. 2 Приказ Минсоцтруда РФ №342, 2011);
  3. Утверждение документа руководством;
  4. Обнародование его наемному персоналу;
  5. Реализация запланированных мероприятий и контроль результатов.

Стоит обратить внимание на то, что существует три вида ПУОУТ, которые обычно исходят один из другого.

  1. Перспективный план. Его формированию предшествуют мероприятия по оценке условий труда на предприятии и аттестация. В него попадают комплексные долгосрочные процессы, которые охватывают всю организацию или большую ее часть. Как правило, срок действия перспективного плана соответствует сроку действия коллективного договора;
  2. Годовой план. Он формируется за несколько недель до начала нового рабочего года и становится приложением коллективного трудового договора. Его задача – детализировать мероприятия перспективного плана.
  3. Оперативный план. Он затрагивает одно конкретное мероприятие или определенное подразделение организации. В него включен конкретный перечень действий и предполагаемых результатов их реализации.

Какие мероприятия по охране труда может включать план?

В теории кадрового менеджмента все мероприятия по охране труда принято делить на два вида:

  • Во-первых, обязательные мероприятия, которые проводятся в силу существующих предписаний государственных органов и нормативных актов;
  • Во-вторых, добровольные мероприятия, которые инициируются самим работодателем без какого-либо давления извне.

Какие именно мероприятия по охране труда можно включить в ПУОУТ? Поскольку этот вопрос беспокоит многих руководителей и кадровых работников, то стоит привести некоторые примеры:

  1. Улучшение технологических процессов в вопросе сокращения вредного воздействия на наемных работников и повышения их безопасности;
  2. Внедрение различных систем сигнализации, контроля излучения, состояния воздуха и т.п.;
  3. Сокращение доли вредных выхлопов в воздухе, числа механических колебаний, частоты вибрации, объема разного рода излучения в рамках рабочих мест;
  4. Создание и использование новых вариантов коллективной защиты сотрудников отдельных «вредных» участков, а также совершенствование существующих систем подобного типа;
  5. Изменение расположение производственного оборудования, реорганизация рабочих мест для повышения комфорта и безопасности персонала;
  6. Нанесение сигнальных маркеров, предупреждающих надписей, значков безопасности на потенциально опасное оборудование;
  7. Обеспечение работников специальной обувью, одеждой, средствами гигиены, индивидуальными приспособлениями для защиты (респираторы, маски, противогазы и т.п.) в случае, если осуществляемая ими деятельность может нанести вред их здоровью;
  8. Организация на предприятии мест отдыха, психологического и физического восстановления, обогрева, высыхания, охлаждения – в зависимости от специфики рабочего процесса;
  9. Контроль за проведением на уровне структурных подразделений своевременного инструктажа и обучения по вопросам техники безопасности;
  10. Издание инструкций по охране труда в целом по предприятию и в рамках отдельных его подразделений;
  11. Установка специальных систем сигнализации, способных оповестить о возникновении аварийной обстановки на тех или иных участках, о перебоях в работе оборудования, о прекращении подачи электричества и др.;
  12. Монтаж ограждений рядом с движущимися механизмами, разлетающимися предметами и т.п., а также защитных установок для предупреждения распространения пара, воды, газа, расплавленных составов, химикатов;
  13. Разработка безопасной системы перемещения и хранение горючих, агрессивных и ядовитых веществ;
  14. Обеспечение своевременного удаления вредных отходов из рабочих помещений очистки воздуха;
  15. Регулярная проверка функционирования вентиляции, осветительной аппаратуры, окон, дверей;
  16. Модернизация и замена производственного оборудования, отопительных и вентиляционных приборов, световых и очистительных установок;
  17. Обеспечение благоприятного режима искусственного и естественного освещения в рабочих и подсобных помещениях (в соответствии с установленными нормативами);
  18. Контроль за подачей на предприятие питьевой воды для работников;
  19. Проведение регулярных медицинских осмотром персонала (раз в год, полгода, квартал – в зависимости от вредности условий труда).

Образец плана по улучшению условий труда – что он включает?

Российским трудовым законодательством не предусмотрена точная форма ПУОУТ. Однако существует ряд требований к этому внутреннему документу, в том числе:

  1. Утверждение руководителем организации;
  2. Удостоверение подписями членов комиссии, проводившей аттестационные мероприятия;
  3. Указание реквизитов организации (этот аспект имеет важность, поскольку нередко план отправляют на проверку в Федеральную комиссию по труду).

Какие моменты отражают в плане по улучшению и оздоровлению условий труда?

  • Во-первых, производственные участки, которых коснуться мероприятия;
  • Во-вторых, конкретные действия по улучшению рабочего процесса;
  • В-третьих, ответственные лица и исполнители;
  • В-четвертых, источники и объем финансирования мероприятий.

План подписывает председатель аттестационной комиссии после его детального согласования с представителем профсоюзного комитета. Только после этого его имеет право утвердить руководитель предприятия. На последнего возлагается централизованный контроль за выполнением мероприятий плана.

План по улучшению и оздоровлению условий труда – это способ предупреждения нарушения прав и законных интересов работников, обеспечения их безопасности и формирования комфортных условий выполнения трудовых обязанностей.

Случайные статьи

Вверх