Формирование основ советского права. Создание основ советского права и процесса

Создание основ советского права.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Создание основ советского права.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Оформление нового пр происх-ло путем созд-я отдельных НА. В 1918-1919 б. проведена системат-я норм пр.
Размещено на реф.рф
Правом издания законод актов обладали Всеросс съезд Советов, Вцик(всœерос центр исполнительный комитет), СНК(совет нар комиссаров), Президиум ВЦИК (с 1919), центральные органы упр-я, местные советы (на местах подчас принимали НА, противоречащие центральным НА), в ряде случ – обществ орг-ции трудящ-ся. Законод акты именов-сь по-разному (обращ-я, воззвания, декреты, постан-я, декларации). Не б. существ-х различ между зак и ведомств-ми НА. При отсутствии НА вопр реш-сь опираясь на революц-е правосозн-е.

ГП . В соб-ть гос-ва перешли земля, недра, леса, воды, предприятия промыш-ти, желœезн дороги и др.
Размещено на реф.рф
Гос-во защищало соб-ть граждан, основ-ю на личном труде, притесняло соб-ков, эксплуат-ших труд других. В дек 1917 СНК подтвердил, что обяз-ва, воз-щие из дог-ров по поставкам и заготовкам продовольствия для армии, остав-сь в силе. Декрет ʼʼОб отмене наслед-яʼʼ от 27 апр 1918ᴦ. отменил наслед-е по зак и по дух-му завещ-ю. После смерти Влад-ца им-во стан-ся гос-ным достоянием РСФСР. Им-во, не превышавшее 10 тыс.руб. переходило пережившему супругу или ближайшим родств-кам.. Декретом ВЦИК от 20 мая 1918ᴦ. дарение и др.
Размещено на реф.рф
безвозмездн предост-е, передача и т.п. признав-сь недействит-м. Гос-ву предост-сь пр на национ-цию авторских произвед-й. Изобретателям выдав-сь авторские свид-ва на изобрет-е.

СЕМЕЙН.ПР . В дек 1917 ВЦИК и СНК прин декреты ʼʼО гражд браке, о детях и ведении книг актов состоянияʼʼ и ʼʼО расторжении бракаʼʼ. Гос-во признавало лишь гражд браки (церк-й брак – личное дело брачующихся). Устан-сь принципы доброволь-го вступ-я в брак и равноправие супругов. Не треб-сь согласия родителœей. Возраст: 18 лет д/мужчин, 16 – д/женщин. Внебрачн дети уравн-сь с брач-ми. Отцом и матерью признав-сь лица, подавшие об этом заявл. Развод рассм-ся судом, но если б. обоюдн согласие, мог б. оформлен загсом. В случае если б. дети, суд решал с кем они останутся, устан-л обяз-ти супругов по содерж-ю и воспитанию детей, о содерж-ии жены (если б. необход). 20 янв – декрет СНК ʼʼОб отденлении гос-ва и школы от церквиʼʼ: акты гражд сост-я вед-ся исключит гражд властью.

16 сент 1918ᴦ. ВЦИК прин-т ʼʼКодекс зак-в об актах гр сост-я, брачном, семейн и опекунском прʼʼ. Церк-й брак, закл-й после революц не порожд-т юр-х послед-й. Переезд 1го из супругов не влечет обяз-ть др след-ть за ним. Отмен-ся принцип общ-ти им-ва супругов. Воспит-е детей – обществ обяз-ть родителœей, а не их частное дело. Провозглаш принцип раздел-я им-ва родителœей и детей. Запрещ-сь усыновл-е, т.к. опасались эксплуатации со стор усынов-лей.

ТРУДОВОЕ ПР . Постан-е прав-ва ʼʼО восьмичас раб дне, продолж-ти и распред-ии рабоч времениʼʼ от 29 окт 1917ᴦ.: не больше 46 раб часов в неделю. Не позднее 6ч после нач раб дня – перерыв 1 час. Запрещ-ся ночной, (подземный и сверхурочн) труд женщин и подростков до 16л (до 18). Не допуск-сь работа по найму лиц не достиг-х 14. При односмен-й дневно работе наименьш продолж-ть воскресного и празднич отдыха – 42ч. При работах в особо вредных пр-вах раб время сокращ-сь. Сверхурочн работы (не более 4ч в двое суток) оплач в 2м размере. ʼʼДекларац прав трудящ-ся и эксплуатир-го народаʼʼ, прин-я III ВСС 12 янв 1918ᴦ. ввела всœеобщ труд. повин-ть. Декретом ВЦИК 22 дек 1917 ввод-сь страхов-е от болезни. Созд-сь биржи труда. Безраб-ным оказ-сь промощь. Постан-е СНК 14 июня 1918 ввод оплачив-мые двухнедельн отпуска проработавшим на гос. Предприятии в теч 6мес.

В дек 1918 б. прин Кодекс зак-в о труде (КЗоТ). 137 статей, 9 разделов (о труд повин-ти, пр на примен-е труда, порядок распред-я труда, о предварит испытании, о переводе и увольнении трудящ-ся, о вознаграж-ии за труд, о раб времени, об обеспеч-ии надлеж-щей произв-ти труда, об охране тр), 5 прилож-й (правила о порядке устан-я нетрудоспос-ти, о выдаче им пособий, о труд книжках, о еженед отдыхе и праздничн днях). Труд пов-ть д/лиц от 16 до 50. Профсоюзам предост-сь большие полномоч в рег-ии оплаты труда, найма и увольн-я. Соц-е страх-е замен-сь соц-ным обеспеч-ем из гос-х фондов.

УП . Постан-е II ВСС ʼʼОб отмене смертн казниʼʼ, опублик 28 окт 1917ᴦ. 28 ноя 1918 – ʼʼРуков-во д/устр-ва рев-х трибуналовʼʼ, подготовл-е НКЮ, где б. дан перечень наказ-й, примен-х трибуналами: ден-й штраф, обществ порицание, лишение обществ доверия, принудит обществ работы, лишение свободы, высылка за границу.

В дек 1919 ᴦ. Наркомюст принял ʼʼРуководящие начала по УП РСФСРʼʼ. Согласно теории ʼʼсоциальных функций прʼʼ новое УП д.б. основ-ся на принципе целœесооб-ти, кот противопост-ся принципу зак-ти. Появ-сь тенденции к отказу от особ-й части кодекса. Формы вины, необход-я оборона, крайняя необход-ть не расшифров-сь в кодексе. Усил-ся принцип объект-го вменения, когда степень наказ-я связ-ся с рез-том прест-я, а не с его мотивами. На меру наказ-я влияла соц прин-ть преступника к имущему/неимущ классу и соц-я направл-ть деяния (ʼʼв итересах угнетающего классаʼʼ). Смягчающ. обст-ва: прин-ть к ʼʼнеимущим классамʼʼ, сост-е голода, нужды, невеж-во и несознат-ть. Принцип аналогии: при отсутствии конкрет-й нормы в зак применяли аналогичн норму. Свобода толкования в перспективе вела к произволу. Сист наказ-й: внушение, обществ порицание, принудит изуч-е курса политграмоты, бойкот, исключ-е из коллектива, возмещ-е ущерба, отстран-е от должности, конфиск-я им-ва, лишение полит-х пр, объявл-е врагом народа, принудит работы, лиш-е свободы, объявл-е вне зак (примен-сь и к отдельн лицам и к целым орг-ям), расстрел. В период воен коммунизма многие из этих мер прин-сь в администрат-м и внесуд-м порядке (органами ВЧК). Свободн выбор наказ-й предост-ся ревтрибуналам постан-ем Наркомюста в июне 1918.

ЗЕМЕЛЬН.ПР . Фев 1919 Вцик издал ʼʼПолож-е о социалистич землеустр-веʼʼ и о мерах перехода к социалистич земледелию. Вся земля опр-сь в кач-ве единого гос-го фонда. Созд-ся совхозы и коммуны, общ-ва по совместн обраб-ке земли. Все формы единоличн землепольз-я рассм-ся как отмир-щие. Цель – созд-е единого производств-го хоз-ва и обобществл-е землепользов-я.

Создание основ советского права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Создание основ советского права." 2017, 2018.

1. Гражданское право 2. Семейное право

3. Земельное право 4. Трудовое право 5. Уголовное право

1. Советское гражданское право формировалось в ходе национализации. В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия промышленности, транспорта и финансов. Национализация охватила и сферу жилья.

Государство признавало и защищало такую частную собственность граждан, которая была основана на личном труде. Сокращались договорные отношения, так как отношения на национализированных предприятиях регулировались административно-правовыми методами.

27 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «Об отмене наследования», по которому отменялись наследование и по закону, и по завещанию. После смерти владельца принадлежавшее ему движимое и недвижимое имущество становилось государственным достоянием. Имущество, не превышавшее 10 тыс. руб., поступало родственникам умершего в виде меры социального

обеспечения.

Декрет ВЦИК от 20 мая 1918 г. запретил дарение и иное безвозмездное предоставление имущества на сумму свыше 10 тыс. руб.

Произошло сокращение торгового оборота. Денежные отношения вытеснялись натуральным продуктообменом.

2. В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака». Декретами узаконивалась только гражданская форма брака, церковный брак объявлялся частным делом брачующихся. Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Отменялись прежние ограничения на вступление в брак: согласие родителей, начальства, различное вероисповедание и др. Вводился следующий брачный возраст: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Устанавливалась свобода развода. Внебрачные дети уравнивались в правах и обязанностях с брачными.

16 сентября 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе получили развитие принципиальные положения декабрьских декретов. Отменялся принцип общности имущества супругов и вводился принцип раздельности имущества супругов, родителей и детей. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, и, если они не выполняли данную обязанность, суду предоставлялись полномочия лишить их родительских прав. Запрещалось усыновление.

3. В феврале 1919 г. ВЦИК было принято Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Согласно этому акту земля определялась в качестве единого государственного фонда, который находился в непосредственном ведении и распоряжении соответствующих наркоматов.

Все формы единоличного землепользования рассматривались как отживающие. Для совместной обработки земли стали создаваться совхозы, коммуны и общества.

В развитие Положения о.совхозах был принят декрет, в соответствии с которым объединениям государственных предприятий, городским Советам, профсоюзам и кооперативам было предоставлено право получать земельные участки для организации на них совхозов.

4. Трудовое право стало формироваться как самостоятельная отрасль системы права. Ранее трудовые отношения регламентировались гражданским законодательством.

29 октября 1917г. было принято постановление правительства «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени». Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов.

В декабре 1917г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай болезни. Создавались биржи труда. ,

В декабре 1918г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС. Кодекс содержал 137 статей, сведенных в девять разделов: о трудовой повинности, право на применение труда, порядок предоставления труда, о предварительном испытании, о переводе и увольнении, о вознаграждении за труд, о рабочем времени, об обеспечении производительности труда, об охране труда.

Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму как на государственных, так и на частных предприятиях. Закреплялась всеобщая трудовая повинность для лиц в возрасте от 16 до 50 лет. В кодексе устанавливались нормы труда и отдыха, вводились льготы для подростков и женщин. Большая роль в регулировании оплаты труда, найма, увольнения и отдыха отводилась профсоюзам.

5. 12 декабря 1919 г. Наркомюст утвердил Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Документ состоял из введения и восьми разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права.

Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.

Под преступлением понималось нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.

Наказание определялось как мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает сохранение данного порядка общественных отношений от преступников.

Система наказаний включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.

При определении меры наказания суд учитывал: социальное положение преступника, политический или личный характер мотивов преступления, степень осознания преступником своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, а также другие обстоятельства.

Уголовное право РСФСР действовало на всей территории страны в отношении как ее граждан, так и иностранцев, совершивших преступления в РСФСР или на территории другого государства.

Советское право возникло вместе и одновременно с Советским государством. Обращение II Всероссийского съезда Советов "Рабочим, солдатам и крестьянам!", провозгласившее образование Советского государства, было и его первым правовым актом.

Как и государство, советское право создавалось в ходе слома старого права. В первый период истории Советского государства можно отметить три основные группы источников права.

Важнейшей из них является, конечно, новое законодательство, новые нормативные акты. Их массив, небольшой в первое время, непрестанно расширяется. Однако Советское государство не могло одномоментно создать законченную правовую систему, для этого требовалось время. Необходимость же нормирования общественных отношений не исчезает и в революционный период. Поэтому Советское государство подобно тому, как оно частично использует старый государственный механизм, пользовалось в известных пределах и старым законодательством. Декрет о суде № 1 допустил ссылки "на законы свергнутых правительств". Хотя в нем речь шла о применении старого права в судах, его следует толковать расширительно, имея в виду и другие органы государства.

Возможность использования старого права вытекала из того, что некоторые его нормы носили вневременной характер. Например, и феодальное, и буржуазное право запрещали убийство, телесные повреждения и иные деяния, направленные против личности.

Очевидно, однако, что использование старого права не могло быть продолжительным. Изданный в июле 1918 г. Декрет о суде № 3 уже не содержал оговорки о возможности использования старого законодательства. Правда, не было в нем и прямого запрета применять старые законы.

Поскольку масса нового законодательства была еще невелика, а старое могло применяться лишь в ограниченных рамках, существовала сфера отношений, не урегулированных никакими нормативными актами. Поэтому в качестве специфического источника права выступало непосредственно революционное правосознание трудящихся масс. Практически это означало, что, если правоприменяющие органы и лица не могли опереться на правовую норму, они действовали так, как подсказывала им революционная совесть, поступали так, как считали полезным для революции. Конечно, это приводило к известному разнобою в деятельности государственных органов, таило немало угроз демократии, но иного выхода у Советского государства в то время не было.

Законодательство рассматриваемого периода имело ряд особенностей. Необходимость как можно скорее ликвидировать правовой вакуум, потребность оперативного решения многочисленных вопросов, которые ставила революция, вынудили создать достаточно широкий круг законодательных органов. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Эсеровская фракция во ВЦИКе пыталась в конце 1917 г. добиться решения о лишении СНК законодательных прав. Однако большевикам удалось отстоять законодательные полномочия СНК, которыми он широко пользовался. Конституция закрепила принцип множественности законодательных органов. Он сохранился затем и на весь переходный от капитализма к социализму период.

Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы. В условиях нехватки нормативного материала акты народных комиссариатов иногда выполняли функции законов.

Большое значение имели и акты профсоюзных органов, особенно в области регулирования трудовых отношений. Не являясь по своей природе правовыми, они, в сущности, выступали наравне с актами государственных органов. Нормотворческую работу вели и непосредственно трудовые коллективы. Создаваемые ими акты регулировали широкий круг вопросов, касающихся трудовых отношений, чаще всего - дисциплины труда, иногда вопросов заработной платы и проч. Надо сказать, что при этом рабочие предъявляли к себе и к своим товарищам весьма высокие требования. Так, нередко трудовые коллективы принимали решения об увольнении за прогул, что в условиях безработицы было серьезным наказанием.

Законодательный процесс был сам регламентирован, в частности, постановлением "О редактировании и печатании законодательных и правительственных актов", изданным СНК в январе 1918 г.

Советское право возникло как общероссийское. Акты II Всероссийского съезда Советов имели силу на всем пространстве Российской Республики и в равной мере. Однако скоро советская правовая система усложнилась. Возникновение Украинской ССР привело к созданию права этой республики. Украина признала на своей территории действие общероссийского права, но в то же время принимала и свои правовые акты. Последние создавались двояким путем: или за счет рецепции российских норм, или за счет собственного творчества.

За возникновением автономных республик последовало создание ими собственных правовых актов. Поскольку автономии были частью Российской Советской Республики, то общероссийское право действовало на их территории в полном объеме. Вместе с тем автономия предполагала возможность иметь и свое специфическое законодательство. И республики создают его, опираясь на опыт РСФСР. Порой они развивают общероссийские законы, приспосабливая их к местным особенностям. Так, в Терской республике издали свой закон о земле, опиравшийся на соответствующий Декрет II Всероссийского съезда Советов, но значительно видоизменявший его.

Нормотворчество местных Советов выступало в принципе как подзаконное. Однако иногда Советы выходили за пределы проблем, по своей природе являющихся местными, вторгались в сферы общегосударственные. Кое-где Советы принимали акты по уголовно-правовым и процессуальным вопросам, создавая чуть ли не целые местные кодексы. Такое положение было обусловлено рядом причин. Во-первых, Советы как полновластные органы должны были обладать широкими полномочиями. Во-вторых, первоначально компетенция центра и мест не была разграничена, это сделала позже только Конституция, и то в достаточно общей форме. В-третьих, на местах в первые месяцы Советской власти были сильны позиции эсеров, и не только левых, а эти партии по своим программам были децентрализаторскими. В-четвертых, местные руководители зачастую были просто не всегда достаточно грамотны и не знали, в какой мере следует употреблять данную им власть.

Форма законодательных актов была различной. Издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Впрочем, четкое разграничение между ними провести трудно. Наиболее распространенной была форма декрета. Так часто называют вообще все акты Советского государства того времени.

Для первого периода советского права характерно издание законов по отдельным проблемам и отсутствие систематизированных актов. Единственным кодифицированным законом явилась Конституция. Однако с накоплением нормативного материала пользование им становилось все более затруднительным. Это обусловливало необходимость систематизации законодательства.

Первой, простейшей ее формой явилось издание "Собрания узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства" (сокращенно - СУ РСФСР). Оно не имело прямой целью систематизацию законодательства, а было лишь формой опубликования нормативных актов высших органов власти и управления, однако фактически выполняло функцию систематизации. Собрание узаконений содержало не только правительственные акты, но и законы, изданные Всероссийскими съездами Советов и ВЦИК. В нем помещались также важнейшие акты наркоматов. Первый номер Собрания узаконений был выпущен Наркоматом юстиции 1 декабря 1917 г., затем эти сборники, содержавшие текущий нормативный материал, стали выходить регулярно - один-два раза в неделю. Внутри каждого номера правовые акты группировались по органу, их издавшему. Таким образом осуществлялась систематизация, близкая по форме к инкорпорации.

Однако уже в этот период приходит понимание необходимости кодификации. В декабре 1917 г. в составе Наркомата юстиции создается отдел законодательных предположений и кодификации, из которого вскоре был выделен специальный кодификационный отдел, имевший задачей создание "полного свода действующих законов Русской Революции". Задачу эту отдел, однако, не выполнил, поскольку левые эсеры, работавшие в нем, вместо кодификации советского законодательства пытались реанимировать старые, царские законы. Уход левых эсеров из Наркомюста весной 1918 г. положения не выправил: до начала гражданской войны Наркомат так ничего и не сделал для кодификации.

Приведенные факты опровергают утверждение, что Советское государство возникло и развивалось в условиях беззакония, а большевики будто были идейными противниками всякой законности. С первых дней своего существования Советское государство стремилось законодательно регламентировать общественные отношения и добивалось исполнения законов всеми должностными лицами и гражданами. Конечно, наличие неурегулированных отношений сужало сферу действия режима законности, но эта неурегулированность неуклонно сокращалась, обусловливая укрепление законности в Советском государстве.

После октябрьских событий 1917 г. система права предшествующего периода была сломана. В течение короткого времени были созданы новые источники права, применены новые методы правового регулирования.

Система источников права, сложившаяся в первые месяцы существования советской власти, имела принципиально новый характер.

Несмотря на активное правотворчество, законодатель не мог охватить все общественные отношения. В силу этого нормативно-правовой акт не мог играть решающей роли в качестве источника права. В системе источников права на первый план вышло революционное правосознание. На местном уровне в качестве источника права выступал также правовой обычай.

В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Это первый советский кодекс.

Прежние положения советского семейного права были развиты и дополнены. В частности, было установлено, что брак не порождал общности имущества супругов. При перемене места жительства одним супругом другой супруг не был обязан следовать за ним.

Родители были обязаны заботиться о своих несовершеннолетних детях, а взрослые дети были обязаны содержать нетрудоспособных родителей. В случае ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей суд мог лишить их родительских прав.

Трудовое право развивалась как важная самостоятельная отрасль права. Основным источником трудового права стал Кодекс законов о труде (декабрь 1918 г.).

В соответствии с конституционными положениями была закреплена всеобщая трудовая повинность. Устанавливался восьмичасовой рабочий день. Работники, не достигшие 18-летнего возраста, не могли работать более 6 часов в день. Запрещался труд по найму для подростков, не достигших возраста 14 лет.

Вместо социального страхования вводилось социальное обеспечение за счет средств государства.

В связи с гражданской войной и экономической разрухой многие позитивные положения трудового законодательства не были реализованы на практике.

Еще по теме 5. Создание основ советского права и его классовый характер. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.:

  1. Формирование основ социалистического гражданского нрава
  2. 1.3. Вопросы опекунства, использование принципа дативности и особые коллизий, возникающих в семейном праве России второй половины 19 века.

Группы источников:

1. Важнейшими источниками советского права являлись новые нормативные акты советской власти. Форма этих актов была различной. Издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Наиболее распространенной формой были декреты. Для периода становления советского права характерно издание законов, устанавливающих, преимущественно, общие принципы правового регулирования по отдельным проблемам и незначительно кол-во систематизированных актов (Конституция РСФСР, КЗАГС, КЗоТ). Правотворческую деятельность осуществляли центральные и местные органы гос-ва, партийные и профсоюзные органы.

2. Старое законодательство и обычное право «инородческого» населения Кавказа, Средней Азии и Сибири. Использование старого царского законодательства и норм, принятых временным правительством, продолжалось вплоть до принятии Конституции РСФСР. Обычное право вытиснилось в 20-е гг.

3. Революционное правосознание трудящихся масс. Это означало, что суды и другие правоприменительные органы, должностные лица и граждане в случае, если они не могли опереться на правовую норму, действовали так, как подсказывала им революционная совесть, поступали так, как считали полезным для революции. Т.к. уровень правовой культуры населения был весьма низким, это приводило к разбою в деятельности органов и порождало произвол.

Особенности:

1) Большевики смешивали понятие «право» и «управление». Приказ или распоряжение не был основан на законе и нормах, а сам порождал нормы. Основными методами регулирования выступали административные, а не правовые.

2) Право носило классовый хар-р, т.е. выступало как правопривилегия для трудящихся и как средство подавления или ограничения для представителей бывших эксплуататорских классов.

3) Праву придавался и интернациональный хар-р. Ожидание скорой мировой революции позволяло считать, что советское право м.б. использовано и на этапе становления Всемирной республики советов. Это выражалось в том, что иностранцы из числа трудящихся, оказавшиеся на территории совет. республики, обладали всей совокупностью прав советских трудящихся, включая политические права.

4. Регулирование гражданско-правовых отношений. Изменения в регулировании гражданско-правовых отношений вносились с помощью текущих актов, имевших целью ограничения и ликвидации частной собственности и замены ее социалистической. Основным способом формирования социалистической собственности стала национализация, которая осуществлялась в три этапа:



1) (окт1917-весна1918гг.) были национализированы банки, крупные предприятия, владельцы которых бежали заграницу или показали себя противниками советской власти, железные дороги, земля, недра жилые строения в городах.

2) Начался весной 1918г, когда объектом национализации стали средние и мелкие предприятия, а летом началась национализация целых отраслей промышленности.

3) Начался с осени 1918г. все предприятия с численность более 5 человек при механическом деятеле или 10 рабочих без двигателя объявлялись собственностью гос-ва.

Особенности национализации: 1) она носила тотальный; 2)безвозмездный; 3) радикальный хар-р (т.е. осуществлялась радик. средствами).

Перевод в гос-ую собственность означал, что в отношении этих объектов запрещались любые гражданско-правовые действия: купля-продажа, дарение, наследование, залог, заклад. Основным способом регулирования становилось управление с помощью администр. методов. главным органом, который осуществлял управление национализированным имущ-ом, стал созданный 2дек1917г. ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства). Он объединял и согласовывал деятельность всех учреждении в сфере финансов, промышленности, производства и распределения продукции.

Обязательственное право также не осталось вне поля зрения Советской власти. В этой подотрасли идет сокращение объектов, включенных в гражд. оборот, за счет установления гос. монополии на определенные виды имущ-ва. В первой половине 1918г была установлена гос. монополия на золото, платину, спички, хлеб, свечи, кофе, перец, ткани и т.п. Была установлена гос. монополия на внешнюю торговлю. Суть такой меры состояла в том, чтобы уничтожить совершенно частную торговлю организовать правильный и планомерный продукто-обмен м/у производительными коммунами единого хозяйственного целого. Политика означала сокращение сферы товарно-денежных отношении и договора купли-продажи за счет изъятия из оборота товаров первой необходимости. В период воен. коммунизма все коммунальные услуга стали бесплатными, вводился бесплатный проезд на городском и железнодорожном транспорте.



Договор займа частными лицами стал рассматриваться как ростовщичество. Советское гос-во предприняло попытку изменения института наследования. Первоначально было введено ограничение на размер наследуемого имущ-ва на сумму не более 10тыс.руб. Декрет ВЦИК от 27 апр1918г «Об отмены наследования по закону и завещанию ввел новый принцип распределения по принципу нуждаемости. Согласно данному декрету все имущ-ва, стоимость которого превышена 10тыс.руб., после смерти владельца переходило в собственность гос-ва, которое осуществляла распределение этого имущ-ва. Право на получение содержания из имущ-ва, оставшегося после смерти владельца, сохраняли нетрудоспособные родственники, полнородные и неполнородные братья и сестры, если они не имели прожиточного минимума. В дек1918г вышло Постановление СНК «О получении содержания из имущ-ва лиц, объявленных безизвестно отсутствующими и о признании их юридически умершими».

Принципиальные изменения были внесены в регулирование отношении, связанных с авторским правом. Советская власть признала недействительными все договоры с издателями, по которым издатель становился собственником произведении без согласия автора. Новые законы, принятые в защиту авторов, не обошли вниманием интересы гос-ва. После смерти автора, все причитающиеся ему гонорары обращались в пользу гос-ва. В собственность гос-ва переходили все архивы умерших русских писателей. Композиторов и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях, Наркоматом просвещение было закреплено право первого издания этих архивов.

Случайные статьи

Вверх