Деяние святых апостолов гл 19. Библия онлайн

Павел в Ефесе, крещение учеников Иоанновых (1–7). Отделение христиан от иудеев (8–10). Чудеса Павла и их влияние (11–20). Планы Павла относительно дальнейшего путешествия (21–22). Мятеж в Ефесе против христиан (23–40)

. Во время пре­бывания Аполлоса в Коринфе Павел, прой­дя верхние страны, при­был в Ефес и, найдя там некоторых уче­ников,

«Прошедши верхние страны» – страны нагорные , лежавшие выше Ефеса и низменного морского берега, на котором он был расположен; это, очевидно, внутренние провинции Малой Азии, между прочим – Фригия и Галатия, которые посещал Павел во время этого путешествия (). Если во время 2-го своего путешествия Павел возбранен был Духом проповедовать в проконсульской Азии ( и д.), и только на обратном пути побыл недолго в Ефесе (Деян.18и д.), то теперь, прямо из Фригии, прошедши проконсульскую Азию, он прибыл в Ефес и здесь оставался довольно долго ().

«Некоторых учеников...» . Из дальнейшего видно, что это были собственно ученики Иоанновы , а не Иисусовы, которых дееписатель по преимуществу именует "ученик ами». Крещеные только во «Иоанново крещение» , эти "ученик и» веровали в проповеданного Крестителем грядущего Мессию, но не имели полного понятия о Нем, как и Аполлос, до времени; впрочем, как достаточно подготовленные к вере во Христа, могли быть названы христианами, или "ученик ами» Христовыми в обширном смысле слова. Эти ученики были, по всей вероятности, из иудеев, недавно поселившихся в Ефесе, где они примкнули к христианскому обществу, так что сам Павел счел их за христиан (ст. 2: "уверовав" ).

. сказал им: при­няли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слы­хали, есть ли Дух Святый.:

«Не слыхали, есть ли Дух Святый?» Ответ странный и даже не совсем понятный и вежливый, если его понимать буквально. Конечно, они не могли не знать, что Дух Божий говорил через пророков и через Иоанна, но не знали основания нового домостроительства Божия, в котором Дух Святый обещан и дан всем в Иисусе Христе, как единственный деятель возрождения душ. Таким образом, здесь речь идет не о том, существует ли, имеет ли бытие Дух Святый, а о том, явился ли Мессия, долженствовавший крестить людей Духом Святым, явились ли и начали ли обитать на земле среди людей благодатные дарования этого Св. Духа? В том-то именно смысле и надо понимать ответ: «мы даже и не слыхали, есть ли уже Дух Святый» , т. е. в своих дарах на земле, среди людей? (ср. ). Очевидно, они просто не знали ничего о событиях иерусалимских со времени смерти Крестителя, живя в каком-нибудь таком уголке мира, куда слухи об этих событиях еще не проникали, и только теперь, в Ефесе, они подробнее стали узнавать обо всем, но до встречи с апостолом, по недавности пребывания своего в Ефесе, ни от кого еще они не успели узнать обо всем поточнее.

. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоан­ново креще­ние.:

Недоуменный ответ «учеников» вызывает новый недоуменный вопрос Апостола: «во что же вы крестились?» . Какое и о ком учение вы приняли и запечатлели своим крещением? Простой и краткий ответ вопрошаемых: в «Иоанново крещение» – открывает глаза апостолу, недоумевающему при виде этих странных «учеников». Они крестились в то, что составляло цель крещения Иоаннова и исповедание чего требовалось при этом крещении. Это дает повод апостолу кратко и сжато, но весьма содержательно охарактеризовать сущность крещения Иоаннова и его отношение ко Христу.

. Павел сказал: Иоанн крестил креще­нием по­каяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

«Крещение покаянья» (; ср. и др.) в знак доброй перемены в образе мыслей и жизни, в знак твердого намерения, по покаянии и исповедании грехов, отказаться от прежней греховной жизни и превратного образа мыслей и начать жизнь Богоугодно, в готовности вступить в Царство Мессии. По толкованию блаж. Феофилакта «Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и принявши Христа, получили оставление грехов». Почему этого крещения было недостаточно, и крестившиеся «во Иоанново крещение» вновь «крестились во имя Господа Иисуса» ? Потому, что первое крещение не давало положительного содержания для духовной жизни крещаемого, а второе, сообщая благодать отпущения грехов, имело значение действительного и существенного перерождения духовной природы крещаемого. В отношении ко второму, христианскому, первое, "Иоанново" крещение имело значение приготовительное , располагая и приготовляя к вере в Господа Иисуса, крещение в Которого имело, впрочем, совершенно самостоятельное и окончательное значение.

. Услы­шав это, они крестились во имя Го­с­по­да Иисуса,

"Услышав сие», – т. е. о пришествии Проповеданного Иоанном Мессии и о недостаточности Иоаннова крещения, – «они крестились» крещением христианским (см. Деян.2и ) и, по возложении Павлом рук на них (см. к ), приняли Духа Святого, вследствие чего тотчас же начали «говорить иными языками» (см. к ) «и пророчествовать» (см. к ; ср. ; ).

Надлежит отметить здесь неосновательность лжеучений древних еретиков и новейших сектантов (анабаптистов и меннонитов), основывавших на данном месте Деяний свое второкрещение.

Чтобы видеть всю ложность опоры защитников перекрещивания, достаточно указать несообразность устанавливаемой ими в подобном случае аналогии. Данный стих Деяний говорит о таком новом крещении Иоанновых учеников, которое существенно отлично от ранее принятого ими. Прежде они были крещены Иоанновым крещением покаяния, чтобы веровали в Грядущего по Иоанне. Крещение же христианское, полученное ими в Ефесе, было крещением во имя уже пришедшего Мессии, Иисуса Христа. Между тем, у новейших защитников перекрещивания оба крещения – христианские, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Здесь, следовательно, настаивается на повторении одного и того же крещения христианского.

. Придя в синагогу, он небоязнен­но про­поведовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

«Небоязненно проповедывал» . Глухое указание на то, что проповедь апостола имела значительных противников, которые свое противление готовы были проявить к большому вреду апостола; однако это не удерживало его ревности.

«О Царствии Божием» . Под именем Царствия Божия здесь разумеется церковь Христианская со всеми теми благами, какие дарует она истинным членам своим, как в настоящей жизни, так и в будущей. Царство сие, в противоположность царству князя мира сего, есть Царство Божие, Царство Христово, царство святости и истины, царство жизни вечной в единении со Христом (см. к ; ).

. Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Го­с­по­день перед­ народом, то он, оставив их, отделил уче­ников, и ежедневно про­поведовал в училище некоего Тиран­на.

«Злословя путь Господень» – ср. .

«В училище некого Тиранна» . Судя по имени, это был какой-нибудь греческий ритор или философ, имевший у себя училище для обучения желающих философскому или ораторскому искусству; трудно сказать, был ли он язычник или прозелит. Полагают и то, что это был иудейский учитель, имевший в своем доме частную синагогу (бет-мидраш), где учили обыкновенно преданиям и их толкованию. В училище этого, по-видимому, расположенного к христианству раввина, охотно предложившего свои услуги Павлу, последний мог безопаснее и с большей пользой (ежедневно) заняться насаждением христианских истин среди не только иудеев, но и еллинов.

. Это про­должалось до двух лет, так что все жители Асии слы­шали про­поведь о Го­с­по­де Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.

«Все жители Азии слышали» . В цветущий торговый Ефес постоянно из всех провинций Малой Азии стекалось великое множество как иудеев, так и еллинов, прозелитов и язычников, так что Павлу здесь действительно была открыта «великая и широкая дверь» (). Если не лично от Павла, то от пришельцев, лично слышавших его, действительно, более или менее вся проконсульская Азия могла наполниться слухами о Христе Иисусе, проповедуемом от апостола.

. Бог же творил немало чудес руками Павла,

. так что на больных воз­лагали платки и опоясания с тела его, и у них пре­кращались болезни, и злые духи выходили из них.

«Немало чудес» – точнее греческий и славянский тексты: δυνάμεις τας τυκούσας – «силы не просты» , т. е. немалые, необыкновенные, чрезвычайные "чудес а», не только по количеству, но главным образом по качеству.

«Руками Павла» . Это выражение дееписателя само по себе еще не обязывает полагать, что все чудеса, совершенные собственно самим св. Павлом, совершались им именно посредством рук. Такой оборот – обычный в Св. Писании Нового Завета для обозначения совершения известным лицом чудес. Самая возможность такой метафоры (διά τῶν χειρῶν Παύλου ) заставляет, впрочем, допустить, что св. Апостол некоторые из своих чудес творил действительно посредством рук, через руковозложение, произнося, вероятно, краткие молитвенно-разрешительные изречения, с упоминанием имени Господа Иисуса. Этот прием апостола заставлял и других, в подражание ему, возлагать на больных части его одежд, что сопровождалось, по благодати Божией, тою же чудесною силою.

. Даже некоторые из скита­ю­щихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Го­с­по­да Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел про­поведует.

«Некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей» . Нечто вроде нынешних знахарей, гипнотизеров, пользовавшихся применением тех или других тайн и сил природы, неизведанных доныне во всей полноте своего значения для человека (ср. Деян.13и д.; Флав. Археол. VIII, 2, 5; О войне ; ). Заметив необычайные действия имени Господа в устах Павла при исцелении больных, некоторые из таких заклинателей стали употреблять это имя в своих шарлатанских формулах и, сами не зная и не веруя в Господа Иисуса, прибавляли: «Которого Павел проповедует» , т. е. именно этого Иисуса, а не другого. «Так все они делали по любостяжанию. Смотри: веровать не хотели, а изгонять бесов этим Именем захотели» (Златоуст).

. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвящен­ника Скевы.:

«Семь сынов Скевы» . Кто был этот Скева и в каком смысле он назван иудейским первосвященником, неизвестно. Быть может, это был один из начальников священнических черед (), сыновья которого выселились из Иудеи и промышляли волхвованием.

. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?

«Иисуса знаю, и Павел мне известен» . Этими словами демон признает свою силу и власть над собою Господа Иисуса Христа и Его апостола, а выражением – "вы же кто" ? – высказывает презрение и свою власть над этими злоупотребителями Имени Иисуса.

. Многие же из уверовав­ших при­ходили, исповедуя и открывая дела свои.

«Приходили, исповедуя и открывая дела свои» , т. е. грехи, под влиянием чувства страха и величия Имени Господа Иисуса (). Это особенно должны были сделать бывшие заклинатели, бросившие свое ремесло и обратившиеся ко Христу: покаяние было следствием их уверования и решимости присоединиться к христианскому обществу, что потом запечатлено было их крещением.

. А из занимав­шихся чародей­с­т­во­м довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед­ всеми, и сложили цены их, и ока­за­лось их на пятьдесят тысяч драхм .

«Собрав книги свои» , в которых записаны были способы производства разных чародеяний и заклинаний, заклинатели предали их публичному торжественному сожжению. Этот оригинальный костер для толпы был лучшею проповедью о силе Христовой, в особенности ввиду ценности сожженного – на 50 000 серебра. Дееписатель не указывает, какою монетою насчитывалась такая сумма. Но, несомненно, в греческом торговом городе считали тогда "драхм ой» ­­ 20–25 к. Следовательно, более точно эта сумма составляла на наши деньги около 10 000–12 500 руб.

. Когда же это совершилось, Павел по­ложил в духе, прой­дя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, ска­за­в: по­бывав там, я должен видеть и Рим.

«Прошедши Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим» . Из посланий апостола (1Кор.16и д.; ; Рим.15и д.) видно, что этот путь апостола сопровождался собиранием милости для Церкви Палестинской, на что указывал он и далее в своей речи ().

«Я должен видеть и Рим» . Это намерение Павла Господь после одобрил Сам, как согласовавшееся с Его волею ().

. И, по­слав в Македонию дво­их из служив­ших ему, Тимофея и Ераста, сам остал­ся на время в Асии.

«Послав Тимофея и Ераста» (), вероятно, для расположения Македонян и к сбору милостыни и для самого сбора.

. В то время про­изошел немалый мятеж про­тив пути Го­с­по­дня,:

«Мятеж против пути Господня» – против проповеди апостола и вообще против христианства (ср. ).

. ибо некто серебряник, именем Димитрий, делав­ший серебряные храмы Артемиды и доставляв­ший художникам немалую при­быль,

«Серебреник... Димитрий, делавший серебряные храмы» (т. е. модели их) "Артемиды" , богини Ефесской, для продажи путешественникам и паломникам города. Культ Артемиды был весьма сильно распространен в Малой Азии. Храм этой богини в Ефесе, сожженный Геростратом в день рождения Александра Македонского, возобновлен был с таким великолепием, что считался одним из семи чудес света. Маленькие модели этого храма и статуэтки Дианы были в большом употреблении у чтителей этой богини: ими украшались комнаты, в путешествиях они служили амулетами и т. п. Естественно, что ремесло Димитрия было очень выгодно, и его фабрика давала немалую прибыль находившимся в его ведении и услужении художникам и ремесленникам, которых так легко было поднять на мятеж.

. между тем вы видите и слы­шите, что не только в Ефесе, но по­чти во всей Асии этот Павел сво­ими убежде­ниями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.

Замечательно здесь свидетельство об успехах проповеди Павла из уст врагов его, подтверждающее сказанное выше ().

«Говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги» . Замечательное выражение язычника, показывающее, что народ языческий отождествлял статуи богов с самими богами или представлял, что боги живут в этих статуях (ср. ; , 10и др.).

. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше при­дет в пре­зре­ние, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнет­ся величие той, которую по­читает вся Асия и вселен­ная.

«Смотри, говорит Златоуст, как идолослужение везде поддерживается корыстью: не потому (восстают), что их богопочтению угрожала опасность, но потому, что лишались возможности прибытка... Ибо это (слова Димитрия) значит почти то же, что: «нам, при нашем ремесле, угрожает опасность умереть с голоду».

«Вся Асия и вселенная» , – т. е. весь греко-римский мир.

. Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!

«Они были в таком состоянии, как будто криком своим хотели восстановить ее почитание и уничтожить все, сделанное Павлом» (Златоуст).

. И весь город наполнил­ся смяте­нием. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище.

«Схватив Македонян... спутников Павловых» . Павла, как видно и из сего и из дальнейшего, бунтовщики не нашли.

Один из этих спутников – Гаий, кажется – должен быть отличаем от Гаия Дервянина, упоминаемого далее (); другой – Аристарх из Фессалоники – есть упоминаемый .

«Устремились на зрелище...» – в помещение городского театра, служившего обыкновенно местом для больших народных собраний.

. Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, по­слав к нему, про­сили не по­казы­ваться на зрелище.

«Некоторые из Асийских начальников» – это были выборные от городов для устроения торжественных игрищ в честь богов и императора. Эти выборные избирали из среды себя десять членов-распорядителей и руководителей игрищ. Из них-то некоторые, оказавшись лично расположенными к апостолу, хотя еще и не христиане, упросили Павла «не показываться на зрелище» , опасаясь, как и ученики его, за его жизнь от мятежной толпы. Сам же апостол проявил в данном случае великую смелость и силу духа истинного воина Христова, рвавшегося к разъяренной против него толпе.

. Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было бес­порядочное, и большая часть собрав­шихся не знали, зачем собрались.

«Одни кричали одно, а другие – другое... и большая часть не знали, зачем собрались» – характерное изображение бестолковости подобных мятежнических собраний толпы. Что в театре происходит что-то против Павла и его спутников, это знали более или менее все («единодушно» – , «в один голос» – ); но что именно и для чего тут надо собираться, «большая часть» даже и не понимала.

. По пред­ложе­нию Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу.

«По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр» . Почему – «по предложению иудеев» ? с какою целью? Кто этот Александр и что он имел в виду сказать? – объяснения не одинаковы. Полагают, что этот Александр, иудей по происхождению и религии (), выставлен был иудеями из опасения, как бы при этом народном возмущении против христиан не смешали с ними иудеев и не подвергли последних одинаковой расправе с христианами, тем более, что и иудеи были известны, как враги идолов. Уловка не удалась, и только послужила ко вреду иудеев; народ не захотел даже и слушать речи иудея, выразив свое полное презрение вообще к иудеям. Другие полагают, впрочем, что этот Александр был христианин из иудеев, намеревавшийся сказать в защиту Павла и христиан; вызван же был по предложению коварных и злорадных своих соплеменников для того лишь, чтобы сделать его жертвою народной ярости. Святый Златоуст высказывает также догадку, что Александр иудей хотел говорить для того, чтобы воспламенить еще больше ярость народа против христиан. Если так, то и здесь иудеи вполне заслуженно поплатились за свое коварство выраженным по их адресу презрением толпы.

. Блюститель же по­рядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?

. Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не по­ступать опрометчиво.

. А вы при­вели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили.

. Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть про­консулы: пусть жалуют­ся друг на друга.

. А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в закон­ном собрании.

. Ибо мы находимся в опасности – за про­исшедшее ныне быть обвинен­ными в воз­муще­нии, так как нет никакой при­чины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Ска­за­в это, он распустил собрание.

«Блюститель порядка» – собственно книжник или писец – γραμματεύς , – нечто вроде городского секретаря (γραμματεύς ο τῆς πόλεως ), на обязанности которого лежало составление официальных бумаг, обнародование общественных дел, чтение их в народных собраниях или доклад, хранение всякого рода письменных документов и пр. В своей речи к народу этот «секретарь» указывает прежде всего на то, что культ Артемиды стоит крепко в Ефесе и взятые народом спутники Павла не могут быть обвинены в прямом его оскорблении (35–37). При отсутствии, так сказать, состава преступления, надлежит принять во внимание и то, что для разбора законных жалоб есть законные власти и определенный порядок их ведения (38–39). Наконец, при несоблюдении всех этих условий народ рискует сам оказаться в положении подсудимых за возмущение (40). Столь разумные, умелые доводы охладили пыл собрания, и оно разошлось, без всяких инцидентов.

"Диопета" – упавшего от Зевса. Этим именем означается статуя Артемиды в Ефесском храме, так как она, по народной легенде, упала с неба – от Зевса.

Павел в Ефесе, крещение учеников Иоанновых (1–7). Отделение христиан от иудеев (8–10). Чудеса Павла и их влияние (11–20). Планы Павла относительно дальнейшего путешествия (21–22). Мятеж в Ефесе против христиан (23–40)

Деян.19:1. Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,

«Прошедши верхние страны» – страны нагорные , лежавшие выше Ефеса и низменного морского берега, на котором он был расположен; это, очевидно, внутренние провинции Малой Азии, между прочим – Фригия и Галатия, которые посещал Павел во время этого путешествия (Деян.18:23). Если во время 2-го своего путешествия Павел возбранен был Духом проповедовать в проконсульской Азии (Деян.16 и д.), и только на обратном пути побыл недолго в Ефесе (Деян.18и д.), то теперь, прямо из Фригии, прошедши проконсульскую Азию, он прибыл в Ефес и здесь оставался довольно долго (Деян.19:10).

«Некоторых учеников...». Из дальнейшего видно, что это были собственно ученики Иоанновы , а не Иисусовы, которых дееписатель по преимуществу именует «учениками». Крещеные только во «Иоанново крещение», эти «ученики» веровали в проповеданного Крестителем грядущего Мессию, но не имели полного понятия о Нем, как и Аполлос, до времени; впрочем, как достаточно подготовленные к вере во Христа, могли быть названы христианами, или «учениками» Христовыми в обширном смысле слова. Эти ученики были, по всей вероятности, из иудеев, недавно поселившихся в Ефесе, где они примкнули к христианскому обществу, так что сам Павел счел их за христиан (ст. 2: «уверовав»).

Деян.19:2. сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.:

«Не слыхали, есть ли Дух Святый?» Ответ странный и даже не совсем понятный и вежливый, если его понимать буквально. Конечно, они не могли не знать, что Дух Божий говорил через пророков и через Иоанна, но не знали основания нового домостроительства Божия, в котором Дух Святый обещан и дан всем в Иисусе Христе, как единственный деятель возрождения душ. Таким образом, здесь речь идет не о том, существует ли, имеет ли бытие Дух Святый, а о том, явился ли Мессия, долженствовавший крестить людей Духом Святым, явились ли и начали ли обитать на земле среди людей благодатные дарования этого Св. Духа? В том-то именно смысле и надо понимать ответ: «мы даже и не слыхали, есть ли уже Дух Святый», т. е. в своих дарах на земле, среди людей? (ср. Ин. 7:39). Очевидно, они просто не знали ничего о событиях иерусалимских со времени смерти Крестителя, живя в каком-нибудь таком уголке мира, куда слухи об этих событиях еще не проникали, и только теперь, в Ефесе, они подробнее стали узнавать обо всем, но до встречи с апостолом, по недавности пребывания своего в Ефесе, ни от кого еще они не успели узнать обо всем поточнее.

Деян.19:3. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.:

Недоуменный ответ «учеников» вызывает новый недоуменный вопрос Апостола: «во что же вы крестились?». Какое и о ком учение вы приняли и запечатлели своим крещением? Простой и краткий ответ вопрошаемых: в «Иоанново крещение» – открывает глаза апостолу, недоумевающему при виде этих странных «учеников». Они крестились в то, что составляло цель крещения Иоаннова и исповедание чего требовалось при этом крещении. Это дает повод апостолу кратко и сжато, но весьма содержательно охарактеризовать сущность крещения Иоаннова и его отношение ко Христу.

Деян.19:4. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

«Крещение покаянья» (Мк.1:4; ср. Мф.3:11 и др.) в знак доброй перемены в образе мыслей и жизни, в знак твердого намерения, по покаянии и исповедании грехов, отказаться от прежней греховной жизни и превратного образа мыслей и начать жизнь Богоугодно, в готовности вступить в Царство Мессии. По толкованию блаж. Феофилакта «Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и принявши Христа, получили оставление грехов». Почему этого крещения было недостаточно, и крестившиеся «во Иоанново крещение» вновь «крестились во имя Господа Иисуса»? Потому, что первое крещение не давало положительного содержания для духовной жизни крещаемого, а второе, сообщая благодать отпущения грехов, имело значение действительного и существенного перерождения духовной природы крещаемого. В отношении ко второму, христианскому, первое, «Иоанново» крещение имело значение приготовительное , располагая и приготовляя к вере в Господа Иисуса, крещение в Которого имело, впрочем, совершенно самостоятельное и окончательное значение.

Деян.19:5. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,

«Услышав сие», – т. е. о пришествии Проповеданного Иоанном Мессии и о недостаточности Иоаннова крещения, – «они крестились» крещением христианским (см. Деян.2и Мф.28:19) и, по возложении Павлом рук на них (см. к Деян.8:15-17), приняли Духа Святого, вследствие чего тотчас же начали «говорить иными языками» (см. к Деян.2:4, 10:14-48) «и пророчествовать» (см. к Деян.11:27; ср. Деян.13:1; 1Кор.14).

Надлежит отметить здесь неосновательность лжеучений древних еретиков и новейших сектантов (анабаптистов и меннонитов), основывавших на данном месте Деяний свое второкрещение.

Чтобы видеть всю ложность опоры защитников перекрещивания, достаточно указать несообразность устанавливаемой ими в подобном случае аналогии. Данный стих Деяний говорит о таком новом крещении Иоанновых учеников, которое существенно отлично от ранее принятого ими. Прежде они были крещены Иоанновым крещением покаяния, чтобы веровали в Грядущего по Иоанне. Крещение же христианское, полученное ими в Ефесе, было крещением во имя уже пришедшего Мессии, Иисуса Христа. Между тем, у новейших защитников перекрещивания оба крещения – христианские, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Здесь, следовательно, настаивается на повторении одного и того же крещения христианского.

Деян.19:8. Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

«Небоязненно проповедывал». Глухое указание на то, что проповедь апостола имела значительных противников, которые свое противление готовы были проявить к большому вреду апостола; однако это не удерживало его ревности.

«О Царствии Божием». Под именем Царствия Божия здесь разумеется церковь Христианская со всеми теми благами, какие дарует она истинным членам своим, как в настоящей жизни, так и в будущей. Царство сие, в противоположность царству князя мира сего, есть Царство Божие, Царство Христово, царство святости и истины, царство жизни вечной в единении со Христом (см. к Мф.3:2; Ин.3:3, 5).

Деян.19:9. Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна.

«Злословя путь Господень» – ср. Деян.18:25-26.

«В училище некого Тиранна». Судя по имени, это был какой-нибудь греческий ритор или философ, имевший у себя училище для обучения желающих философскому или ораторскому искусству; трудно сказать, был ли он язычник или прозелит. Полагают и то, что это был иудейский учитель, имевший в своем доме частную синагогу (бет-мидраш), где учили обыкновенно преданиям и их толкованию. В училище этого, по-видимому, расположенного к христианству раввина, охотно предложившего свои услуги Павлу, последний мог безопаснее и с большей пользой (ежедневно) заняться насаждением христианских истин среди не только иудеев, но и еллинов.

Деян.19:10. Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.

«Все жители Азии слышали». В цветущий торговый Ефес постоянно из всех провинций Малой Азии стекалось великое множество как иудеев, так и еллинов, прозелитов и язычников, так что Павлу здесь действительно была открыта «великая и широкая дверь» (1Кор. XVI:8-9). Если не лично от Павла, то от пришельцев, лично слышавших его, действительно, более или менее вся проконсульская Азия могла наполниться слухами о Христе Иисусе, проповедуемом от апостола.

Деян.19:11. Бог же творил немало чудес руками Павла,

Деян.19:12. так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

«Немало чудес» – точнее греческий и славянский тексты: δυνάμεις τας τυκούσας – «силы не просты», т. е. немалые, необыкновенные, чрезвычайные «чудеса», не только по количеству, но главным образом по качеству.

«Руками Павла». Это выражение дееписателя само по себе еще не обязывает полагать, что все чудеса, совершенные собственно самим св. Павлом, совершались им именно посредством рук. Такой оборот – обычный в Св. Писании Нового Завета для обозначения совершения известным лицом чудес. Самая возможность такой метафоры (διά τῶν χειρῶν Παύλου) заставляет, впрочем, допустить, что св. Апостол некоторые из своих чудес творил действительно посредством рук, через руковозложение, произнося, вероятно, краткие молитвенно-разрешительные изречения, с упоминанием имени Господа Иисуса. Этот прием апостола заставлял и других, в подражание ему, возлагать на больных части его одежд, что сопровождалось, по благодати Божией, тою же чудесною силою.

Деян.19:13. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.

«Некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей». Нечто вроде нынешних знахарей, гипнотизеров, пользовавшихся применением тех или других тайн и сил природы, неизведанных доныне во всей полноте своего значения для человека (ср. Деян.13и д.; Флав. Археол. VIII, 2, 5; О войне Иуд. I:1, 2; Мф.12:27). Заметив необычайные действия имени Господа в устах Павла при исцелении больных, некоторые из таких заклинателей стали употреблять это имя в своих шарлатанских формулах и, сами не зная и не веруя в Господа Иисуса, прибавляли: «Которого Павел проповедует», т. е. именно этого Иисуса, а не другого. «Так все они делали по любостяжанию. Смотри: веровать не хотели, а изгонять бесов этим Именем захотели» (Златоуст).

Деян.19:14. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.:

«Семь сынов Скевы». Кто был этот Скева и в каком смысле он назван иудейским первосвященником, неизвестно. Быть может, это был один из начальников священнических черед (Мф.2:4), сыновья которого выселились из Иудеи и промышляли волхвованием.

Деян.19:15. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?

«Иисуса знаю, и Павел мне известен». Этими словами демон признает свою силу и власть над собою Господа Иисуса Христа и Его апостола, а выражением – «вы же кто»? – высказывает презрение и свою власть над этими злоупотребителями Имени Иисуса.

Деян.19:18. Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.

«Приходили, исповедуя и открывая дела свои», т. е. грехи, под влиянием чувства страха и величия Имени Господа Иисуса (Деян.19:17). Это особенно должны были сделать бывшие заклинатели, бросившие свое ремесло и обратившиеся ко Христу: покаяние было следствием их уверования и решимости присоединиться к христианскому обществу, что потом запечатлено было их крещением.

Деян.19:19. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм .

«Собрав книги свои», в которых записаны были способы производства разных чародеяний и заклинаний, заклинатели предали их публичному торжественному сожжению. Этот оригинальный костер для толпы был лучшею проповедью о силе Христовой, в особенности ввиду ценности сожженного – на 50 000 серебра. Дееписатель не указывает, какою монетою насчитывалась такая сумма. Но, несомненно, в греческом торговом городе считали тогда «драхмой» 20–25 к. Следовательно, более точно эта сумма составляла на наши деньги около 10 000–12 500 руб.

Деян.19:21. Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим.

«Прошедши Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим». Из посланий апостола (1Кор.16и д.; 2Кор.8; Рим.15и д.) видно, что этот путь апостола сопровождался собиранием милости для Церкви Палестинской, на что указывал он и далее в своей речи (Деян.24:17).

«Я должен видеть и Рим». Это намерение Павла Господь после одобрил Сам, как согласовавшееся с Его волею (Деян.23:11).

Деян.19:22. И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии.

«Послав Тимофея и Ераста» (2Тим.4:20), вероятно, для расположения Македонян и к сбору милостыни и для самого сбора.

Деян.19:23. В то время произошел немалый мятеж против пути Господня,:

«Мятеж против пути Господня» – против проповеди апостола и вообще против христианства (ср. Деян.18:25-26).

Деян.19:24. ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль,

«Серебреник... Димитрий, делавший серебряные храмы» (т. е. модели их) «Артемиды», богини Ефесской, для продажи путешественникам и паломникам города. Культ Артемиды был весьма сильно распространен в Малой Азии. Храм этой богини в Ефесе, сожженный Геростратом в день рождения Александра Македонского, возобновлен был с таким великолепием, что считался одним из семи чудес света. Маленькие модели этого храма и статуэтки Дианы были в большом употреблении у чтителей этой богини: ими украшались комнаты, в путешествиях они служили амулетами и т. п. Естественно, что ремесло Димитрия было очень выгодно, и его фабрика давала немалую прибыль находившимся в его ведении и услужении художникам и ремесленникам, которых так легко было поднять на мятеж.

Деян.19:26. между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.

Замечательно здесь свидетельство об успехах проповеди Павла из уст врагов его, подтверждающее сказанное выше (Деян.19:10).

«Говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги». Замечательное выражение язычника, показывающее, что народ языческий отождествлял статуи богов с самими богами или представлял, что боги живут в этих статуях (ср. Деян.17:29; 1Кор.8:4, 10 и др.).

Деян.19:27. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная.

«Смотри, говорит Златоуст, как идолослужение везде поддерживается корыстью: не потому (восстают), что их богопочтению угрожала опасность, но потому, что лишались возможности прибытка... Ибо это (слова Димитрия) значит почти то же, что: «нам, при нашем ремесле, угрожает опасность умереть с голоду».

«Вся Асия и вселенная», – т. е. весь греко-римский мир.

Деян.19:28. Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!

«Они были в таком состоянии, как будто криком своим хотели восстановить ее почитание и уничтожить все, сделанное Павлом» (Златоуст).

Деян.19:29. И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище.

«Схватив Македонян... спутников Павловых». Павла, как видно и из сего и из дальнейшего, бунтовщики не нашли.

Один из этих спутников – Гаий, кажется – должен быть отличаем от Гаия Дервянина, упоминаемого далее (Деян.20:4); другой – Аристарх из Фессалоники – есть упоминаемый Деян.20:4, 27:2.

«Устремились на зрелище...» – в помещение городского театра, служившего обыкновенно местом для больших народных собраний.

Деян.19:31. Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище.

«Некоторые из Асийских начальников» – это были выборные от городов для устроения торжественных игрищ в честь богов и императора. Эти выборные избирали из среды себя десять членов-распорядителей и руководителей игрищ. Из них-то некоторые, оказавшись лично расположенными к апостолу, хотя еще и не христиане, упросили Павла «не показываться на зрелище», опасаясь, как и ученики его, за его жизнь от мятежной толпы. Сам же апостол проявил в данном случае великую смелость и силу духа истинного воина Христова, рвавшегося к разъяренной против него толпе.

Деян.19:32. Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались.

«Одни кричали одно, а другие – другое... и большая часть не знали, зачем собрались» – характерное изображение бестолковости подобных мятежнических собраний толпы. Что в театре происходит что-то против Павла и его спутников, это знали более или менее все («единодушно» – Деян.19:29, «в один голос» – Деян.19:34); но что именно и для чего тут надо собираться, «большая часть» даже и не понимала.

Деян.19:33. По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу.

«По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр». Почему – «по предложению иудеев»? с какою целью? Кто этот Александр и что он имел в виду сказать? – объяснения не одинаковы. Полагают, что этот Александр, иудей по происхождению и религии (Деян.19:34), выставлен был иудеями из опасения, как бы при этом народном возмущении против христиан не смешали с ними иудеев и не подвергли последних одинаковой расправе с христианами, тем более, что и иудеи были известны, как враги идолов. Уловка не удалась, и только послужила ко вреду иудеев; народ не захотел даже и слушать речи иудея, выразив свое полное презрение вообще к иудеям. Другие полагают, впрочем, что этот Александр был христианин из иудеев, намеревавшийся сказать в защиту Павла и христиан; вызван же был по предложению коварных и злорадных своих соплеменников для того лишь, чтобы сделать его жертвою народной ярости. Святый Златоуст высказывает также догадку, что Александр иудей хотел говорить для того, чтобы воспламенить еще больше ярость народа против христиан. Если так, то и здесь иудеи вполне заслуженно поплатились за свое коварство выраженным по их адресу презрением толпы.

Деян.19:35. Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?

Деян.19:36. Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво.

Деян.19:37. А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили.

Деян.19:38. Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга.

Деян.19:39. А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании.

Деян.19:40. Ибо мы находимся в опасности – за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание.

«Блюститель порядка» – собственно книжник или писец – γραμματεύς, – нечто вроде городского секретаря (γραμματεύς ο τῆς πόλεως), на обязанности которого лежало составление официальных бумаг, обнародование общественных дел, чтение их в народных собраниях или доклад, хранение всякого рода письменных документов и пр. В своей речи к народу этот «секретарь» указывает прежде всего на то, что культ Артемиды стоит крепко в Ефесе и взятые народом спутники Павла не могут быть обвинены в прямом его оскорблении (35–37). При отсутствии, так сказать, состава преступления, надлежит принять во внимание и то, что для разбора законных жалоб есть законные власти и определенный порядок их ведения (38–39). Наконец, при несоблюдении всех этих условий народ рискует сам оказаться в положении подсудимых за возмущение (40). Столь разумные, умелые доводы охладили пыл собрания, и оно разошлось, без всяких инцидентов.

«Диопета» – упавшего от Зевса. Этим именем означается статуя Артемиды в Ефесском храме, так как она, по народной легенде, упала с неба – от Зевса.

19:1 пройдя верхние страны. Или: "пройдя внутренние области". Завершив проповедь в Галатии (18,23), Павел пошел дальше на запад через округи городов Колоссы, Лаодикия и Иераполь (Кол. 4,13) в ликийскую долину и прибыл наконец в Эфес (Ефес). Здесь он проповедовал около трех лет (ст. 8,10), с 53 по 56 г. по Р.Х.

Ефес. Столица Асийской провинции Римской империи. Эфес был основан ок. II в. до Р.Х. ионийцами из Афин. Он превратился в большой торговый центр, но экономическое благосостояние Эфеса постепенно пришло в упадок, главным образом вследствие обмеления его гавани из-за речных наносов. Источником доходов и известности города был храм Артемиды, богини плодородия. В дни Павла слава Эфеса уже закатывалась, но он по-прежнему был значительным торговым и религиозным центром.

некоторых учеников. Согласно ст. 7, "человек около двенадцати".

19:2 приняли ли вы Святаго Духа. Будучи последователями Иоанна Крестителя, эти верующие не получили наставления относительно сошествия Святого Духа. Следует отметить, что крещение Святым Духом получили самые разные категории людей: иудеи, богобоязненные греки, самаряне и многие язычники.

19:4 крещением покаяния... чтобы веровали в Грядущего по нем... Иисуса. Крещение покаяния Иоанна (Мк. 1,4; Лк. 3,3) вело к раскаянию в грехах и подготовляло искупительное дело грядущего вслед Иоанну Иисуса.

19:6 стали говорить иными языками и пророчествовать. Ср. 2,4.11. Слово "пророчествовать" в этом отрывке, вероятно, соответствует выражениям "говорить о великих делах Божиих" (2,11) и "величать Бога" (10,46).

19:12 на больных возлагали. См. ком. к 5,15.

19:13 заклинателей. В древности широко применялась практика использования магических имен для изгнания злых духов. Иудеи в Эфесе пытались призывать "имя Господа Иисуса" в подражание действиям Павла (ст. 12; 16,18).

19:19 книги свои. Т.е. книги по магии и чародейству.

пятьдесят тысяч драхм. В дни Павла одна драхма составляла стоимость овцы; раб стоил четыре драхмы.

19:23 против пути Господня. См. ком. к 9,2.

19:24 некто серебряник, именем Димитрий. Благодаря бойкой продаже паломникам предметов религиозного культа, в Эфесе возникла большая гильдия серебряных дел мастеров. Торговля эта развилась на основании почитания греческой богини Артемиды.

19:27 храм великой богини Артемиды. Храм Артемиды, одно из семи чудес света, находился километрах в двух от города. Он был не только местом религиозного поклонения, но и хранилищем сокровищ. Изготовление серебряных моделей храма и статуэток богини служило крупным источником дохода.

19:32 собрание. В греческом тексте употреблено слово "екклезия", которое здесь означает просто собрание людей (см. ком. к 5,11).

19:37 ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. См. ком. к ст. 27.

е. Воздействие Благой Вести (19:1-20)

1) Встреча с 12 верующими (19:1-7).

Деян. 19:1-2 . Ефес стал тем местом, откуда начинались маршруты Павла во время его третьего миссионерского путешествия. Город славился храмом богини Артемиды (являвшимся одним из семи чудес древнего мира). Судя по руинам его, это было величественное сооружение, в четыре раза превосходившее по своим размерам Парфенон в Афинах! В качестве торгового центра Ефес был ведущим городом в провинции Асия. Со временем, однако, река Кейстер, на которой он стоял, занесла илом его гавань, и место это пришло в запустение. Но в дни апостола Павла Ефес приближался к зениту своей славы.

Под верхними странами, из которых пришел в Ефес Павел, подразумеваются лежавшие выше Ефеса и берега моря нагорные территории; очевидно, внутренние провинции Малой Азии, в частности, Фригия и Галатия. Итак, в Ефесс апостол встретил некоторых учеников. Не совсем ясно, кого имел в виду Лука. Обычно так он называет христиан; возможно, и тут речь идет о христианах, судя по тому, что Павел обращается к ним как к уверовавшим (стих 2), подразумевается, во Христа. Загадочно звучит и ответ этих "учеников": мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. Они, вероятно, имели в виду, что не слыхали, что Он давался или дается по вере. Хотя ведь Иоанн Креститель вполне ясно говорил о грядущей работе Святого Духа (Матф. 3:11; Мар. 1:8; Лук. 3:16; сравните Иоан. 1:32-33).

Деян. 19:3-4 . Как и Аполлос (18:25), эти ефесские ученики знали лишь об Иоанновом крещении в знак покаяния перед Богом (Матф. 3:2,6,8,11; Мар. 1:4-5; Лук. 3:8). Павел сказал им, что Иоанн указывал на Иисуса Христа как на Грядущего по нем, в Которого людям следует веровать (Матф. 3:11-12; Мар. 1:7-8; Лук. 3:16-17).

Деян. 19:5 . Это единственное место в Новом Завете, где говорится о повторном крещении. Совершенно очевидно, однако, что служение Иоанна было предваряющим; исполнение всего происходит в Иисусе Христе.

Деян. 19:6 . Возложение рук могло сочетаться с водным крещением или, что более вероятно, иметь место после него. В результате мы видим, что на этих учеников нисшел… Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. "Тема языков" - как она подана в Деяниях Апостолов - подтверждает заявление Павла, что "иные языки" - "знамение… для неверующих" (толкование на 1-Кор. 14:22). То есть они давались с целью преодолеть неверие (прилагаемую Таблицу).

В этой связи следует также заметить, что вождение Святого Духа в Деяниях Апостолов не происходит в согласии с какой-то установленной схемой. Он сходил на уверовавших или готовых уверовать до крещения (Деян. 10:44), во время или после него (8:12-16; 19:6), а также в результате возложения апостольских рук (8:17; 19:6).

Вспомним, однако, заявление Павла (Рим. 8:9), что тот, кто не имеет Духа Святого, не является христианином. Вместе с тем очевидно, что книга Деяний Апостолов, переходная по своему характеру (Вступление) не может использоваться как доктринальное руководство к способу получения Святого Духа (о языках в толковании на 1-Кор. 13:8 - 14:25).

Деян. 19:7 . Ссылка здесь на число 12 не является, как некоторые полагают, указанием на то, что Церковь - это новый Израиль. И если искать особого значения числа в данном месте, то за ним можно, пожалуй, увидеть символ полноты Духа, которую Израилю еще предстоит испытать (Иез. 36:26-27; Иоил. 2:28-32; Зах. 12:10-14).

2)В синагоге.

Деян. 19:8 . Согласно данному им обещанию (18:21) Павел действительно вернулся в ефесскую синагогу и смело проповедывал там три месяца. Три месяца, не вызвав взрыва негодования! В миссионерской практике Павла это был уникальный случай. Возможно, живя в столь космополитическом городе, каким был Ефес, местные иудеи сделались более терпимыми. Относительно смелости апостолов в толкование на 4:13. Темой, которую предлагал своим слушателям Павел, было Царствие Божие, и, развивая ее, он не мог не говорить о Личности и деятельности Христа, а также о Его Тысячелетнем Царстве (1:3, б).

3)В училище Тиранна (19:9-12).

Деян. 19:9 . Но и тут иудейская стародавняя оппозиция заявила о себе. Некоторые иудеи не верили Павлу. Эти ожесточились и стали поносить путь Господень (в других местах то же выражение переведено с греческого как "сие учение") пред народом. И тогда Павел покинул Синагогу, предварительно отделив тех, которые благожелательно относились к его проповеди, и стал учить их ежедневно… в училище Тиранна.

По-видимому, этот Тиранн сдавал "свой лекционный зал" странствующим учителям. В одной из греческих рукописей даже сказано, что таковым помещение "училища" предоставлялось с 11 часов утра до 4-х часов пополудни, когда большинство людей имели свой полуденный отдых от работы. Эта традиция вписывается в быт того времени. Остальное время дня Павел трудился физически (20:34).

Деян. 19:10 . Павел служил в Ефесе на протяжении двух лет (так в англ. переводе Библии). Но согласно Деян. 20:31, он провел в Ефесе три года. Тут можно предположить, что по обычаю говорить о части как о целом Павел имел в виду, что оставался в Ефесе более двух, но менее трех лет. Работа его здесь была столь эффективной, что Евангельская весть распространилась по всей провинции Асии (западное побережье современной Турции). В это именно время возникли церкви в Колоссах, Лаодикии и Иераполе (Кол. 4:13). Некоторые полагают, что тогда были основаны все семь церквей, о которых говорится в Откр. 2-3, но оснований судить об этом с уверенностью нет.

Деян. 19:11-12 . Чудеса, сотворенные рукама Павла, весьма схожи с теми, которые дано было совершить Петру (5:15-16). Не приходится сомневаться, что на Павле лежала благословляющая и укрепляющая рука Божия. Видимо, платки и опоясания (фартуки) апостола Господь сделал зримыми и осязаемыми символами Своей силы, которую являл через Павла; сами по себе эти предметы никакой магической силы не имели.

Упомянутое обстоятельство (действие "платков и опоясаний"), конечно же, не дает людям оснований пытаться повторять и сегодня те чудеса, которые совершали Петр и Павел. Как это неоднократно видим из Деяний Апостолов, назначением чудес было служить подтверждением апостольской проповеди (2:43; 4:30; 5:12; 6:8; 8:6,13; 14:3; 15:12; сравните 2-Кор. 12:12; Евр. 2:3-4). Упоминание о злых духах образует переход к следующему инциденту (Деян. 19:13-20).

4) Об изгнании духов и чародействе (19:13-20). Одной из тем книги Деяний Апостолов является неизменная победа Иисуса Христа над силами тьмы и зла (8:9-24; 13:6-12; 16:16-18). То, о чем говорится ниже, служит еще одним подтверждением этому.

Деян. 19:13 . Некоторые… Иудейские заклинатели изгоняли злых духов из одержимых ими; они, по-видимому, прибегали к разным методам и "заклинаниям" и теперь вот стали прибегать к имени Господа Иисуса как к средству изгнания бесов.

Деян. 19:14 . Действительно ли был этот Скева… Иудейским первосвящеником? Возможно, выдавал себя за него, и Лука попросту фиксирует эту его похвальбу. А, может быть, он и был им… Так или иначе, семь его сынов сошли с отцовского пути и стали заниматься изгнанием бесов.

Деян. 19:15 . Словами Иисуса знаю, и Павел мне известен демон как бы признает над собою власть Господа Христа и Его апостола, но братьям-самозванцам он откровенно выражает свое пренебрежение.

Деян. 19:16 . Вместо того, чтобы получить освобождение от владевшего им демона, одержимый получил вдруг от него такую сверхъестественную силу, что, бросившись на семерых заклинателей, одолел их всех, и те, нагие и избитые, выбежали из… дома бесноватого (сравните Мар. 5:3-4).

Деян. 19:17-18 . Когда об этом стало известно жившим в Ефесе Иудеям и Еллинам, то напал страх на всех их; имя же Господа Иисуса более не употребляли, чтобы изгонять бесов, но произносили его с великим почтением. Многие христиане, видимо, продолжали (до этого времени) заниматься чародейством и спиритизмом; после этого случая они стали приходить, чтобы откровенно покаяться в этих делах своих.

Деян. 19:19 . Более того: многие из занимавшихся чародейством публично сожгли… книги свои по черной магии. (Те, кто занимаются черной магией, пытаются с помощью демонов взять власть над другими людьми, и это абсолютно несовместимо с христианством.) В греческом тексте здесь не "драхма", а "серебро", т. е. действительную стоимость сожженных книг определить невозможно; во всяком случае пятьдесят тысяч серебряных монет не могли не составлять крупную сумму.

Деян. 19:20 . Очищенная перковь в Ефесе набирала силу и росла. (О все большем распространении слова Господня упоминается также в 6:7; 12:24; 13:49.) Этим шестым "сообщением об успехе" Лука завершает еще один раздел книги (сравните 2:47; 6:7; 9:31; 12:24; 16:5; 28:30-31).

Г. Павел стремится в Рим (19:21 - 28:31)

I. ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕТЬЕГО МИССИОНЕРСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ (19:21 - 21:16)

а. Беспорядки в Ефесе (19:21-41)

Деян. 19:21 . Этот стих определяет характер остающейся части повествования. Взоры Павла были устремлены на Рим через Иерусалим (конечной целью его была Испания; Рим. 1:15; 15:22-24). Лука об Испании не упоминает, потому что одной из его целей при написании Деяний Апостолов было проследить распространение Благой Вести вплоть до прихода Павла в Рим, центр тогдашнего мира.

Некоторые богословы обращают внимание на то, что Евангелие от Луки "устремлено" к Иерусалиму, тогда как в написанной им книге Деяний Апостолов подчеркнуто прослеживается путь Благовестия из Иерусалима в Рим. Вокруг этих двух городов сосредоточено повествование Луки в Евангелии и в Деяниях Апостолов.

Павел положил в духе может означать, что он принял решение "в собственном духе", либо ведом был Духом Святым. Но поскольку действие исходит здесь от Павла (он "положил"), то речь, скорее, идет о его собственном решении. Итак, вначале апостол вознамерился посетить церкви в Македонии и Ахаии - очевидно, с целью утвердить эти церкви и принять от них пожертвования для иерусалимских христиан.

Деян. 19:22 . Тимофей, которого в последний раз мы "видели" с Павлом в Коринфе (18:5), вновь появляется на сцене. Он и Ераст были посланы апостолом в Македонию, очевидно, с тем, чтобы подготовить верующих к приходу Павла. Ераст упомянут также в 2-Тим. 4:20.

Деян. 19:23-24 . Но прежде чем Павел ушел из Ефеса, там возникли беспорядки, которые, вероятно, ускорили его уход. В Деяниях Апостолов записано только два случая, когда язычники восставали против Павла: а) здесь и б) в связи с прорицательницей в Филиппах (16:16-24) против апостола действовали люди, ущемленные в своих финансовых интересах. Имя Артемиды носили в Малой Азии две богини. Одна - девственница Артемида, богиня охоты, принадлежала к греческому пантеону богов (в римском пантеоне ей соответствовала богиня Диана).

Другая Артемида, которой поклонялись в Ефесе, была многогрудой богиней плодородия. Вероятно, первоначальная ее "статуя" была осколком метеорита, напоминая очертаниями женщину, имевшую много грудей (19:35). Серебряных дел мастера изготовляли из драгоценного металла изображения храма почитавшейся в Ефесе богини, но из-за успешного распространения Благовестия они стали терпеть ощутимые убытки.

Деян. 19:25-27 . Димитрий собрал других ремесленников и обратился к ним, чтобы выступили на защиту своего ремесла (источника дохода) и своей религии: ремесло наше придет в презрение… и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить. Последнее его, наверное, волновало мало, страшился он лишь финансового краха. (Артемида действительно почиталась, помимо Ефеса, во многих городах Малой Азии.) Убеждение, которое распространял Павел, что делаемые руками человеческими не суть боги, естественно, грозило разорением тем, кто жили изготовлением идолов.

Деян. 19:28-29 . По вине ремесленников, подстрекаемых Димитрием, Ефес наполнился смятением: толпы людей устремились к театру (в русском тексте - на зрелище) - самому большому в городе "помещению" под открытым небом, где мест было на 25 тысяч человек. С собой взбунтовавшиеся прихватили Гаия и Аристарха, спутников Павловых (сравните 20:4). "Гаий" - имя, настолько распространенное в то время, что едва ли здесь подразумевался человек, упоминаемый в Рим. 16:23 и в 1-Кор. 1:4. Аристарх же упоминается и в 20:4, а также в 27:2. Видимо, этим двоим удалось бежать, не слишком пострадая.

Деян. 19:30-31 . Из этих стихов следует, что Павел горел желанием защитить Благую Весть, что он готов был принять вызов своих противников! Но христиане удержали его от этого шага. Также и некоторые из Асийских начальников, которые отвечали за политическое и религиозное благополучие города, будучи друзьями апостола, не хотели, чтобы он оказался так или иначе вовлеченным в этот мятеж. Находясь в добрых отношениях с Римом, они заинтересованы были в возможности докладывать правительству о лояльности христиан по отношению к нему.

Деян. 19:32-34 . Откровенным юмором пронизано написанное тут. Оказывается, большаа часть собравшихся в городском театре не знали, за чем собрались. Поскольку иудеи исповедовали единобожие и были известны как непримиримые противники идолов, то поручили некоему Александру из своей среды выступить с заявлением об их непричастности к деятельности Павла.

Их, мол, вины нет в том, что ремесленники, кормящиеся при храме Артемиды, терпят убытки. Однако антисемитские настроения взяли в толпе верх, и она, узнав, что Александр - еврей, не пожелала слушать его, и, вместо того, разразилась неистовыми воплями, не смолкавшими около двух часов: велика Артемида Ефесская!

Деян. 19:35-39 . Под блюстителями порядка надо понимать здесь должность, соответствовавшую чиновнику или секретарю городского управления. Его, успокоившись, народ стал слушать. Он начал с того, что отдал должное культу Артемиды, служителем которой Ефес повсеместно почитался. (Диопета буквально означает "упавшего от Зевса". Так величалась статуя Артемиды в Ефесском храме, которая, по народному поверью, упала с неба - от верховного бога Зевса.) Возможно, в приведении этого ее названия крылось тонко выраженное "опровержение" заявления Павла, что "делаемые руками человеческими не суть боги"; стих 26. Артемида, мол, не была сделана руками человеческими.

Зачем, продолжал городской чиновник, тревожиться ефесянам по поводу проповеди Павла? Он выступил в защиту Гаия и Аристарха, которые ни в чем, по его словам, не провинились, косвенно тем самым оправдывая и Павла (стих 37). Толпу он призвал к решению вопроса на основании закона - через судебное собрание и проконсулов.

Деян. 19:40 . Наконец, "блюститель порядка" предупредил собравшихся о возможных политических последствиях возникших волнений. Рим ведь потребует от города официального объяснения происшедшего, и город может быть лишен каких-то своих свобод.

Результатом выступления чиновника явилось снятие с апостола Павла обвинения в каком-либо нарушении городских законов. Находясь в Ефесе, апостол написал Первое Послание - Коринфянам, а еще раньше - то письмо им, которое не было включено в библейский канон (1-Кор. 5:9). Надо сказать, что в Коринфе он побывал трижды, но о третьем его визите туда в книге Деяний Апостолов не записано (2-Кор. 12:14; 13:1; "Контакты и переписка" во Вступлении ко Второму Посланию Коринфянам).

Слушать ДЕЯНИЕ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ глава 19 онлайн

1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,

2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.

3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.

4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,

6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

7 Всех их было человек около двенадцати.

8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

9 Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна.

10 Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.

11 Бог же творил немало чудес руками Павла,

12 так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

13 Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.

14 Это делали какие‑то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.

15 Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?

16 И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.

17 Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.

18 Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.

19 А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм.

20 С такою силою возрастало и возмогало слово Господне.

Павел в Эфесе. Художник Г. Доре

21 Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим.

22 И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии.

Павел в Ефесе. Художник Эсташ Лёсюёр 1649 г.

23 В то время произошел немалый мятеж против пути Господня,

24 ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль,

25 собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше;

26 между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.

27 А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная.

28 Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!

29 И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище.

30 Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его.

31 Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище.

32 Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались.

33 По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу.

34 Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!

35 Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?

36 Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво.

37 А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили.

38 Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого‑нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга.

39 А если вы ищете чего‑нибудь другого, то это будет решено в законном собрании.

40 Ибо мы находимся в опасности – за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание.

Случайные статьи

Вверх