Что такое Мальтийский крест? Мальтийский крест: история и значение Что такое мальтийский крест.

Мальтийский крест (символ)

Мальтийский крест - восьмиконечный крест, использовавшийся некогда могущественным рыцарским орденом госпитальеров (иоаннитов - членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна Иерусалимского, основанного в XII веке в Палестине). Символ происходит от герба итальянского города Амальфи , выходцы из которого были основателями иерусалимского госпиталя, давшего начало ордену.

Мальтийский крест появился также в некоторых российских дворянских гербах: князей Аргутинских-Долгоруких , баронов Вельго (Вельо) , графов Орловых-Денисовых , графов Голенищевых-Кутузовых-Толстых.

В современной российской геральдике мальтийский крест, появившись в правление Павла I, остался в гербах пригородов Санкт-Петербурга Павловска и Гатчины .

Герб Павловска

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Стэндли, Уильям
  • Макиладора

Смотреть что такое "Мальтийский крест (символ)" в других словарях:

    Мальтийский крест - (орден) Мальтийский крест (символ) Мальтийский крест (техника) механизм прерывистого движения. Мальтийский крест (растение) Lychnis chalcedonica … Википедия

    Крест крестоносцев - Крест ордена Гроба Господня … Википедия

    Крест - У этого термина существуют и другие значения, см. Крест (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с пр … Википедия

    Крест Святого Петра - (также известный как перевёрнутый крест) обычный латинский крест (изображённый в соответствии с римско католической традицией), перевёрнутый на 180 градусов. Крест святого Петра с 4 века является одним из символов святого Петра, который, по … Википедия

    Крест - Универсальный символ, ведущий свое происхождение из наиболее древних времен. Это преимущественно космический символ. Крест центр мира и, следовательно, точка сообщения между Небом и Землей и космическая ось, имеющая, символизм Космического Древа … Словарь символов

    Крест - христианский символ. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * символ и предмет культа христианской религии. Истоки почитания креста восходят к глубокой древности, о чём свидетельствуют дошедшие до нас изображения креста… … Архитектурный словарь

    Крест Распятия - Эта форма креста возникла не вместе с Христианством. Она была известна и употреблялась в мистических целях за тысячелетия до нашей эры. Она была неотъемлемой частью различных Ритуалов, в Египте и Греции, в Вавилоне и Индии, а также в Китае,… … Религиозные термины

    Греческий крест - (лат. crux immissa quadrata) равносторонний крест, состоящий из двух одинаковых прямоугольных перекладин, пересекаю … Википедия

    Патриарший крест - Православный крест (патриарший крест с тремя перекладинами) … Википедия

    Солнечный крест - Солнечный крест, более известный, как Солнечное колесо древнейший символ, представляющий собой крест, располагающийся внутри круга. Часто встречается на предметах доисторичес … Википедия

Мальтийский крест имеет и другое значение. Название «госпитальеры св. Иоанна» рыцари сохранили, равно как и чёрную мантию с вышитым белым шёлком восьмиконечным крестом - символом целомудрия и восьми рыцарских добродетелей.

Символом рыцарей Мальтийского ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого обозначали восемь рыцарских заветов. Сейчас этим крестом пользуются санитарные бригады святого Иоанна (Англия). Символ происходит от герба итальянского города Амальфи, выходцы из которого были основателями иерусалимского госпиталя, давшего начало ордену.

Крест Святого Петра - (также известный как перевёрнутый крест) обычный латинский крест (изображённый в соответствии с римско католической традицией), перевёрнутый на 180 градусов. Крест - Универсальный символ, ведущий свое происхождение из наиболее древних времен.

Крест Распятия - Эта форма креста возникла не вместе с Христианством. Сила сама по себе (левый рукав) удерживает отрицательную полярность только в том случае и до тех пор, пока не будет квалифицирована положительной полярностью божественной Любви (правый рукав). Это есть минусовая сторона Жизни, где плюсовое колебание потенциала, высвобожденного из Духа, входит в материальное проявление.

Мальтийский крест (символ)

Северный рукав креста представляет собой дневную сторону существования, а три нижних рукава — ночную сторону. Левый рукав Мальтийского креста, будучи отрицательным рукавом Троицы в форме, сам по себе символизирует отрицательную сторону Жизни, где подвешены три нижних рукава.

В момент завершения полного объединения Бога и человека возникает эффект солнечного взрыва, при котором свет изходит из точки в центре креста. Бог находится в Истине Всего-во-всем — не только в принципе, но также и в практическом применении! Специально, чтобы расставить все точки над «Ё» и была написана эта статья.

Ездите ли на них, строите ли их — не играет особой роли. Начиная разговор на эту тему, мы подразумеваем нечто большее, чем просто исторический взгляд на Железные и Мальтийские кресты. Крест, хоть и применялся и применяется в других вариациях, шире всего использовался именно в военных украшениях.

Существенная разница между ними так же зависит от их значения и места в истории. Однако, прежде чем мы приступим к исследованию использования этого знака, необходимо рассмотреть само понятие креста. В Христианстве крест призван напоминать о распятии Христа, а тем, что он пуст — о Его воскрешении. Множество стран использовали крест в качестве главного военного украшения и награждали им тех, кто верой и правдой служил государству.

В 1530 году император Карл V предоставил Мальту в распоряжение Ордена, с самых тех пор и называвшимся Мальтийским. Предполагается, что восемь концов креста олицетворяют восемь клятв, которые давали рыцари Ордена:1. Быть искренним и чистосердечным8. История Железного Креста уходит своими корнями в 1813 год, когда прусский король Фридрих Вильгельм III впервые учредил его во время войны за освобождение Пруссии от войск Наполеона.

Часть из них оседлали мотоциклы, оделись в чёрную кожу, нацепив на неё трофейные свастики и железные кресты

К концу войны количество степеней Железного Креста увеличилось до восьми. Официально фашистская символика была убрана с Железного Креста в 1957 году. Но до сих пор у многих он ассоциируется исключительно с отрицательными эмоциями. Многие из них так до конца и не смогли найти себя в ставшем чужим для них обществе.

И вот уже Железный Крест занял новое место в истории. Цвета ленты Железного Креста были также изменены. И другие буквы (из разных языков), приводимые ниже, также использовались первыми христианами в качестве символов креста. В любых других случаях крест — нейтральный символ, зачастую абсолютно симметричный и регулярно используемый в искусстве. Железный Крест, или Iron Cross, наверное, наиболее известная германская награда. Именно в то время Мальтийский Крест приобрел форму, которая известна и в наши дни — белый крест с восемью острыми окончаниями.

Мальтийский крест, крест иоаннитов, крест Святого Иоанна Иерусалимского, Георгиевский крест получил своё название благодаря широкому использованию данного символа рыцарским орденом госпитальеров.

Мальтийский крест представляется собой четырехконечный крест с одинаковыми вертикальными и горизонтальными концами. Их стороны расходятся от центра.

Распространённое мнение о том, что восемь углов являются символами восьми самых сильных государств на момент действия госпитальеров, являются ложью, поскольку нет единого перечня, или известного исторического документа, подтверждающего это, а сам перечень стран оказывается равным девяти.

Данный крест широко распространён как форма для орденов.

Символизм

Восемь острых углов, которые образованы ласточкиными хвостами на кресте олицетворяют восемь рыцарей, которые основали орден. Эти рыцари были родом из следующих земель Европы: Овернь (Франция), Прованс (Франция), Арагон (Испания), Кастилия (Испания), Португалии, Италии, Бавария (Германия) и Англия (Британия).

Восемь углов креста обозначают добродетели рыцарей: веру, милосердие, правду, справедливость, безгрешие, смирение, искренность, терпение.

География использования Мальтийского креста

В том или ином виде используется на гербах, эмблемах, знаках отличия в России, Австралии, Австрии, Бельгии, Чехии, Франции, Германии, Италии, Индии, Нидерландах, Филиппинах, Норвегии, Польше, Португали, Испании, Швеции, Швейцарии, Британии, США.

Мальтийский крест в России

Примечательно, что мальтийский крест использовали на гербе Российской Империи (см. статью герб России) в 1800 году.

Мальтийский крест, как символ ордена святого Иоанна, в течение года был включён в состав полного герба Российской империи Павлом Первым 16 декабря 1800 года. В тексте манифеста было сказано: "Восприяв Титул Великого Магистра Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, соединили МЫ и Крест Ордена сего с Гербом НАШИМ". В 1801 году Александр I 26 апреля 1801 года приказал использовать герб Российской Империи без креста Иоанна Иерусалимского. В этот период мальтийский крест стали использовать в фамильной геральдике Российской Империи.

Мальтийский крест появился также в некоторых российских дворянских гербах. Данный крест использовали на гербах тех родов, которые в период правления Павла I были награждены орденом св. Иоанна Иерусалимского. К таким родам относят: Аргутинских-Долгоруких, Вельго, Орловых-Денисовых.

Мальтийский крест на флагах

Основатели иерусалимского госпиталя были жители города Амальфи, в котором мальтийский крест до сих пор используется как на флаге, так и на гербе города.

…Там был рыцарский орден: соборы,
Цитадель, бастионы, мосты,
И на людях простые уборы,
Но на них золотые кресты.
Не стремиться ни к славе, ни к счастью,
Все равны перед взором Отца,
И не дать покорить самовластью
Посвященные небу сердца!
Николай Гумилев

Этой осенью Гатчина отметила очередной славный юбилей. В октябре стукнуло 215 лет с того дня, как император Павел I личным указом даровал своей мызе статус города. Звание это дорогого стоило, и императорский указ явился отправной точкой расцвета нашей Гатчины. Городу, разумеется, положен герб. Император и об этом позаботился и 13 декабря в 1800 году утвердил гатчинский герб, пожалуй, самый необычный среди гербов российских городов, в котором отразилась и любовь Павла к Гатчине, и его устремления к высоким целям, и почти незримый, но глубокий сакральный смысл. В описании герба сказано: «Щит разделен пополам. В верхней, золотой половине Государственный двуглавый орел, увенчанный тремя Императорскими коронами, имеющий на груди червленый щиток с вензелевым изображением имени императора Павла I; за щитком крест Державного ордена Св. Иоанна Иерусалимского, покрытый Мальтийскою короною. В нижней, лазоревой части литера G».

Герб насыщен символами, чёрный имперский двуглавый орёл подчёркивает особый статус Гатчины среди других городов. Отсюда, по замыслу Павла, должна была начаться новая Россия — единая, справедливая, мудрая, духовная. Здесь в течение 13 лет затворничества, будущий император разрабатывал реформы и создавал новые модели управления армией и страной.

Необычность гатчинского герба не сразу бросается в глаза. Во-первых, на нём расположены четыре короны — большая императорская, две — поменьше, венчающие головы грозной величественной птицы, означающие западное и восточное царства, и ещё одна — на груди орла. Это корона мальтийских рыцарей — рыцарей справедливости, орден которых в течение нескольких лет возглавлял наш император. Он, кстати, единственный из Великих Магистров ордена, который носил эту корону на голове, остальные лишь возлагали на неё руку при церемониях и ритуалах. Но мы сегодня поговорим о другом символе — мальтийском кресте. Он хотя и располагается в центре герба, на груди Российского орла, почему-то мало заметен. Этот крест или звезду, как считают многие историки, называют мальтийским, потому что когда-то, почти тысячу лет назад, его сделали своим символом рыцари-госпитальеры. И если у кого-то возникает вопрос, что означает этот странный крест, то рыцареведы уверенно отвечают, дескать, восемь лучей креста символизируют восемь райских блаженств, которые ждут рыцарей на небесах, или же восемь рыцарских добродетелей, или же восемь языков (народов), образующих орден монахов-воинов.

Однако, не всё так просто. Странный крест появился за тысячи лет до создания ордена госпитальеров, и подлинное его значение было доступно лишь нескольким посвящённым рыцарям. Некоторые исследователи полагают, что мальтийский крест означает единение четырёх древних аштарских богов, так сказать, святая четвёрка. Другие утверждают, что он образован двумя свастиками — солнечной и лунной, которые соприкасаются концами. Раньше иногда свастики изображались с чуть загнутыми концами (у нацистов была принята лунная тёмная свастика и даже вообще не свастика, а Hakenkreuz — символ изменения мира и сознания). Таким образом, мальтийский крест символизирует единство света и тьмы, добра и зла, прошлого и будущего.

Какая же из древних цивилизаций подарила нам этот магический символ, сказать трудно. Этот крест обрёл широкую известность лишь с появлением ордена госпитальеров.

Христиане очень многое заимствовали у других религий, в том числе и символику. Что же привлекло древних монахов в мальтийском кресте?

В некоторых малоизвестных у нас источниках утверждается, что госпитальеры унаследовали духовное учение кумраитов — религиозной общины, которую возглавлял Иоанн Предтеча (кстати, его отец Захарий долгое время заведовал госпиталем в Иерусалиме). Странный символ пришёл тоже вроде бы от них, а откуда его взяли кумраиты, неизвестно. Его следы теряются в тысячелетней истории человечества. Но посвящённые считали, что мальтийский крест обладает магической силой и наделяет его обладателя особым могуществом, ибо этот знак определяет сущность нашего мира и предназначение человека на земле. Думаю, многие из нас задавались вопросом — а для чего я живу? в чём моё предназначение? Сейчас попробуем узнать.

Во-первых, мальтийский крест объясняет сущность мира материального, состоящего из единства и равновесия четырёх стихий огня, воды, воздуха и земли (четыре состояния вещества).

Во-вторых, сущность мира нематериального, так называемого небытия, известного в древности под названием мэон. Наш нематериальный мир образуют пространство, время, энергия и информация.

Ну, и самое интересное — человек. Представьте, что вы в центре креста. Верхний его луч играет роль воронки, через которую на вас нисходит божественная истина. Через левый и правый лучи вы отдаёте в этот мир любовь и силу (благодеяния), из нижнего луча исходит мудрость. Предназначение человека — быть проводником истины и следовать ей. Таким образом, мальтийский крест означает гармонию — гармонию этого мира, гармонию нашей души, где всё уравновешено.

Знал ли об этом Павел? Конечно, знал, ведь наш славный император был посвящённым. В пользу этой гипотезы говорит то, что так называемые донаты — члены ордена, не посвящённые в рыцари, но зарекомендовавшие себя благими делами, имели особый знак — мальтийский крест, в котором верхний луч либо отсутствует, либо имеет другой цвет, то есть путь к истине ещё закрыт. Возрождая в России рыцарский орден с его традициями, гуманными устремлениями Павел надеялся дать своей стране самое главное — национальную идею, в которой каждый бы нашёл своё предназначение, которая смогла бы всех объединить. А мальтийский крест должен был стать символом новой эпохи. Символы действительно способны объединять совершенно разных людей для великих свершений, вспомним свастику в Германии или звезду в Советском Союзе. Кто знает какой могла стать Россия под сенью мальтийского креста?

Удивительно и то, что история мальтийского креста неразрывно связана с госпиталями (госпиталем изначально называли приют для странников, гостеприимный дом). И вот сейчас мальтийский крест венчает парадную лестницу в здании администрации города Гатчины — бывшего императорского госпиталя, построенного Павлом. Герб города, созданный замечательным гатчинским скульптором Валерием Шевченко, великолепен и удивителен. Им стоит полюбоваться. Так удивительно слились вместе два символа — госпиталь и крест — человеколюбие и гармония.

Можно предполагать, что герб Гатчины содержит некий код Павла I, его благословение потомкам и грядущим поколениям. А загадочный мальтийский крест призван хранить и оберегать наш город. Вот только могущество и силу он дарует лишь тем, кто стремится к гармонии и ищет своё предназначение. А вы что ищете и к чему стремитесь?

Историю Ордена Святого Иоанна Иерусалимского обычно начинают отсчитывать с XI века, однако первое упоминание о нем относится еще к четвертому столетию, когда к святым местам Палестины устремились христианские паломники.

Первоначально Орден возник как братство монахов с больницей для пилигримов: тогда в Иерусалиме был основан странноприимный дом (госпиталь), отсюда произошло и второе название рыцарей-иоаннитов - госпитальеры.

Госпиталь размещался недалеко от Храма Гроба Господня и состоял из двух отдельных зданий - для мужчин и для женщин. Госпитальеры взяли на себя заботу о паломниках, прибывающих на Святую землю, обеспечивали их жильем и питанием, лечили заболевших. Долгое время забота о больных и паломниках стояла у госпитальеров на первом месте, и бедных они называли «господами», а себя именовали «слугами».

Печать Ордена Святого Иоанна Иерусалимского изображала лежащего больного со светильником в ногах и крестом в изголовье. Монахи носили длинный черный суконный плащ с узкими рукавами (в знак жизненных тягот) и с нашитым на груди восьмиконечным полотняным крестом, белый цвет которого символизировал их целомудрие.

Четыре направления креста олицетворяли главные христианские добродетели (благоразумие, справедливость, силу духа и воздержание), а восемь концов его - это восемь благ, обещанных Иисусом Христом всем праведникам.

В 1070 году купец Панталеон Маури из итальянского города Амальфи основал новый госпиталь или, что тоже вполне вероятно, восстановил старый, уничтоженный по приказанию халифа Хакима. Значение братства госпитальеров особенно возросло в эпоху крестовых походов.

В середине июля 1099 года крестоносцы после долгой осады и ожесточенного штурма взяли Иерусалим. Легенда рассказывает, что брат Жерар, глава монашеского общества, самоотверженно пытался помочь своим единоверцам. Он знал, что среди осаждавших начался голод, и стал сбрасывать со стен города на головы крестоносцев свежевыпеченный хлеб. Брата Жерара схватили, и ему угрожала смерть, однако он был избавлен от нее чудесным образом: на глазах судей, перед которыми он предстал, хлеб снова превратился в камни.

Первым государем Иерусалимского королевства стал герцог Готфрид Буйонский. Когда он посетил странноприимный дом, то увидел здесь много раненых соотечественников, и для упрочения положения госпиталя подарил ему деревню Сальсола, располагавшуюся в окрестностях Иерусалима. Четыре рыцаря-крестоносца из свиты герцога добровольно остались у Жерара де Торна и отказались от всего мирского, приняв монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия. Впоследствии братство стало принимать в свои ряды и других рыцарей, чтобы те защищали паломников.

После первого крестового похода благотворительные обязанности рыцарей-госпитальеров отодвинулись на второй план, и к середине XII века Орден превратился в мощное дисциплинированное воинское объединение, а попечением за паломниками и больными стали заниматься монахи. Окончательная трансформация Ордена Святого Иоанна Иерусалимского завершилась при Раймунде де Пюи, который принял титул «магистра Ордена» и выработал его первый устав, разграничивавший функции священников и мирян. Еще в 1130 году римский папа Иннокентий II утвердил знамя Ордена - белый крест все той же формы на красном фоне, а через 4 года специальной буллой Орден Святого Иоанна Иерусалимского перешел под непосредственное подчинение Святого престола. В 1153 году папа Анастасий IV утвердил разделение мирян на рыцарей и оруженосцев, изменилась и форма их одежды: для церковных служителей по-прежнему осталась черная сутана, а рыцари облачились в малиновый супервест, поверх которого надевались латы. Неизменным для всех оставался лишь белый восьмиконечный крест на груди. Чтобы пресечь любую возможность отклонений от предписанной одежды и используемой для ее шитья материи, были разработаны строгие инструкции.

После завоевания Иерусалима войсками султана Салах-ад-Дина рыцари-иоанниты были вынуждены покинуть свою резиденцию и перебрались сначала на Крит, а в 1308 году отняли у турок остров Родос. Впоследствии их новым пристанищем стал остров Мальта, где и сложилась окончательная структура Ордена: Генеральный капитул Ордена стал законодательным органом, избиравшим Великого магистра.

Первые официальные связи России с мальтийцами относятся еще к концу XVII века. Сначала на Мальте побывал русский стольник П.А. Толстой, а в апреле 1697 года здесь с большим почетом принимали Б.П. Шереметева. Рыцари высоко оценили визит русского посланника как признак того, что их знают и чтут повсюду, даже в далекой России. Великий магистр Ордена возложил на русского посла крест Святого Иоанна Иерусалимского, украшенный бриллиантами, и вручил ему патент на кавалерское достоинство - в знак признания растущего могущества и влияния России. Таким образом, первым Мальтийским кавалером России стал граф Б.П. Шереметев.

Через сто лет, в конце ноября 1796 года, в Санкт-Петербург прибыл граф Ю.П. де Литта, представитель Мальтийского ордена, с просьбой к Павлу I принять на себя покровительство Ордену. Павлу I были преподнесены священные реликвии Великого магистра Ла Валлетта - крест и кольчуга. Поэтому, когда в начале 1798 года французская эскадра во главе с Наполеоном захватила Мальту, русский император счел это личным оскорблением. Он принял предложение мальтийских рыцарей стать главой их Ордена: 29 ноября 1798 года состоялась торжественная церемония принятия Павлом I титула Великого магистра, и в тот же день был обнародован указ об учреждении в России ордена Святого Иоанна Иерусалимского.

При Павле I орден Святого Иоанна Иерусалимского сделался в России высшим знаком отличия как за военные подвиги, так и за гражданские заслуги, хотя здесь с ним и соперничал орден Святой Анны. Пожалование «командорства» считалось едва ли не выше награждения орденом Андрея Первозванного, ведь в этом выражалось еще и наивысшее личное благорасположение императора.

Орден разделялся на три степени и имел традиционные наградные знаки - крест, звезду и ленту. Большая командорская степень имела золотой восьмиконечный крест с раздвоенными концами (как «ласточкин хвост»), залитый с обеих сторон финифтью. В углах соединения лучей креста помещались золотые лилии, верхний луч креста увенчивала большая корона европейского типа с роскошным «трофеем» из рыцарских доспехов, тоже покрытых белой финифтью. Иногда орденский крест жаловали с бриллиантами, что повышало его класс. Большой командорский крест носили на шее на широкой черной ленте.

Командорский крест был несколько меньшего размера и с менее насыщенным атрибутами «трофеем». Его тоже носили на шее на черной, но уже более узкой ленте.

Кавалерский знак представлял собой золотой крест, увенчанный короной и покрытый белой финифтью; его носили на груди на узкой орденской ленте. Ко всем степеням Мальтийского ордена присоединялась золотая звезда в виде Мальтийского креста, которую носили на левой стороне груди левее других звезд.

Орденом Святого Иоанна Иерусалимского могли награждаться и дамы, для чего был установлен знак двух степеней: Большого креста и Малого креста. Кавалерственные дамы Большого креста носили орден на черной муаровой ленте через левое плечо, дамы Малого креста носили знак отличия на банте из орденской ленты на левой стороне груди.

Были установлены и особые орденские мундиры, но письменных указаний по их поводу не сохранилось, и о внешнем виде мальтийского орденского мундира сейчас можно судить только по парадным портретам конца XVII-XIX веков. Как предполагает исследователь Л.Е. Шепелев, это мог быть красный длинный кафтан с черным бархатным воротником, лацканами и обшлагами, пуговицами с изображенным на них Мальтийским крестом, легкими эполетами с кистями и нашитым на левой стороне груди маленьким белым матерчатым Мальтийским крестом. Кроме мундира кавалерам ордена Святого Иоанна Иерусалимского полагалась черная бархатная мантия с нашитым на левом плече Мальтийским крестом.

Лента к ордену Святого Иоанна Иерусалимского полагалась черного цвета (монашеская), что совсем не соответствовало эстетическим нормам русского духа, национального мировоззрения и всей жизнеутверждающей символике наградной системы России. Ведь черный цвет на Руси всегда считался цветом траура и смерти, да и форма Мальтийского креста сильно отличалась от православного.

Однако Павел I Мальтийскому ордену всегда отдавал предпочтение. В Петербурге он подарил Ордену дворец графа Воронцова, располагавшийся на Садовой улице против Гостиного двора. Позади дворца был разбит сад и построена часовня, которая позже стала называться Мальтийской церковью. Мальтийскому ордену были переданы во владение и другие дома, а также определены весьма значительные денежные доходы. Для православного и католического командорств Ордена, которые существовали в России, император передал 50 000 крепостных крестьян и земли в разных частях империи. Весь доход от их труда шел в казну Ордена и отдельным его членам.

Для нижних воинских чинов Павел I установил донат ордена Святого Иоанна Иерусалимского, который представлял собой маленький медный восьмиконечный крестик (размером всего в 2,5 см). Три луча его (два поперечных и один нижний) с обеих сторон были залиты белой финифтью, верхний же луч оставался без финифти. В углах соединения лучей креста помещались украшения, стилизованные под лилии. На оборотной стороне указывался порядковый номер: этот знак носили в петлице или на узкой черной ленте.

Императорским указом донаты стали выдаваться «всем нижним чинам Российской армии за двадцатилетнюю службу взамен знака отличия ордена Святой Анны, для сего установленного». Однако такое положение сохранялось недолго, так как после смерти награжденного донат возвращался в Капитул Российского кавалерского ордена.

При Павле I Мальтийским крестом украсился и герб России, а звание «Великий магистр ордена Святого Иоанна Иерусалимского» было включено в официальный титул российского императора.

Однако орден Святого Иоанна Иерусалимского просуществовал в России недолго. Вступивший в 1801 году на престол император Александр I сразу же сложил с себя звание Великого магистра мальтийских рыцарей и убрал чужеродный крест с государственного герба. В 1810 году был обнародован Высочайший указ о прекращении награждений Мальтийским орденом, а в 1817 году он был объявлен несуществующим в Российской империи и все его денежные средства были переданы в государственную казну.

Хотя орден Святого Иоанна Иерусалимского, как российская награда, просуществовал недолго, кавалерами его стали многие выдающиеся люди России. При Павле I русский полководец А.В. Суворов был в опале, но именно этот император пожаловал ему Большой командорский крест. Мальтийским орденом были награждены адмирал Ф.Ф. Ушаков, фельдмаршал М.И. Кутузов, П.И. Багратион и другие прославленные россияне.

Случайные статьи

Вверх