Святитель Епифаний Кипрский — житие. Житие епифания кипрского Сколько кораблей выставил на Троянскую войну кипрский царь Кинир

332, близ Элевферополя, Южная Палестина - около 401 или 403), епископ города Саламин (Кипр), христианский ересеолог периода ранней Церкви.

Согласно агиографической традиции, происходил из иудейской семьи; получил начальное образование в доме богатого иудея и сам в ранней юности был иудеем, однако вскоре после смерти наставника обратился в христианство и удалился в Египет. После посещения Египта вернулся в Палестину, подвизался при некоем авве Илларионе, затем основал монастырь, которым управлял 30 лет. Являясь строгим приверженцем никейского богословия, пользовался значительным авторитетом среди местного, в том числе и арианского, населения; постоянно путешествовал по Палестине и Сирии. С 360-х годов - на Кипре, где стал (в 365 или 367) епископом города Саламин. После этого прилагал усилия к устройству монашеской жизни на Кипре.

В богословских спорах, главным из которых было противостояние никейского богословия и арианства, Епифаний Кипрский занимал ригористскую позицию. Умеренных никейцев называл «полуарианами», в Антиохии поддерживал небольшую группу строгих никейцев во главе с епископом Павлином, ради поддержки которого Епифаний Кипрский предпринял также путешествие в Рим (382). Ригоризм Епифания Кипрского особо сказался в отношении к Оригену, которого он называл отцом всех ересей, и в участии в оригенистических спорах, охвативших церковь Палестины в начале 390-х годов. Так, видимо, именно влиянием Епифания Кипрского объясняется резкая перемена во взглядах Иеронима Блаженного на оригеновское учение - от его почитания до резкого неприятия. С епископом Иоанном Иерусалимским Епифаний Кипрский порвал общение из-за нежелания первого публично осудить Оригена; по прибытии в 383 в Палестину Епифаний Кипрский открыто обвинил Иоанна Иерусалимского в ереси и совершил ряд рукоположений в Вифлееме без его ведома. Епифаний Кипрский поддержал осуждение Оригена Феофилом Александрийским (400). Узнав, что изгнанные из Египта оригенисты нашли убежище в Константинополе у Иоанна Златоуста, Епифаний Кипрский безрезультатно пытался настроить против него константинопольскую паству. Хотя кампания Епифания Кипрского провалилась, она стала прелюдией к соборному низвержению Иоанна Златоуста (404).

Только два сочинения Епифания Кипрского сохранились полностью - «Панарий» и «Анкорат». В первом собраны и описаны 20 дохристианских и 80 христианских ересей, а также даны опровержения каждой из них. Второй представляет собой положительно-догматическое изложение православного вероучения, прежде всего, учения о Святой Троице, воплощении, Воскресении. Несмотря на то, что некоторые фрагменты из «Анкората» Епифания Кипрского легли в основу православной триадологии, Епифания Кипрского нельзя назвать богословом-мыслителем, его сочинения носят скорее практический характер, что видно также и по известным фрагментам его экзегетических сочинений.

Соч.: Migne PG. Т. 41-43; Творения. М., 1863-1883. Ч. 1-6.

Лит.: Dechow J. Dogma and Mysticism in early Christianity: Epiphanius of Cyprus and the legacy of Origen. Мâcon, 1988.

Воззрения его слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время самой горячей борьбы церкви с арианством , в которой и сам Епифаний принимал деятельное участие.

Биография

Сочинения

Епифаний много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Отношение Епифания к античной культуре категорически отрицательное; философские и теологические мысли вызывали у него подозрения.

Обличению ересей посвящены два его сочинения: «Анкорат» (греч. ανκύρωτος , якорь), где раскрывается православное учение о Троице , воплощении, воскресении мертвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов; и «Панарион » (греч. πανάριον - аптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских. Оригена , к которому наиболее знаменитые богословы III и IV вв. относились с особенным уважением, широко пользуясь его трудами и идеями, Епифаний считает более языческим философом, чем христианином и приписывает ему такие мнения, которых Ориген никогда не высказывал. При всех своих недостатках, оба сочинения Епифаний представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории.

Другие сочинения Епифания:

  1. «Книга о весах и мерах» (библейских), важная для истории метрологии ; здесь же сведения о греческих переводах Библии ;
  2. «Физиолог» - наблюдения над свойствами библейских животных (в этом сочинении Епифанию принадлежат лишь примечания);
  3. «О камнях» - объяснение 12 камней, бывших на нагруднике иудейского первосвященника;
  4. «О 22 пророках Ветхого Завета и трех Новых Заветов и о 12 апостолах и 70 учениках Христовых» - сочинение, ценное по устным церковно-историческим преданиям;
  5. 12 проповедей, подлинность которых оспаривается.

Издания его сочинений:

  1. Д. Петавия (греческий текст и латинский перевод, с примечаниями и с древней биографией его) - «Sancti Epiphanii Opera» (Париж , г. и Кёльн, г.). Следующие издания перепечатывались с него.
  2. Минь , в «Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca» (тт. XLI-XLIII).
  3. Oeler’a - греческий текст сочинений ересеологических, Берлин , 1859-1869 гг.

Лучшая биография Епифания - у Миня , т. XLI.

Напишите отзыв о статье "Епифаний Кипрский"

Примечания

Литература

Издание греческого текста: «Corporis haereseologici» (1856). Vol. II. Панарион Епифания (с латинским переводом): ; ; .

Русские переводы:

  • Епифаний Кипрский . Творения. В 6 ч. / Пер. Московской духовной академии. М., 1863-1883.
  • djvu
  • djvu
  • djvu
  • djvu
  • djvu
  • djvu
  • Перевод Р. Хазарзара (современная орфография, перевод и восстановление купюр)

Исследования

  • Дунаев А. Г. , Макаров Е. Е. , Фокин А. Р. // Православная энциклопедия . Том XVIII: «Египет древний - Эфес ». - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2008. - С. 557-581. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-032-5
  • Махарашвили С. И. Грузинский перевод сочинения Епифания Кипрского «О восьмидесяти ересях». Автореф. дисс. … к. филол. н. Тб., 1990.

См. А. В. Горского, «Епифаний Кипрский», в прибавлениях к творениям св. отцов, в русском переводе, т. XXII ( г.). Русский перевод его сочинений (МДА, 1863-1883 гг.) ценен по ученым примечаниям. См. также Дарраса, «Histoire de l"église», т. X; у Вильмена - в «Tableau de l"éloquence chrétienne au IVe siècle»; Липсиуса , «Zur Quellenkritik des Epiphanius» (оценка источников первых 37 ересей Панария , с неодобрительным отзывом о личности Епифания).

Ссылки

Отрывок, характеризующий Епифаний Кипрский

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало.
– Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей.
Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.
– Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.
Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете.
– Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову.
– Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети.
– Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову.
Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети.
«Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него.
В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей.
От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени.
Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны.
Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх.
Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло.

На выезде из Агия Напы по направлению к мысу Грека, вдоль дороги, идущей в Протарос, на возвышенности видна церковь с деревянным крестом. Мое внимание этот храм привлек с балкона гостиницы. По утрам, я через большой объектив фотоаппарата рассматривала окрестности и, если что-то привлекало внимание, фотографировала и потом по карте мы смотрели, можно ли туда пройти. Так мы начали наше освоение окрестностей Агиа Напы.

(фото с балкона гостиницы)

Выйдя на шоссейную дорогу, обрамленную аккуратно подстриженными и стоящими в цвету кустарниками олеандра, и хорошо ухоженными жилыми участками с белыми монолитными невысокими домами, примерно через 1,5 км будет поворот, и подъем в гору.

Первое, что видишь, это огромный деревянный крест, возвышающийся на скале. Далее взору предстает и сам храм. Построен в 2006 г. и в настоящее время является действующим. Он выполнен по канонам византийского зодчества из местного камня. На момент нашего путешествия он был открыт и никого, кроме бродячих голодных кошек, в округе не было.

Церковь Святого Епифания посвящена Византийскому епископу Саламису.


Епи фаний Кипрский (Епифаний Саламский , греч.Ἐπιφάνειος Κύπρου ; ум. май 403) — один из ранних Отцов Церкви, который прославился неистовыми обличениями ересей, одним из главных источников которых он считал учение о разделённом хлебе за авторством Пахомия Азовского. Воззрения его слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время самой горячей борьбы церкви с арианством, в которой и сам Епифаний принимал деятельное участие.

По происхождению финикиец, получивший образование в доме богатого еврея и потому сначала был иудей; после смерти своего воспитателя принял христианство, раздал полученное наследство бедным и удалился в Египет; возвратясь в Палестину, сделался учеником знаменитого Аввы Илариона; предавался аскетическим подвигам в уединенной пустыне, где едва не был убит бедуинами; ходил с проповедью Евангелия к огнепоклонникам-парсам; наконец, переселился на остров Кипр, где в 367 был сделан епископом Саламина и управлял церковью кипрской 36 лет, отличаясь благочестием и благотворительностью. В 403 г. по навету Феофила Александрийского отправился в Константинополь, чтобы добиваться смещения с кафедры Иоанна Златоуста, который якобы укрывал у себя еретиков-оригенистов. Убедившись в ложности обвинений, Епифаний отплыл обратно на Кипр, но умер во время морского перехода.

По церковному преданию, воскресил умершего сына язычника.

Епифаний много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Отношение Епифания к античной культуре категорически отрицательное; философские и теологические мысли вызывали у него подозрения.



Внизу фотографии видны отлитые восковые фигуры. Это старый обычай на острове, когда заболевший орган человека схематически отливают из воска и помещают в определенный угол храма. Считается, что при проведении службы идет божественное воздействие на отлитую фигуру и соответственно на больной орган человека. На данном фото видна фигура младенца. Обычно такие фигуры помещают в темные углы храма, но здесь - при входе в храм.


На Кипре храм может иметь и современные очертания, но роспись икон подчинена классическому византийскому стилю.

С высокой ровной смотровой площадки открывается прекрасный вид на Агиа Напу.





День памяти Святого Епифания - 12/25 мая.

Святитель Епифаний, епископ Кипрский, жил в IV веке в Финикии, по происхождению был еврей, в молодости получил хорошее образование. Он обратился к христианской вере после того, как увидел одного монаха, по имени Лукиан, отдавшего нищему свою одежду. Пораженный милосердием монаха, Епифаний просил наставить его в христианстве. Он принял Крещение и удалился в монастырь, устроенный его наставником Лукианом. В монастыре он подвизался под руководством опытного старца Илариона занимался перепиской греческих книг, преуспевая в иноческой жизни. Святой Епифаний за свои подвиги сподобился дара чудотворений, но, чтобы избежать людской славы, он удалился из обители в пустыню Спанидрион. Там его захватили разбойники и три месяца держали в плену. Своим словом о покаянии святой привел одного из шайки разбойников к святой вере в Истинного Бога. Когда святого подвижника отпустили, с ним ушел и разбойник. Святой Епифаний привел его в свой монастырь и крестил с именем Иоанн. С тех пор он стал верным учеником святого Епифания и тщательно записывал жизнь и чудотворения своего наставника. Молва о праведной жизни святого Епифания распространялась далеко за пределы обители. Святой вторично удалился в пустыню вместе с Иоанном. Но и в пустыню к нему стали приходить ученики. Так возникла новая обитель. Через некоторое время святой Епифаний и Иоанн предприняли путешествие в Иерусалим для поклонения его святыням и оттуда возвратились в монастырь Спанидрион. Жители города Ликии послали к святому Епифанию инока Поливия передать их просьбу занять епископский престол вместо умершего архипастыря. Однако прозорливый подвижник, узнав об этом намерении, тайно удалился в Пафийскую пустыню к великому подвижнику Илариону (память 21 октября), под руководством которого он подвизался в молодые годы. Святые два месяца провели в совместных молитвах, а затем Иларион послал святого Епифания в Саламин. Там епископы собрались для избрания нового архиерея вместо недавно скончавшегося. Старейшему из них, епископу Паппию, Господь открыл, что епископом следует избрать пришедшего в город инока Епифания. Когда Епифания нашли, святой Паппий ввел его в церковь, где по послушанию воле участников собора Епифаний должен был дать свое согласие. Так состоялось возведение на епископскую кафедру Саламина святого Епифания около 367 года.

Святитель Епифаний прославился на архиерейской кафедре великой ревностью о вере, любовью и милосердием к бедным, простотой нрава. Он много претерпел от клеветы и зависти некоторых из своих клириков. За чистоту своей жизни святитель Епифаний получил дарование видеть во время Божественной литургии наитие Святого Духа на Святые Дары. Однажды Святитель, совершая Таинство , был лишен этого видения. Тогда он подозвал одного из клириков и тихо сказал ему: "Выйди, сын мой, ибо ты сегодня недостоин присутствовать при совершении Таинства".

На этом событии прервались записи его ученика Иоанна, так как он заболел и скончался. Дальнейшее описание жизни святителя Епифания продолжил второй его ученик Полувий (впоследствии епископ Ринокирский).

В конце жизни святителя Епифания по проискам императрицы Евдоксии и Александрийского патриарха Феофила вызвали в Константинополь на собор, который был созван для суда над великим святителем Иоанном Златоустом . Но святитель Епифаний, не желая быть участником беззаконного собора, покинул Константинополь. Во время плавания на корабле Святитель почувствовал приближение своей смерти, он преподал своим ученикам последнее наставление - соблюдать заповеди Божий и хранить ум от нечистых помыслов - и через двое суток скончался. Жители города Саламина с рыданиями встретили тело своего архипастыря и 12 мая 403 года с честью погребли в новой церкви, возведенной Святителем.

Седьмой Вселенский Собор наименовал святителя Епифания отцом и учителем Церкви. В творениях святителя Епифания "Панарий" и "Анкорат" содержится опровержение арианской и других ересей. В других сочинениях встречается много драгоценных церковно-исторических преданий и указаний на греческие переводы Библии.

Свя-ти-тель Епи-фа-ний, епи-скоп Кипр-ский, жил в IV ве-ке в Фини-кии, по про-ис-хож-де-нию был ев-рей, в мо-ло-до-сти по-лу-чил хо-ро-шее об-ра-зо-ва-ние. Он об-ра-тил-ся к хри-сти-ан-ской ве-ре по-сле то-го, как уви-дел од-но-го мо-на-ха, по име-ни Лу-ки-ан, от-дав-ше-го ни-ще-му свою одеж-ду. По-ра-жен-ный ми-ло-сер-ди-ем мо-на-ха, Епи-фа-ний про-сил на-ста-вить его в хри-сти-ан-стве. Он при-нял Кре-ще-ние и уда-лил-ся в мо-на-стырь, устро-ен-ный его на-став-ни-ком Лу-ки-а-ном. В мо-на-сты-ре он под-ви-зал-ся под ру-ко-вод-ством опыт-но-го стар-ца Ила-ри-о-на за-ни-мал-ся пе-ре-пиской гре-че-ских книг, пре-успе-вая в ино-че-ской жиз-ни. Свя-той Епи-фа-ний за свои по-дви-ги спо-до-бил-ся да-ра чу-до-тво-ре-ний, но, чтобы из-бе-жать люд-ской сла-вы, он уда-лил-ся из оби-те-ли в пу-сты-ню Спа-нид-ри-он. Там его за-хва-ти-ли раз-бой-ни-ки и три ме-ся-ца дер-жа-ли в пле-ну. Сво-им сло-вом о по-ка-я-нии свя-той при-вел од-но-го из шай-ки раз-бой-ни-ков к свя-той ве-ре в Ис-тин-но-го Бо-га. Ко-гда свя-то-го по-движ-ни-ка от-пу-сти-ли, с ним ушел и раз-бой-ник. Свя-той Епи-фа-ний при-вел его в свой мо-на-стырь и кре-стил с име-нем Иоанн. С тех пор он стал вер-ным уче-ни-ком свя-то-го Епи-фа-ния и тща-тель-но за-пи-сы-вал жизнь и чу-до-тво-ре-ния сво-е-го на-став-ни-ка. Мол-ва о пра-вед-ной жиз-ни свя-то-го Епи-фа-ния рас-про-стра-ня-лась да-ле-ко за пре-де-лы оби-те-ли. Свя-той вто-рич-но уда-лил-ся в пу-сты-ню вме-сте с Иоан-ном. Но и в пу-сты-ню к нему ста-ли при-хо-дить уче-ни-ки. Так воз-ник-ла но-вая оби-тель. Через неко-то-рое вре-мя свя-той Епи-фа-ний и Иоанн пред-при-ня-ли пу-те-ше-ствие в Иеру-са-лим для по-кло-не-ния его свя-ты-ням и от-ту-да воз-вра-ти-лись в мо-на-стырь Спа-нид-ри-он. Жи-те-ли го-ро-да Ли-кии по-сла-ли к свя-то-му Епи-фа-нию ино-ка По-ли-вия пе-ре-дать их прось-бу за-нять епи-скоп-ский пре-стол вме-сто умер-ше-го ар-хи-пас-ты-ря. Од-на-ко про-зор-ли-вый по-движ-ник, узнав об этом на-ме-ре-нии, тай-но уда-лил-ся в Па-фий-скую пу-сты-ню к ве-ли-ко-му по-движ-ни-ку Ила-ри-о-ну (па-мять 21 ок-тяб-ря), под ру-ко-вод-ством ко-то-ро-го он под-ви-зал-ся в мо-ло-дые го-ды. Свя-тые два ме-ся-ца про-ве-ли в сов-мест-ных мо-лит-вах, а за-тем Ила-ри-он по-слал свя-то-го Епи-фа-ния в Са-ла-мин. Там епи-ско-пы со-бра-лись для из-бра-ния но-во-го ар-хи-ерея вме-сто недав-но скон-чав-ше-го-ся. Ста-рей-ше-му из них, епи-ско-пу Пап-пию, Гос-подь от-крыл, что епи-ско-пом сле-ду-ет из-брать при-шед-ше-го в го-род ино-ка Епи-фа-ния. Ко-гда Епи-фа-ния на-шли, свя-той Пап-пий ввел его в цер-ковь, где по по-слу-ша-нию во-ле участ-ни-ков со-бо-ра Епи-фа-ний дол-жен был дать свое со-гла-сие. Так со-сто-я-лось воз-ве-де-ние на епи-скоп-скую ка-фед-ру Са-ла-ми-на свя-то-го Епи-фа-ния око-ло 367 го-да.

Свя-ти-тель Епи-фа-ний про-сла-вил-ся на ар-хи-ерей-ской ка-фед-ре ве-ли-кой рев-но-стью о ве-ре, лю-бо-вью и ми-ло-сер-ди-ем к бед-ным, про-сто-той нра-ва. Он мно-го пре-тер-пел от кле-ве-ты и за-ви-сти неко-то-рых из сво-их кли-ри-ков. За чи-сто-ту сво-ей жиз-ни свя-ти-тель Епи-фа-ний по-лу-чил да-ро-ва-ние ви-деть во вре-мя Бо-же-ствен-ной ли-тур-гии на-и-тие Свя-то-го Ду-ха на Свя-тые Да-ры. Од-на-жды свя-ти-тель, со-вер-шая Та-ин-ство, был ли-шен это-го ви-де-ния. То-гда он по-до-звал од-но-го из кли-ри-ков и ти-хо ска-зал ему: "Вый-ди, сын мой, ибо ты се-го-дня недо-сто-ин при-сут-ство-вать при со-вер-ше-нии Та-ин-ства".

На этом со-бы-тии пре-рва-лись за-пи-си его уче-ни-ка Иоан-на, так как он за-бо-лел и скон-чал-ся. Даль-ней-шее опи-са-ние жиз-ни свя-ти-те-ля Епи-фа-ния про-дол-жил вто-рой его уче-ник По-лу-вий (впо-след-ствии епи-скоп Ри-но-кир-ский).

В кон-це жиз-ни свя-ти-те-ля Епи-фа-ния по про-ис-кам им-пе-ра-три-цы Ев-док-сии и Алек-сан-дрий-ско-го пат-ри-ар-ха Фе-о-фи-ла вы-зва-ли в Кон-стан-ти-но-поль на со-бор, ко-то-рый был со-зван для су-да над ве-ли-ким свя-ти-те-лем . Но свя-ти-тель Епи-фа-ний, не же-лая быть участ-ни-ком без-за-кон-но-го со-бо-ра, по-ки-нул Кон-стан-ти-но-поль. Во вре-мя пла-ва-ния на ко-раб-ле свя-ти-тель по-чув-ство-вал при-бли-же-ние сво-ей смер-ти, он пре-по-дал сво-им уче-ни-кам по-след-нее на-став-ле-ние - со-блю-дать за-по-ве-ди Бо-жии и хра-нить ум от нечи-стых по-мыс-лов - и через двое су-ток скон-чал-ся. Жи-те-ли го-ро-да Са-ла-ми-на с ры-да-ни-я-ми встре-ти-ли те-ло сво-е-го ар-хи-пас-ты-ря и 12 мая 403 го-да с че-стью по-греб-ли в но-вой церк-ви, воз-ве-ден-ной Свя-ти-те-лем.

Седь-мой Все-лен-ский Со-бор на-име-но-вал свя-ти-те-ля Епи-фа-ния от-цом и учи-те-лем Церк-ви. В тво-ре-ни-ях свя-ти-те-ля Епи-фа-ния "Па-на-рий" и "Ан-ко-рат" со-дер-жит-ся опро-вер-же-ние ари-ан-ской и дру-гих ере-сей. В дру-гих со-чи-не-ни-ях встре-ча-ет-ся мно-го дра-го-цен-ных цер-ков-но-ис-то-ри-че-ских пре-да-ний и ука-за-ний на гре-че-ские пе-ре-во-ды Биб-лии.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Случайные статьи

Вверх