Конспект занятия по математике в средней группе "поможем друзьям". Игровое пособие «Геометрические коврики Повторение изученного ранее материала

Конспект занятия в средней группе

По теме: "Прямоугольник и квадрат"

Цель: сформироать у детей представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознать эти фигуры, развивать умение наблюдать и сравнивать.

Развивающая среда: геометрические фигуры, рисунки, с геометрическими фигурами,игра сложи узор, мяч для игры, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня я вас расскажу сказку. Она необычная, математическая и называется "Родственники".

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми,так как при изготовлении многих вещей. Форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, все хвалилась "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете". воспитатель показывает фигуру сказочного квадрата и просит детей назвать фигуру (квадрат).

Воспитатель: Как вы узнали? (стороны равны, углы прямые). Чтобы проверить, дети измеряют стороны квадрата с помощью условной мерки. Детям предлагают найти квадрат среди геометрических фигур на столе и проверить равенство сторон методом приложения. При помощи угольника проверяется, что углы у квадрата прямые.

Воспитатель: ходил квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей компании. И решил квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю

Думал Квадрат, - ведь он должен быть похож на меня"

Однождыц он встретил на пути такую фигуру (воспитатель показывает сказочный прямоугольник)

Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. "Как тебя зовут?" - спрашивает.

Воспитатель: Узнали, дети?

Дети: Это прямоугольник.

Воспитатель: Почему он так называется?

Дети: У него все углы прямые.

воспитатель предлпгпет детям с помощью условной мерки измерить длину сторон прямоугольника и подводит детей к выводу о том, что у прямоугольника стороны. Которые лежат одна против другой, равны. Тем же способом, что и у квадрата, проверяются углы. Детям предлагают найти прямоугольник среди геометрических фигур на столе.

Совместно с воспитателем дети делают вывод об отличии квадрата от прямоугольника (у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника только противоположные)

Воспитатель: У прямоугольника та сторона,. которая длиннее, называется "длина", сторона, котрая короче, называется "ширина". Как определить, где у квадрата длина, а где ширина?

Дети: у квадрата все стороны одинаковой длины. Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь прослушайте продолжение сказки. Квадрат спрашивает у прямоугольника:

Мы родственники с тобой?

Я бы тоже рад узнать об этом, - говорит прямоугольник - Если у нас найдется 4 признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.

Давайте поможем фигурам найти такие признаки.

Дети: У фигур 4 угла, все углы прямые, у них по 4 стороны равны, противоположные стороны равны.

Воспитатель: А какая у них общая фамилия?

Дети: прямоугольники.

Воспитатель: Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Отдыхают вместе и трудятся.

Игра с мячом "Подбери слово к заданной геометрической фигуре"

Дети становятся в шеренгу у края ковра. Каждому ребенку и называет геометрическую фигуру. Ребенок возвращает мяч и называет похожий предмет на эту геометрическую фигуру.

Задание: "Найти лишнюю"

На листочках нарисовано по пять фигур:

Дети находят лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур.

Физкультминутка:

Сколько квадратов здесь зеленых,

столько выполним наклонов,

Сколькот здесь у нас кружков,

Столько выполним кружков.

(На доске семь квадратов и семь кружков)

Игра "Сложи узор".

Воспитатель предлагает детям составить узоры из кубиков, чтобы в середине не был квадрат, прямоугольник.

Воспитатель отличает активность детей на занятии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в средней группе по ФЭМП "Путешествие в сказку"

Познание. Выявить знания детей: умение соотносить цифры с количеством предметов; знания о геометрических фигурах; знания о временах года (зима, весна, лето, осень); умение ориентироваться на листе бум...

Конспект проведения занятия в средней группе по формированию сенсорных эталонов. Путешествие по сказке «Колобок»

Конспект занятия для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие, астигматизм, миопия, гиперметропия) по формированию сенсорных эталонов в средней группе детского сада компенсирующего вида....

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»...

Цель: учить выкладывать узоры из бумажных полосок; закреплять приемы аккуратного наклеивания;

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить выкладывать узоры из бумажных полосок.
  2. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
  3. Формировать проявление активности и творчества.
  4. Продолжать учить оценивать работы своих сверстников.

Развивающие:

Развивать внимание, зрительное восприятие и чувство красоты.

Воспитательные:

Воспитывать желание помогать, выделять красивые и аккуратные работы.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: подготовка места для проведения аппликации.

Материал и оборудование: листы бумаги (5 * 20) с подрезанными краями(бахрома), полоски цветной бумаги, клей, клеенка, образцы узоров для аппликации.

Ход проведения организованной образовательной деятельности:

Организационный момент

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, вы слышали кто-то постучал к нам в дверь? Пойду посмотрю кто же это к нам пришел! (идет к двери)

В дверной проем заглядывает кукла.

Кукла: Здравствуйте, ребята! Меня зовут кукла Даша, я пришла к вам в гости! Можно мне зайти?

Дети: (да)

Кукла осматривает группу и говорит : Как у вас здесь уютно и красиво! А в моем кукольном домике совсем не уютно. Расскажите мне пожалуйста, как сделать его таким же уютным как ваша группа!

Воспитатель: Расскажем тебе, кукла Даше об уюте. Что делает, нашу группу красивой и уютной, как вы думаете дети?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Живые цветы, ковры, картины, занавески украшают нашу группу и делают ее яркой и уютной.

Кукла: У меня совсем ничего нет - для уюта в моем домике.

Воспитатель: Не переживай кукла Даша, мы тебе с ребятами поможем, и сделаем для твоего домика коврик, и он станет уютнее. Правда ребята?

Дети: (да)

Воспитатель: Чтобы приступить к работе, нужно подготовить наши пальчики. А кукла Даша пока, посидит на стульчике и посмотрит на ребяток. (сажает куклы на стульчик)

Физкультминутка:

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повернули

И работать захотели.

Тихо все на место сели.

Основная часть

Воспитатель: Посмотрите у вас на столах лежат уже заготовленные коврики, но они совершенно не красивые. Сделаем их красивее для куклы Даши?

Дети: (да)

Воспитатель: Посмотрите, я уже заготовила для вас образцы красивых узоров! (показ заготовок и расположение их на магнитной доске) Но не обязательно делать такие же узоры, можете придумать свой. Давайте, вспомним как правильно намазывать бумагу клеем! Берем полоску, кладем на клеенку, а затем немного намазываем клеем. После того как намазали, аккуратно приклеиваем к нашему коврику. (показ и объяснение)

Воспитатель: Теперь можете приступать к работе, не торопитесь, аккуратно наклеивайте.

Дети выполняют работу самостоятельно, воспитатель при необходимости помогает, дает совет.

Рефлексия

После того как все работы выполнены, дети раскладывают свои работы на стол и сравнивают узоры.

Воспитатель спрашивает, какие работы больше всего понравились детям и почему, затем сам отмечает интересно выполненные работы, а так же недочеты наклеивания, которые делают работу некрасивой.

Воспитатель предлагает разложить на пол все работы, и посмотреть вместе с куклой Дашей какой большой и красивой может получиться ковер из маленьких ковриков.

Дети раскладывают свои работы на пол.

Кукла Даша благодарит детей за красивые коврики и прощается. Воспитатель спрашивает у детей, что нового они узнали и чем занимались.

Предлагает рассмотреть ковёр-самолёт, обнаруживает, что мыши прогрызли в нем дыры.

Ребята, как же нам теперь отправиться в путешествие?

Посмотрите, какой формы дыры? Сколько их?

Ну вот, и готов ковер к полету, возьмитесь за руки и произнесите заклинание: «Эй, ковер-самолет, отправляемся в полет!»

Ребята, пролетаем мы свами над лесами, полями. Приземляемся для отдыха на полянку. Посмотрите, здесь нас ждет какое-то письмо. Читаю письмо:

Я еж колючий, веселый

В лесу спокойно жил

С лисичкою дружил.

А злой колдун однажды

всех нас погубил.

Вы, ребята, помогите,

из фигур нас соберите!

Походите – ка по полянке и поищите фигурки. Расколдовать нужно лисичку и ежа!

В обруче желтого цвета составьте изображение ежа, а в обруче зеленого цвета – изображение лисы

Давайте посчитаем, сколько фигур в изображении ежа

А как называются эти фигуры?

А теперь посчитайте, сколько фигур в изображении лисички?

- Ну вот, расколдовали мы лесных зверюшек,

Давайте продолжим наше путешествие. Встанем, возьмемся за ковер-самолет, скажем заклинание:

О ковер-самолет! Отправляйся в полет! Звучит музыка - полетели.

Вот мы и прилетели в город геометрических фигур. На карте изображен город, но мы не сможем в него попасть, пока не откроем замки..

Давайте подумаем, как их открыть? Посмотрим внимательно на замочек. Что же здесь нарисовано? А одним словом?

Давайте подумаем, наверное, нужно подобрать к каждому замку свой ключ.

Вот мы и открыли все замки!

Перед нами карта города геометрических фигур.

Как вы думаете, почему этот город так называется?

Посмотрите, это главная дорога в этой стране.(Показывает указкой) А справа и слева - районы. Как вы думаете, вот это (справа) район каких фигур?

Маленьких или больших? (показывает условный знак:маленький, потом большой)

Мы сейчас находимся в районе маленьких фигур. Как в любом городе тут есть улицы.

У улиц есть названия. Тут даже указатели стоят: -эта какая улица? Цветом?

Давайте теперь пройдем в район больших фигур. Где красная улица? Синяя? Желтая? Зеленая?

- На каждой улице есть домики и у каждого домика есть адрес. Все домики – это разные геометрические фигуры. Если они стоят в районе больших фигур, то они все какие по размеру

В этих домах живут герои мультфильма «Смешарики», и если вы правильно укажите дом, адрес которого я вам назову, вы увидите, кто в этом доме живет.

Наш герой живет в районе больших фигур, на зеленой улице, в доме красного цвета, треугольной формы.

Следующий герой живет в районе больших фигур, на синей улице, в доме коричневого цвета, квадратной формы.

Найдите дом черного цвета, прямоугольной формы, на красной улице, в районе маленьких фигур.

В районе маленьких фигур на желтой улице, в доме круглой формы, зеленого цвета живет следующий герой мультфильма

- Молодцы, ребята, вы правильно нашли адреса мультипликационных героев .

А нам ведь уже пора возвращаться в д/сад. Погостили мы в волшебной стране.

Полетим домой на нашем ковре – самолете. Пойдемте. Беритесь за ковер.

Скажем заклинание:

О ковер-самолет!

Отправляйся в полет!

Звучит музыка - полетели в группу .

Участник выставки

Хабибуллина Фархия Начиповна,

воспитатель

Детский развивающий центр «Лукошко»

г. Тюмень

Многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста «Геометрические коврики».

Назначение: Данное пособие предназначено для детейот 2-5 лет. Данный материал могут использовать педагоги, воспитатели ДОУ и родители.

Описание: Пособие состоит из дорожки (спортивный коврик, тканевая дорожка), на которую из цветной пленки наклеены изображения различных геометрических фигур. Отдельно из плотного материала (изолон, плотный картон) вырезаются дубликаты таких же фигур, к которым крепятся липучки.

Игровая задача: сделать заплатки на коврике, закрыть выбоины в асфальте, провести дорожку для героя и т.д.

Пособие способствует запоминанию основных геометрических фигур, благодаря использованию всех органов восприятия (слушаем название, смотрим изображение, трогаем руками, потом идем ногами) дети легко усваивают названия и отличия фигур. Учатся соотносить размеры и цвета.

Пособие используется в нескольких вариантах:

  1. Используем коврик одного цвета, и поочередно выдавая детали, просим детей крепить их к основам коврика.Детям нужно сортировать детали по форме и размеру.
  2. Используем два коврика разных цветов, выдаем детям смешанные по цветам детали, и просим прикрепить их к основам коврика. Детям нужно сортировать детали по цвету, форме и размеру.
  3. Выкладываем все отдельные детали фигур и просим выбрать и прикрепить только круги, овалы, квадраты и т.д.
  4. После того как дорожки собраны – проходим по ним, выполняя определенные задания: идем наступая, только на кружочки/квадраты и т.д.

Идем на носочках, прыгаем и т.д.

  1. Отдельно используем вырезанные фигуры и сортируем их в коробки с соответствующим изображением.
  2. Отдельно используем вырезанные фигуры и обводим их по контуру на больших листах бумаги.
  3. Отдельно используем коврики - ставим на каждый цветной островок – игрушку (ищем в море островок - круг, квадрат для зайки, мишки и т.д.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Алтынчеч» г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Знакомство с прямоугольником
план- конспект занятии по ФЭМП в средней группе
Подготовила Кариева Р.Ф.
Воспитатель 1 кв. категории
Продолжительность занятия: 15 минут
Цель: создать условия для формирования умения узнавать и правильно называть прямоугольник.
Программные задачи:
Знакомить детей с « прямоугольником», обучать узнавать и называть его. Продолжать развивать умения сравнивать два предмета по размеру (ширина, высота).
Развивать слуховую память восприятие.
Виды деятельности: двигательная, игровая, восприятие художественного слова.
Формы реализации: дидактические игры, двигательная активность.
Оборудование.
Демонстрационный материал: квадрат, прямоугольник; картинки с изображением многоэтажного дома разной высоты.
Раздаточный материал: по одному квадрату и прямоугольнику, листок с изображением прямоугольника, карандаши, две полоски- широкая и узкая.
Ход занятия
- Дети, сегодня к нам пришел Петрушка. Он принес нам 2 фигуры, одну из них он знает, а другую нет. Давайте ему поможем разобраться. Детям показываю квадрат и прямоугольник. – Что это? (ответ детей - квадрат) - Давайте его обведем. Приготовьте свои пальчики. Палец идет слева направо, дошли до угла, повернули, палец идет сверху вниз, дошли до угла, повернули, палец идет справа налево, дошли до угла, повернули, палец идет снизу вверх.
- Что мы обводили? (ответ детей- квадрат) - А как называется эта фигура? Ответ 1-2 детей (прямоугольник) - Правильно, это прямоугольник. Повторим все вместе. – Давайте его обведем. Приготовьте свои пальчики. Палец идет слева направо, дошли до угла, повернули, палец идет сверху вниз, дошли до угла, повернули, палец идет справа налево, дошли до угла, повернули, палец идет снизу вверх.
- Чем отличаются прямоугольник от квадрата? Накладываю квадрат на прямоугольник. - Смотрите одна сторона у них одинаковая, а две другие стороны разные, они у прямоугольника длиннее, чем у квадрата. – Дети возьмите в тарелочках квадрат и прямоугольник, положите перед собой.
– Давайте обведем пальчиком квадрат. – Что вы обводили? (квадрат) - Обведите прямоугольник. –Что вы обводили?(прямоугольник) - Давайте сравним ваши прямоугольники и квадраты. Наложите квадрат на прямоугольник.
– Что мы можем сказать про стороны квадрата и прямоугольника? (одна сторона одинаковая, а две стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата).
Физкультминутка
Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо влево
А теперь руками крутим и для них разминка будет
Тянем наши ручки к небу, в стороны разводим,
Повороты вправо- влево плавно производим
Наклоняемся легко достаем руками пол
Потянули плечи, спинки, а теперь конец разминки
Игра «На что похоже?»
- Посмотрите вокруг и назовите предметы похожие на прямоугольник.
- На какую фигуру похожи эти многоэтажные дома?
- На прямоугольник
- А чем они отличаются?
- Один дом- высокий, другой- низкий.
У вас на столах листочки с изображением прямоугольника. Закончите рисунок так, чтобы получился какой- нибудь предмет прямоугольной формы.
Гимнастика для глаз.
Посмотрели вверх на тачку - капля первая упала- кап! (моргнуть правым глазом)
И вторая прибежала – кап! (моргнуть левым глазом)
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап- кап запели. (моргать двумя глазами)
Мы кусточки поискали и от дождика убежали!
Игра « Огород»
Нам надо помочь зайке посадить на огороде овощи. На узкой грядке мы посадим морковку, на широкой - картофель.- Достаньте из тарелочек полоски - это наши грядки, сравните их, какая из них узкая, а какая- широкая (сравнивают полоски путем наложения друг на друга).
На узкой полоске рисуем - морковку, на широкой- картофель (показывают свои полоски).
- Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего?
С какой геометрической фигурой мы сегодня познакомились?
А мне, как и Петрушке, понравилось, как вы отвечали. Молодцы!
Все старались.


Приложенные файлы

Случайные статьи

Вверх