История психологической мысли (Рыжов Б.Н.). Приблизительный поиск слова

Часть 1 СИСТЕМНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

1.1 Проблема психической работоспособности и классификация подходов к ее изучению.

1.2 Гигиеническое направление исследований: окружающая среда и организм человека.

1.3 Психофизиологическое направление исследований: функциональное состояние и работоспособность.

1.4 Психологическое направление исследований.

1.5 Эргономическое направление исследований.

Введение диссертации по психологии, на тему "Психическая работоспособность в экстремальных условиях профессиональной деятельности"

1. Проблема и ее актуальность

Прогресс цивилизации заставляет человека все больше выходить в своей профессиональной деятельности за пределы привычной ему среды обитания. С наибольшей очевидностью это обнаруживается там, где работа выполняется за пределами земной поверхности. В космосе или на подводном шельфе человек неизбежно оказывается в экстремальных условиях деятельности. Подобные условия характерны и для многих «земных» профессий, таких как, например, профессия ликвидаторов техногенных катастроф. Деятельность в экстремальных условиях предъявляет особые требования ко многим психическим качествам и способностям человека, что находит свое интегральное выражение в необходимости обеспечения высокого уровня психической работоспособности профессионала в целом.

В этой связи проблема психической работоспособности занимает важное место в современной психологии. Традиционно она включает в себя ряд аспектов, часть из которых имеет теоретико-методологический характер и связана с изучением сущности этого явления, его природы и методов диагностики. Не менее важными оказываются и прикладные аспекты этой проблемы, которым посвящена значительная часть исследований в области инженерной психологии и смежных с нею специальностей: авиа-космической, подводной и радиационной психологии.

Особая актуальность прикладных аспектов проблемы психической работоспособности в экстремальных видах профессиональной деятельности обусловлена многими обстоятельствами, в числе которых на первый план выступает высокая аварийность в этих видах деятельности, происходящая по вине «человеческого фактора». Существенную роль играет и возможная цена таких аварий, способная достигать, как это показала Чернобыльская катастрофа, глобального масштаба.

71-230006 (2164x3367x2 tiff) 6

Необходимость профилактики нежелательных функциональных состояний у лиц экстремальных профессий и повышения их психической работоспособности послужили основанием для многочисленных исследований, проводившихся в этом направлении. В их числе следует указать направление работ, посвященных методологии и методам диагностики и прогноза психической работоспособности (Ф.Д.Горбов , Б.Ф.Ломов , К.К.Иоселиани , Г.М. Зараковский , Ю.М.Забродин , Е.Н.Климов , В.П.Зинченко , Телятников Г.В. , А.Б.Леонова , Е.А.Деревянко , G.Salvendy ).

Не менее важным является направление, посвященное практическим исследованиям работоспособности в конкретных условиях профессиональной деятельности (П.Я.Шлаен , В.А.Пономаренко , В.Л.Марищук , В.А.Бодров , А.Ф. Шикун, Х.И. Лейбович , Л.Г.Дикая , П.Фиттс , A.Bachrach , J.Cohen. ). При этом среди экстремальных видов деятельности наибольшее внимание посвящено лицам летных профессий (в которых более половины от общего числа аварий происходит по вине человеческого фактора) и водолазам, чью профессию относят к наиболее опасным видам деятельности человека в мирное время. Накопленный опыт космических полетов также указывает на первостепенное значение уровня работоспособности космонавта для успешного выполнения полетных программ (О.Г.Газенко , Л.С.Хачатурьянц , В.А.Пономаренко , В.И.Мясников, В.П. Сальницкий и др. , В.И.Лебедев , Л.А. Китаев-Смык ).

Вместе с тем, недостаточное развитие ряда теоретических аспектов проблемы психической работоспособности создает неизбежную трудность в сопоставлении между собой результатов, получаемых различными исследователями, и существенно ограничивают эффективность проводимых исследований. Все это свидетельствует о том, что проблема еще ждет своего решения как на фундаментальном, теоретико-методическом уровне, так и на уровне практических исследований в целом ряде экстремальных профессий. 7

2. Цель работы

Учитывая это, целью работы явилась разработка системно-психологического метода диагностики психической работоспособности и определения на его основе нормативов работоспособности в космической, подводной и радиационной психологии.

При этом решались следующие задачи:

1. Разработка системно-психологической концепции психической работоспособности.

2. Разработка пакета интегральных методик оценки психической напряженности и работоспособности.

3. Определение показателей работоспособности в экстремальных условиях:

Ручного управления космическим кораблем на орбитальных этапа полета и при моделировании режимов спуска с орбиты и посадки многоразового космического корабля.

Воспроизведения различных режимов труда и отдыха космонавта, включая режимы непрерывной деятельности длительностью до 72-х часов и различных отклонений от нормальной циркадианной ритмики.

Моделирования деятельности водолаза-глубоководника при барокамерных погружениях до глубин 350 м при использовании гелиево-кислородных и неоново-кислородных газовых смесей.

Клинического обследования ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

3. Положения, выносимые на защиту

1. Положение о том, что системно-психологическая концепция работоспособности является основанием одного из путей решения проблемы психической работоспособности в экстремальных условиях. Эта концепция подразумевает несколько основных принципов:

1.1 Необходимость уточнения системной теории для дискретных сред. Формализация статических (объем, сложность, энтропия) и динамических

71-230008 (2192x3369x2 Щ 8 характеристик дискретных систем имеет смысл представить системную картину мира не в том ракурсе, в каком она традиционно рассматривается естественными науками, а в том, в каком она непосредственно предстает нашему сознанию. Особая роль при этом принадлежит уточнению для дискретной среды важнейшего системного понятия энтропии, которое приобретает в данном случае значение разности наиболыпе возможной и реальной сложности системы, отнесенной ко всему диапазону возможных для данной системы градаций ее сложности. На основе этих уточнений для психологии возникает возможность использования ряда принципов системной методологии и применения специальной системной формалистики и системного математического аппарата.

1.2 Необходимость уточнения ряда специальных психологических категорий с учетом разработанной для психологии системной метрики. В их число входит:

Системное понимание мотивационной сферы человека. Применение системной формалистики с необходимостью выделяет в ней восемь важнейших мотивационных групп (мотивы развития и мотивы сохранения вида и индивида, социума и личности), позволяя повысить объективность исследования в этой области психологии. системное понимание психологического феномена психической напряженности. В рамках развиваемой концепции напряженность приобретает значение разности энтропии системы в ее реальном и стационарном, наиболее устойчивом состоянии. Психическая напряженность возникает в результате отклонения значимой для человека системы от своего стационарного состояния и вызывает адаптационное состояние организма, или психофизиологическую напряженность, заключающуюся в комплексном отклонении ряда функциональных подсистем организма от своих стационарных состояний.

Понимание деятельности человека как процесса системообразования. С этих позиций важнейшими продуктивными характеристиками психической деятельности являются параметры объема, или числа элементов получаемой

71-230009 (2176x3359x2 НА) 9 системы, сложности, или уровня связей в этой системе и темповых характеристик деятельности. Этот подход дает новое представление о структуре и типологии общих умственных способностей и позволяет объяснить их патопсихологическое изменение в ряде заболеваний. системное понимание единства объективного (продуктивного) и субъективного (внутреннего) аспектов деятельности. При этом внутренний аспект включает мотивационный компонент (работоготовность), компонент внутренних средств деятельности, под которыми понимается вся информация, используемая субъектом в интересах выполнения деятельности и компонент психофизиологических резервов, использование которых способно обеспечить выполнение деятельности (трудоспособности). Взаимосвязь этих компонент составляет внутреннюю структуру деятельности и ее внутренние условия. Общим эквивалентом этих условий является работоспособность субъекта.

2. Разработанный на основе указанных принципов метод интегральных оценок психической напряженности и работоспособности человека и его конкретно-методическая реализация: специальные методики диагностики напряженности и работоспособности в экстремальных профессиях.

3. Результаты психологического исследования, полученные с помощью метода интегральных оценок психической напряженности и работоспособности человека в условиях:

Профессиональной деятельности космонавта по управлению космическим кораблем;

Организации рабочих циклов экипажей космических кораблей с нормированными сдвигами режима труда и отдыха; моделирования условий профессиональной деятельности водолаза-глубоководника;

Клинического обследования лиц, получивших облучение при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

4. Структура работы

Диссертация подготовлена на факультете психологии Московского городского педагогического университета. Экспериментальные результаты получены автором в период 1980-2000 годов в Институте медико-биологических проблем МЗ СССР, Институте психологии АН СССР, Институте хирургии и диагностики МЗ РФ. Диссертация состоит из введения; трех основных частей, разбитых на одиннадцать глав; заключения; списка использованных литературных источников и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Психология труда. Инженерная психология, эргономика."

Основные выводы диссертации разделяются на три части: теоретические выводы; методические или процедурно-технологические результаты; фактические данные (феноменология) полученные нами в эмпирических исследованиях.

1. Теоретические выводы:

1.1 Системологический тезаурус системного подхода в психологии, включая определение, применительно к задачам психологического анализа, понятий системы, ее статических и динамических характеристик, типов фазовой динамики являются основой формальной метрики описаний системных явлений биологической и психологической природы, включая определение формальных характеристик энтропии, негэнтропии и напряженности для дискретных сред.

1.2. Типология фазовых состояний живых систем и критерии их общесистемной классификации позволяют осуществлять системное описание инстинктов поведения животных и обосновывать системную классификации видов мотивации у человека. Положение о мотивационном потенциале рассматривается как важнейший фактор инициации деятельности. Методы количественной оценки факторов, мотивирующих деятельность и видов возникающей системной напряженности имеют важное прикладное значение.

1.3. Системная концепция общих умственных способностей, основанная на выделении в их структуре компонент, соответствующих важнейшим параметрам системообразующей деятельности, вскрывает природу психической работоспособности человека и способствует прогнозу эффективности деятельности в экстремальных условиях.

71-230423 (2173x3357x2 №)

1.4. Структура факторов психической работоспособности (работого-товности, внутренних средств деятельности и функционального состояния) и пропорциональное соответствие уровня работоспособности субъекта психофизиологической эффективности его деятельности или произведению показателей продуктивности труда и наличного психофизиологического резерва показали возможность использования системно-психологического подхода к проблеме деятельности в экстремальных условиях.

2. Процедурно-технологические результаты:

2.1. Метод системных (интегральных) оценок психической работоспособности системно-психологической концепции включает оценку психофизиологической напряженности, продуктивности, качества и производительности деятельности, а также производную этих оценок - определение показателя психофизиологической эффективности деятельности. Он позволяет осуществлять практическую диагностику психической работоспособности в профессиях, относимых к разряду экстремальных.

2.2. Оценка психофизиологической напряженности включает системную интеграцию показателей состояния функциональных подсистем организма, унифицированной мерой напряженности которых является отношение реальной и предельно возможной разностей текущих и фоновых (стационарных) показателей состояния каждой функции. Величина психофизиологической напряженности организма в целом (интегральный показатель напряженности у) соответствует скаляру векторной суммы значений напряженности использованных частных (локальных) физиологических функций.

2.3. Установлены диапазоны качественной интерпретации уровней интегральной оценки напряженности, включая диапазоны фоновых изменений напряженности, состояний психофизиологической релаксации, оп

71-230424 (2176x3359x2 НА)

424 тимальной напряженности, эмоциональных реакций и психофизиологического стресса.

2.4. Принцип построения универсальной метрики продуктивных характеристик деятельности опирается на комплексное исследование состояний объекта деятельности, включая текущее, целевое и экстремальные, или предельные состояния. На их основе определяются интегральные показатели, объективно характеризующие результат деятельности: работа системо-регуляции, продуктивность деятельности, ее качество и производительность труда.

2.5. Уровень психической работоспособности оценивается по психофизиологической эффективности производимого человеком труда, определяемой как произведение производительности труда на величину психофизиологического резерва или разности максимально-возможного и текущего уровней психофизиологической напряженности.

3. Феноменология в исследовании:

3.1. Области оптимальных характеристик функционального состояния космонавта соответствуют наиболее высоким показателям эффективности выполняемой деятельности, которые зависят от факторов, имеющих объективное и субъективное происхождение. К ним принадлежат динамический фактор и фактор сложности выполняемого задания, риск неуспеха, зависящий от величины реальной энтропии процесса управления и профессиональная подготовка или фактор «внутренних средств деятельности». Воздействие объективных факторов усиливается или, напротив, ослабляется индивидуально-типологическими особенностями человека, что находит выражение в формировании индивидуальных тенденций при ориентации поведения в экстремальных ситуациях.

71-230425 (2190x3368x2 Щ

3.2. Установлены нормативные уровни эффективности профессиональной операторской деятельности при нормированных сдвигах режима труда и отдыха, соответствующим штатным и нештатным (аварийным) условиям работы космонавта, а также для режимов депривации сна до 72-х часов, нормированного (4-х часового) сдвига РТО с миграцией суток против часовой стрелки, вахтенного способа организации РТО в ходе 30-суточных исследований, трансмеридианных перелетах с пересечением восьми часовых поясов.

3.3. Использование газовых смесей типа неон-кислород позволяет сохранение высокой работоспособности водолазов при погружениях до 350 м. Показатели психофизиологической эффективности выполнения стандартных нагрузочных проб остаются на уровне нормативов, полученных для длительных гермокамерных испытаний в обычной газовой среде.

3.4. Одно из отдаленных последствий перенесенного облучения малыми дозами радиации - снижение психической работоспособности и ускоренное или преждевременное психологическое старение человека после перенесенного облучения.

Полученные нормативные критерии могут быть широко использованы в инженерной психологии для определения зон функционального комфорта и зон риска развития неблагоприятных функциональных состояний применительно к различным экстремальным профессиям и конкретным видам выполняемых в них работ. Эти результаты имеют существенное значение при проектировании условий труда и режимов жизнедеятельности в рассмотренных профессиях, а также реальном психологическом сопровождении связанных с ними работ.

71-230426 (2170x3355x2 tiff)

Список литературы диссертации автор научной работы: доктора психологических наук, Рыжов, Борис Николаевич, Москва

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.336 с. \

2. Аверьянов B.C., Уткина И.О., Капустин Е.Т. Вопросы работоспособности, человека при монотонных формах труда. // Физиологические основы повышения эффективности труда. JL: Наука, 1978, с.8-19

3. Авиационная и космическая медицина, психология и эргономика. Тезисы докладов М, 1995, 440 с.

4. Акофф Р. Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Советское радио, 1974.

5. Александров Ю.И. Системная психофизиология. // Основы психофизиологии, (отв. редактор Александров Ю.И.). М.: ИНФРА-М, 1998, с. 266-313.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1980.

7. Анненков Б.Н. Радиация и радионуклиды в окружающей среде. М., 1992, 50с.

8. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980.

9. Алякринский Б.С. Основы авиационной психологии. М.: Воздушный транспорт, 1985, 312 с.

10. Алякринский Б.С. Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе // Проблемы космической биологии. Т.46. М: Наука, 1983, 247 с.

11. Антонов В.П. Уроки Чернобыля: радиация, жизнь, здоровье. Киев, 1989.

12. Аристотель. Первая Аналитика // Сочинения в 4-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1978.

13. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.

14. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993. 224 с.

15. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

16. Баевский P.M. Физиологические измерения в космосе и проблемы их автоматизации. М.: Наука, 1970.

17. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и паталогии. М.: Медицина, 1979

18. Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия. М.-Воронеж, 2000.

19. Басин М.А., Шилович И.И. Синергетика и Internet: Путь в Synergonet. СПБ.: Наука, 1999. 72 с.

20. Береговой Г.Т., Пономаренко В.А. Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальных условиях. // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 23.

21. Белик A.A. Культурология. М.: Россииский гос. гуманит. Ун-т, 1998.

22. Берталанфи JI. фон. Общая теория систем критический обзор. // Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969.

23. Берталанфи JI. фон. История и статус общей теории систем. // Системные исследования. М.: Наука, 1973.

24. Биологические ритмы. В 2-х томах М.: Мир, 1984.

25. Биотехнические системы: теория и проектирование. Л.: Изд. ЛГУ, 1981, 220 с.

26. Блок В. Уровни бодрствования и внимания. // Экспериментальная психология /под ред.П.Фресса и Ж.Пиаже/ вып.З. М., 1970,

27. Бобнева М.И. Техническая психология. М.: Наука, 1966.

28. Богданов А. Всеобщая организационная наука (тектология). Берлин, 1922.

29. Боднар Э.Л. Мотивационный фактор в формировании функционального71.230427 (2190x3368x2 tiff)427состояния напряженности оператора Автореф. дисс. канд. психол. наук - М., 1998.24 с.

30. Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИПРАН, 1995.

31. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность. М., 1998. 285 с.

32. Бондаровская В.М. Исследование информационного взаимодействуя технолога-программиста с ЭВМ. // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. М.: Наука, 1981, с. 139-146

33. Бриллюэн JI. Наука и теория информации. М.: Физматгиз, 1960.

34. Брушлинский A.B. Один из вариантов системного подхода в психологии мышления // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990, с. 97.

35. Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979.

37. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: ИПРАН, 1994.

38. Буров А.Ю. Пред сменное прогнозирование профессиональной работоспособности человека по психофизиологическим показателям Автореф. Дисс. Канд. тех. наук. - Л., 1990, 16 с.

39. Бушов Ю.В. /ред./ Психофизиологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз Томск.: Изд. Томского. Ун-та, 1992. 176 с.

40. Буш Р., Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости М., 1962.

41. Вайнштейн И.И., Симонов П.В. Эмоциогенные структуры мозга и сердца. -М.: Наука, 1979.

42. Веккер JI.M., Палей И.М. Информация и энергия в психическом отражении. // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 3. Л.: Изд. ЛГУ, 1971.

43. Вейник А.И. Термодинамика. Минск: Вышэйшая школа, 1968.

44. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд. МГУ, 1982.

45. Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М.: Машиностроение, 1975.

46. Венда В.Ф. Видеотерминалы в информационном взаимодействии /инженерно-психологические аспекты/ М.: Энергия, 1980.

47. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

48. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. М.: Изд. МГУ, 1976.

49. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983.

50. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского. Ун-та, 1994.

51. Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. М.: Наука, 1986.

52. Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. -М„ 1983.

53. Byдсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М., 1968

54. Вундт В. Очерк психологии. М.: Изд. Моск. Психологического Общества, 1897.

55. Газенко О.Г., Григорьев А.И., Егоров А.Д. Реакции организма человека в космическом полете // Физиологические проблемы невесомости. М.: Медицина,71.230428 (2183x3364x2 tiff)42856.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Преподаваемые дисциплины Научно-преподавательский стаж Заслуги, награды

Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2009 г., Почетный работник высшего профессионального образования.

Награжден Медалью «В память 850-летия Москвы»; Почетной грамотой Правительства Москвы и Департамента образования г. Москвы, Почетной грамотой Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Основные публикации

Имеет свыше 150 публикаций, в том числе – 15 монографий и 42 статьи в рецензируемых журналах, входящих в перечень ВАК.

Монографии:
Общая психология: введение в общую психологию, психология познавательных процессов, психология личности (учебно-методическое пособие)
Психологическая реабилитация инвалидов ДЦП (монография)

Статьи в журналах ВАК (РИНЦ):
Системные основания психологии (продолжение, начало в №№ 1- 2)
Системная периодизация развития
Технология БИОС – новый метод восстановления психической работоспособности человека
Естественнонаучные и философские предпосылки развития системной психологии
Системные особенности мотивации людей с глубокой патологией зрительного анализатора
Возможности развития когнитивных способностей старшеклассников при профильном обучении
Неврологические, нейропсихические и нейрофизиологические проявления преждевременного старения у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
Системная психометрика напряженности
Системная технология и методы профессиональной ориентации и поддержки инвалидов ДЦП
Самореализация или нравственность: опыт исследования мотивации студентов Папского Грегорианского университета
Внутренняя структура деятельности с позиции системной психологии
История психологии с системных позиций
Зигмунд Фрейд: слагаемые успеха
Системорегуляция и состояния управляемой системы
Парадоксальный гений Федора Дмитриевича Горбова
Системные особенности психической работоспособности инвалидов ДЦП
Стиль руководства и корпоративная культура:системный аспект
Психологический отбор лиц экстремальных профессий
Психологический возраст цивилизации
Особенности познавательных процессов леворуких учащихся с нарушенным слухом
Психическая работоспособность инвалидов с различными формами ДЦП
Психологический возраст цивилизации IX-XI вв. (продолжение)
Психическая работоспособность человека при моделировании полета на Марс

Научные и научно-методические статьи РИНЦ:
Развитие профессиональной направленности школьников на основе топологической диагностики психической работоспособности
Эффективность применения релакспрограмм высокого разрешения для инвалидов ДЦП и членов их семей
Системные особенности развития личности социально депривированных подростков (статья)

Учебно-методические работы:
Методические рекомендации по восстановлению психической работоспособности инвалидов ДЦП
Методические рекомендации по оптимизации функционального состояния инвалидов ДЦП
Методика выявления отклонений в психическом развитии инвалидов ДЦП по показателям движений глаз
Тест «ПАМЯТЬ детский вариант» (R- test memory-А)

О себе

Окончил в 1976 г. Московский авиационный институт, в 1981 г.- Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет психологии.

Ученая степень кандидата психологических наук присуждена диссертационным советом Института психологии АН СССР по защите диссертации по психологии и утверждена ВАКом СССР 8 сентября 1982 г., диплом КД 001061.

Ученая степень доктора психологических наук присуждена решением ВАК № 33д/69 от 13 июля 2001 г., диплом ДК № 008602.

Ученое звание доцента по кафедре общей и практической психологии присвоено 21 апреля 1999 г., аттестат ДЦ № 013882.

Ученое звание профессора по кафедре общей и практической психологии присвоено 18 февраля 2004 г., аттестат ПР № 010141.

Является председателем редакционного совета журнала «Системная психология и социология», главным редактором журнала «Реабилитационные технологии», Председателем секции Методического объединения специалистов, предоставляющих реабилитационные услуги при Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, членом общественного совета при ГАУ г. Москвы «МНПЦ реабилитационных технологий», членом диссертационных советов Д 850.007.05 и Д 850.007.10 при Московском городском педагогическом университете.

Грант при финансовой поддержке РГНФ. «Разработка технологии и нормативной базы психологической поддержки и профессионального сопровождения инвалидов ДЦП», проект № 14-16-77007

Участвовал в Seminārs/ diskusija «Sistēmiskās tehnoloģijas motivācijas izpētē’» (семинар/дискуссия «Системные технологии исследования мотивации») Rīgas Valsts tehnikums (Рижский государственный технический колледж) 31 october 2012, Riga, Latvia; Международный форум «Социальное благополучие инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности: проблемы, решения и инновации» Департамент социальной защиты населения г. Мочквы, Правительство Москвы 22-24 ноября 2012, М,; IV Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в социализации: стратегии, технологии, опыт» МГПУ 28-29 марта 2013, М,; Teorija un prakse profesionālajā izglītībā (Теория и практика в области профессионального образования) Rīgas Valsts tehnikums (Рижский государственный технический колледж) 16-18 october 2013, Riga, Latvia. ДПО «Технология работы преподавателя в системе дистанционного обучения» № 15099/352 ГБОУ ВПО МГПУ– с 15 июнь по 06 июля 2015. ДПО «Проектирование и реализация модулей основной профессиональной программы исследовательской магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» № 15019/85, ГБОУ ВПО МГПУ– с 15 января по 07 февраля 2015г. Программа «Психологические технологии в образовательном процессе высшей школы» № У-15-032. ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида с 14 января по 16 февраля 2015. ДПО «Совершенствование коммуникативной компетенции руководителей и педагогических работников образовательных организаций» № У-1127/б.

  • Специальность ВАК РФ19.00.03
  • Количество страниц 443

Часть 1 СИСТЕМНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

1.1 Проблема психической работоспособности и классификация подходов к ее изучению.

1.2 Гигиеническое направление исследований: окружающая среда и организм человека.

1.3 Психофизиологическое направление исследований: функциональное состояние и работоспособность.

1.4 Психологическое направление исследований.

1.5 Эргономическое направление исследований.

Рекомендованный список диссертаций

  • Подготовка космонавтов к решению профессиональных задач в нестандартных ситуациях 1999 год, кандидат педагогических наук Воробьев, Константин Семенович

  • Медико-психологическая коррекция психосоматических нарушений у ветеранов подразделений особого риска в отдаленном периоде 2007 год, доктор медицинских наук Олешко, Виктор Алексеевич

  • Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности 2002 год, доктор психологических наук Дикая, Лариса Григорьевна

  • Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля 2000 год, доктор психологических наук Рыбников, Виктор Юрьевич

  • Динамическая оценка функционального состояния специалистов опасных профессий с использованием автоматизированной системы 0 год, кандидат медицинских наук Безкишкий, Эдуард Николаевич

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психическая работоспособность в экстремальных условиях профессиональной деятельности»

1. Проблема и ее актуальность

Прогресс цивилизации заставляет человека все больше выходить в своей профессиональной деятельности за пределы привычной ему среды обитания. С наибольшей очевидностью это обнаруживается там, где работа выполняется за пределами земной поверхности. В космосе или на подводном шельфе человек неизбежно оказывается в экстремальных условиях деятельности. Подобные условия характерны и для многих «земных» профессий, таких как, например, профессия ликвидаторов техногенных катастроф. Деятельность в экстремальных условиях предъявляет особые требования ко многим психическим качествам и способностям человека, что находит свое интегральное выражение в необходимости обеспечения высокого уровня психической работоспособности профессионала в целом.

В этой связи проблема психической работоспособности занимает важное место в современной психологии. Традиционно она включает в себя ряд аспектов, часть из которых имеет теоретико-методологический характер и связана с изучением сущности этого явления, его природы и методов диагностики. Не менее важными оказываются и прикладные аспекты этой проблемы, которым посвящена значительная часть исследований в области инженерной психологии и смежных с нею специальностей: авиа-космической, подводной и радиационной психологии.

Особая актуальность прикладных аспектов проблемы психической работоспособности в экстремальных видах профессиональной деятельности обусловлена многими обстоятельствами, в числе которых на первый план выступает высокая аварийность в этих видах деятельности, происходящая по вине «человеческого фактора». Существенную роль играет и возможная цена таких аварий, способная достигать, как это показала Чернобыльская катастрофа, глобального масштаба.

71-230006 (2164x3367x2 tiff) 6

Необходимость профилактики нежелательных функциональных состояний у лиц экстремальных профессий и повышения их психической работоспособности послужили основанием для многочисленных исследований, проводившихся в этом направлении. В их числе следует указать направление работ, посвященных методологии и методам диагностики и прогноза психической работоспособности (Ф.Д.Горбов , Б.Ф.Ломов , К.К.Иоселиани , Г.М. Зараковский , Ю.М.Забродин , Е.Н.Климов , В.П.Зинченко , Телятников Г.В. , А.Б.Леонова , Е.А.Деревянко , G.Salvendy ).

Не менее важным является направление, посвященное практическим исследованиям работоспособности в конкретных условиях профессиональной деятельности (П.Я.Шлаен , В.А.Пономаренко , В.Л.Марищук , В.А.Бодров , А.Ф. Шикун, Х.И. Лейбович , Л.Г.Дикая , П.Фиттс , A.Bachrach , J.Cohen. ). При этом среди экстремальных видов деятельности наибольшее внимание посвящено лицам летных профессий (в которых более половины от общего числа аварий происходит по вине человеческого фактора) и водолазам, чью профессию относят к наиболее опасным видам деятельности человека в мирное время. Накопленный опыт космических полетов также указывает на первостепенное значение уровня работоспособности космонавта для успешного выполнения полетных программ (О.Г.Газенко , Л.С.Хачатурьянц , В.А.Пономаренко , В.И.Мясников, В.П. Сальницкий и др. , В.И.Лебедев , Л.А. Китаев-Смык ).

Вместе с тем, недостаточное развитие ряда теоретических аспектов проблемы психической работоспособности создает неизбежную трудность в сопоставлении между собой результатов, получаемых различными исследователями, и существенно ограничивают эффективность проводимых исследований. Все это свидетельствует о том, что проблема еще ждет своего решения как на фундаментальном, теоретико-методическом уровне, так и на уровне практических исследований в целом ряде экстремальных профессий. 7

2. Цель работы

Учитывая это, целью работы явилась разработка системно-психологического метода диагностики психической работоспособности и определения на его основе нормативов работоспособности в космической, подводной и радиационной психологии.

При этом решались следующие задачи:

1. Разработка системно-психологической концепции психической работоспособности.

2. Разработка пакета интегральных методик оценки психической напряженности и работоспособности.

3. Определение показателей работоспособности в экстремальных условиях:

Ручного управления космическим кораблем на орбитальных этапа полета и при моделировании режимов спуска с орбиты и посадки многоразового космического корабля.

Воспроизведения различных режимов труда и отдыха космонавта, включая режимы непрерывной деятельности длительностью до 72-х часов и различных отклонений от нормальной циркадианной ритмики.

Моделирования деятельности водолаза-глубоководника при барокамерных погружениях до глубин 350 м при использовании гелиево-кислородных и неоново-кислородных газовых смесей.

Клинического обследования ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

3. Положения, выносимые на защиту

1. Положение о том, что системно-психологическая концепция работоспособности является основанием одного из путей решения проблемы психической работоспособности в экстремальных условиях. Эта концепция подразумевает несколько основных принципов:

1.1 Необходимость уточнения системной теории для дискретных сред. Формализация статических (объем, сложность, энтропия) и динамических

71-230008 (2192x3369x2 Щ 8 характеристик дискретных систем имеет смысл представить системную картину мира не в том ракурсе, в каком она традиционно рассматривается естественными науками, а в том, в каком она непосредственно предстает нашему сознанию. Особая роль при этом принадлежит уточнению для дискретной среды важнейшего системного понятия энтропии, которое приобретает в данном случае значение разности наиболыпе возможной и реальной сложности системы, отнесенной ко всему диапазону возможных для данной системы градаций ее сложности. На основе этих уточнений для психологии возникает возможность использования ряда принципов системной методологии и применения специальной системной формалистики и системного математического аппарата.

1.2 Необходимость уточнения ряда специальных психологических категорий с учетом разработанной для психологии системной метрики. В их число входит:

Системное понимание мотивационной сферы человека. Применение системной формалистики с необходимостью выделяет в ней восемь важнейших мотивационных групп (мотивы развития и мотивы сохранения вида и индивида, социума и личности), позволяя повысить объективность исследования в этой области психологии. системное понимание психологического феномена психической напряженности. В рамках развиваемой концепции напряженность приобретает значение разности энтропии системы в ее реальном и стационарном, наиболее устойчивом состоянии. Психическая напряженность возникает в результате отклонения значимой для человека системы от своего стационарного состояния и вызывает адаптационное состояние организма, или психофизиологическую напряженность, заключающуюся в комплексном отклонении ряда функциональных подсистем организма от своих стационарных состояний.

Понимание деятельности человека как процесса системообразования. С этих позиций важнейшими продуктивными характеристиками психической деятельности являются параметры объема, или числа элементов получаемой

71-230009 (2176x3359x2 НА) 9 системы, сложности, или уровня связей в этой системе и темповых характеристик деятельности. Этот подход дает новое представление о структуре и типологии общих умственных способностей и позволяет объяснить их патопсихологическое изменение в ряде заболеваний. системное понимание единства объективного (продуктивного) и субъективного (внутреннего) аспектов деятельности. При этом внутренний аспект включает мотивационный компонент (работоготовность), компонент внутренних средств деятельности, под которыми понимается вся информация, используемая субъектом в интересах выполнения деятельности и компонент психофизиологических резервов, использование которых способно обеспечить выполнение деятельности (трудоспособности). Взаимосвязь этих компонент составляет внутреннюю структуру деятельности и ее внутренние условия. Общим эквивалентом этих условий является работоспособность субъекта.

2. Разработанный на основе указанных принципов метод интегральных оценок психической напряженности и работоспособности человека и его конкретно-методическая реализация: специальные методики диагностики напряженности и работоспособности в экстремальных профессиях.

3. Результаты психологического исследования, полученные с помощью метода интегральных оценок психической напряженности и работоспособности человека в условиях:

Профессиональной деятельности космонавта по управлению космическим кораблем;

Организации рабочих циклов экипажей космических кораблей с нормированными сдвигами режима труда и отдыха; моделирования условий профессиональной деятельности водолаза-глубоководника;

Клинического обследования лиц, получивших облучение при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

4. Структура работы

Диссертация подготовлена на факультете психологии Московского городского педагогического университета. Экспериментальные результаты получены автором в период 1980-2000 годов в Институте медико-биологических проблем МЗ СССР, Институте психологии АН СССР, Институте хирургии и диагностики МЗ РФ. Диссертация состоит из введения; трех основных частей, разбитых на одиннадцать глав; заключения; списка использованных литературных источников и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Психология труда. Инженерная психология, эргономика.», 19.00.03 шифр ВАК

  • Механизмы формирования стрессоустойчивости операторов при моделировании экстремальных условий деятельности 2003 год, кандидат психологических наук Боковиков, Александр Константинович

  • Использование пептидного биорегулятора либерола для восстановительной коррекции резервных возможностей человека при экстремальных воздействиях 2003 год, кандидат медицинских наук Падалко, Сергей Владимирович

  • Информационная совместимость оператора с режимами работы 1985 год, кандидат психологических наук Петухов, Борис Михайлович

  • Формирование готовности космонавтов к деятельности в нештатных ситуациях 1998 год, кандидат психологических наук Аллин, Олег Николаевич

  • Медико-психофизиологическая оценка адаптации лиц, подвергшихся радиационному воздействию 2006 год, доктор медицинских наук Метляева, Нэля Андреевна

Заключение диссертации по теме «Психология труда. Инженерная психология, эргономика.», Рыжов, Борис Николаевич

Основные выводы диссертации разделяются на три части: теоретические выводы; методические или процедурно-технологические результаты; фактические данные (феноменология) полученные нами в эмпирических исследованиях.

1. Теоретические выводы:

1.1 Системологический тезаурус системного подхода в психологии, включая определение, применительно к задачам психологического анализа, понятий системы, ее статических и динамических характеристик, типов фазовой динамики являются основой формальной метрики описаний системных явлений биологической и психологической природы, включая определение формальных характеристик энтропии, негэнтропии и напряженности для дискретных сред.

1.2. Типология фазовых состояний живых систем и критерии их общесистемной классификации позволяют осуществлять системное описание инстинктов поведения животных и обосновывать системную классификации видов мотивации у человека. Положение о мотивационном потенциале рассматривается как важнейший фактор инициации деятельности. Методы количественной оценки факторов, мотивирующих деятельность и видов возникающей системной напряженности имеют важное прикладное значение.

1.3. Системная концепция общих умственных способностей, основанная на выделении в их структуре компонент, соответствующих важнейшим параметрам системообразующей деятельности, вскрывает природу психической работоспособности человека и способствует прогнозу эффективности деятельности в экстремальных условиях.

71-230423 (2173x3357x2 №)

1.4. Структура факторов психической работоспособности (работого-товности, внутренних средств деятельности и функционального состояния) и пропорциональное соответствие уровня работоспособности субъекта психофизиологической эффективности его деятельности или произведению показателей продуктивности труда и наличного психофизиологического резерва показали возможность использования системно-психологического подхода к проблеме деятельности в экстремальных условиях.

2. Процедурно-технологические результаты:

2.1. Метод системных (интегральных) оценок психической работоспособности системно-психологической концепции включает оценку психофизиологической напряженности, продуктивности, качества и производительности деятельности, а также производную этих оценок - определение показателя психофизиологической эффективности деятельности. Он позволяет осуществлять практическую диагностику психической работоспособности в профессиях, относимых к разряду экстремальных.

2.2. Оценка психофизиологической напряженности включает системную интеграцию показателей состояния функциональных подсистем организма, унифицированной мерой напряженности которых является отношение реальной и предельно возможной разностей текущих и фоновых (стационарных) показателей состояния каждой функции. Величина психофизиологической напряженности организма в целом (интегральный показатель напряженности у) соответствует скаляру векторной суммы значений напряженности использованных частных (локальных) физиологических функций.

2.3. Установлены диапазоны качественной интерпретации уровней интегральной оценки напряженности, включая диапазоны фоновых изменений напряженности, состояний психофизиологической релаксации, оп

71-230424 (2176x3359x2 НА)

424 тимальной напряженности, эмоциональных реакций и психофизиологического стресса.

2.4. Принцип построения универсальной метрики продуктивных характеристик деятельности опирается на комплексное исследование состояний объекта деятельности, включая текущее, целевое и экстремальные, или предельные состояния. На их основе определяются интегральные показатели, объективно характеризующие результат деятельности: работа системо-регуляции, продуктивность деятельности, ее качество и производительность труда.

2.5. Уровень психической работоспособности оценивается по психофизиологической эффективности производимого человеком труда, определяемой как произведение производительности труда на величину психофизиологического резерва или разности максимально-возможного и текущего уровней психофизиологической напряженности.

3. Феноменология в исследовании:

3.1. Области оптимальных характеристик функционального состояния космонавта соответствуют наиболее высоким показателям эффективности выполняемой деятельности, которые зависят от факторов, имеющих объективное и субъективное происхождение. К ним принадлежат динамический фактор и фактор сложности выполняемого задания, риск неуспеха, зависящий от величины реальной энтропии процесса управления и профессиональная подготовка или фактор «внутренних средств деятельности». Воздействие объективных факторов усиливается или, напротив, ослабляется индивидуально-типологическими особенностями человека, что находит выражение в формировании индивидуальных тенденций при ориентации поведения в экстремальных ситуациях.

71-230425 (2190x3368x2 Щ

3.2. Установлены нормативные уровни эффективности профессиональной операторской деятельности при нормированных сдвигах режима труда и отдыха, соответствующим штатным и нештатным (аварийным) условиям работы космонавта, а также для режимов депривации сна до 72-х часов, нормированного (4-х часового) сдвига РТО с миграцией суток против часовой стрелки, вахтенного способа организации РТО в ходе 30-суточных исследований, трансмеридианных перелетах с пересечением восьми часовых поясов.

3.3. Использование газовых смесей типа неон-кислород позволяет сохранение высокой работоспособности водолазов при погружениях до 350 м. Показатели психофизиологической эффективности выполнения стандартных нагрузочных проб остаются на уровне нормативов, полученных для длительных гермокамерных испытаний в обычной газовой среде.

3.4. Одно из отдаленных последствий перенесенного облучения малыми дозами радиации - снижение психической работоспособности и ускоренное или преждевременное психологическое старение человека после перенесенного облучения.

Полученные нормативные критерии могут быть широко использованы в инженерной психологии для определения зон функционального комфорта и зон риска развития неблагоприятных функциональных состояний применительно к различным экстремальным профессиям и конкретным видам выполняемых в них работ. Эти результаты имеют существенное значение при проектировании условий труда и режимов жизнедеятельности в рассмотренных профессиях, а также реальном психологическом сопровождении связанных с ними работ.

71-230426 (2170x3355x2 tiff)

Список литературы диссертационного исследования доктор психологических наук Рыжов, Борис Николаевич, 2001 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.336 с. \

2. Аверьянов B.C., Уткина И.О., Капустин Е.Т. Вопросы работоспособности, человека при монотонных формах труда. // Физиологические основы повышения эффективности труда. JL: Наука, 1978, с.8-19

3. Авиационная и космическая медицина, психология и эргономика. Тезисы докладов М, 1995, 440 с.

4. Акофф Р. Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Советское радио, 1974.

5. Александров Ю.И. Системная психофизиология. // Основы психофизиологии, (отв. редактор Александров Ю.И.). М.: ИНФРА-М, 1998, с. 266-313.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1980.

7. Анненков Б.Н. Радиация и радионуклиды в окружающей среде. М., 1992, 50с.

8. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980.

9. Алякринский Б.С. Основы авиационной психологии. М.: Воздушный транспорт, 1985, 312 с.

10. Алякринский Б.С. Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе // Проблемы космической биологии. Т.46. М: Наука, 1983, 247 с.

11. Антонов В.П. Уроки Чернобыля: радиация, жизнь, здоровье. Киев, 1989.

12. Аристотель. Первая Аналитика // Сочинения в 4-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1978.

13. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.

14. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993. 224 с.

15. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

16. Баевский P.M. Физиологические измерения в космосе и проблемы их автоматизации. М.: Наука, 1970.

17. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и паталогии. М.: Медицина, 1979

18. Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия. М.-Воронеж, 2000.

19. Басин М.А., Шилович И.И. Синергетика и Internet: Путь в Synergonet. СПБ.: Наука, 1999. 72 с.

20. Береговой Г.Т., Пономаренко В.А. Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальных условиях. // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 23.

21. Белик A.A. Культурология. М.: Россииский гос. гуманит. Ун-т, 1998.

22. Берталанфи JI. фон. Общая теория систем критический обзор. // Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969.

23. Берталанфи JI. фон. История и статус общей теории систем. // Системные исследования. М.: Наука, 1973.

24. Биологические ритмы. В 2-х томах М.: Мир, 1984.

25. Биотехнические системы: теория и проектирование. Л.: Изд. ЛГУ, 1981, 220 с.

26. Блок В. Уровни бодрствования и внимания. // Экспериментальная психология /под ред.П.Фресса и Ж.Пиаже/ вып.З. М., 1970,

27. Бобнева М.И. Техническая психология. М.: Наука, 1966.

28. Богданов А. Всеобщая организационная наука (тектология). Берлин, 1922.

29. Боднар Э.Л. Мотивационный фактор в формировании функционального71.230427 (2190x3368x2 tiff)427состояния напряженности оператора Автореф. дисс. канд. психол. наук - М., 1998.24 с.

30. Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИПРАН, 1995.

31. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность. М., 1998. 285 с.

32. Бондаровская В.М. Исследование информационного взаимодействуя технолога-программиста с ЭВМ. // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. М.: Наука, 1981, с. 139-146

33. Бриллюэн JI. Наука и теория информации. М.: Физматгиз, 1960.

34. Брушлинский A.B. Один из вариантов системного подхода в психологии мышления // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990, с. 97.

35. Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979.

37. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: ИПРАН, 1994.

38. Буров А.Ю. Пред сменное прогнозирование профессиональной работоспособности человека по психофизиологическим показателям Автореф. Дисс. Канд. тех. наук. - Л., 1990, 16 с.

39. Бушов Ю.В. /ред./ Психофизиологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз Томск.: Изд. Томского. Ун-та, 1992. 176 с.

40. Буш Р., Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости М., 1962.

41. Вайнштейн И.И., Симонов П.В. Эмоциогенные структуры мозга и сердца. -М.: Наука, 1979.

42. Веккер JI.M., Палей И.М. Информация и энергия в психическом отражении. // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 3. Л.: Изд. ЛГУ, 1971.

43. Вейник А.И. Термодинамика. Минск: Вышэйшая школа, 1968.

44. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд. МГУ, 1982.

45. Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М.: Машиностроение, 1975.

46. Венда В.Ф. Видеотерминалы в информационном взаимодействии /инженерно-психологические аспекты/ М.: Энергия, 1980.

47. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

48. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. М.: Изд. МГУ, 1976.

49. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983.

50. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского. Ун-та, 1994.

51. Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. М.: Наука, 1986.

52. Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. -М„ 1983.

53. Byдсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М., 1968

54. Вундт В. Очерк психологии. М.: Изд. Моск. Психологического Общества, 1897.

55. Газенко О.Г., Григорьев А.И., Егоров А.Д. Реакции организма человека в космическом полете // Физиологические проблемы невесомости. М.: Медицина,71.230428 (2183x3364x2 tiff)42856.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Борис Николаевич Рыжов (11 мая 1951) — российский психолог, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития и инноваций Московского городского педагогического университета, председатель редакционного совета журнала «Системная психология и социология».

В 1976 окончил Московский авиационный институт им. С.Орджоникидзе (сейчас — Московский авиационный институт).

В 1981 окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. В 1982 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Оценка психической напряженности у оператора динамического объекта».

С 1977 работал в Институте медико-биологических проблем Минздрава СССР (сейчас — Институт медико-биологических проблем РАН). С 1995 — 2005 заведующий лабораторией Московского городского педагогического университета.

В 2001 защитил докторскую диссертацию на тему «Психическая работоспособность в экстремальных условиях профессиональной деятельности». В 2004 присуждено научное звание профессора. С 2005 заведующий кафедрой Московского городского педагогического университета.

В 2009 лауреат Премии Правительства РФ в области образования.

Опубликовал более 100 научных работ, в том числе большого числа монографий. В 2000 стал одним из основателей выпуска многотомного издания «Энциклопедия истории психологии». В 2010 стал одним из основателей журнала «Системная психология и социология».

Б.Н. Рыжов — создатель теории и методологии системной психологии, рассматривающей все явления психической жизни человека сквозь призму общесистемных закономерностей формирования и регулирования живых систем. В качестве методологической базы исследования процессов развития живых систем им предложена теория дискретной системологии. На её основе Б.Н. Рыжовым разработаны системные концепции мотивации, периодизации психологического развития человека, концепция психической работоспособности (включающей выделение особых психологических типов «версатив» и «ингенитив»), концепция психической напряженности, а так же концепция психологического возраста цивилизации.

Книги (1)

История психологической мысли

Учебное пособие посвящено историческому пути и закономерностям развития психологии, как части мировой культуры.

Впервые с системных позиций рассмотрена логика формирования и научное значение основных теорий психологии, а также наметившаяся тенденция к синтезу психологического знания с достижениями других наук.

Комментарии читателей

мила / 24.08.2019 Замечательные мысли и суждения. Виденье ситуации под иным углом МИРОВОЗЗРЕНИЕ, восхитительные огромные знания. Жаль, что таких людей мало.

Ольга / 5.11.2018 Я сидела на лекциях Бориса Рыжова больше десяти лет назад и до сих пор о них вспоминаю с любовью и радостью. Бывает так, что человек влияет на твою судьбу заочно, сам того не зная. Этот преподаватель двумя своими лекциями изменил мое представление об одном историческом персонаже и теперь моя жизнь в прямом смысле связана с ним. Боюсь, не справиться в одиночку, но выбора нет. Было бы здорово обсудить с Вами, Борис Николаевич, биографию человека о котором я написала двухтомник, как психолог с психологом.

Гость / 14.04.2017 +1, в большом восторге от его лекций. Человечищще!!! :)
с гордостью, его студентка))

Гость / 13.01.2012 М-дяяяя. многие из однотипажников кончили то плохо.
Каддафи затрепали, Горького отравили, Мастера в дурдом положили...в весёленькой компании Б.Н. оказался у досточтимого Гостя...или это судьба?гы

Гость / 6.12.2011 Читал на днях журнальчик http://www.systempsychology.ru/
Главный идеолог там тоже Б.Н. Надо заметить - занятьненько сработано. Рекомендую подростающему поколеньицу. Там, правда, так не поболтаешь о личном, о наболевшем как здесь...но не всё же котам масленица
Кстати, если делать психолингвистический анализ личных текстов Б.Н. в указанном журнале, то социотип определяется исключительно точно - ISTJ
Так что присоединяюсь что и Самгин и Отелло, а ещё Максим Горький, Мастер Булгаковский, Моаммер Каддафи, Василий Лановой, Дин Рид... - все в одной с Б.Н. когорте типирования.

Рита / 4.12.2011 Она его за МУКИ полюбила,

А он Ея за сострадание к ним???? :-)))

Павлик Морозов / 3.12.2011 Да...а.а.а.а.а, девушки восторжены. И, между прочим, разведка донесла - Б.Н. развёлся лет 5 назад. Это я какбЭ намекнул, милые создания...
По типированию - Он уж скорее Отелло.А как пишут об Отелле литературные критики:
"беда не в том, что, братцы, он ревнив,
беда ОтеллЫ в том, что он доверчиФФФ"
Но в отличии от ОтеллЫ Б.Н. со своей доверчиФостью пытается бороться. Иной раз даже кричит вО гневе - гнев это же аутоагрессия. Походу думает он при этом "Во, дурень я! Ну, прибить меня мало! Поверил опять! И подпись в брачном контракте поставил- крест на своей жизни! УжОС!"
Вот такое вот ГЫ!! Хотя-я-я-я-я- скокА нас, мужики, под крестом то уже не первый год мается.

Миша / 13.11.2011 А дети-внуки у него есть, девушки? Вот с этого места поподробнее

Гость / 8.11.2011 Вот же дамский любимчик - Борис Николаевич! 5+ :-))
Особо чувственные, как тут признались, так те от одного слова в обморочные состояния аж впадают на десятилетия.
Как бы опыт перенять?, если любезный профессор захочет передать, конечно...:-)))
Ух, глядишь и я при надлежащем старании помог поднять отечественную науку! :-)))

Стас / 28.10.2011 Анна, боже, какие у Вас возможности, а Вы не пользуетесь ими - ну, почему в интернете красуется студенческая видео-запись выступления Путина в МГПУ (он был то у Вас всего разок), а полного видео-курса лекций Бориса Николаевича там нет! Досадно! Скольким бы, как выясняется, людям Ваша работа доставила бы массу неизгладимых впечатлений...

Анна / 16.10.2011 Присоединяюсь! Редкий преподаватель, в первый раз в жизни услышала в конце лекции аплодисменты, слушала бы и слушала.

Гость / 13.10.2011 КЛИМ САМГИН-с, господа. КЛИМ САМГИН...:-)
От первой серии до последней
http://www.youtube.com/watch?v=wk3-X0J9fhM&feature=related

Гость / 29.06.2011 Любое самое лучшее описание этого человека блекнет, когда реально находишься рядом с ним... нет таких слов

Наталья / 21.06.2011 Восхитительный человек.
Читает лекции так, что время пролетает незаметно (всегда с удивлением смотрю на часы, когда пара заканчивается:))
"Держит" публику, очень интересно рассказывает. Голос даже завораживает. Видно, что человек очень уважает себя и окружающих.

Даже обидно, что у нас нет факультета истории психологии - пошла бы, не раздумывая, ради Бориса Николаевича.

Олеся / 17.12.2010 ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!Талант личности.Удивительная способность удерживать внимание аудитории длительное время.Существует множество людей умных, эрудированных, обаятельных,сильных духом, гениальных, но, чтоб так "цепляло"! Чтобы разум отключался... И только эмоции! Потрясающий человек! Институт закончила давненько, а всё ещё будоражит воображение! Только ради этого стоило жить! Пусть он будет всегда, завидую новым студентам...

Случайные статьи

Вверх