Как себя вести при выездной налоговой проверке. Как себя вести, если в компанию пришла проверка из милиции Как вести при налоговой выездной проверке

Порядок действий при проведении проверки любым гос. органом следующий:

    Поздороваться и включить диктофон . Включайте диктофон и делайте запись в открытую. Вы говорите: "Господа проверяющие, одну секунду. Это диктофон, он включен. Пожалуйста, говорите".

    • Если вы боитесь включать диктофон и записывать на него все происходящее, то назначьте (приставьте) к каждому проверяющему по одному своему работнику с планшеткой и бумагой и пусть он записывает каждое действие, каждый шаг, каждое слово проверяющих. Записывать необходимо открыто и ровно то, что происходит и/или говориться, без своих выводов и комментариев. При необходимости покажите проверяющему то, что вы записываете.

      Если вы и это боитесь сделать, тогда пусть «приставленные» сотрудники запоминают все, что происходит и говорится.

      Помните:

      «Штатные сотрудники настолько «рассудительны», что думают, будто эти представители подавляющих групп присутствуют здесь в силу необходимости, или выполняют какую-то полезную функцию, или что им можно что-то доказать. Все это ерунда.
      ... Не бывает хороших агентов властей или подавляющих групп. Чем дольше вы стараетесь быть с ними любезными, тем хуже для вас. И чем скорее вы поймете это, тем счастливее будете». Л.Р. Хаббард работа от 26 декабря 1966 года.

    Попросить показать их удостоверения личности. Они обязаны это сделать. Они обязаны держать их в руках на расстоянии доступном вам для чтения.

    Переписать себе все данные удостоверений всех сотрудников полиции (налоговой инспекции, МЧС, ФМС и т.д.). Не забудьте переписать название органа выдавшего удостоверение и срок, до которого оно действует. Помните, часто на проверку приходят «залетные» товарищи, «перепутавшие» территорию для проверки. Иногда приходят на проверку с удостоверениями, в которых просрочен срок действия удостоверения. Таким товарищам спокойно предложите покинуть помещение.

    Попросить предъявить Постановление на проведение проверки .

    Сделать копию Постановления . Они обязаны позволить снять вам копию, обязаны.

    Сравнить ФИО проверяющих из удостоверений с данными указанными в Постановлении . Часто бывает так, что на проверку приходят «лишние» сотрудники милиции не указанные в Постановлении. Таким также предложите покинуть помещение.

    Предъявить свои документы (паспорта). Директор, также, может предъявить Протокол собрания Участников (учредителей) о назначении его директором. Не будет ничего страшного, если вы предъявите договор аренды помещения и нотариально заверенные копии учредительных документов. Пожалуйста, держите подлинники учредительных документов вне офиса. Для госорганов вполне достаточно нотариально заверенных копий.

    Попросите у проверяющих номер телефона начальника , который их послал на проверку, и позвоните ему, выяснив, действительно он направлял их к вам на проверку. Обычно они дают номер телефона дежурной части. Помните: минимум 30% Постановлений на проведение проверки полностью липовые. Т.е. выписанные самими операми. И еще процентов 20% Постановлений действительно подписывались начальником, но также как и в первом случае, не регистрировались в журнале проверок в УВД. Эти данные взяты мной от самих сотрудников полиции и подтверждаются различными источниками и моей практикой.

    Дайте проверяющим книгу Контрольных проверок и пусть они сами запишут себя в эту книгу.

    Проверить правильность составления (содержания) Постановления на соответствие законам. На 1 мая 2009 года я не обнаружил утвержденную МВД форму Постановления. Пока используйте стандарты статьи 14 Закона 294-ФЗ.

    Если все у них правильно показать им все запрашиваемые ими документы. Если нет, предложить им прекратить (не начинать) проверку и покинуть помещение. Если они откажутся покинуть помещение, то выполняйте их требования. В бизнесе бывают разные ситуации и здесь нужно проявлять разумность в предоставлении документов и информации.

    Не оставляйте проверяющих без внимания и полного контроля. Записывайте на диктофон, бумагу все их действия, слова, абсолютно все.

    Помните: осмотр помещений, осмотр ящиков, шкафов, личных вещей, изъятие чего бы то ни было, происходит только в присутствии двух понятых, не заинтересованных в исходе проверки. Понятые не приводятся сотрудниками милиции с собой и не назначаются из их числа или числа ваших сотрудников. Этот пункт хронически нарушается.

    Не отвечайте на вопросы, если не знаете ответа или не уверены, что ответ правильный и вам он не повредит. Но и не молчите. Говорите, что угодно, давайте уклончивые ответы и т.д.

    Внимательно читайте все Протоколы, Акты и т.д. и смело записывайте туда все свои несогласия. Не отказывайтесь от подписи. Это не работает. Лучше записать в протоколы (и прочие документы) все то, с чем вы не согласны и что, на ваш взгляд проверяющие делали неправильно.

    Помните, что если строго следовать букве закона, то сотрудники органов имеют право проверять предприятие только в присутствии ген. Директора (ИП) или другого лица, которому ген. директор выписал доверенность на право представлять интересы предприятия на основании статьи 185 ГК РФ. Согласно ст. 2.4 и 25.3. КоАП , согласно статьи 40 ФЗ об «ООО», закона 129 ФЗ «О государственной регистрации....» единственным законным представителем юридического лица является ген. директор (директор, исполнительный директор). В случае отсутствия законного представителя юрлица, проверка может быть проведена в присутствии двух представителей районной Администрации.

По результатам проверки они обязаны составить Акт проверки и если были нарушения, то и Протокол об административном правонарушении.

Если они осматривали ваше помещение, столы, шкафы, личные вещи (ст. 27.7 КоАП) и т.д., то они обязаны были это делать в присутствии 2х не заинтересованных понятых и по результатам осмотра обязаны составить Протокол Осмотра. Этот пункт также постоянно ими нарушается.

Если они приняли решение изъять у вас какие-то документы и вещи, то также составляется протокол Изъятия (ст. 15 ФЗ «Об ОРД», с приложением подробной описи изъятых документов. И здесь постоянно сотрудниками органов делаются ошибки.

Необходимо помнить вот что – любая проверка, и какие бы не были ее результаты, это всего лишь первый шаг, который еще не говорит ни о каких наказаниях. Т.е. здесь, на этом шаге не принимается решение о наказании. Это лишь констатация каких-то фактов с точки зрения проверяющих и не более.

После проверки ваши действия следующие

    Погулять. Во время прогулки направляйте свое внимание на предметы находящиеся вокруг. Нужно немного отвлечься от отрицательных эмоций, которые вы получили во время проверки.

    Выписать на бумагу все ваши отрицательные эмоции, если таковые будут, и когда закончите, порвите написанное. На отдельном листе записывайте решения и осознания. В процессе выписывания отрицательных эмоций, у вас (это возможно) будут появляться разумные решения и осознания.

    Опишите сами весь ход проверки "как-есть". Вам и вашему юристу потребуются факты. Описывайте ход проверки без каких-либо искажений.

    Пусть каждый ваш сотрудник, который тем или иным образом имел отношение к проверке опишет ситуацию и все, что он видел "как-есть".

    Сделайте распечатку диктофонной записи.

    Соберите все Постановления, Акты, Протоколы и т.д., которые сотрудник милиции оставили вам по результатам проверки.

    Изучите все изложенное в пунктах 3-6. Обратите внимание на ссылки, которые присутствуют в официальных документах проверяющих. Изучите их все.

    Соберите и изучите всю информацию о том, как в точности должны были действовать проверяющие. (Смотрите диск с материалами). Во время изучения данных материалов, записывайте те статьи законов, которые были нарушены проверяющими. Записывайте, что точно было нарушено.

    Сами или с помощью специалистов сделайте полную проверку своего предприятия на предмет нарушения законов РФ.

    Составьте программу устранения недостатков и приступите к ее реализации, начав с тех недостатков, которые были выявлены во время проверки.

    Если вам назначили дату рассмотрения вашего дела буквально на следующий день, и вы не успеваете хорошо подготовиться, то составьте ЛЮБУЮ жалобу на имя начальника Органа и в ней выразите свое несогласие с результатами проверки и попросите перенести рассмотрение вашего административного правонарушения на более поздний срок. Они обязаны дать вам время до двух недель.

    Быстро устраняя свои недостатки, подготовьте Доклад уведомление (жалобу), с соблюдением следующего алгоритма (следующих шагов):

    1. Дайте фактор реальности о том, когда проходила проверка, чего, кого проверяли, кто проверял. Начальник, читающий жалобу не должен гадать, кто вы и что вы.

      Дайте подтверждение системе. Вы не боритесь с системой и не обвиняете систему. Дайте подтверждение начальнику. Вполне возможно, что он никуда никого не посылал. Поблагодарите начальника за предоставленную возможность навести больше порядка в своем бизнесе.

      В этом разделе опишите все нарушения проверяющих с точным указанием того, что ими было нарушено, что было сказано в нарушение закона, что было сделано в нарушение закона. Точно процитируйте статьи законов, которые были ими нарушены.

      Предложите начальнику принять меры административного (при необходимости уголовного) характера к своим сотрудникам, нарушившим закон. Дайте начальнику точные цитаты из законов, на основании которых он должен наказывать своих подчиненных. Покажите ему путь, которым он должен действовать в отношение своих подчиненных.

      Данный пункт в первом докладе не обязателен. Вы действуете по градиенту этических действий. При направлении жалобы в прокуратуру, в данном пункте укажите порядок действий прокуратуры по проверке соблюдения законности со стороны милиции. Помните, прямая обязанность прокуратуры контролировать законность деятельности милиции.

      Напишите, что вы устранили те недостатки, которые обнаружили проверяющие.

      Сославшись на , ст. 26.2. п.3 КоАП и т.д. предложите в силу тех нарушений, которые допустили проверяющие, вас не наказывать и дело прекратить.

      Направьте внимание начальника на соблюдение законов РФ и пожелайте ему успехов в его работе.

      К жалобе приложите копии:

      • Объяснительных ваших сотрудников, из которых следуют нарушения проверяющих, но отсутствует описание ваших нарушений.

        протоколов, актов и других документов подтверждающих, что вы устранили все нарушения.

        приказов о наказании ваших сотрудников допустивших нарушения.

        Любые иные документы, подтверждающие, что недостатки устранены и вас наказывать не за что, но зато надо уладить этику сотрудников органов.

Один экземпляр данного документа отдайте в канцелярию органа, добившись, чтобы на втором экземпляре они поставили отметку о принятии этого документа.

С третьим экземпляром сходите к старшему от проверяющих, дайте ему прочитать вашу жалобу и спросите у него, что он обо всем этом думает. Спросите, существует ли законный способ прекратить дело. Если будет антагонизм – уладьте. Если не получиться переходите к следующему пункту.

Оставьте третий экз. у старшего проверяющих, а с четвертым сходите на прием к начальнику всех проверяющих. Дайте ему почитать вашу жалобу и, спросите, как вам быть дальше. Обычно на этом все и заканчивается.

Если нет, то дождитесь даты рассмотрения дела и придите на рассмотрение дела об админ. нарушении со своим юристом вашим представителем (предварительно выпишите ему простую форму доверенности на основании ст. 185 – 186 Гражданского кодекса) или адвокатом. Не оправдывайтесь, не обвиняйте, направляйте беседу на улаживание ситуации. Если столкнетесь с жесткой критикой …, прекратите этот разговор и пусть выписывает Постановление о вашем нарушении.

Впишите в это постановление все свои несогласия.

Далее ваши действия следующие:

Подготовьте (пусть подготовит грамотный юрист или адвокат) заявления в суд на (тут могут быть варианты):

    Незаконные действия сотрудников органов.

    На признание незаконным не нормативного правового акта органа.

    Подайте заявления в суд.

    Выиграйте дело, это, как правило, совсем не сложно.

    Завершите наведение порядка в бизнесе (возможно, его легализацию) и завершите выполнение Состояния Чрезвычайного положения. Смотри книгу «Этика».

    Поддерживайте введенными, внедренными все юридические нюансы вашей организации.

То чего никак не могут понять законодатели и люди, ратующие за применение Уголовного кодекса РФ в отношение предпринимателей, это то, что жесткими мерами, камерами и наказаниями эту проблему не решить. И то, что именно власть несет ответственность за то, чтобы предприниматель платил налоги добровольно и получал от этого удовольствие. Это не сложно сделать. И это тема следующих статей.

Получайте удовольствие от жизни и платите налоги. Да, платите, несмотря на то, что налоги разворовываются, несмотря на то, что значительная часть ваших налогов идет на личное потребление владельцев финансово-экономической пирамиды созданной на этой планете.

Выбраться из болота можно только пройдя через него. И будучи добросовестным плательщиком налогов, вы и ваш «сосед» сможете влиять на власть этичными методами, с целью изменить налоговую систему, сделав ее хотя бы приемлемой.

В какой-то статье я прочитал, что в 2008 году на налоговую реформу и изменение налогового законодательства потратили более 3 миллиардов рублей. Я не знаю, правда это или нет. Я точно знаю другое (и готов лично это сделать, раз и навсегда, за те же три миллиарда рублей), Налоговый кодекс может поместиться на 50 страницах, его можно сделать простым, понятным каждому, не изменяемым десятилетиями.

Я знаю, что госаппарат и все бюджетные расходы могут легко уложиться в 10% совокупного налогообложения от вашей «грязной» прибыли и кому угодно готов это доказать на цифрах и фактах. И знаете, для этого надо не так уж много сделать. Нужна самая малость – ваше желание это сделать, ваше намерение и ваши действия на пути к этой цели.

Данная работа написана на основе законов России и личного опыта автора в 2009 году (по материалам http://www.legalbis.ru)

Сегодня остановимся на практических аспектах данной проблемы и дадим несколько действенных советов тем, кто уже столкнулся с выездной проверкой или готовится к ней.

Итак, в Вашу компанию нагрянула выездная налоговая проверка. Первое, что нужно сделать – внимательно изучить решение о проведении проверки: какие налоги и за какой период будут проверять. Помните, что период выездной налоговой проверки составляет три года, и повторно один и тот же налог проверяться не может. В случае приглашения инспекторами полицейских, убедитесь, заявлены ли они в решении о проверке в числе проверяющих. Если нет – у вас появится возможность отсрочить прибытие сотрудников полиции.

  • Подготовьте «рабочее» место для инспекторов

Как правило, выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика. Поэтому есть смысл выделить для них специальное помещение. Во-первых, так инспекторы не будут иметь доступ ко всем без исключения документам. Во-вторых, поможет избежать бесконтрольного общения налоговиков с сотрудниками компании.

  • Проинструктируйте сотрудников

По незнанию рядовой сотрудник может навредить, если скажет или сделает лишнее. Поэтому все беседы с проверяющими должен вести тот, у кого есть необходимые знания и опыт. Как правило, это главный бухгалтер, финансовый директор или юристы, к которым вы обратились за услугой сопровождения выездной проверки . Главный посыл, который надо донести до сотрудников: избегать общения с инспекторами, делать только то, что скажет главбух или другой ответственный за взаимодействие с налоговиками сотрудник. Кроме того, о проверке надо известить руководство филиалов компании – чтобы они были наготове и оперативно передавали документы по первому требованию головного офиса.

  • Подчистите документы

Отдавая документы в ходе выездной проверки, удалите с них лишние пометки. Бухгалтеры во время работы с документами нередко оставляют различные пометки карандашом, забывают свои закладки. Некоторые пометки могут спровоцировать подозрения со стороны инспекторов.

  • Укладывайтесь в сроки

Обычно вместе с решением о выездной проверке компании вручается требование предоставить копии документов. По законодательству есть 10 дней для подготовки копий нужной документации. Если инспекторы запрашивают множество бумаг, и собрать их в отведенный срок просто невозможно, нужно в течение дня, следующего за днем передачи требования, написать заявление в налоговую в свободной форме и в нем указать причину нарушения сроков.

  • Передавайте документы по описи

На выездной проверке инспекторы всегда требуют предоставить документы. Важно соблюсти процедуру передачи, чтобы какие-либо документы случайно не «затерялись» (это часто бывает по небрежности самих инспекторов). Чтобы впоследствии не возникло проблем и в решении по проверке не написали, что какие-то затраты не подтверждены, передавать документы надо строго по описи.

  • Не отдавайте лишнее

Довольно распространена практика, когда передается инспектором множество лишней информации. Например, инспекторы запрашивают определенный договор, а компания вместе с данным документом передает и приложения к нему, также дополнительные соглашения и переписку с конфиденциальной информацией. В результате информация из такой переписки может привести к претензиям налоговой по итогам выездной проверки.

  • Правильно храните документы

Выездная налоговая проверка проводится за определенные периоды – если группируете договоры не по годам, а, к примеру, по контрагентам, понадобится дополнительное время для поиска нужных бумаг.

  • Избавьтесь от компромата

На тот случай, если инспекторы пойдут на крайние меры – например, добьются разрешения на выемку, накануне выездной проверки стоит вывезти из офиса все компрометирующие документы. Также стоит почистить компьютерную базу главбуха и генерального директора и навести порядок в столах (в частности, убрать оттуда лишние печати).

  • Готовьтесь к допросу

По законодательству нет требований в отношении гендиректора лично предоставлять пояснения инспекторам – вполне достаточно ознакомительной беседы. Предоставлять пояснения в ходе выездной проверки понадобится только при вручении уведомления о вызове в роли свидетеля. При его получении нужно предварительно продумать ответы. Налоговики обычно интересуются данными о контрагентах компании. Предоставляемые ответы с вашей стороны либо от сотрудников должны интерпретироваться однозначно.

Как вести себя на допросе

Обратите внимание на нормы закона, на основании которых вызывают на допрос. Если есть ссылка на статью 90 или на подпункт 12 пункта 1 статьи 31 НК РФ, – личное присутствие обязательно. Если статья 90 не упоминается, либо дается ссылка на другой подпункт статьи 31 – можно отправить другого представителя компании.

Предварительно внимательно изучите процедуру проведения допроса. Вопросы налоговиков должны относиться только к вашим должностным обязанностям. Если вопросы затрагивают не вашу зону ответственности, есть право игнорировать такие вопросы. Хотя иногда лучше ответить, чтобы инспекторы не вызывали других сотрудников, которые могут случайно сказать лишнее.

Будьте предельно внимательны, тщательно изучайте протокол, обдумывайте свои ответы и не бойтесь указывать на неправильность записи с ваших слов. Никогда не подписывайте не прочитанные либо незаполненные документы!

Помните, у каждого есть право получить компетентную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому на допрос можно прийти в сопровождении юриста, который и обеспечит контроль правомерности мер со стороны проверяющих.

И наконец, помните о статье 51 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников». Максимум, что могут сделать налоговики за отказ отвечать на вопросы – выписать штраф в размере 3 000 руб. (ст. 128 НК РФ).

А теперь о том, чего не нужно делать на выездной проверке.

  • Срочно подавать «уточненки»

Даже если вы сами обнаружили ошибки после того как компания узнала о проведении выездной налоговой проверки, не стоит сдавать уточненные расчеты. Во-первых, не факт, что эти ошибки обнаружат проверяющие. Во-вторых, даже если налоговики их найдут, то они потратят время на то, чтобы их зафиксировать и проанализировать. А значит, повышаются шансы на то, что они пропустят какие-то более серьезные недочеты.

История из практики

В ходе выездной проверки инспектор обратил внимание на то, что компания систематически не включала в доходы суммы договорных санкций, признанных ко взысканию в ее пользу постановлениями судов. Несмотря на это налогоплательщик решил не подавать уточненные декларации до получения акта проверки. Это позволило уточнить свои налоговые обязательства только исходя из отраженных в акте фактов неправомерного неучета доходов.

  • Не пускать инспекторов

Не пуская инспекторов на территорию в ходе выездной проверки, Вы только усугубите ситуацию. Налоговики могут решить: компании есть, что скрывать, – и добьются постановления о выемке. Либо, что еще хуже, призовут на помощь сотрудников полиции (к слову, в последнее время налоговики часто прибегают к такой помощи, т. к. совместные проверки гораздо результативнее – заканчиваются большими доначислениями).

  • Говорить лишнее и неправду

Налоговики активно используют опросы сотрудников и руководителей проверяемой компании, чтобы выявить признаки мнимости сделок. Проверяющие пытаются воссоздать ситуацию «под протокол», чтобы через нестыковки и всевозможные ошибки показать, что компания не заключала никаких сделок, выдает зарплату в конвертах и т. п. Поэтому главное правило: перед тем как отвечать на вопросы инспекции, следует документально восстановить все обстоятельства сделки, проговорить и согласовать все ее моменты с контрагентом. Любая незначительная информация, не укладывающаяся в общую логику совершения сделки в понимании инспекции, может стать предметом судебных разбирательств.

  • Конфликтовать

Некоторые налогоплательщики открыто идут на конфликт с проверяющими. Нервозные отношения с инспекторами во время выездной проверки приводят к излишней озлобленности и, как следствие, к дополнительному служебному рвению с их стороны. Вывод – с проверяющими необходимо поддерживать дружеские или хотя бы нейтральные отношения в рамках действующего законодательства.

Если к вам пришла выездная проверка, не надо сразу же паниковать – с выездной проверкой в своей работе встречается почти каждая компания. Выездную проверку надо просто пережить. Самый верный путь в данной ситуации – сразу же привлечь грамотных юристов для сопровождения выездной проверки . С ними риск совершения ошибок сведется к минимуму.

Обращайтесь к нашим специалистам – мы поможем пережить выездную проверку с наименьшими потерями для бизнеса!

Связаться с экспертом

Перед началом проверки необходимо поинтересоваться полномочиями и составом проверяющей группы. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. В решении должен быть указан персональный состав проверяющих.

Если лицо, не вписанное в решение, пытается проникнуть на территорию предприятия, налогоплательщик вправе отказать в допуске на свою территорию такого представителя налогового органа: иногда под видом проверяющих в компанию пытаются проникнуть криминальные элементы, например, представители рейдеров.

Согласно п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов в выездных проверках могут участвовать сотрудники полиции. Они также должны быть вписаны в решение о проведении проверки. И в последнее время выездные проверки проводятся именно с участием полиции.

А кто знает, почему?

А потому, что в рамках закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативники могут делать очень многие вещи, которые не могут делать налоговики в рамках НК РФ. Это, например, осмотры помещений (офисов), территорий, складов, автотранспорта, выемка документов, опросы сотрудников (очень похожие на допросы), а при наличии уголовного дела — обыск.

В решении о проведении проверки должен быть указан ее предмет и круг проверяемых вопросов.

Если проводится тематическая выездная проверка по НДС, лучше ограничивать интерес проверяющих к документам, не имеющим отношения к исчислению данного налога, т. е. не допускать, чтобы налоговые органы выходили за рамки предмета проверки.

Все документы желательно передавать на проверку только после оценки этих документов на предмет законности, непротиворечивости, сопоставимости данных, соответствия утвержденным формам, а также наличия необходимых реквизитов.

В такой ситуации после получения требования о предоставлении документов лучше выделить сотрудников, которые просматривали бы передаваемые налоговому органу документы в «перекрестном» порядке. Например, сотрудники, которые занимались учетом счетов-фактур, просматривают кассовые документы, и наоборот. Свежий взгляд в такой ситуации необходим.

Если делается выемка подлинников документов, то с них должны быть изготовлены копии и переданы налогоплательщику в течение пяти рабочих дней. Налоговые органы обычно настаивают на том, что копии документов должен изготавливать сам налогоплательщик. Однако НК РФ обязывает именно налоговые органы выдать копии изъятых подлинников.

Отказ налогоплательщика предоставить свою множительную технику для снятия копий не означает, что обязанность налоговых органов по изготовлению копий прекращается.

Существует способ не передавать документы при внезапной выемке (не важно, кто ее пытается провести: налоговые органы или полиция), по крайней мере – сразу. На практике неплохо работает следующий алгоритм. От имени надежного частного лица заключается договор с профессиональной архивной службой, которая и принимает документы на хранение после окончания очередного, например, квартала или месяца. Одновременно заключается договор со сторонними консультантами или аудиторами на оказание услуг. По этому договору документы «передаются» консультантам.

И если налоговые органы или полиция приходят с выемкой, у налогоплательщика будет четкое обоснование отсутствия документов в офисе компании. Налоговым органам ничего не останется, как выставить компании требование о предоставлении документов, т. е. время будет выиграно.

А еще в этой ситуации очень хорошо работает Положение о коммерческой тайне. О том, как его составить, смотрите материал .

Передача документов на проверку должна оформляться подробными описями, в которых указываются индивидуальные признаки каждого документа.

Не допускается передавать документы папками или коробками: впоследствии в них могут оказаться бумаги, которые компания туда не закладывала, или, наоборот, может чего-то не хватать.

Не стоит допускать проверяющих к бухгалтерской программе, а также распечатывать при них данные по счетам и регистрам. Тем более, нельзя открывать им доступ к программе, чтобы они сами выискивали там информацию.

Лучше распечатывать информацию по их запросу, дополнительно контролировать, что распечатала программа, и только после этого передавать распечатку проверяющим.

О том, что делать, если инспектор просит доступ к 1С, читайте .

Хорошей практикой является ограничение числа лиц, контактирующих с проверяющими. Например, это могут быть генеральный директор, главный бухгалтер и финансовый директор. Именно этим людям известно, как организован бизнес компании, и они могут предпринять квалифицированные действия по защите ее интересов.

Сотрудники должны быть проинструктированы о том, как себя вести во время проверки. Если проверяющие решили провести опрос работников компании в качестве свидетелей, лучше привлечь адвоката, которые будет при этом присутствовать. Он не позволит проверяющим оказывать давление на работников, а также будет пресекать попытки с их стороны задавать вопросы, ответы на которые выходят за рамки компетенции работника. Сотрудники будут чувствовать себя более уверенно.

Лучше всего, если рядовые сотрудники будут говорить приблизительно следующее: «Я Иванов Иван Иванович, вот мой паспорт. В компании работаю на должности менеджера по продажам. Получаю зарплату только по ведомости в размере 15 000 руб., работой доволен».

Если проверяющие задают какие-либо вопросы, на которые работники отвечать не должны, будет хорошо, если они заучат простую стандартную фразу: «Об этом мне ничего не известно, пожалуйста, обратитесь к моему руководству» .

Подобная тактика приводит к тому, что проверяющие вынуждены будут задавать неудобные вопросы руководству, т. е. лицам, которые наиболее подготовлены к защите интересов компании.

Полезно на период проверки закрывать все курительные комнаты в офисе компании, запрещать персоналу гулять по коридорам без необходимости.

Кроме того, должно быть строжайше запрещено обсуждать какие-либо рабочие вопросы в коридоре, а уж тем более – в присутствии проверяющих.

На всевозможные незаконные требования налоговых органов («А вы знаете, что вот эта хозяйственная операция, как «официально» разъяснял Минфин, должна оформляться вот такими документами? Они у вас есть?») следует реагировать жестко, мотивируя свою позицию ссылками на законы и судебную практику.

Особенно это важно в начале проверки: опыт показывает, что чем более жестко и компетентно поставят себя специалисты компании, тем меньше будет неоснованных на законе претензий в будущем. Это вопрос по большей части психологический: кто будет в процессе общения ведущим, а кто – ведомым. Ведущим быть выгоднее.

Практика показывает, что выходить на уровень панибратских отношений с проверяющими – вещь вредная и опасная. В такой ситуации создается некий психологический барьер «непротивления», который потом сложно преодолеть.

В итоге компания легко попадает в порочный круг соглашательства: «Давайте не будем спорить и портить отношения», вместо того, чтобы защищать свои интересы всеми доступными законными способами.

Контрразведывательные мероприятия компании — идти на данные меры или нет – решать компании.

В определенных ситуациях бывает выгодным оставить проверяющих в плену собственных заблуждений (например, когда по тому или иному спорному вопросу сложилась судебная практика в пользу налогоплательщика, а ФНС и Минфин продолжают это игнорировать).

Во-первых, набрав «нарушений» на требующуюся сумму, налоговые органы не станут проверять дальше. А «накопанное» можно будет потом оспорить в суде, где и просветить проверяющих на предмет имеющихся у них заблуждений.

Во-вторых, если они предъявят претензии по неким формальным доводам и спор останется в рамках спора по вопросам права, выстроить позицию в интересах налогоплательщика в суде будет намного проще. «Просвещенные» же проверяющие могут действительно начать выискивать схемы и, чего доброго, найдут. Тогда опровергать собранные ими факты будет сложнее (http://www.klerk.ru)

Появление на пороге предприятия людей в милицейской форме особой радости обычно не вызывает. Но так ли уж страшен такой визит? Всегда ли надо беспрекословно предоставлять проверяющим из милиции все бумаги или в некоторых случаях им можно отказать? Мы проанализировали документы, регламентирующие милицейские проверки, и составили рекомендации по общению с контролерами из милиции.

Основания для милицейских проверок

Закон «О милиции» (Закон РФ от 18.04.91 № 1026-1) предоставляет милиционерам право проводить проверки организаций только в двух случаях:
1 - самостоятельно в рамках оперативно-розыскной деятельности (п. 16 ст. 11);
2 - вместе с налоговыми органами по их запросу в рамках налоговых проверок (п. 33 ст. 11).

До 1 января 2009 года в статье 11 Закона «О милиции» (далее — Закон о милиции) были предусмотрены еще два пункта, дававшие милиционерам право самостоятельно приходить на предприятие с проверкой его финансово-хозяйственной деятельности. Первый: наличие у милиционеров достаточных данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, которое влечет уголовную или административную ответственность (п. 25). Второй: наличие достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления (п. 35). Теперь эти пункты статьи 11 прекратили действие.

Налоговая проверка

Если милиционеры пришли в организацию вместе с налоговыми инспекторами в рамках выездной налоговой проверки, они должны быть включены в список проверяющих, который указывается в Решении налогового органа о назначении проверки. В таких случаях милиционеры должны действовать в рамках правил, предусмотренных Налоговым кодексом РФ для выездных проверок. Права и обязанности милиционеров в совместных выездных проверках ничем не отличаются от .

Если же милиционеры пришли самостоятельно, то их действия регламентируются Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (от 12.08.95 № 144-ФЗ, далее — Закон об ОРД). Вот на нем мы и остановимся повнимательнее.
Визит в рамках оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность — это мероприятия, осуществляемые гласно и негласно оперативными подразделениями МВД, ФСБ, ФСО и других специализированных ведомств, в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона об ОРД)

Перечень оперативно-розыскных мероприятий ограничен статьей 6. Всего таких мероприятий 14.
1.Опрос.
2.Наведение справок.
3.Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.

Какие из этих мероприятий проводятся гласно, а какие нет, законом не определено. Видимо, это определяется оперативной необходимостью и здравым смыслом.

Милиционеры должны сообщить о цели своего визита

Если на пороге офиса человек в милицейской форме, следует ожидать, что мероприятие будет проводиться гласно. Значит, милиционеры должны сообщить о цели своего визита. Если они забыли это сделать, им надо об этом напомнить.

Оперативно-розыскные мероприятия в отношении организации проводятся, как правило, либо в рамках уже возбужденного уголовного дела, либо тогда, когда милиционеров есть сведения о подготовке или совершении противоправного деяния, но эти сведения недостаточны для возбуждения уголовного дела (ст. 7 Закона об ОРД).

Обратите внимание, что в данном контексте речь идет только об уголовном преступлении. Если проступок, о котором стало известно милиционерам, «тянет» только на административное правонарушение, он не может служить основанием для оперативно-розыскного мероприятия.

Так, например, у оперативников может появиться информация о том, что организация грубо нарушает правила ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Но если при этом она не уклоняется от уплаты налогов, проводить оперативно-розыскные мероприятия основания нет, поскольку ответственность за такое правонарушение предусмотрено Налоговым кодексом и Кодексом об административных правонарушениях, а само это деяние не является уголовно-наказуемым.

Вполне возможно, что посещение организации оперативниками совсем не связано с уголовным делом против нее или ее руководителей. Это может быть опрос сотрудников для выявления свидетелей какого-либо преступления, совершенного по соседству. Или милиционеры хотят навести справки о бывшем сотруднике организации или о ее клиенте.

Контрольная закупка может осуществляться только совместно милиционерами и налоговиками

Наиболее часто встречающееся негласное оперативно-розыскное мероприятие — проверочная закупка, более известная под названием «контрольная закупка». Еще недавно это было любимое занятие налоговиков, контролирующих применение контрольно-кассовой техники. Но в конце прошлого года Президиум ВАС РФ своим постановлением от 02.09.08 № 3125/08 фактически запретил налоговикам проводить контрольные (проверочные) закупки без представителей органов внутренних дел.

Интересно, что и милиционеры одни, без налоговиков не могут осуществлять контрольную закупку в целях выявления нарушений в использовании ККТ при наличных расчетах. Ведь правомочия милиционеров в рамках Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» распространяются на предполагаемые уголовные преступления, а правонарушения в сфере ККТ относятся к административным. Контроль за такими правонарушениями и полномочия для наложения штрафов — у налоговиков.

Милиционеров встречаем по удостоверению

При визите представителей органов внутренних дел необходимо внимательно изучить их документы. На служебном удостоверении должна быть размещена фотография его обладателя в форме, указана его должность и название подразделения. Удостоверение должно быть подписано руководителем подразделения и заверено печатью. При возникновении сомнения в подлинности документа, нужно позвонить непосредственному начальнику незваных гостей. Телефон должны подсказать сами милиционеры, или его можно узнать у дежурного службы «02».

Надо не полениться и переписать данные всех стражей порядка. Это и психологически поможет в общении с ними, и при дальнейших разбирательствах будет полезно.

Фиксировать по возможности надо все действия милиционеров. Постановления и протоколы, предъявляемые ими для ознакомления, лучше ксерокопировать. Если проверяющие не разрешают этого делать, тогда надо переписать из этих документов наиболее значимые сведения. Это тоже поможет в дальнейшем при составлении жалоб и заявлений.

Вмешательства в частную жизнь — только по решению суда
О проведении и результатах негласных мероприятий организация и ее руководители могут никогда и не узнать. По крайней мере, у милиционеров нет обязанности информировать об этом. Вместе с тем, многие негласные действия милиционеров должны быть санкционированы судом.

Так, прослушивание и контроль переписки и переговоров, а также проникновение в жилище допускается только с разрешения суда. Без такого разрешение эти действия могут быть произведены только в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления. При этом в течении 24 часов милиционеры обязаны уведомить суд о начале несанкционированных мероприятий и получить разрешение на их продолжение (ст. 8 Закона об ОРД).

Причем прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об этих преступлениях. Для организации это означает, что неуплата налогов, в котором она подозревается, должна быть не менее 2,5 миллиона рублей за три года или 7,5 миллионов рублей за любой период.

Конечно, такие мероприятия никогда не проводят гласно, но, если у вас возникли подозрения, что в телефонном разговоре незримо присутствует кто-то третий, или в ваше отсутствие кто-то без разрешения посетил вашу квартиру, необходимо подать заявление в ближайшее отделение милиции. Ведь такое вмешательство в личную жизнь может быть связано с планируемым рейдерским захватом или другим преступлением. Даже если это мероприятие, санкционированное судом, значит, где-то на вас завели уголовное дело, что тоже не может никого порадовать.

Изъятие документов и предметов

В соответствии со статьей 15 Закона об ОРД при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий, сотрудники милиции имеют право производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений. При этом должен быть составлен протокол с подробным перечнем изъятого.

Если при налоговой проверке изымаются копии документов, и лишь как исключение — подлинники, то при проведении оперативно-розыскных мероприятий изымаются только подлинные экземпляры. С них должны быть сняты копии, которые заверяются милиционерами. Если копии невозможно изготовить одновременно с изъятием документов, работники милиции должны передать заверенные копии в течение пяти дней после изъятия. Если в этот срок передать эти копии невозможно, они должны быть высланы почтой заказным письмом в течении трех дней.

В протоколе изъятия должно быть указано, переданы ли копии сразу, через пять дней или высланы по почте. В последнем случае должен быть указан номер почтовой квитанции
Изъятию может предшествовать «осмотр предметов и документов». Так это действие называется в п. 5 ст. 6 Закона об ОРД. К сожалению, Закон об ОРД не дает четкого ответа на вопрос, должен ли милиционер осмотреть документы в месте их хранения, либо изъять их и осматривать на своем рабочем месте. Этот выбор остается за оперативниками. Поэтому вполне возможна ситуация, когда милиционеры сначала изымают практически все, что увидят, и лишь потом осматривают эти документы за пределами предприятия.

Особенно острым этот вопрос становится в случае осмотра содержимого компьютера. В последнее время нередки случаю изъятия жестких дисков, процессоров и даже серверов. Поскольку это относиться к категории «предметов», а не «документов», никаких копий не делается. Такое изъятие способно парализовать деятельность любой организации.
Подобными возможностями иногда пользуются нечистоплотные сотрудники милиции при рейдерских захватах.

Чтобы избежать возможных негативных последствий изъятия компьютеров, следует разработать специальную систему компьютерной безопасности. Все данные систематически архивировать на независимых носителях. Базы данных корпоративных сетей дублировать на экстерриториальных серверах.

Оформление результатов милицейской проверки

Еще недавно по результатам проверок сотрудники милиции могли составить «Акт проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности». Форма этого акта содержится в «Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности» (утверждена приказом МВД от 01.08.05 № 636). Однако эта инструкция перестала действовать 16 марта 2009 (приказ МВД РФ от 08.01.09 № 12).

Какого либо «сводного» документа, обобщающего результаты милицейской проверки, сейчас не предусмотрено. Теперь по каждому отдельному действию должен составляться свой документ. Как правило, это протокол. Поскольку цель оперативно-розыскных мероприятий — собрать доказательства уголовного преступления, протокол составляется с учетом требований Уголовно-процессуального кодекса РФ (статьи 166 и167 УПК РФ).

Результаты оперативно-розыскных мероприятий могут стать основой доказательной базы в налоговом уголовном деле, а могут и стать основанием для отказа в возбуждении уголовного дела.

Защита от незаконных действий милиционеров

На незаконные действия работников милиции можно пожаловаться вышестоящему должностному лицу, вышестоящему органу, прокурору или суду (ст. 39 Закона о милиции).

Несмотря на то, что круг лиц, которым можно пожаловаться, широк, времени на это, как правило всегда мало. Поэтому важно выбрать тот орган, жалоба в который будет иметь наибольший успех.

Так, если оперативник отказывается совершить какое-либо действие (например, заверить копию изымаемого документа или не сообщает о цели визита и основании для оперативно-розыскного мероприятия), то наиболее эффективным, очевидно, будет обращение к его непосредственному начальнику.

Если же милиционеры действуют по заданию своего руководителя, то обращение к нему с жалобой вряд ли принесет желаемый результат. В этом случае обращаться надо в прокуратуру.

Порядок рассмотрения жалобы прокурором установлен в ст. 124 УПК РФ:
- прокурор рассматривает жалобу в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель (ч. 1 ст. 124 УПК РФ);
- по результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (ч. 2 ст. 124 УПК РФ);
- заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования (ч. 3 ст. 124 УПК РФ);

Если обращение к вышестоящему начальнику или в прокуратуру не помогают, остается искать справедливости в суде.
Если незаконными действиями милиционеров нанесен вред, он должен быть возмещен в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Об этом сказано в статье 40 Закона о милиции. Получить такое возмещение, скорее всего, можно будет лишь в суде.

Конечно, милиционеры сейчас уже не могут прийти на предприятие с полномасштабной проверкой финансово-хозяйственной деятельности. Но все-таки у правоохранительных органов еще много осталось механизмов «усложнить» жизнь любой организации. Поэтому только знание прав (как своих, так и представителей правоохранительных органов) поможет достойно встретить проверяющих в милицейской форме и проводить их без ущерба для организации.

Самое главное при неожиданном визите милиционеров — не паниковать, а наладить с оперативниками контакт. Ведь, как говорит старая русская пословица, «худой мир лучше доброй ссоры».

Все документы и действия милиционеров надо максимально фиксировать. Снимать копии с протоколов, постановлений и прочих документов, записывать на диктофон устные требования и объяснения, фиксировать происходящее на фото и видеокамеру.

Активная позиция со стороны организации может иметь как психологический аспект — милиционеры побоятся в таких условиях открыто нарушать законы и, возможно, в кратчайшие сроки завершат свой визит, и юридический — при дальнейших разбирательствах легче писать жалобы и заявления, имея на руках достаточно материала для их обоснования.

Приветствую посетителей «Блога Фискала»! Как я и обещал в конце статьи «Как подготовиться к выездной налоговой проверке? » опубликовываю статью о том, как вести себя во время выездной налоговой проверки .

Лицо, отвечающее за контакт с проверяющими .

Необходимо выделить сотрудника, который будет взаимодействовать с налоговиками в течение всей проверки – получать требования, передавать документы и т.д.

Лицо, которому будет поручена данная почетная обязанность должно отвечать следующим требованиям: адекватен; морально и психологически устойчив; имеет опыт прохождения выездных налоговых проверок; имеет возможность отвлекаться от текучей работы по первой необходимости; знает порядок проведения выездной налоговой проверки; а так же желательно — бывший сотрудник налоговых или правоохранительных органов (идеально бывший сотрудник отдела выездных проверок ИФНС или отдела документальных проверок и ревизий МВД), разбирается в налогообложение.

При выборе из сотрудников организации взаимодействие с налоговиками в ходе ВНП обычно возлагается на главного бухгалтера, финансового директора или начальника (сотрудника) отдела экономической безопасности организации. В тоже время главному бухгалтеру или финансовому директору, как правило, сложно уделять проверяющим необходимое количество времени, а сотрудник экономической безопасности мало разбирается в порядке проведения ВНП и налогообложение. Поэтому наилучшим вариантом будет привлечь для этого специалистов – налоговых консультантов, например, Вы можете обратиться к нам через наш интернет-сервис налоговых консультаций «Фискал Консалтинг» в разделе УСЛУГИ.

Важно, что бы все взаимодействие происходило через одно выделенное лицо. Не нужно, чтобы каждый бухгалтер бегал к проверяющим по вопросам, относящимся к его участку. Если возникнет необходимость разъяснить налоговикам какие либо моменты это должно происходить в присутствие лица, которому поручено взаимодействие с проверяющими.

Представление документов (информации) в ходе выездной налоговой проверки.

Самое главное забудьте о предоставлении документов проверяющим по их устным требованиям. Все документы, которые они хотят получить в копиях или электронном виде должны быть ими истребованы в соответствии с положениями ст. 93 НК РФ.

Представлять документы в копиях или в электронном виде следует в срок, но не ранее. То есть на 10 день (или 20 день при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) после получения требования.

Представлять оригиналы документов для ознакомления проверяющим следует только при получении от них Уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (рекомендуемая форма Уведомления приведена в письме ФНС России от 08.10.2010 г. № АС-37-2/12931@ (в ред. Письма ФНС РФ от 25.05.2011 г. № АС-4-2/8352@)). Передача оригиналов документов для ознакомления должна производиться только по описи (реестру).

Контакт иных сотрудников организации с проверяющими.

Все сотрудники, кроме лица, которому поручено взаимодействие с проверяющими, не должны с ними контактировать по рабочим вопросам вообще! Исключения составляют следующие случаи:

Если проверяющие хотят получить какую то конкретную информацию от конкретных сотрудников в письменном виде, то это должно происходить в рамках ст. 90 НК РФ (участие свидетеля). При этом на допросе обязательно должно присутствовать лицо, которому поручено взаимодействие с проверяющими.

Если проверяющим требуются пояснения (разъяснения) в устной форме, в связи с тем, что они что либо не могут понять, то сотрудник организации, к компетенции которого относится тот или иной вопрос, должен общаться с налоговиками также только в присутствии лица, которому поручено взаимодействие с проверяющими.

Личный контакт с проверяющими.

Исходя из практики, могу Вас заверить, что большинство вопросов у налоговиков могут отпасть еще до того, как они начнут подготавливать проект акта выездной налоговой проверки. Поэтому, личные отношения у налоговиков и лица, которому поручено взаимодействие с проверяющими, должны быть дружескими. Для этого обычно данное лицо приходит пару-тройку раз в день попить вместе с ними чай и поговорить о погоде, спорте, фильмах и т.д. и т.п. Очень хорошо если есть возможность организовать совместные обеды ответственного лица и налоговиков.

Чаем и обедами мы достигаем хороших личных отношений, отнимаем серьезную часть рабочего времени у проверяющих, расслабляем их (когда человек расслаблен и сыт рвение к работе утихает). Также в ходе чаепитий можно узнать о том, что заинтересовало проверяющих в ходе проверки и, соответственно, оперативно отреагировать.

Таким образом, вся модель поведения должна говорить налоговикам о том, что у Вас хорошая организация и хорошие, добрые, открытые к общению сотрудники, но порядок проведения проверок, свои права и обязанности Вам отлично известны и отступать «от буквы закона» Вы не намерены.

Удачно Вам пройти проверку!

Случайные статьи

Вверх