Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию. Конспект занятия по обучению рассказыванию по картине с детьми подготовительной группы с использованием элементов триз Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию

Занятие по обучению рассказыванию

по картине

«Дети на Севере»

старшая группа

Воспитатель: Гаврилюк

Наталья Геннадьевна

Программное содержание:

  • Развивать связную речь. Учить составлять сюжетный рассказ по картине. Развивать способность самостоятельно придумывать события. Учить использовать при составлении рассказа свои знания о внешнем виде и жизни животных.
  • Продолжать учить использовать разные типы предложений.
  • Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь. Упражнять, в умении образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, упражнения на подбор синонимов.
  • Продолжать учить различать звуки «С» и «Ш», закрепить умение детей делить слова на части.
  • Воспитывать умение выражать понятно свои впечатления и чувства, вызванные картиной.

Предварительная работа: проведение занятий по познавательному развитию по ознакомлению с животными Севера.

Работа с родителями: чтение дома книг детям о животных Севера, просмотр иллюстраций по этой теме.

Методические приемы: беседа по картине, чтение художественного произведения по теме, составление загадок-описаний, подбор синонимов к слову веселый, подбор родственных слов к словам снег, холод, игра « Ка-кой звук», деление слов на слоги, карточки с изображением слов со звуками «С» и «Ш».

Материал для занятия: картина «Дети на Севере», карточки.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, посмотрите на картину и скажите, что изображено на ней?

Как вы думаете, какой край нарисовал художник? (Художник нарисовал Север)

Почему вы думаете, что это Север? (Ответы детей)

Кто-нибудь знает, какие народности живут на Севере? (Ненцы, якуты, эскимосы, чукчи ).

Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (На картине изображена зима). А какое время суток? (День).

- Дети, а кто из вас знает, как называются собаки, которые запряжены в упряжку? (Собаки называются - лайки). Правильно.

А теперь посмотрите сюда, вот мальчик мчится по тундре, один, на собачьей упряжке. Вообще-то это опасно, потому что управлять такой упряжкой не каждый сможет – это большое искусство.

Скажите мне, как вы думаете какое настроение у мальчика, сидящего в санях? (Мальчик веселый ).

Вы сказали, что мальчик веселый, а как можно сказать об этом по-другому? (Радостный, довольный, бодрый).

Дети, а теперь посмотрите, что это за странное сооружение, около которого стоит девочка и черноголовый мальчик в яркой одежде? (Это чум).

Да это дом, в котором живут на Севере, называется чум. В чуме можно легко согреться в лютые морозы, он делается из шкур животных. Внутри чума можно развести огонь. А морозы на Севере такие, что птицы на лету замерзают.

Дети посмотрите еще раз на картину и скажите, как вы думаете, эта картина обычная или в ней есть что-то сказочное, необычное?

Правильно необычная, а почему вы так думаете? (ответы детей).

Сейчас я вам прочту стихотворение об одном жителе Севера, а вы послушайте.

В далеком Северном краю Он снег копытом разбивает,

Нашел он Родину свою, Мох из-под снега добывает,

С тех пор на свете для него Он человеку верно служит

Нет краше тундры ничего. И ни о чем олень не тужит.

Мех серый, длинный и густой,

Ветвистые рога

Ему не страшен ветер злой

И снежная пурга.

Вот такое красивое стихотворение об олене.

Кого еще вы видите на картине? У воды? На воде? (Рассказы детей о

Животных).

Давайте теперь попробуем составить загадки-описания об обитателях Севера по плану:

  1. Животное или птица.
  2. Рассказать о внешнем виде.
  3. Что умеет делать.
  4. Какие повадки (неуклюжий, медлительный и т. д.)

Вот мы с вами подробно рассмотрели картину, а теперь давайте придумаем ей название.

А сейчас еще раз внимательно посмотрите на картину и придумайте рассказ. Представьте себе, что вы попали на Север и оказались в центре нашей картины. Кто из вас, чем бы занимался, за чем бы наблюдал?

Придумайте, как вы начнете рассказ, как продолжите и чем закончите? Не забудьте придумать название своему рассказу. (Если дети затрудняются, воспитатель предлагает свое начало).

Рассказ называется «Необычный сон»

Однажды, Танечке и Саше мама купила книгу о животных Севера. Долгим зимним вечером они рассматривали картинки этой книги, а вместе с детьми любовался книгой кот Матроскин. Ребятам книга очень понравилась. Ночью, когда ребята легли спать, детям приснился необычный сон, как они очутились в сказочной стране.

После двух-трех рассказов воспитатель дает оценку, отмечает содержание рассказов, их форму, конец.

Дети, мы с вами говорили, что на Севере очень холодно, представьте, что мы замерзли.

Физкультминутка.

Давайте поиграем в снежки, чтобы согреться. Дети наклоняются, «берут снег» и играют с ним.

Дети на Севере всегда холодно и много чего? (Снега)

Давайте к слову снег придумаем родственные слова (снежок, снегурка, и т.д.), а теперь к слову холод.

Дети садятся.

Сейчас мы с вами поиграем в такую игру, я буду показывать картинки, на них изображено что-то со звуком «С» и «Ш». Если это будет картинка со звуком «С» вы будете хлопать, если звук «Ш» - топать. Молодцы!

Послушайте, я произнесу слово – шубка

  • Сколько частей в этом слове?
  • Какая часть первая?
  • Какая вторая?
  • Сколько частей в слове Саша?
  • А как еще можно догадаться?
  • Итог: Вы все хорошо позанимались.

ДОУ "Детский сад компенсирующего вида №67 "Надежда"

Конспект НОД в старшей группе

"обучение рассказыванию"

Составила

Ризванова Юлия Александровна

Цели: - учить детей пересказывать текст, соблюдая последовательность событий;

Развивать слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление;

Расширять и активизировать словарный запас;

Развивать умение подбирать антонимы к заданным словам;

Воспитывать умение слушать других детей, не перебивая.

Материал: фланелеграф, 5 картинок к тексту, игрушка.

Предварительная работа: аналогичное занятие по другому тексту, пересказы знакомых сказок, игры в театр на фланелеграфе, чтение стихов о весне, разгадывание загадок о весне.

Методические приемы: дидактическая игра « », загадка, рассказ воспитателя, вопросы, демонстрация, образец пересказа, совместный пересказ, самостоятельный пересказ детьми, поощрение.

Ход

Восп.: Ребята, предлагаю вам игру «Скажи наоборот». Я называю слово, а вы придумываете другое слово с противоположным значением. Например, злой - добрый, глупый - умный. Кто ответит правильно, тот сможет сесть на понравившийся ему стульчик.

Быстрый – медленный, спокойный;

лёгкий – тяжелый, грузный;

старый – молодой, новый;

потерять – найти, обрести;

грусть – веселье, радость;

падать – вставать, подниматься;

день – ночь, вечер, сумерки;

холод – жара, тепло, пекло;

солнце – луна, месяц;

трус – смельчак, храбрец;

враг – товарищ, друг, приятель.

Восп .: Какое время года сейчас? А месяц? Назовите мне весенние месяцы. (Ответы детей.) А вы как определяете, что пришла весна?

Дети : Тает снег, солнце светит ярко, птицы поют, прилетают перелётные птицы, стало тепло…

Восп .: Всё правильно, а ещё весной птицы вьют гнёзда и выводят птенцов. Но не все птицы живут в гнёздах, некоторые селятся в домиках, сделанных для них людьми. Кто знает, что это за птицы и как называется их домик?

Дети: Это скворцы, а живут они в скворечнике.

Восп. : Молодцы. Ребята, я хотела рассказать вам интересную историю пр скворцов, скворечник и детей, но уронила картинки и перепутала. Помогите, пожалуйста, построить рассказ в нужном порядке.

Дети рассматривают картинки на столе и вместе с воспитателем пытаются определить их правильный порядок. Воспитатель спрашивает детей, почему они выстроили рассказ так. Потом воспитатель предлагает занять свои места.

Восп .: Мы выслушали разные мнения, и я вспомнила, как с самого начала были разложены картинки, а как звучит рассказ не помню. Давайте вместе будем описывать картинки и восстановим рассказ.

Воспитатель крепит картинки на фланелеграф в одну линию и по каждой дети рассказывают то, что видят, а потом воспитатель обобщает все высказывания и литературно обрабатывает текст, зачитывает полностью.

1 картинка. Тает снег. Весело журчат ручьи, по которым плывёт бумажный кораблик. Земля и дерево ещё голы, но скоро на них появится молодая зелень.

2 картинка. Мальчик и девочка возвращались из школы и увидели на берёзе сломанный скворечник. Им стало жалко скворца, оставшегося без домика, и дети решили сделать новый скворечник.

3 картинка. Дети принесли домой доски. Девочка подавала доски, а мальчик их обрабатывал и сколачивал между собой.

4 картинка. Скворечник готов. Мальчик подставил к берёзе лестницу и прикрепил новый домик для скворцов.

5 картинка. Ребята спрятались за дерево, что бы увидеть новых жильцов скворечника. Долго ждать не пришлось, скоро прилетели два скворца и весело запели песню в благодарность ребятам. Дети были счастливы.

Восп. : Как вы относитесь к поступку детей? Как можно назвать этот рассказ?

Ответы детей.

Восп.: - Молодцы ребята! А теперь встаньте возле своих стульчиков, отдохнём немножко.

Физкультминутка

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята.

Как лисёнок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал,

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

Восп.: - А теперь вернемся на свои места.

Дети садятся на стульчики.

Восп.: - Ребята, мне очень хочется узнать, кто самый внимательный из вас. Я прикреплю картинки, но не все, а вы постараетесь рассказать о том, что изображено на каждой из них.

Дети восстанавливая порядок рассказа, воспитатель побуждает детей воспроизводить в речи полное предложение по соответствующей картинке.

Восп.: - Ребята, вы очень внимательные, вот как хорошо вы запомнили рассказ. А кто-нибудь из вас сможет один сам рассказать весь текст полностью?

Воспитатель приглашает к фланелеграфу желающих по одному.

Восп.: - Попробуйте, можете смотреть на картинки, они вам помогут.

Дети по-одному воспроизводят текст, воспитатель следит за тем, чтобы другие дети не выкрикивали с места, слушали внимательно.

Восп .: Спасибо ребята, вы все очень внимательные. А может, кто-то придумает своё окончание этой истории?

Дети придумывают другой вариант истории, воспитатель помогает грамотно составлять предложения.

Восп. : - А на этом наше занятие закончено, все ребята молодцы. Спасибо.


Жаркова Ольга
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по обучению творческому рассказыванию.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по развитию речи в старшей группе

по обучению творческому рассказыванию

Тема : «Если бы я попал на Олимпиаду»

Цель : Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера , фантастического содержания на тему, предложенную воспитателем.

Задачи :

Формировать умение самостоятельно придумывать небольшой рассказ на предложенную тему, пользуясь образцом и планом воспитателя, не повторяя сюжет товарищей.

Продолжать развивать монологическую речь , учить связно, выразительно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться разными видами предложений.

Расширять активный и пассивный словарь детей по темам «Спорт» , «Олимпиада» .

- Обучать детей целостным , связанным рассуждениям , поощрять инициативу и самостоятельность суждений.

- Развивать у детей творческое воображение и мышление, произвольное внимание, соблюдая логику развития сюжета , пользоваться словами в правильной грамматической форме.

Методические приемы : Вопросы, подсказки в игровой форме, рассказы , оценки, образец и план воспитателя.

Предварительная работа :

Беседа с детьми : Церемония празднования олимпийских игр.

Рассматривание иллюстраций : альбом. Зимние виды спорта Олимпиады. Дидактические игры.

Индивидуальная работа :

Помочь детям (Даниилу, Полине) в составлении творческого рассказа используя наводящие вопросы. Предложить малоактивным детям (Ивану, Сергею, Святославу) повторить ответы детей. Обратить внимание на выразительность речи (Дениса, Никиты) .

Дифференцированный подход :

1 подгруппа : Сопряженный рассказ с детьми с низким уровнем развития .

2 подгруппа : Подбирать сравнительные обороты

Материал :

Подготовка к занятию : Проветривание, влажная уборка, стульчики полукругом, п/и «Как на горке снег»

Ход НОД:

Слова и действия воспитателя :

Слова и действия детей :

Ребята сели красиво, удобно и послушайте меня! Я вам хочу рассказать что-то интересное

Дети садятся полукругом перед воспитателем.

Сегодня утром почтальон передал письмо. Вот оно (показывает) . Посмотрите – какое красивое, красочное!

Ребята, а как вы думаете, кто нам его написал?

Дети поднимают руки.

Пожалуйста, говори Настя.

Я думаю, это письмо написал нам Незнайка.

Правильно! Незнайка.

Ребята, а как Настя догадалась, что это письмо написал Незнайка? Скажи Варя.

Потому что на конверте нарисован Незнайка.

Молодцы ребята! Какие вы догадливые.

А скажите ребята, куда это наш Незнайка собрался, что еще нарисовано на конверте?

Слова и действия воспитателя :

Слова и действия детей :

Скажи Дима.

Незнайка собирается на Олимпиаду, потому что на конверте нарисованы эмблема и символ Олимпиады.

Молодцы ребята! Правильно вы догадались, что это письмо прислал нам Незнайка и собирается он на олимпиаду.

Хотите узнать, что он пишет нам в своем письме?

Дети хором отвечают :

- Тогда слушайте внимательно :

«Здравствуйте Дорогие ребята! Пишет Вам Незнайка из Солнечного города. Я приглашаю Вас на Олимпиаду. Там очень весело. Море, солнце. Можно купаться, загорать, играть в различные игры, кушать много фруктов.

В общем отдыхать, как на Курорте.»

Вот какое письмо написал Незнайка.

Ребята, а как Вы думаете, Незнайка знает, что такое Олимпиада?

Дети хором отвечают :

Правильно, ребята! Незнайка ничего про Олимпиаду не знает.

Ребята, а как вы догадались, что Незнайка не знает ничего про Олимпиаду?

Дети поднимают руки.

Скажи, пожалуйста, Варя.

Потому что на олимпиаде не купаются, не загорают, не отдыхают и не играют.

А что делают на Олимпиаде?

Дети поднимают руки.

Скажи, пожалуйста, Дима.

На Олимпиаде соревнуются спортсмены со всего мира и завоевывают медали.

Слова и действия воспитателя :

Слова и действия детей :

Правильно, ребята!

Ребята, а кто мне скажет, какая Олимпиада – зимняя или летняя?

Скажи Петя, пожалуйста.

Правильно, зимняя! Молодцы!

Ребята, а назовите мне, пожалуйста, виды спорта «Зимней Олимпиады» .

Хоровые ответы :

На санках;

Фигурное катание;

Конькобежцы.

Ребята, а скажите мне, пожалуйста, спортсмены долго готовятся к Олимпиаде?

Дети хором отвечают :

Ребята, а раз Незнайка ничего не знает про Олимпиаду, поможем ему?

Хоровые ответы детей :

Давайте ребята, мы сейчас с вами составим рассказы про Олимпиаду и самые интересные из них напишем Незнайке. А Незнайка прочитает наши рассказы и узнает , что такое Олимпиада.

Ребята, кто сможет рассказать Незнайке про Олимпиаду?

Нужно сказать, где проходит Олимпиада?

Кто на нее приезжает?

Какие спортсмены?

Для чего приезжают спортсмены?

Что они получают, когда побеждают?

Попробуй, ответь Дашенька.

(При составлении рассказа детьми воспитатель помогает им наводящими вопросами.)

1-ый ребенок самостоятельно составляет рассказ .

Слова и действия воспитателя :

Слова и действия детей :

Молодец, Дашенька! Тебе понравилось самой, как ты рассказала ?

Хорошо, ничего не забыла! Теперь Незнайка точно будет знать все про Олимпиаду.

Никита скажи, пожалуйста, что тебе понравилось в рассказе Даши ?

Она хорошо рассказала про фигуристов .

Никита, а расскажи нам свой рассказ .

Ребята, а вы слушайте внимательно! Обо всем ли он расскажет , и какие интересные слова будут в его рассказе ?

2-ой рассказ ребенка .

Никита, ты все рассказал , ничего не забыл?

Скажи, пожалуйста, Лиза. О чем забыл рассказать Никита ?

Он забыл рассказать , что на олимпиаду приезжают еще и лыжники.

Но, зато Никита хорошо рассказал про хоккеистов . Молодец, Никита! Интересный у тебя рассказ получился

А сейчас ребята давайте отдохнем и проведем физкультминутку.

Физкультминутка :

Раз – поднялся, потянулся.

Два – нагнулся, разогнулся.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Дети :

Встают, тянутся вверх.

Наклон, выпрямляются.

Хлопают в ладоши.

Наклон головой.

Руки разводят в стороны .

Машут руками.

Садятся на стульчики.

Слова и действия воспитателя :

Слова и действия детей :

После физкультминутки слушаем еще один рассказ

Варенька, расскажи нам свой рассказ .

(Воспитатель помогает вопросами, мимикой, жестами)

3-ий рассказ ребенка .

Ребята, вам понравился Варин рассказ ?

Хоровые ответы детей :

А чей рассказ вам понравился больше, Дашин, Никитин или Варин?

Чей рассказ подробный и интересный?

Дети поднимают руки.

Скажи Петя.

Мне понравился Варин.

А тебе, Лиза?

А мне понравился Дашин.

А тебе, Дима?

А мне понравился Никитин.

А Женечке чей рассказ понравился ?

Мне понравились все рассказы .

Правильно ребята и мне понравились все рассказы .

Никита хорошо рассказал про хоккеистов .

Варя хорошо рассказала про лыжников .

А Даша хорошо рассказала про фигуристов .

А давайте ребята напишем все три рассказа Незнайке , пусть он еще больше узнает про Олимпиаду.

(Воспитатель переписывает все три рассказа в письмо для Незнайки, запечатывает в конверт, отправляет его в почтовый ящик, а из ящика высыпаются конфеты.)

Ребята, Вам Незнайка прислал конфеты!

Детей угощают конфетами.

Конец занятия.

КОНСПЕКТ открытого ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ

ОТ ЛИЦА ГЕРОЯ в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«я – волшебник»

· Задачи:

Упражнять детей в умении составлять рассказ на предложенную тему, используя образные слова и выражения, воспитывая интерес к сказкам.

Формировать умение слушать.

Воспитывать заботливое отношение к старшим и сверстникам, внимательное отношение к девочкам.

· Предварительная работа:

Чтение и прослушивание грамзаписей сказок («Мороз Иванович», «Золушка», «Сивка-Бурка», «Василиса Прекрасная» и др.)

Рассматривание иллюстраций

Беседа по содержанию сказок

Выставка книг «Волшебные сказки»

Проведение викторины «В гостях у сказки»

Беседа «Если бы я был Волшебником»

· Материал к занятию: « Волшебное дерево», к веткам которого, прикреплены иллюстрации к сказкам («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка», «По щучьему веленью», «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Дюймовочка», «Кот в сапогах»); посылка; 2 письма; волшебная палочка; сувениры на каждого ребенка; аудиозапись вальсов Штрауса.

Воспитатель (в группе): Дети, все в садике говорят, что у нас в зале произошло какое-то чудо. Может быть, сходим в зал и посмотрим на это чудо?

Дети и воспитатель заходят в зал. Звучит музыка. Воспитатель обращает

внимание детей на «волшебное дерево», выросшее посреди зала

Воспитатель: Ребята, действительно, у нас в зале появилось чудо – выросло какое-то дерево. А что это за дерево, как вы думаете?...


Предположительные ответы детей

Воспитатель: Почему вы думаете, что оно волшебное?...

Дети называют, что вместо листочков, на дереве растут иллюстрации к сказкам, которые и рассматриваем

Воспитатель: Да тут зачем-то ножницы лежат и режут хорошо, а интересно, для чего же их тут положили?

Воспитатель подводит детей к мысли, что нужно срезать иллюстрации

с необычного дерева, предлагает каждому срезать с ветки понравившуюся

картинку - по-очереди, а девочек пропустить вперед…

Воспитатель: Вот как здорово, все иллюстрации срезали, но вот здесь еще конверт висит, наверное, он для меня, уж очень высоко располагается (срезаю конверт).

Посмотрите-ка, ребята, да здесь очень удобно все устроено: подушечки разложены, можно присесть и отдохнуть, побеседовать. Сколько их тут? (считаем)... Как здорово, их 8, столько же, сколько и вас. Только вот куда мне присесть, мне подушечки не хватило, на пол, но как-то неудобно будет в нарядном платье?..

Дети замечают стульчик и приносят воспитателю, предлагая присесть

Воспитатель: Рассаживайтесь поудобнее, и давайте рассмотрим выбранные вами иллюстрации к сказкам… Может быть кто-то хочет рассказать о своей сказке?.. Кто же первый начнет? (можно рассчитать считалкой, если возникнет много желающих или не будет ни одного).

Дети рассказывают (рассказы по иллюстрациям к русским народным сказкам

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка», «По щучьему

веленью», сказкам В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» и «Цветик-семицветик»,

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Дюймовочка»

и Ш. Перро «Кот в сапогах»)

Вопросы педагога во время рассматривания:

1. Помнишь ли ты, к какой сказке относится эта иллюстрация?

2. Не забыл ли ты, кто написал эту сказку?

3. Знаешь ли ты, как зовут главного героя сказки?

4. Как ты считаешь, можно ли эту сказку назвать волшебной и почему?

5. Кто и какие чудеса творил в этой сказке?

Воспитатель: Ой, ребята, вы меня порадовали. А, может быть, кто-то из вас вспомнит и назовет волшебства, которые происходили в сказке «Золушка»? Ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Но у меня же есть письмо, которое я срезала и его надо прочитать. Кому же оно? (Читаем на конверте, кому оно адресовано и сообща решаем, что его можно вскрывать)

Воспитатель читает письмо, которое обрывается: «Дорогие дети, вас ожидает сюрприз. Если вы встанете к дереву лицом и выполните следующие движения: ноги вместе, руки вдоль туловища; медленно потянуться на носочках, описав руками круг 3 раза; гусиным шагом дойдете до пианино; три раза подпрыгните; закроете глаза, - то увидите…».

Воспитатель: Вот здорово, что же мы увидим? Видимо этот таинственный кто-то так и не дописал свое послание нам?! Давайте тогда выполним его задание, ведь интересно, что же нас ждет впереди?

Дети выполняют вместе с воспитателем задания из письма

и обнаруживают посылку.

Воспитатель: Ой, да это же посылка и на ней написано, что в детский сад «Василек», воспитателю для детей подготовительной группы. Все серьезно запечатано, даже печать имеется. Откроем же и посмотрим!

Воспитатель и дети открывают посылку, в которой находится


красивая палочка и письмо от Феи.

Воспитатель: Дорогие мои, может быть, кто-то из вас уже догадался, что это за палочка?.. (Все решают, что волшебная, раз письмо от Феи). Ну, что ж, пора прочитать письмо, которое послала для нас Фея. Слушайте: «Здравствуйте, милые девочки и мальчики! Знаю, что вы все любите сказки и разные чудеса, поэтому посылаю вам в подарок волшебную палочку. Тот, кто ее возьмет в руки и обойдет вокруг дерева – станет Волшебником!».

Воспитатель: Как интересно! Может быть, попробуем стать волшебниками? Кто желает?...

Каждый ребенок выполняет действия, предложенные в письме Феи и

«становится» Волшебником, выходя из-за дерева (младший воспитатель одевает накидку и шляпу на ребенка в то время, пока дети с воспитателем, закрыв глаза, выполняют под музыку танцевальные движения, представляя себя на балу)

Воспитатель: О, почтеннейший (ая), скажите нам, пожалуйста, из какой вы сказки прибыли – пожаловали к нам, расскажите нам о ней? Ребенок рассказывает…

(В случае затруднений, воспитатель помогает каждому наводящими вопросами (А помнишь ли? Не забыл ли ты? Знаешь ли ты?), затем благодарит с оценкой рассказов ребенка – волшебника (Ты очень хорошо рассказал (а) о своем герое, подобрал(а) сказочные слова…) и предлагает вернуться к ним, вновь обойдя вокруг волшебного дерева. Волшебная палочка передается следующему ребенку).

После двух-трех рассказов воспитатель просит себе палочку и тоже превращается в Волшебницу.

Воспитатель: Кто я, спросите меня?

Дети: О, почтеннейшая, скажите кто вы? Из какой сказки прибыли, расскажите нам о ней…

Воспитатель: Меня зовут Женя, я из сказки «Цветик - семицветик», которую написал В. Катаев. Эта сказка волшебная, потому что все мои желания выполняются лепестками цветка, лишь только я скажу: лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Все мои желания были необдуманными, а вот последнее желание помогло выздороветь мальчику, который не мог бегать. В конце сказки мы с ним подружились и вместе играли.

(Затем палочка побывает в руках еще у 2-3 детей)

Воспитатель: Ребята, а мы с вами письмо Феи так и не дочитали до конца, вот как захотелось стать волшебниками… Давайте-ка дочитаем?

«Я надеюсь, что, превратившись в Волшебников, вы очень интересно расскажете о своем волшебном царстве, а ваши волшебные дела будут только добрыми».

Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что надежды Феи оправдались! Все ваши рассказы были интересными и воспитательными. А какой рассказ о волшебном царстве больше всего понравился вам и почему?

Оценка и самооценка рассказов детьми

Воспитатель: Ребята, а волшебница еще пишет, что «как всякая уважающая себя волшебница, я приготовила вам сюрприз. Закройте глаза, произнесите волшебные слова: «Сим, салабим, ахалай, махалай», хлопните 3 раза в ладоши, и загляните в свои шкафчики…».

Дети все выполняют, и в раздевалке в шкафчиках находят сувениры,

заранее приготовленные младшим воспитателем

Конспект занятия по обучению творческому рассказыванию.

Тема «Я - волшебник».

Программное содержание:

Воспитать интерес к сказкам. Развивать умение развивать рассказ на предложенную тему, использовать образные слова и выражения.

Материал к занятию. «Волшебное дерево», к веткам которого прикреплены иллюстрации к сказкам; посылка, письмо, волшебная палочка, сказочные атрибуты (красивая накидка, корона, колпак); игрушки - сувениры на каждого ребенка.

Предварительная работа .

Чтение и прослушивание грамзаписей сказок («Мороз Иванович», «Золушка», «Сивка-Бурка», «Василиса Прекрасная» и др.). Рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию сказок, подготовка выставки книг «Волшебные сказки», проведение викторины «В гостях у сказки», беседы «Если бы я был волшебником».

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям подойти к «волшебному дереву», «выросшему» в группе, и рассмотреть висящие на ветках иллюстрации к сказкам.

Вопросы во время рассматривания: «К какой сказки относится эта иллюстрация? Кто автор сказки? Как зовут главного героя? Можно ли назвать эту сказку волшебной? Кто творил чудеса в этой сказке?».

Педагог выслушивает ответы детей, отмечает наиболее интересные. Предлагает вспомнить и назвать чудеса из сказки «Золушка».

Затем спрашивает: «Ребята, вы верите в чудеса? Хотите верьте, хотите нет, но к нам в группу принесли посылку из волшебного царства».

Педагог читает на посылке адреса получателя («Детскому саду «Ладушки». Детям подготовительной к школе группы») и отправителя («Волшебное царство»).

Воспитатель вместе с ребятами вскрывает посылку, в которой находятся красивая палочка и письмо. Спрашивает: «Кто догадался, что это за красивая палочка? Правильно, волшебная. А теперь послушайте письмо, Которое вам прислала фея: «Здравствуйте, милые девочки и мальчики! Знаю, что вы любите сказки, разные чудеса, поэтому посылаю вам в подарок волшебную палочку. Тот, кто возьмет ее в руки, произнесет волшебные слова и взмахнет три раза, Станет волшебником».

Прерывая чтение, воспитатель обращается к детям: «Кто хочет стать волшебником?». Дает палочку вызвавшемуся ребенку и говорит: «Встань за дерево, произнеси известные тебе волшебные слова и три раза палочкой взмахни». Детям педагог предлагает закрыть глаза и открыть их только на слове «три». В тот момент, когда ребенок последний раз взмахнет палочкой, воспитатель набрасывает на его плечи красивую накидку, а голову украшает красивой короной, если это девочка, и колпаком, если это мальчик. Дети открывают глаза, и ребенок-волшебник выходит из-за дерева. «Скажи нам, о почтеннейший, - обращается к нему педагог, - из какого царства ты прибыл? Расскажи нам о нем».

Ребенок рассказывает, в случае затруднения воспитатель помогает наводящими вопросами. Затем благодарит волшебника и предлагает взять палочку следующему ребенку.

Выслушав два - три ответа, воспитатель, с согласия детей, тоже превращается в волшебника, рассказывает свою волшебную сказку, отвечает на вопросы. После этого волшебная палочка побывает еще у двух - трех детей.

Затем педагог продолжает чтение письма феи: «Я надеюсь, что, превратившись в волшебников, вы очень интересно расскажите о своем волшебном царстве, А ваши волшебные дела будут только добрыми». Спрашивает: «Как вы думаете, надежды феи оправдались? Все рассказы были интересными, а волшебные дела добрыми? Какой рассказ вам больше всего понравился? Почему?».

Заканчивая чтение письма: «Но, как всякая уважающая себя волшебница, я приготовила вам еще один сюрприз. Хотите узнать какой? Тогда закройте глаза, произнесите: «Эне-бэне, рики-факс!», хлопните три раза в ладоши и пройдите в раздевальную комнату». Дети выходят, воспитатель шепотом предлагает им заглянуть в свои раздевальные шкафчики. Ребята находят игрушки - сувениры, которые заранее приготовлены взрослыми.

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию.

Тема: «Придумывание продолжения и завершения рассказа

«Как Миша варежку потерял».

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с рассказом «Как Миша варежку потерял», учить слушать внимательно, обращая внимание на все детали рассказа. Дать характеристику. Что это начало рассказа, который им придется закончить.
  2. Учить детей последовательно, можно придумывать предложение и завершение рассказа начатого воспитателем. Обучать детей композиционному построению творческих рассказов (развязку), умение передавать придуманное завершение рассказа эмоционально выразительно, занимательно.
  3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к рассказчику, воспитывать культуру поведения слушателя.
  4. Речевые задачи.

Связная речь: Учить, при составлении рассказа, развивать сюжет, начатый воспитателем, не повторяя содержания рассказов других детей.

Грамматика: Активизировать использование в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами. Учить изменять по падежам слово варежки.

Звуковая культура речи: Упражнять в умении дифференцировать звуки «ш» и «ж» использовать в речи вопросительную и повествовательную интонацию.

Подготовка воспитателя к занятию: кн. А.М. Бородич «Методика развития речи детей»; кн. Э.П. Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»; А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

Предшествующая работа: словесные игры «Придумай небылицу», «Придумывание рассказов по серии сюжетных картинок».

Структура занятия:

1 часть. Вводная часть.

1) Методический прием: Сюрпризный момент приход почтальона с письмом от Незнайки.

2) Зачитывание письма Незнайки с просьбой закончить неоконченный рассказ.

3) Постановка цели занятия, с опорой на предыдущую работу с детьми.

2 часть. Основная часть.

Методические приемы: Чтение воспитателем начала рассказа «Как Миша варежку потерял».

Он потерял варежку (где, когда, почему?)

Он нашел варежку там… (где).

Он нашел варежку тогда (почему).

Миша нашел варежку потому что.

Мише стало радостно от того.

Миша стало так радостно.

Необходимо следить за смысловой и грамматической правильностью предложений. (У Миши есть варежки, а у Вовы нет таких варежек.) Придумайте предложение, чтобы четко слышалось слово варежек (Раньше у Миши не было красивых… Больше Миша не терял своих…)

После повторного чтения рассказа воспитатель предлагает детям придумать, что произошло дальше, и чем все закончилось. Намечает новые этапы (основ) рассказа:

  1. Расскажите, какой был день, когда Миша собрался гулять. Подумайте, какие варежки были у Миши, что произошло дальше. Чем все закончилось. В рассказе можете использовать предложения, которые вы составляли при выполнении упражнения.

Вызванные дети (три пары) договариваются, кто начнет рассказ, что в нем надо будет изменить. Пары могут быть составлены и по желанию детей, вызванный ребенок сам выбирает себе пару. При оценке рассказов обратить внимание на то, как дети договаривались, интересно был придуман конец. (Если какой-то паре концовка рассказа не удалась, можно предложить другим детям придумать его). В заключение занятий разучивается скороговорка: «После группового и нескольких индивидуальных повторений, воспитатель предлагает одному ребенку спросить (вопросительная интонация), а другому необходимо ответить (повествовательная интонация).

  1. Познакомить детей с последовательностью предложения рассказа:

Как Миша потерял варежку?

Нашел ли он ее?

Кто помог Мише ее найти?

Предложить одному ребенку повторить вопросы плана.

  1. Рассказы детей (5-6 рассказов).

При затруднении в составлении предложения рассказа использовать следующие приемы:

Напомнить вопросы плана;

Подсказывающие и направляющие вопросы;

Оценка детских рассказов воспитателем;

Оценка рассказов детьми;

Выбор лучшего рассказа и запись его для отправления этого рассказа Незнайки.

3 часть. Заключительная часть (окончание занятия).

1) Запечатывание конверта.

2) Звонок по телефону почтальону, чтобы забрать письмо.

3) Анализ детских рассказов.

  1. Приход почтальона и отправление письма.
Случайные статьи

Вверх