Русский синодальный перевод. Деяния апостолов Iv

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2. сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой.
3. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6. и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7. Всех их было человек около двенадцати.
8. Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
9. Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна.
10. Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.
11. Бог же творил немало чудес руками Павла,
12. так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.
13. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.
14. Это делали какие‐то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.
15. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?
16. И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.
17. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.
18. Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.
19. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм.
20. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне.
21. Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим , сказав: побывав там, я должен видеть и Рим .
22. И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии .
23. В то время произошел немалый мятеж против пути Господня,
24. ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль,
25. собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше;
26. между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе , но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.
27. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная.
28. Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская !
29. И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище.
30. Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его.
31. Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище.
32. Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались.
33. По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу.
34. Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская !
35. Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские ! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?
36. Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво.
37. А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили.
38. Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого‐нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга.
39. А если вы ищете чего‐нибудь другого, то это будет решено в законном собрании.
40. Ибо мы находимся в опасности за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание.

Глава 19 Деяний в основном говорит о деятельности Павла в Ефесе. Он пробыл там почти три года, то есть дольше, чем в любом другом месте.

1) Ефес являлся рынком Малой Азии. В те времена торговля осуществлялась по долинам рек. Ефес стоял у устья реки Каистры и управлял богатейшим районом Малой Азии. Откр. 18, 12.13 дает нам представление о предметах тогдашней торговли. Ефес слыл «сокровищницей Азии», а кто-то назвал этот город «ярмаркой тщеславия Малой Азии».

2) В Ефесе заседал присяжной суд. Иными словами, в особых случаях в Ефес приезжал римский губернатор и в нем разбирались важные судебные дела. В городе были хорошо известны пышность и блеск римской власти и судопроизводства.

3) В Ефесе проводились Ионические спортивные игры, на которые собиралась вся страна. Председательствовать на этих играх и организовать их, считалось большой честью. Люди, занимавшие такой высокий пост, назывались Азиархами. О них говорится в Деян. 19, 31.

4) Ефес был пристанищем для преступников. Храм Дианы, расположенный в Ефесе, имел право давать убежище преступникам. То есть, если преступнику удавалось добраться до храма, он был в безопасности. Поэтому в Ефесе нашли приют многие преступники древнего мира.5) Ефес был центром языческого суеверия. Он славился своими чародейскими книгами, названными «Ефесскими письмами». Они обещали человеку безопасность в пути, бездетным — детей, успех в любви или деловых отношениях. Люди со всего мира приезжали в Ефес, чтобы купить эти письма, которые носили как амулеты.

6) Но больше всего славился Ефес храмом Артемиды. Собственно, Артемида и Диана — одна ита же богиня. Артемида — ее греческое имя, Диана — латинское. Этот храм считался одним из семи чудес света. Он был около 130 м длиной, 67 м шириной и 18 м высотой. Его окружали 127 колонн, каждая из которых была даром какого-то короля. Все колонны были изготовлены из паросского мрамора, а тридцать шесть из них были роскошно позолочены и украшены мозаикой. Главный алтарь был высечен Праксителем, величайшим греческим скульптором. Но изображение Артемиды не было прекрасным. Это была сидящая на корточках черная фигура со многими грудями, олицетворявшая плодовитость; статуя была настолько старой, что никто не знал, откуда она или из чего изготовлена. Рассказывали, что она упала с неба.

Деяния 19,1-7 Незавершенная христианская вера

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе, Павел, прошед верхние страны, прибыл в Ефес и, нашед там некоторых учеников,

Сказал им- приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой.

Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.

Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса, И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святы и, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати.

В Ефесе Павел встретил несколько человек, которые были крещены крещением Иоанновым, но ничего не знали о Духе Святом. Каково же различие между крещением Иоанновым и крещением во имя Иисуса? Проповедь Иоанна Крестителя (Мф. 3, 7-12; Лк. 3, 3-11) указывает на одно существенное различие между ним и проповедью Иисуса. Проповедь Иоанна звучала угрозой, а проповедь Иисуса была благой вестью. Проповедь Иоанна являлась ступенью на пути. Он сам знал, что лишь предваряет путь Идущему за ним (Мф. 3, 11; Лк. 3, 16).

Проповедь Иоанна была необходимым этапом, потому что жизнь в вере имеет две ступени. На первой ступени мы сознаем свою беспомощность, бессилие, и обреченность; знаем, что мы осуждены Богом. Эта ступень тесно связана с желанием поступать лучше, которое, однако, неудачно, потому что мы рассчитываем только на свои силы. На второй ступени мы сознаем, что наше обвинение может быть снято благодатью Иисуса Христа. С этой ступенью тесно связано осознание, что наши усилия поступать лучше подкрепляются Святым Духом. С Ним мы в силах делать то, с чем никогда не совладали бы сами.

Эти христиане, которых встретил Павел в Ефесе, осознавали свое осуждение, как и моральный долг жить лучше; но они не знали ни о благодати Христа, ни о помощи Святого Духа. Их религия неизбежно изливалась в борьбу, и они еще не обрели мира. Этот случай показывает, что без Святого Духа не может быть истинного христианства. Даже, когда мы осознаем ошибки, раскаиваемся и решаем измениться, мы никогда не сможем претворить эти изменения в жизнь без Святого Духа.

Деяния 19,8-12 Деяния Бога

Пришед в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень пред народом, то он, оставив их, отделил учеников и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна.

Это продолжалось до двух лет, так-то все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.

Бог же творил не мало чудес руками Павла,

Так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

Когда Павлу стало невозможно работать в синагоге вследствие ожесточенных нападок иудеев, он перенес свои проповеди в школу философа Тиранна. В одном из греческих списков находим заметку, звучащую как деталь очевидца. В нем уточнено, что Павел учил в этой школе с 11 часов утра до 4 часов пополудни. Весьма вероятно, что именно в это время Павел там и проповедовал. До 11 часов утра и после 4 часов пополудни зал нужен был Тиранну. В городах Ионии жизнь замирала из-за жары в 11 часов и пробуждалась только поздно пополудни. Говорят, что в 1 час пополудни в Ефесе больше людей спало, чем в час ночи. По-видимому, Павел занимался своим ремеслом утром и вечером, а в полуденные часы проповедовал в школе. Это свидетельствует о том, что Павел очень серьезно относился к проповеди и к обучению, а христиане усердно слушали его учение. Ведь они могли учить и учиться лишь тогда, когда другие отдыхали, скрываясь от полуденного зноя, и они не упускали этой возможности. Многим из нас должно быть стыдно за свои разговоры о неудобствах, связанных с временем.

В течение этого времени свершались чудесные деяния. Платками рабочие повязывали голову, для того чтобы они поглощали выступающий на лбу пот. Под опоясаниями надо понимать передники или фартуки, которыми опоясывали себя рабочие и слуги. Примечательно, что не Павел совершал эти чудеса, а что Бог делал их через Павла. Кто-то сказал, что Бог везде ищет руки, чтобы применить их. Возможно, что своими руками мы и не сотворим чудес; но, предоставляя их Богу, Он, несомненно, может творить их.

Деяния 19,13-20 Смертельный удар по суеверию

Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Мисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.

Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.

Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?

И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома.

Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса;

Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои;

А из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои, сожгли пред всеми; и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм.

С такою силою возрастало и возмогало слово Господне.

Перед нами колоритный эпизод из Ефесской жизни. В те времена люди верили, что болезни и недуги и, в особенности, душевные болезни, вызываются злыми духами, которые поселились в теле человека. Изгнание духов было обычным ремеслом. Если заклинатель знал имя духа, который был сильнее того духа, который поселился в больном, то, назвав его, он побеждал духа, поселившегося в теле, и изгонял его. Нет оснований сомневаться в правдивости этого. Ум человека — странная штука, но милосердие Божие иногда может принять во внимание даже религиозные предрассудки и суеверие.

Когда же некоторые шарлатаны попытались использовать в своих целях имя Иисуса, произошли тревожные события. В результате этого, многие знахари, шарлатаны, как и искренно верившие в это, сознали ошибочность своего пути. Нельзя найти более яркой демонстрации произошедшей в людях перемены, чем готовность Ефесян расстаться с пышно процветающим суеверием, и сжечь свои чародейные книги, приносившие им такой изрядный доход. Они и для нас являются примером. Это был самый явный отказ от прошлого, хотя это прошлое и было их жизнью. Мы, несомненно, ненавидим свои грехи и пороки, но либо вообще не можем порвать с ними, либо делаем это неохотно, либо, откладываем их на всякий случай. Но чаще всего необходим окончательный и полный разрыв с прошлым.

Деяния 19,21,22 Намерение Павла

Когда же это совершилось, Павел положил в духе, прошед Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим.

И послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии.

Лишь намеком упоминает Лука о том, о чем Павел пишет в своих письмах. Лука говорит, что Павел намеревался собрать пожертвования среди христиан из язычников и доставить собранное в Иерусалим. Упоминания об этих подаяниях мы встречаем у Павла в 1 Кор. 16,1 и дал.; 2 Кор. 9, 1 и дал.; Рим. 15, 25, 26. Павел настаивал на этом плане по двум причинам: во-первых, он хотел подчеркнуть на практике единство Церкви, показать, что они все являются членами тела Христова, и что, когда страдает один член, все другие помогают ему. Другими словами, он хотел освободить их от узко общинных понятий и познакомить их с всемирной Церковью, членами которой они являются. А, во-вторых, он хотел привить им чувство христианского милосердия на практике. Несомненно, когда они слышали о лишениях христиан в Иерусалиме, они сочувствовали им. Но Павел хотел, чтобы все христиане сознали на практике: эмоциональное сочувствие надо воплотить в дело. Оба эти урока не утратили своего значения и сегодня.

Деяния 19,23-40 Мятеж в Ефесе

В то время произошел не малый мятеж против пути Господня;

Ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам не малую прибыль,

Собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше;

Между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги;

А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и ниспровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная.

Выслушавши это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!

И весь город наполнился смятением; схвативши Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище. Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его;

Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, пославши к нему, просили не показываться на зрелище.

Между тем одни кричали одно, а другие другое; ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, за чем собрались.

По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу.

Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!

Блюститель же порядка, утешив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?

Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво;

А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили;

Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания, и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга;

А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании;

Ибо мы находимся в опасности — за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание.

В этом отрывке довольно ярко нарисованы действующие лица. Среди них на первом месте Димитрий и серебряники. Они волновались, что уменьшаются их прибыли. Они, правда, утверждали, что их волнует судьба и честь богини Артемиды, но больше всего они беспокоились о личных доходах. Приходившие и приезжавшие в Ефес паломники хотели взять с собой сувениры, например, маленькие модели храма, которые изготавливали серебряники. Но христианство имело такой успех, что они почувствовали в нем угрозу своему ремеслу.

Во-вторых, по Библии, «блюститель порядка» занимал более важное положение: он вел протоколы и выносил вопросы на рассмотрение законодательного собрания, и почта города Ефеса адресовалась на его имя. Его волновала опасность возникновения мятежа. Римское правительство проводило мягкую политику, но оно ни в коем случае не потерпело бы каких-либо беспорядков. Если в каком-то городе они возникали, Рим узнавал причины их возникновения и городское управление могло быть смещено. Он спас Павла и его собратьев, но он спасал и свою шкуру.

В-третьих, Павел хотел войти в толпу, но ему не позволили. Павел был бесстрашным человеком. Для серебряников и для блюстителя порядка на первом месте стояла их безопасность, у Павла же она стояла на последнем месте.

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав?

Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой.

Он сказал им: во что́ же вы крестились?

Они отвечали: во Иоанново крещение.

Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати.

Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием. Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна. Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.

Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие‐то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.

Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм . С такою силою возрастало и возмогало слово Господне.

Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим. И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии.

В то время произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная.

Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская! И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище. Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его. Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище. Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и бо́льшая часть собравшихся не знали, зачем собрались. По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу. Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!

Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета? Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво. А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого‐нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга. А если вы ищете чего‐нибудь другого, то это будет решено в законном собрании. Ибо мы находимся в опасности за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание.

19:1 ,2 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
Найдя несколько учеников Христа в Ефесе, Павел узнал, что они были крещены только водным крещением, Иоанновым, которым и Иисус Христос был крещён.
А о водном крещении во имя Христа и о крещении святым духом
они вообще ничего не слышали , как и о самом святом духе.

19: 3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
Здесь может возникнуть вопрос: каким образом ученики Христа из Ефеса могли быть крещены крещением Иоанна (в покаяние грехов по отношению к Моисееву Закону), если это крещение предназначалось только для согрешающих из народа Иеговы? (израильтян).
Ведь пока Иисус был жив, Его ученики проповедовали только иудеям и ходили с ним по области Израиля. К Иоанну и его ученикам тоже приходили из Иудеи и области Иорданской (Матф.3:5). Как же они могли попасть в Ефес, чтобы крестить ефесян крещением Иоанна?

Здесь может быть несколько объяснений.
1) Ефесян могли крестить ученики Иоанна, продолжая дело Иоанново (может, в Ефесе жили иудеи, не обязательно речь идёт о язычниках).

2) В Иудею на поклонение ходили и прозелиты: евнух, например, приезжал из Эфиопии (Де.8:27). Возможно, ефесяне-прозелиты приезжали на поклонение и слышали о крещении Иоанна-Крестителя, крестившись от его учеников.

3) Могли крестить и ученики Иисуса, уехавшие в Ефес при его жизни и не знавшие о крещении святым духом (это крещение узнали только те из учеников, кто находился с апостолами в Иерусалиме).

19: 4-7 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
Крещение Иоанново проводилось с целью привлечь внимание к Иисусу Христу, ожидаемому после явления Иоанна-Крестителя.
Те, кого встретил Павел, поверили миссии Иоанна, сообщавшему о грядущем приходе мессии и о необходимости крещения в знак покаяния. Но они еще не понимали, что принёс миру Христос, какие смысл и цель его прихода, что означает Новый Завет. Они ничего не знали о действии духа святого, помогающем первым христианам правильно исполнять волю Бога в условиях отсутствия наставлений книг по Новому Завету (тогда священные Писания были только по В.З.) Но их сердца уже были вполне подготовлены для того, чтобы принять жертву Христа и стать ему преданными помощниками, ибо в него они уже верили по свидетельству Иоаннову.

5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
Принятие водного крещения во имя Христа Иисуса показывает, что жертва Христа - ценится и принимается верующим в Бога, что отныне верующие готовы нести ответственность за обет доброй совести пред Богом и Христом Его, образно "умереть" для прошлой греховной жизни и "воскреснуть" для жизни во Христе Иисусе, чтобы идти по следам его (1Петра 2:21; 3:21). Крещение в воде во имя Иисуса Христа - это начальный этап для последующего крещения святым духом.

По символическому значению водное крещение во имя Иисуса можно сравнить с обрезанием потомков Авраама: обрезание плоти - было знаком вступления богобоязненных людей в завет с Богом, который позже обрёл "форму" Моисеева Закона с множеством подробностей - вдобавок к обрезанию плоти.
А водное крещение в эре действия Н.З., по сути, символизирует обрезание на сердце, обещание Богу доброй совести со стороны тех, кто готов стать участником Нового Завета с Богом - в качестве христианина (Римл.2:28,29; 1Петра 3:21). Ведь именно о таком Новом Завете пророчествовал Иеремия, предсказывает "обрезание сердца" и закон Бога, "написанный на сердце" (Иер.31:33). Принял водное крещение во имя Иисуса - значит, вступил в Новый Завет с Богом.
А кто вступил в Н.З. с Богом (Кто дал обет Богу "обрезывать" своё сердце и хранить совесть чистой) - тот может быть призван также и через крещение святым духом - в качестве помазанника, что и произошло с ефесянами далее.

6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати
Теперь, после принятия водного крещения во имя Иисуса, Павел мог показать им, как сам Иисус Христос крестит своих учеников - после водного крещения во имя его: через рукоположение Павла по благоволению Христа сошёл на них дух святой, ибо Иоанн крестил всех в воде, а Христос должен был крестить всех духом святым, для того и призван был (Иоан1:33, см. также Марк 1:8 )

Павел, как видим, тоже имел дар посредника передачи духа святого от Иисуса Христа через возложение рук (кроме него в Писании свидетельство о наличии такого дара встречается только у первых апостолов).
А для того, чтобы ученики Ефеса могли понять, что означает быть крещёнными духом святым – Бог дал и им в знамение дар говорить благую весть на разных языках и пророчествовать. Ибо водное крещение никак внешне их не преображало, а знамения крещения святым духом давало им понять, что отныне - они настоящие, полноценные христиане и вера их во Христа - не тщетна.
(в настоящее время, когда есть все книги слова Бога, включая Новый Завет - основные наставления Бога можно узнать через исследование Писания, поэтому явления схождения святого духа в знак помазания христиан - сегодня не так распространено, как в 1 веке)

19:8,9 Придя в синагогу, он небоязненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
9 Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна.
Очень хороший пример тому, как следует поступать в случае, если мнения слушающих проповедь – разделились, и одни внимали словам Павла, а другие – противоречили и мешали ему говорить, злословя путь Господень.

В условиях враждебной обстановки бесполезно продолжать учить слову Божьему, поэтому Павел отделил всех чтущих Бога и слушающих его проповедь - от всех спорщиков и стал общаться только с интересующимися.
Всех спорщиков-противников он просто оставил наедине с самими собой, лишив их возможности возгораться от слов Павла: нет Павла с ними - не за что и уцепиться злословящим его.

К тому же Павла нисколько не трогало, что этих спорщиков интересовала всё же тема о Боге. Он заботился не о том, чтобы пожизненно пребывать в состоянии разговоров о Боге и проповеди в качестве лишь публичного оратора, а в том, чтобы его проповедь была эффективна и целесообразна.
Не было у него лишнего времени для того, чтобы общаться с желающими поспорить о Боге. Ибо с этими любителями поговорить можно время до бесконечности и безрезультатно терять.

19:10-12 Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.
11 Бог же творил немало чудес руками Павла,
12 так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.
Целых два года Павел удержался на этой позиции изоляции от противников. Благодаря этому все греки и иудеи Ассии имели возможность услышать проповедь Павла о Христе и увидеть чудеса, которые Бог творил руками Павла (не сам по себе апостол творил чудеса потому, что человеку из крови и плоти чудеса творить не свойственно, творить их могут только духи чьими-то руками)

19:13 Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.
Павел стал настолько известен в народе, что его именем решили изгонять бесов и некоторые из чародеев-заклинателей. Причём честные заклинатели попались: не от себя изгонять бесов пытались, а всем сообщали, что именем Христа , которого Павел проповедует – изгоняем.

19:14-16 Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.
15 Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?
16 И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома
Однако бесы себя уважали: ну куда ещё не шло, если их силой Божьей апостол Христов изгоняет, но когда своя братия демоническая пытается прикрыться магическим в их понимании именем Павла и своих же гонять – тут извините. Павла они знают и признают превосходство силы Бога, а эти - откуда, дескать, «такие географические новости» - неизвестно, так что получайте за самозванство, отлупил их злой дух и до изнеможения довёл. Так бесславно закончилась попытка заклинателей –чародеев присоседиться к славе Христовых апостолов.

19:17,18 Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.
18 Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.
И благодаря этому случаю имя Иисуса Христа прославилось на всю округу Ефеса даже злым духом (демоном или бесом).

Выходит, и бесы могут сослужить хорошую службу в прославлении Божьих посланников: недавно рассмотренная прорицательница, объявлявшая о том, что Павел – Божий посланник, и этот бес, возмущённый тем, что не Павел его изгнать пытался, а свои же, мошенники.
Этот случай так напугал всех, что стали приходить к Павлу отовсюду и рассказывать о всех своих тайных грехах. Снова видим, страх – не последний двигатель в принятии здравых решений.

19:19,20 А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм].
20 С такою силою возрастало и возмогало слово Господне.
В том числе страх не угодить Богу оказался хорошим двигателем и в желании избавиться от всех демонических предметов. Книги по магии и чародейству (видимо, в Ефесе эти явления процветали) - без сожаления полетели в огонь, и не пожалели даже о дороговизне их те, кто понял, насколько они опасны для жизни. В общем, Ефес был весь охвачен словом Божьим и количество собраний христиан в нём возрастало трудами Павла для Бога. Есть с кого брать пример и современным христианам.

Здесь возникает вопрос: почему они сожгли книги, если книги можно было продать, выручив за них немалую сумму? Зачем же непременно сжигать? Во-первых, надо понимать, что обогатиться «мздой неправедной» - это неправильно (продавать другим то, что ведёт их ко греху – это неправильно). Во-вторых, все предметы чародейства связаны с духовными сподвижниками дьявола, что может оказаться сетью для владельца и от чего следовало избавляться только сжиганием (Втор.7:25), что и сделали христиане Ефеса.

19:21 Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим
Видя по правильным делам христиан из Эфеса, что они более или менее уже на ногах, Павел принял решение двигаться дальше: нет цели пожизненно нянчиться с младенцами и за руку их водить до смерти, надо давать им возможность ходить самим. Иначе вставать самостоятельно после возможных падений - никогда не научатся.

19:22 И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии.
Написано, что Тимофей и Ераст служили Павлу – как видим, ничего зазорного в том, чтобы быть Павлу послушными помощниками во всём – эти двое не испытывали, ибо признавали его превосходящий опыт и способности.
Напротив, для них было честью послужить апостолу в деле Божьем. Потому он мог на них рассчитывать и посылал их в те собрания, где нужна была духовая помощь.
Как ни раскладывай, а в деле Божием без организатора – ну никак не обойтись. Исполнителями могут быть все – и организаторы в том числе. А вот организатором чтобы быть – нужна помощь свыше.

19:23-25 В то время произошел немалый мятеж против пути Господня,
24 ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль,
25 собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше;
Понятно, что не всем было выгодно принимать путь Господень. Особенно, если он был помехой в процветании бизнеса. Поэтому все ремесленники, зарабатывавшие на производстве идолов для рукотворных храмов, о которых Павел говорил, что всё это ни к чему, – возмутились против Павла.

И надо отдать им должное – не стали они между собой придумывать благородных причин для бунта против апостола, не церемонились в подборе уважительных причин, чтобы красиво друг перед другом выглядеть, а прямо и честно обвинили Павла в том, что если им признать его правоту, то идолопроизводство остановится, бизнес рухнет и тугие кошельки – станут тощими. Принятие Христа угрожает всем идолопроизводителям - банкротством.

19:26,27 между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.
27 А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная
Они признали также популярность Павла и во вторую очередь после упадка ремесла – вспомнили о возможном падении и спроса на поклонение богине Артемиды, следовательно и храм, нуждающийся в их ремесле по ремонту и поддержанию – также придёт в запустение. И снова в результате - удар по бизнесу, с какой стороны ни подойди – а Павел враг.

19:28-31 Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!
29 И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище.
30 Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его.
31 Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище
Здесь, в масштабе городской публики, они уже не стали опрометчиво кричать «да здравствует наш бизнес идолопроизводства!». Но перевели рельсы на богиню Артемиду в расчёте на то, что её поклонников в Ассии – гораздо больше, чем поклонников их ремеслу, а значит, и кампанию против Павла можно будет на спекуляции с богиней сколотить побольше.
Эффект был достигнут почти мгновенно: толпа горожан разъярилась, схватила первых попавшихся знакомых Павла и поволокла их на публичную площадь (зрелище) для выяснения отношений. Павла на эти публичные «разборки» братья просто не пустили: слишком дорога его жизнь, чтобы его озверевшей толпе показывать, не время и не место Павлу за слово Божье от толпы погибать.

19:32 Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть [собравшихся] не знали, зачем собрались
Как часто бывает в кампаниях по травле найденных «козлов отпущения» – многие из нападающих на них даже не знают по поводу чего, собственно, нападения на них совершать надо. Но за компанию с большинством – с удовольствием и на всякий случай нападают.

Вспомнился гарик Губермана:
Когда-нибудь, впоследствии, потом,
но даже в буквари поместят строчку,
что сделанное скопом и гуртом
расхлебывает каждый в одиночку.

Не стоит подвизаться с толпой под что- то, не разобравшись в сути проблемы, даже если толпа многочисленная.

19:33,34 По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу.
34 Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!
Попытка как-то обуздать и вразумить толпу упорядоченным разъяснением - ничего не дала: как раз тот случай, когда следует учитывать вероятность преткновения, ибо толпа на иудее-ораторе преткнулась, так как по поводу поклонения своим богам собралась, которых иудеи не признавали.

19:35-38 Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?
36 Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво.
37 А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили.
38 Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга.
К счастью и на этот раз рассудительный блюститель порядка отыскался: похоже, среди язычников их гораздо больше находилось, чем среди народа Иеговы.
Он вычислил, что зачинщик – бизнесмен Дмитрий –художник и разъяснил толпе, что никто ни на храм Артемиды, ни на богиню храма и не думает посягать. А свои личные претензии по бизнесу – в судах надобно выставлять, а не на публике решать проблемы личного характера.

ни богини вашей не хулили - следует обратить внимание на то, что апостолы не позволяли себе неуважительно относиться к ценностям и верованиям других народов; не допускали оскорблений и насмешек в адрес их божеств. В современности также следует относиться с уважением к верованиям других людей и не позволять себе оскорбительных высказываний в адрес их божеств.

19:39,40 А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании.
40 Ибо мы находимся в опасности - за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание
Всё же хороши образованные блюстители порядка: знают, чем толпу утихомирить, знание законов никому жить не мешает (так что образование - сила! Это для тех, кто утверждает, что светское образование - от дьявола и христианам оно не нужно)
И если сама толпа желает судами быть истерзанной за нарушение спокойствия и за хулиганство, то блюстителю порядка – это было совсем не интересно.
Беспорядочный митинг в итоге был распущен, и все «козлы отпущения» - освобождены от претензий, так не успев вымолвить ни слова.
Дмитрий, в общем, так и не смог свой бизнес за счёт духовности поклонников Артемиды оправдать.
Всё же не стоит свои личные меркантильные интересы - за счёт духовного решать. Для сего дня - это тоже относится.

2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.

3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.

4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, 6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

7 Всех их было человек около двенадцати.

8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

9 Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна.

10 Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.

11 Бог же творил немало чудес руками Павла, 12 так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

13 Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.

14 Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.

15 Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?

16 И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.

17 Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.

18 Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.

19 А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. 20 С такою силою возрастало и возмогало слово Господне.

21 Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим.

22 И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии.

23 В то время произошел немалый мятеж против пути Господня, 24 ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, 25 собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; 26 между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.

27 А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная.

28 Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!

29 И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище.

30 Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его.

31 Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище.

32 Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались.

33 По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу.

34 Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!

35 Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?

Случайные статьи

Вверх