Шлейден и шванн - первые каменщики клеточной теории
Российскому физиологу Ивану Павлову принадлежит сравнение науки со стройкой, где знания, как кирпичики, создают фундамент...
В 622 году из в . Именно это событие считается точкой отсчета исламского летоисчисления.
Термин относится к переселению Пророка Мухаммада и его сторонников из Мекки в Ясриб (будущая Медина), состоявшемуся в 622 г. Переселение связано с тем, что двенадцатилетняя пророческая миссия Мухаммада не нашла широкой поддержки в его родном городе. Последователи, которых он приобрел, и сам Мухаммад постоянно подвергались насмешкам и гонениям.
В 615 г. две большие группы первых , спасаясь от нищеты, на которую их обрекли знатные , и от издевательств, переселились из Мекки в Абиссинию (Эфиопию), где им дал убежище христианский негус. Это была первая волна хиджры. Мухаммад оставался под защитой своего рода, так как хашимитов в то время возглавлял его дядя, Абу Талиб. Но в 620 г. Абу Талиб умер, и Мухаммад лишился и моральной поддержки, и защиты, так как главой рода стал Абу Лахаб, сторонник злейших врагов Мухаммада, впоследствии упомянутый в среди тех, кто осужден на адские муки. Абу Лахаб отказал Мухаммаду в покровительстве, вынудив его искать убежище от гонений. Поиски укрытия вне Мекки привели Пророка сначала в Таиф, но попытки духовного сближения с жителями этого города были безрезультатными. Тем временем ситуация в Мекке обострилась: Мухаммаду угрожали физической расправой. Его враги из влиятельных курайшитов составили заговор с целью убийства Пророка, а чтобы вина за убийство была равномерно распределена между всеми заговорщиками, они решили, что представители каждого рода, участвующие в заговоре, нанесут Мухаммаду по удару. Помощь к Пророку пришла из Ясриба, города, находившегося в 400 км к северу от Мекки.
Во время тайной встречи (ал-акаба) с представителями Ясриба, совершавшими очередное , ему предложили переселиться в их земли, где он будет принят как вождь и , способный принести мир и положить конец междоусобицам. Мухаммад принял предложение старейшин и посоветовал Своим последователям начать переселение незамедлительно, но тайно от курайшитов и небольшими группами. Сам Пророк оставался в Медине во избежание подозрений и покинул ее вместе со своим ближайшим другом одним из последних. В доме остался его племянник, Али ибн Абу Талиб, которого заговорщики, явившись за Мухаммедом, не тронули, а кинулись в погоню за беглецами. Согласно сире, Мухаммаду и Абу Бакру удалось спастись от преследователей, укрывшись в пещере, вход в которую чудесным образом заткал паутиной паук. Преследователи увидели паутину и, решив, что пещера необитаема, не стали ее осматривать. Несколько дней беглецы скрывались в пещере, а затем кружным путем через пустыню вышли к южной окраине Ясриба.
Традиция сообщает, что они прибыли в Ясриб в 12-й день раби ал-аввала 622 г. Навстречу Мухаммаду устремились жители города, предлагая ему кров. Пророк был смущен гостеприимством горожан и доверил право выбора своему верблюду. Земля, на которой остановилось животное, тут же была подарена Мухаммаду для возведения дома.
Хиджра Вы узнаете Как Пророк Мухаммад переселился из Мекки в Ясриб (Медину) Как Мекка стала религиозным центром мусульман Какой была судьба ислама после кончины Пророка Основные понятия Хиджра Халифы Хиджра Пророка в Медину. Хиджра – так называется переселение Пророка Мухаммада и других мусульман из Мекки в город Ясриб. Это событие произошло в 622 году. К этому времени значительная часть жителей Ясриба уже приняла ислам. Мусульмане-мекканцы стали тайно покидать свой родной город и перебираться в богатый оазис Ясриб, расположенный в 400 км от Мекки. В Мекке из мусульман остались только Абу Бакр, Али, Зайд и еще несколько семей мусульман. Сам Пророк Мухаммад вместе с верными ему людьми остался в ожидании разрешения Аллаха покинуть город. В это время вожди и старейшины курайшитов собрались, чтобы решить, как им быть дальше. Одни предложили изгнать его из Мекки, другие - заковать его в цепи. В конце концов они приняли решение: убить Пророка. Отобрали одиннадцать юношей из знатных горожан и дали им по мечу. Договорились убить Посланника Аллаха ночью одновременным ударом всех мечей. Когда стемнело, заговорщики собрались у дверей дома Пророка и стали ждать, пока он заснёт. Но Посланник Аллаха вышел из дома, прошёл мимо заговорщиков, посыпав на их головы песок и ослепил их. Затем они вдвоём с Абу Бакром покинули город. Курайшиты бросили все силы на поиски Пророка и его спутника, 3 дня и 3 ночи Мухаммад и Абу Бакр укрывались в пещере. Вход ее по преданию заткал паук своей паутиной,поэтому враги не заметили их. С тех пор мусульмане не трогали пауков, а курайшиты обещали выплатить вознаграждение сто верблюдов тому, кто доставит им любого из беглецов живым или мертвым. Но все это оказалось напрасным, а Пророк и Абу Бакр покинули пещеру и направились в Медину. Путники добрались до местечка Куба в окрестностях Ясриба. В Кубе Пророк Мухаммад провёл четыре дня и построил свою первую мечеть. В пятницу он продолжил путь и верхом на своей верблюдице въехал в Ясриб. С тех пор этот город называется Мединой - Городом Пророка. Мусульмане были охвачены радостью по случаю прибытия Пророка, и каждый из них горел желанием принять его в собственном доме. Однако верблюдица продолжала идти, пока не дошла до квартала его родственников по материнской линии. Она остановилась на том самом месте, где ныне возвышается зеленый купол Мечети Пророка. Пророк приучал мусульман к взаимной помощи и поддержке. В результате мусульмане Медины с течением времени стали для человечества примером братства и единства. Кроме мусульман в Медине проживали язычники и иудеи. Большинство язычников приняли ислам, а с иудеями было заключено соглашение. Мусульмане и иудеи решили, что будут поддерживать добрые отношения и в случае нападения врагов на Медину, они будут вместе защищать город. Так в Медине стали мирно уживаться сторонники разных религий. Медина с ее окрестностями стала городом-государством, которым руководил Посланник Аллаха. Мухаммад стал судьей и духовным руководителем мусульманской уммы – общины верующих. Хиджра принесла великое благо исламу. В Медине они впервые почувствовали себя свободными и сильными. Они теперь могли не таясь поклоняться Аллаху. Возвращениев Мекку. В течение еще нескольких лет отношения между мусульманами-мединцами и язычниками-мекканцами были различные этапы: они воевали между собою и заключали перемирия. В 630 г. Мухаммад с войском выступил походом на Мекку. «Не убивайте детей, женщин, стариков, не разрушайте постройки» - так напутствовал Мухаммад мусульман перед походом. Город, где родился, вырос Пророк и откуда был вынужден переселиться, сдался без кровопролития. Мухаммад не стал мстить своим врагам и проявил к ним снисходительность, приказав простить всех, воевавших против мусульман и против него самого. Он проявил великодушие даже по отношению к самым лютым врагам. Теперь Мекка вновь стала религиозным центром ислама, священным городом, местом паломничества мусульман. Мухаммад лично показал, как нужно правильно проводить хадж. Этот обряд строго соблюдается на протяжении всех веков вплоть до сегодняшнего дня. Кончина Пророка. Пророк Мухаммад скончался после долгой болезни в июне 632 г. ему было 62 года. За день до кончины он раздал неимущим все, чем владел. Это были 7 динаров. Он подарил мусульманам свое оружие, а небольшой принадлежавший ему участок земли завещал отдать как пожертвование. Весть о смерти Пророка стала потрясением для мусульман, многие из них отказывались верить в нее. Пророк был похоронен в своем доме в Медине. После кончины Мухаммада руководили мусульманской общиной праведные халифы – его преемники. Праведные халифы отличались от царей. Они вели скромную жизнь, не имели охраны, и общались с простыми людьми. Двери их домов всегда были открыты для всех мусульман. Именно в их правление ислам распространился во многих странах на территории Ирака, Ирана и Средней Азии, Северного Кавказа именно тогда???, Ближнего Востока, Северной Африки. Мусульманское летосчисление и календарь. С переселения Мухаммада в Медину для мусульман начался отсчет времени по-новому. Первый год Хиджры, начавшийся 16 июля 622 г., стал первым годом мусульманского летосчисления. Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется появлением нового месяца. Год мусульманского календаря состоит из 354 или 355 дней, а сами месяца составляются из 29 и 30 дней. По сравнению с солнечным календарем, в мусульманском календаре ежегодно происходит сдвиг назад на 10 дней. Лунный календарь не связан со сменой времен года. Так, например, если в одном году начало года месяц мухаррам приходится на середину лета, то через пятнадцать лет оно придется на зиму. Благодаря этому такие религиозные обряды, как пост в рамадане или паломничество в Мекку, попадают на разные времена года. Из-за различной продолжительности года в мусульманском и григорианском?? календарях перевод дат из одного летоисчисления в другое труден. Чтобы установить, какому году нашей эры соответствует тот или иной год хиджры, пользуются либо различными формулами, либо справочными таблицами. Вопросы и задания Как относились мусульмане к Пророку Мухаммаду? Какие трудности выпали на долю Мухаммада? Чему Пророк Мухаммад учил людей? Благодаря каким своим поступкам он стал образцом для поведения? Каковы годы жизни Пророка Мухаммада? Урок 7 Священный Коран. Сунна Пророка Мухаммада Вы узнаете О чем говорится в Коране Как мусульмане относятся к Корану О чем рассказывает Сунна Основные понятия Суры Аяты Сунна Хадисы Коран. Коран – главная священная книга мусульман. Он состоит из 114 сур, или глав, а каждая сура состоит аз аятов, или стихов. Самая короткая сура состоит их трех аятов, а самая длинная сура включает 286 аятов. Все суры Корана имеют свой номер и название. Например, первая сура называется «Фатиха», а ее название можно перевести как «Открывающая Книгу». Каждая сура открывается словами: «Бисмиллях иррахман иррахим» , что переводится, как «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!» Когда цитируют Коран, то указывают номер суры и аята: «О те, которые уверовали! Обращайтесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, Аллах – с терпеливыми!» (2:148) Ангел Джибрил передавал Священный Коран Пророку Мухаммаду в течение 23 лет. Коран был ниспослан с небес на арабском языке. Сначала аяты Корана мусульмане запоминали устно со слов самого Пророка, а потом стали записывать со слов посланника на листьях финиковых пальм, верблюжьих лопатках, камнях. Позже весь текст Корана записали в виде отдельной книги и стали читать его вслух. О чем говорится в Коране? Прежде всего о том, что всякий человек должен верить в Аллаха. В Коране говорится, что Бог один и един, и кроме Него нет никаких других божеств. В Коране говорится обо всем, во что должен верить мусульманин: и в ангелов, и в Священные Писания, и в Посланников Бога, и в наступление Судного дня и вечной жизни после смерти, и в то, что все происходит по воле Бога. Коран учит отличать добро от зла, мир от вражды. В Коране также говорится, как должен себя вести человек среди людей, устраивать свою жизнь в семье. Как он должен молиться, поститься. В Коране можно найти множество исторических рассказов, а также описания Рая и Ада. Но это не значит, что в Коране есть все. Коран это главная книга, которая определяет религиозную жизнь человека. Но ему нужно знать все остальные науки и предметы, поэтому каждый из нас должен читать много других книг. Когда мусульманин должен читать Коран? Коран читают во время молитв, поэтому каждый мусульманин обязан знать по-арабски хотя бы одну суру из Корана, например, «Фатиху». Коран читают еще и когда мусульмане собираются вместе за столом по случаю праздника, свадьбы или поминок. Коран читают, когда посещают могилы предков или отправляются в дальний путь. Если человек не знает арабского языка, но хочет узнать, что написано в Коране, то он может почитать эту книгу в переводе на русский или другой родной для него язык. Если человек не может понять смысл написанного в Коране, он должен обратиться к знающему человеку, к старшему или к имаму в мечети. Вот русский перевод первой суры «Аль-Фатиха»:
Мухаррам знаменует собой начало нового года по мусульманскому летоисчислению. Оно ведётся от даты переселения (по-арабски «хиджра») пророка Мухаммада ﷺ из Мекки в Ясриб, переименованный позже в Медину («город Пророка ﷺ »). Это переселение было совершено в 622 году по григорианскому летоисчислению. Об истории хиджры повествуется в книге «История пророков» досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави .
Когда притеснения со стороны неверных стали невыносимыми, сподвижники пожаловались Пророку ﷺ . Пророк ﷺ разрешил им переселиться и сказал, что лучше идти в город Ясриб. Получив разрешение Посланника Аллаха ﷺ , сподвижники группами стали готовиться к переселению. Поскольку Любимец Всевышнего ﷺ указал на Ясриб, все, у кого была возможность, направились туда. Из-за препятствий, чинимых мекканскими неверующими, мусульмане были вынуждены выйти в путь тайно, поздней ночью.
‘Умар ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ же, уходя, открыто объявил: «Вот я ухожу. Кто хочет, чтобы его дети осиротели, жена овдовела, заплакала мать , встаньте на моем пути!». Но найдется ли соперник ‘Умару ибн Хаттабу ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ , исполненному имана, не страшащемуся смерти ?! Чтобы выступить против него и помешать ему, надо было не знать его саблю.
Все мухаджиры (1 ) переселились в Медину , Любимец Аллаха ﷺ же остался среди язычников. До получения разрешения Всевышнего он вместе с Абу Бакром ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ и ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ оставался в Мекке .
Ангел Джибриль ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ прибыл к Пророку ﷺ , чтобы сообщить о коварном плане курайшитов, и посоветовал ему ночью уложить в своей постели ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ . Он передал ему разрешение Аллаха на переселение (хиджру), велел отправиться к Абу Бакру ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ и готовиться к отъезду этой ночью.
Каждый хотел, чтобы Любимца Господа ﷺ остановился у него. Посланник ﷺ , никого не выделяя, отвечал так, что все остались довольны. «Аллах повелел верблюду, дайте ему идти куда велено», - сказал он. Верблюд с Ахмадом ﷺ на спине пошёл вперед и остановился, опустившись на колени, на месте будущей мечети. Затем верблюд встал с этого места, пошел дальше и остановился также у дома Абу Аюба. После этого он снова встал и вернулся туда, где останавливался раньше, и обосновался там. Он посмотрел по сторонам и начал урчать. Пророк ﷺ сказал, что здесь место его жилища, и спешился. Он выразил желание построить здесь мечеть. Участок предлагали ему даром, но Пророк ﷺ не согласился принять дар. Владельцами этой земли были двое сирот, о которых заботился сын Зарарата. Любимец Всевышнего ﷺ отдал сиротам десять динаров и начал закладку фундамента мечети.
Согласно версии, приведенной в книге «Ис‘афу ррагибин», строительство началось в конце месяца раби аль-авваль, а завершилось на следующий год в месяце сафар. В строительстве принимал участие и сам Пророк ﷺ , он носил камни вместе со сподвижниками. В то время как другие носили по одному кирпичу, Аммар брал всегда по два. Рядом с мечетью построили и две комнаты – для Савды и ‘Айши. До окончания строительства мечети и комнат Ħабîб ﷺ жил в доме Абу Аюба.
переселение Пророка из Мекки в Медину
Хвала Аллаху, который отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы возвысить её над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам. Мир и благословение избранному Аллахом в качестве доброго вестника и предостерегающего увещателя для миров, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
Посланник Аллаха ﷺ является примером и светочем, указывающим путь всем людям. Его жизнь переполнена событиями, являющимися уроком для его последователей, вдохновляющими их к благим поступкам. Одним из таких событий является Хиджра (переселение) Пророка из Мекки в Медину.
Для совершения Хиджры были причины. Среди них необходимость переселения в силу известных причин и обстоятельств, а также ряд причин упомянутых ниже. Самые главные из этих причин:
— Усиление вражды со стороны курайшитов и располагавшихся вокруг Мекки обществ против призыва Пророка ﷺ, которая проявлялась в его отвержении, а также идеологическом и экономическом противостоянии. Дело дошло до того, что они прибегли к преступному решению: покушению на жизнь Пророка ﷺ с тем, чтобы приостановить пророческую деятельность Мухаммада ﷺ. Это послужило поводом для поиска другого, более благополучного места, где будет принято небесное напутствие и будет свобода для его распространения среди людей.
— Потеря в Мекке самого дорогого помощника и защитника. Большая часть родственников Пророка ﷺ выступили против призыва к Исламу, и к нему на помощь пришли только несколько членов его семьи, самым главными из которых были его дядя Абу Талиб и жена Хадиджа. По воле Аллаха им суждено было покинуть этот мир в один и тот же год. Абу Талиб и Хадиджа были для Пророка ﷺ надежной опорой и помощью.
— Поиск подходящей среды для принятия призыва Пророка ﷺувенчался успехом, когда группа жителей Медины поспешили присягнуть Пророку ﷺ на принятие веры, предоставление убежища и оказание помощи (вторая присяга Акабы в Мине).
— Сохранение пророческого послания беспристрастным, чтобы честь и заслуга этого послание принадлежала только Аллаху и Его Посланнику, и никто не мог сказать, что мекканцы поддерживали Пророка ﷺ из-за национальной и племенной принадлежности. Воля Аллаха была в том, чтобы он и его призыв были приняты чужим обществом, а не его соотечественниками.
Когда со стороны курайшитов усилились вражда и козни против Пророка ﷺ, он решил совершить хиджру и начал тщательно готовиться к этому событию. Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: «Посланник Аллаха пришел к Абу Бакру и сказал: Я получил разрешение переселиться. И тот воскликнул в ответ: Значит ли это, что я буду сопровождать тебя?l Аиша продолжает: Клянусь Аллахом, я никогда раньше не видела, как плачут от радости, пока не увидела в тот день плачущего Абу Бакра».
Пророк ﷺ и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) вышли из Мекки и направились в пещеру Саур, которая находилась к югу от Мекки, и укрылись в ней.
Абу Бакр отдал поручение своему сыну Абдуллаху прислушиваться в городе ко всему, что о них говорят, и приносить эту информацию вечером того же дня к ним в пещеру. А Асма дочь Абу Бакра каждый вечер должна была снабжать их продовольствием и всем необходимым в этих условиях.
Курайшиты объявили вознаграждение в сто верблюдов тому, кто приведет Пророка и его спутника и люди начали усердно искать. Преследователи добрались и до входа в пещеру. Абу Бакр рассказал: «Находясь в пещере вместе с Пророкомﷺ , я сказал ему: О Посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то увидит нас! Пророк ﷺ ответил: А что ты скажешь о двоих, третьим из которых является Аллах. Мы покинули пещеру, когда поиски все еще продолжались, и никто не смог обнаружить нас кроме Сураки ибн Малика бин Джу’шума, который преследовал нас верхом на коне. Тогда я воскликнул: Это погоня настигла нас, о Посланник Аллахаl Он же сказал мне: Не печалься, поистине Аллах с нами!» Всевышний Аллах спас Пророка ﷺ от козней курайшитов и они не смогли его победить. Он благополучно добрался до Медины, и жители города встретили Пророка ﷺ с любовью и радушием. Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел более радостного и светлого дня, чем тот день, когда посланник Аллаха ﷺприехал к нам, и никогда не видел дня более мрачного, чем тот день, когда Посланник Аллаха ﷺ умер».
20 сентября 622 года произошло переселение (хиджра) Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. Один из величайших праздников ислама — Ночь Хиджры. Это память о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В эту ночь Мухаммед и Абу Бакр, выйдя из родной пророку Мекки, достигли Медины, где к тому времени сложилась мусульманская община. После этого исламская религия стала известна по всему свету, распространившись во все края земли.
Сегодня мусульмане всего мира вспоминают событие, которое праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб положил в начало исламского летоисчисления. Тем самым было ознаменовано начало эры ислама.
С самого первого дня исламской проповеди Мухаммеда и примкнувших к нему сторонников со злобой преследовали необращенные соплеменники. А уж после того, как курайшиты (правящее племя древней Мекки; из купцов этого племени происходит пророк Мухаммад) узнали, что пророк заключил договор с жителями города Ясриб, и число мусульман среди них выросло, обстановка вокруг Мухаммеда, жившего в ту пору в Мекке, стала и вовсе нетерпима.
Дело в том, что старейшины Ясриба предложили мусульманскому пророку переселиться к ним и возглавить их. В Ясрибе в ту пору жили постоянно враждовавшие друг с другом евреи и арабы, но и те и другие надеялись, что правление Мухаммеда покончит с бесконечными распрями и принесет долгожданный мир. Произошло это на тринадцатый год проповеди пророка.
С тех пор Мухаммеда и единоверцев притесняли в Мекке до такой степени, что запрещали им проповедовать, призывать людей к исламу, открыто молиться возле Каабы. Над мусульманами издевались и унижали их так, что в конце концов сторонники ислама попросили Мухаммеда позволить им покинуть родной город и переселиться в края, где они будут избавлены от гонений, забрасываний камнями, попыток сжить со свету. Пророк Мухаммед согласился с их доводами и указал им на Ясриб — город, который вскоре получил название Мадинат ан-Наби, то есть город Пророка или просто Медина.
Асхабы (сторонники пророка Мухаммеда) начали готовиться к переселению. Опасаясь язычников, переезжать в Медину они были вынуждены тайно. Асхабы покидали родной, но такой неласковый город под покровом ночи и маленькими группами, не заботясь об имуществе. С собой сторонники Мухаммеда брали лишь самое насущное: не за легкой жизнью гнались они, переселяясь в Ясриб, а лишь желая беспрепятственно молиться и проповедовать ислам.
Но не все уходили тихо. Например, ближайший сподвижник Мухаммеда, второй праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, известный храбростью и силой, в разгар дня, на глазах множества язычников, семь раз обошел Каабу, вознес молитву Единому Богу и обратился к взирающей на него толпе многобожников со следующей речью: "Кто хочет оставить свою мать без сына, кто хочет оставить своего ребенка сиротой, кто хочет сделать свою жену вдовой, пусть попробует воспрепятствовать мне сделать Хиджру" (то есть, "переселение").
Мало-помалу Мекку покинули все мусульмане, кроме самого Мухаммеда, первого халифа и тестя пророка Абу Бакра, на чьей дочери Аише тот был женат, кузена и зятя Мухаммеда Али и немногих мусульман, которые не могли уйти из города из-за плохого здоровья. Сам пророк попросил Абу Бакра остаться с ним, ожидая повеления Аллаха на собственное переселение.
Минуло четыре месяца. Пока пророк с ближайшими соратниками оставался в Мекке, в Медине росла мусульманская община. Создалось братство мухаджиров, как называли переселенцев из Мекки, и ансаров — мусульман Медины.
Но язычникам в окружении пророка Мухаммеда рост и усиление ислама в Медине был что нож острый по сердцу. Понимая, что сердцем исламской проповеди является Мухаммед, онисобрались на совет и вынесли пророку смертный приговор. Задумано было хитро: убить Мухаммеда должен был не один человек, а по одному представителю каждого рода города Мекки. А чтобы род пророка не смог отомстить по закону кровной мести, нанести удар Мухаммеду все убийцы должны были одновременно.
Согласно мусульманскому преданию, Аллах открыл Мухаммеду злодейский умысел язычников, послав к нему ангела Джибриля. Одновременно с этим Всевышний повелел своему пророку в ту же ночь совершить хиджру. Мухаммед и Абу Бакр немедленно покинули родную Мекку. В городе остался только Али, который должен был вернуть доверенное ему на хранение имущество — он-то и встретил убийц, пришедших по душу пророка Мухаммеда.
Но голова Али не была им нужна. Узнав, что Мухаммед вслед за своими единоверцами совершил хиджру, разъяренные язычники бросились в погоню. Мухаммед не успел уйти далеко, и, чтобы спрятаться от преследователей, ему пришлось три дня провести в пещере Савр недалеко от покинутой Мекки. Страшные минуты пережили беглецы, когда убийцы добрались до пещеры и были буквально на пороге… но Всевышний затмил им глаза и разум: ни одному даже в голову не пришло заглянуть внутрь.