Здание построено без разрешения строительство. Строительство без разрешения на строительство

Когда мы говорим о возможности какого-то действия, то желательно всегда понимать на сколько это действие законно и какие последствия могут возникнуть по ходу реализации задуманного. После выяснения последствий возникает желание разобраться, как можно все-таки начать действие, и иметь минимальные риски при его реализации. Поскольку я занимаюсь организацией строительных проектов, то Вы уже догадались, что речь идет о начале строительства объекта до момента получения разрешения на строительство. Эта статья в первую очередь адресована застройщикам, которые в основном являются только инвесторами строительного проекта, но при этом несут персональную ответственность за процессы, происходящие на их земельном участке. Поэтому постараюсь при изложении своих мыслей быть понятным и непрофессиональной аудитории, объясняя по ходу изложения некоторые термины и определения.

Сразу же хочу пояснить кто такой застройщик. Понятие - застройщик четко определено Градостроительным кодексом РФ, как физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта . То есть застройщик – это лицо, которому на праве собственности или любом другом законном праве (например, аренды) принадлежит земельный участок, на котором он осуществляет строительство объекта.

Принятая в 2004 году редакция Градостроительного кодекса определила единый алгоритм действий по реализации строительного процесса любого объекта независимо от его функционального назначения. Только выполняя определенные Градостроительным кодексом процедуры, возведенный объект будет соответствовать требованиям законодательства в области промышленной, экологической, технической и пожарной безопасности. Таким образом, государство обеспечивает безопасность своих граждан, поскольку построенный в соответствии с определенными законом процедурами объект не может нанести ущерба безопасности граждан при его эксплуатации. Этот тезис является ключевым при поиске путей решения вопроса, поставленного настоящей статьей - можно ли начать строительство объекта до получения разрешения на строительство.

Принятие решения застройщиком о начале строительства без разрешения часто вызвано в большинстве случаев вполне логичными причинами:

  • отсутствие времени в связи с необходимостью срочной реализации бизнес-проекта;
  • отсутствие финансовой возможности привлечь на начальном этапе специалистов в этой области;
  • реже, незнанием требований законодательства о необходимости легального осуществления строительства.

Однако, застройщик должен знать, что Кодексом РФ об административных правонарушениях (статья 9.5.) предусматривается за различные нарушения установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и ввода его в эксплуатацию не только штраф, накладываемый на юридических лиц, в размере до одного миллиона рублей, но и возможность приостановления деятельности организации на срок до девяноста суток.

Куда более тяжелые последствия могут возникнуть при обращении в суд органов государственной власти с иском к застройщику о признании возведенного объекта - незаконной постройкой. В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ: самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил . Чаще всего такие иски заканчиваются решением суда о сносе объекта, причем за счет средств застройщика.

Сразу же имеет смысл разделить различные ситуации, которые имеют различные процедурные реализации строительных проектов. Сначала рассмотрим случаи, при которых вообще не требуются разрешения на строительство.

Статья 51 Градостроительного кодекса определяет перечень таких объектов:

  • строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  • строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
  • .

Точности ради, следует отметить, что я привел не все случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, но я выбрал те, которые имеют непосредственное отношение и представляют интерес по вопросу разбираемой нами темы.

Начнем по порядку, так как кажущаяся на первый взгляд конкретность законодательства не является на самом деле таковой в связи с отсутствием в ряде случаев четких критериев.

Случай 1: строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

Тут все предельно ясно и понятно. Ясно что, ясно где, но не случай основного контингента читателей этой статьи. Предполагаю, что основной круг читателей интересует размещение объектов складского и производственного назначения.

Случай 2: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) . Вот это уже тот случай когда может возникнуть при определенном качестве, планируемого к строительству объекта, попытка застройщика «подтянуть» свой объект под описанные критерии, чтобы на законных основаниях не получать разрешение на строительство. Например здание небольшое по размерам, одноэтажное, из сборных конструкций и не требует существенных затрат на строительство, казалось бы - ну чем не подходящее под критерий «и других». Однако, не все так просто оказывается при более тщательном рассмотрении этого варианта.

Рассмотрим ситуацию.

В соответствии с определением, которое дает Градостроительный кодекс: объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек . К ранее перечисленным киоскам и навесам и опять же других подобных им, добавляются еще временные постройки. Вот и все, что дает законодательство, раскрывая смысл своей нормы. Я считаю, что в этом случае, рассуждая логически, для определения такого типа объектов, которые не требуют разрешения на строительство из-за не относимости к объектам капитального строительства, можно применить критерий объекта недвижимости, который раскрывает Гражданский кодекс. То есть, если планируемый к строительству объект после возведения будет обладать признаками объекта недвижимости: прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства , то он однозначно является объектом капитального строительства. Как говорится, на то она и недвижимость, что не обладает временными, то есть краткосрочными задачами использования, так же как и не обладает возможностью легкого переноса или перевозки. То есть вернулись опять к киоску .

Если у Вас есть сомнения - является ли планируемое к строительству сооружение объектом капитального строительства или наоборот есть соблазн выдать его за таковой, рекомендую учитывать, что возможно доказывать это придется Вам еще и в суде по иску государственных органов власти. Вероятность вашего успеха, при малейших отклонениях от «навеса» или «киоска», из-за отсутствия четкого определения таковых объектов, ничтожна мала. Последствия признания судом построенного объекта самовольной постройкой я приводил выше.

Иногда существуют утвержденные регламенты местных органов власти, определяющих процедуру разрешения размещения временных объектов, навесов, киосков и других. Ну действительно не получать же разрешение на строительство, предварительно разработав проектную документацию на летний навес у кафе. Однако, предостерегаю Вас о том, что если даже Вам удасться «уговорить» и получить, допустим, на здание склада такое разрешение, то это совсем не значит, что у суда при обращении в него искового заявления от прокуратуры к застройщику, инициированного в свою очередь заявлением органа государственного строительного надзора, будут основания увидеть в построенном Вами здании склада киоск.

Не стоит также забывать при обсуждении этого варианта реализации возведения объекта без получения разрешения строительства, о виде разрешенного использования земельного участка. То есть противозаконно строить, пусть даже временный, объект торговли на земельном участке, предназначенном для производственных целей. Вид разрешенного использования земельного участка указан в кадастровом паспорте земельного участка или выписке из него, свидетельстве на право собственности земельным участком, договоре аренды земельного участка, также можно его увидеть в свободном доступе на публичной кадастровой карте Росреестра (rosreestr.ru).

Случай 3: строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования .

Это уже случай вполне возможный к реализации при профессиональном подходе и правильном алгоритме реализации. Но он применим только при наличии уже на участке введенных в эксплуатацию объектов, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка.

Основная тонкость тут заключается в том, что новый объект должен иметь объективные признаки обеспечения основных объектов при их эксплуатации, при этом опять в законодательстве отсутствуют критерии отнесения объектов капитального строительства к вспомогательным. Например, построен и введен в эксплуатацию складской комплекс и планируемое к строительству здание контрольно-пропускного пункта вполне подходит под определение объекта вспомогательного использования. А вот наоборот точно не пройдет: построено и введено в эксплуатацию здание контрольно-пропускного пункта, а здание склада возвести без разрешения на строительство, выдавая его за объект вспомогательного использования. Практике известен случай, когда удалось ввести в эксплуатацию и зарегистрировать газопровод, как объект вспомогательного использования для производственной площадки.

Но и с этими вспомогательными объектами необходимо будет позаниматься, так как зарегистрировать их как объект недвижимости, после окончания строительства, сразу в Росреестре (регистрационной палате) скорее всего не удасться. Сложность заключается в отсутствии в Федеральном Законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перечня подаваемых документов для регистрации вновь возведенных объектов вспомогательного использования. То есть одним законом возведение таких объектов предусматривается, а процедуры их государственной регистрации другим законом не определены. В этом случае государственный регистратор в Росреестре отказывает в регистрации, так как он не является специалистом в области строительства для определения качества объекта капитального строительства. И это законно и логично, так как его функция проводить регистрацию на основании документов, определенных законодательством, которые в отношении объектов капитального строительства вспомогательного использования не определены и критериев отнесения к таковым тоже отсутствуют. Соответственно, получив отказ, необходимо его обжаловать в судебном порядке. Подать исковое заявление о признании построенного объекта, обладающим признаками вспомогательного использования, с необходимостью его государственной регистрации.

Таким образом, судья будет решать возможность признания объекта вспомогательным и самое главное в этом процессе будет представление правильной с точки зрения законодательства организационной, проектной и строительной исполнительной документации, обосновывающую Вашу позицию.

Случай 4: иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется .

Эта норма Градостроительного кодекса говорит о том, что субъекты Российской Федерации своими региональными законодательными актами могут определять перечень объектов капитального строительства, не требующих получения разрешения на строительство. В Московской области в октябре 2014 года, по моему мнению, произошла революция с появлением Закона Московской области № 124/2014-ОЗ от 10.10.2014 года. Он определил для части объектов электросетевого хозяйства, линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи, сетей газораспределения и газопотребления, возводимых на территории Московской области, отсутствие необходимости получать разрешение на строительство. В первую очередь этот закон направлен на упрощение администрирования при осуществлении строительства крупными сетевыми организациями Московской области: ГУП МО «Мособлгаз», ПАО «МОЭСК» и им подобными, но и другим застройщикам он, несомненно, упростил бюрократические мытарства при правильном его использовании. К сожалению, это пока единственный перечень объектов на территории Московской области, не требующих получения разрешения на строительство, определенный региональным законодательством.

Мы разобрали все случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, и выяснили, что не так уж много возможности для маневра. Но даже при принятии застройщиком решения о начале строительства без разрешения, в рассмотренных выше случаях, обязательно необходим грамотный профессиональный подход для реализации задуманного с высокой степенью надежности, для достижения желаемого результата на каждом этапе реализации.

Теперь рассмотрим случай, когда разрешение на строительство получать необходимо, но застройщику необходимо начать строительство по какой-либо причине ранее.

Иногда можно услышать мнение, что допускается до получения разрешения на строительство производство подготовительных работ. На момент написания статьи это не соответствует истине. Такие изменения в законодательство вводились только для строительства олимпийских объектов в г. Сочи. В настоящее время нет возможности начала строительства до момента получения разрешения на строительство.

Но стоит отметить, что в настоящее время проходит межведомственные экспертизы, перед внесением в Государственную Думу, законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс, который в случае принятия позволит начать производить внутриплощадочные и внеплощадочные подготовительные работы по перечню, который определит Минстрой РФ. Начало производства подготовительных работ будет производиться по решению застройщика в уведомительном порядке, с предоставлением определенного перечня документов. Принципиальным в этом законопроекте является то, что на момент начала производства подготовительных работ у застройщика в наличии должны быть утвержденные документы по планировке территории: градостроительный план земельного участка или проект планировки территории, в случае строительства линейного объекта, а также подготовленная проектная документация. Таким образом, выигрыш по времени получится только в случае строительства объекта, для которого требуется прохождение экспертизы проектной документации, которая с учетом администрирования занимает 50-70 дней, и времени администрирования на получение разрешения на строительство после получения положительного заключения экспертизы – от 10 до 30 дней. Для объектов, для которых не требуется прохождение экспертизы проектной документации, выигрыш по времени составит только максимум месяц, сколько обычно занимает время на компоновку уже готовой документации для сдачи и непосредственно само получение разрешения на строительство.

Следует отметить, что для проведения инженерных изысканий на земельном участке, результаты которых необходимы для подготовки проектной документации, не требуется разрешение на строительство, а это тоже занимает время. В обязательном порядке необходимо проведение инженерно-геодезических изысканий, инженерно-экологических изысканий, инженерно-геологических изысканий. Необходимость проведения других инженерных изысканий определяет проектировщик.

Покупка земли всегда считалась отличным вложением денег. Но голая земля не приносит удовлетворения: сразу хочется посадить сад, построить дом... или даже маленький табачный заводик. Однако имеет ли право собственник земельного участка размещать на своих владениях всё, что пожелает? Или есть какие-то законодательные ограничения?

Для начала нужно решить вопрос статуса земельного участка. Существует разделение на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), и те, что специально выделяются под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

Если вы являетесь владельцем первого типа участка, то гарантированно можете использовать свой участок для производства сельскохозяйственной продукции, то есть попросту - разбить там сад-огород. Скорее всего, это как раз ваш случай.

В свою очередь, участки, имеющие статус ЛПХ, подразделяются на две категории: земельный участок в черте поселений (приусадебный участок, категория - «земли населенных пунктов», или как их называли в прошлом - «земли поселений»). И земельный участок за чертой поселений (полевой участок).

В первом случае вы имеете право возведения на своем участке как жилого дома, так и производственных, бытовых и прочих зданий, строений и сооружений, при условии соблюдения градостроительных регламентов, а также строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных правил и норм. Однако тут есть своя особенность: в таком доме нельзя будет прописаться, это можно сделать только в доме, построенном на участке со статусом ИЖС.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ возведение объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных п. 17 названной статьи.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.

Такое разрешение выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании заявления застройщика, к которому прилагается пакет документов, перечисленных в ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок.

Пунктом 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ определено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.

Эти права реализуются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Если строение, сооружение или иное недвижимое имущество, в том числе и магазин, создано на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо возведено без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, то оно является самовольной постройкой (ст. 222 Гражданского кодекса РФ).

Для строительства и постоянного проживания на сельскохозяйственных землях фермерского назначения или личного подсобного хозяйства, покупателю надо становиться ПБОЮЛ - фермером с соответствующим сертификатом.

Чтобы точно выяснить, возможно ли строительство на земельном участке, лучше обратиться в земельный комитет района. У местных властей можно узнать и о возможностях и перспективах перевода земель из одного назначения в другое.

Если ваш участок имеет статус ЛПХ и при этом находится за чертой поселений, то дом или иное строение, например, баню, вы на нем построить по закону не можете.

Смена категорий участков регламентируется Земельным кодексом РФ (ст. 79) и Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (ст. 7).

В зависимости от площади массива и категории земли решение об изменении целевого назначения принимается либо главой администрации района, либо губернатором области. Для подачи соответствующей заявки необходимо собрать большой пакет документов. Кроме того, необходимо оплатить недоимки государству за вывод земельного ресурса из сельхозоборота и недополучение государством продукции с данного массива. Эта процедура длится в среднем от 6 до 12 месяцев.

Если же вы хотите открыть на своем земельном участке промышленное производство - нужно опять менять целевое назначение, и тут все зависит от качества и ценности земельных угодий.

Обязательную автостоянку на 10 мест в придачу к постройке магазина закон не предусматривает, однако в любом случае вам придётся обращаться за разрешительными документами в местные органы администрации, перечисленные выше. Сначала - оформить целевое назначение земли, если таковое не соответствует планируемой постройке магазина, а потом - оформить всю проектную документацию.


Дополнительно

,
Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант"

Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое имеет назначение – рано или поздно планирует построить на нем дом. Кто-то думает о загородной даче, где будет проводить лето и периодически приезжать зимой, кто-то – о полноценном доме для постоянного жительства.

Возможность строительства зависит от определенных характеристик участка: категории земель и вида разрешенного использования. Их можно узнать из кадастрового паспорта (плана, выписки) земельного участка.

Со строительством дома на участке, не относящемся к "землям населенных пунктов", могут возникнуть определенные сложности. Полбеды, если это "земли сельскохозяйственного назначения" – тут возможности перевода участка в нужную категорию довольно большие; впрочем, если владельцу не нужно свидетельство именно на "жилой дом" и не нужна прописка, или он готов прописываться через суд – можно и не мучиться с переводом. Сложнее, если речь идет о землях особо охраняемых территорий, обороны, связи и иных – там разрешение на строительство могут не выдать, а перевод таких земель в другую категорию обычно сопряжен со значительными трудностями, а где-то и вовсе невозможен .

С назначением (видом разрешенного использования участка) тоже могут возникнуть проблемы. Строго формально, например, закон разрешает строить жилой дом на дачном участке или участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (если он расположен в границах населенного пункта), но запрещает делать это на садовом или огородном участке . Однако даже при строительстве на участке, предназначенном для садоводства, – на построенный объект можно будет зарегистрировать право собственности, а также прописаться в нем по суду .

Если участок предназначен "для индивидуального жилищного строительства" или "под обслуживание и эксплуатацию жилого дома" – задача упрощается.

Не верьте тому, кто говорит, что сейчас разрешение на строительство не нужно. Да, права на дом, расположенный на участке, предназначенном под ИЖС или ЛПХ в границах населенного пункта, до 1 марта 2015 года возможно зарегистрировать без такого разрешения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию (при этом для регистрации прав на дом, построенный на дачном или садовом участке, эти разрешения не потребуются и после этой даты ). Однако само по себе разрешение на строительство как документ, дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, по-прежнему нужно , за осуществление строительных работ без него работы законом предусмотрена административная ответственность (причем при продолжении работ штрафовать могут сколько угодно раз).

Частному застройщику (то есть тому, кто собирается строить жилой дом, предназначенный для проживания одной семьи, высотой не более трех этажей ), для получения разрешения нужно всего три документа: правоустанавливающий документ на участок (свидетельство о регистрации, постановление о выделении участка или иной документ), градостроительный план участка и схема планировочной организации. Последний документ оформляется застройщиком самостоятельно и представляет собой условную схему расположения будущего дома на участке (можно снять копию со второй страницы кадастрового паспорта участка и на ней при помощи линейки и ручки начертить предполагаемую область застройки, надписав сверху гордые слова "Схема планировочной организации земельного участка по такому-то адресу").

Градостроительный план нужно получать в местной администрации. Как правило, там вручают длинный список того, что застройщику нужно собрать и принести для оформления такого плана: технические условия на свет, газ, воду и канализацию, свежую топографическую съемку участка, справку от местного органа по охране культурного наследия, некоторые даже проект дома требуют. Скажем сразу: ничего этого застройщик собирать не обязан. Ему достаточно лишь написать заявление о выдаче градостроительного плана (при желании – может приложить к нему копию все того же правоустанавливающего документа на участок, но может и не прикладывать), все остальные документы будет собирать сама местная администрация. На это указал еще в прошлом году Верховный Суд РФ , и подтвердил свою позицию по данному вопросу в нынешнем . Градостроительный план оформляется в течение 30 дней, причем бесплатно .

После получения плана застройщик прикладывает к нему правоустанавливающий документ на участок (если права на участок зарегистрированы – администрация может запросить данный документ и самостоятельно ) и схему планировочной организации участка, сдает документы опять же в местную администрацию, и через 10 дней получает разрешение .

При этом если предыдущий владелец участка уже получал разрешение на строительство, и десятилетний срок его действия еще не истек, то новому собственнику заново получать разрешение не надо – оно не привязано к конкретному лицу, а действует в отношении участка в целом, за исключением отдельных случаев .

Обращаем внимание: если строится дом, предназначенный для проживания более чем одной семьи (многоквартирный или сблокированный – т.н. "таунхаус") – такая "упрощенная" процедура получения разрешения к нему не относится, застройщику нужно готовить все документы, перечисленные в Градостроительного кодекса РФ .

Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. № 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева".
См., например, Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г. № 19-В10-7.
Абзацы второй, четвертый Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. № 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан".
Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Закон № 122-ФЗ).
Закона № 122-ФЗ, Градостроительного кодекса РФ.
и Градостроительного кодекса РФ

Нередко люди игнорируют этап, предполагающий получение разрешающей документации на возведение частного жилого дома. Это приводит к значительным негативным последствиям, так как появляются определенные проблемы с разными государственными органами. Поэтому следует разобраться в том, для чего нужно согласование, как его получить, а также с какими проблемами можно столкнуться при его отсутствии.

Если дом был возведен в соответствии с многочисленными требованиями и нормами, то допускается получить разрешение уже после его строительства, но не получится избежать начисления штрафов.

Законодательное регулирование вопроса

Первоначально надо разобраться в предназначении согласования. Разрешение выдается администрацией региона и некоторыми другими государственными органами только после изучения проекта планируемого строительства и иных документов.

За счет наличия данного согласования можно утверждать , что земля применяется по назначению, а также в соответствии с видом разрешенного использования. Дополнительно учитывается, что используемый проект строительства дома является правильно рассчитанным и разработанным, поэтому пользоваться построенным домом будет безопасно.

Даже при возведении объекта на земле, принадлежащей к ИЖС и правильно оформленной на владельца, при отсутствии разрешения велика вероятность не только столкнуться с необходимостью уплачивать значительные штрафы, но и нередко с принудительным сносом объекта.

Основная информация о получении разрешения на строительство частного дома содержится в ГК, а именно в ст. 51 , содержащей информацию:

Для согласования требуется подготовить определенную документацию , которая передается в администрацию. К этим документам относится паспорт владельца, градостроительный план, проект возведения будущего объекта и правильно сформированное заявление.

Когда оно необходимо, а когда – нет

Разрешение на строительные работы является важнейшим документом, который надо получить до непосредственного строительства любого объекта.

Оно необходимо при возведении любого крупного капитального строения. Дополнительно его надо получить, если проводится реконструкция, затрагивающая основные части сооружения. Его необходимо оформить надо даже при осуществлении значительных работ по , которые затрагивают несущие конструкции дома.

Весь процесс получения разрешения перед непосредственным возведением частного дома делится на последовательные этапы:

  • первоначально собираются нужные документы для согласования, к которым относится , проект будущего сооружения и личные бумаги заявителя;
  • все документы передаются на рассмотрение в администрацию конкретного региона;
  • обычно изучается документация в течение 10 дней, после чего можно получить разрешение.

Отказ может быть обусловлен отсутствием необходимых документов, неправильным использованием земли или иными причинами. Он может быть обжалован в суде, но только при отсутствии веских оснований.

Если принимается положительное решение , то выдается специальный документ, на основании которого можно начинать строительство. Он действителен только 10 лет.

При определенных ситуациях не требуется получение этого разрешения . К ним относится:

  • строительство гаража на участке, который был получен физлицом для некоммерческих целей, а именно для возведения жилого строения, ведения подсобного хозяйства или сооружения садового участка;
  • формирование разных хозяйственных объектов, к которым можно отнести навесы или киоски;
  • строительство вспомогательных сооружений, например, прокладка инженерных коммуникаций, монтаж или подключение сетей, а также создание частной канализации, но все эти действия не должны осуществляться для коммерческих целей;
  • возведение некоммерческих объектов, которые предназначены для хозяйственного обслуживания основного дома, причем сюда входят разные бани или сауны, сараи или колоды;
  • бурение скважины, на которое не надо получать разрешение от местной администрации, но этот процесс сопровождается оформлением разрешения в ведомстве, отвечающем за природные ресурсы;
  • осуществление капитального ремонта, но только при ситуации, если никаким образом не затрагиваются несущие элементы строения.

Вышеуказанные исключения не действуют , если формируются опасные высокоуровневые объекты, которые являются действительно сложными в строительстве, поэтому для них надо непременно заранее получать разрешение.

При выполнении любых строительных или ремонтных работ должны специалистами учитываться многочисленные нормы и правила, чтобы процесс был официальным и безопасным.

Также владельцы частных участков должны знать об использования . Она предполагает возможность оформить определенный объект в собственность без разрешения. Но даже в этом случае владелец территории может по ст. 9.5 КоАП привлекаться к ответственности, для чего уплачивает значительный штраф.

Последствия для владельца

Многие люди предпочитают возводить сооружения без того, чтобы заранее согласовать этот процесс. Эти действия являются нарушением законодательства , поэтому такая деятельность приравнивается к незаконным процессам. Это ведет к необходимости нести соответствующую ответственность.

Достаточно просто построить на своем участке любое строение, но сложности могут возникнуть при оформлении разрешения на незаконное сооружение.

К основным негативным последствиям возведения дома без разрешения относится:

Многие люди уверены, что с помощью сторонних фирм узаконить строение не составит труда, но даже такие компании не смогут помочь, если изначально строительство было совершено с разными нарушениями.

Штраф для граждан варьируется от 1 до 5 тыс. руб., а для должностных лиц от 20 до 50 тыс. руб. ИП уплачивают штраф от 20 до 50 тыс. руб., а также может приостанавливаться их работа на срок до 90 дней. Представители компаний уплачивают штраф в размере от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб., а также это может грозить приостановкой работы на срок до 90 суток.

Процесс узаконивания строения

Если предварительно не было получено разрешение на строительство, то придется узаконить уже имеющееся строение.

По ст. 222 ГК самовольные строения не являются собственностью владельцев земли, поэтому не допускается в них жить или предоставлять их в аренду, а также пользоваться для коммерческих или каких-либо других целей.

Узаконить такой дом можно через суд . При этом придется доказать, что строение построено со всеми необходимыми нормами и требованиями, поэтому в нем можно безопасно жить.

Весь процесс узаконивания делится на этапы:

Не всегда принимается положительное решение, поэтому если суд не узаконивает строение, то придется его сносить за счет средств владельца земли.

При положительном решении регистрируется строение , в результате чего получается в Росреестре св-во о собственности.

Таким образом, строительство любого строения должно осуществляться с предварительным получением разрешения. Если оно не будет оформлено, то это становится причиной многих негативных последствий. Узаконить такое строение допускается только через суд. При этом не всегда принимается положительное решение относительно данного вопроса. Такое халатное отношение к возведению дома может приводить к необходимости сноса строения.

О порядке оформления частного дома, построенного без согласования с местной администрацией, смотрите в следующем видеосюжете:

При покупке земли под ИЖС встает основной вопрос о том, где брать разрешение на строительство частного дома на своем участке. Некоторые люди полагают, что приобретения участка самого по себе достаточно для того, чтобы начать возведение своего будущего дома.

Так ли это? Есть ли вообще необходимость оформлять разрешение на строительство дома и если да, то в каких ситуациях. Узнать об этом, а также ознакомиться со списком документов, которые требуются для строительства частного дома на собственном участке, в частности для получения разрешения и где собственно его получать, вы узнаете из данной статьи.

При каких обстоятельствах требуется разрешение на строительство частного дома?

Разрешение на строительство дома на собственном участке — документ, который предоставляет право на возведение частного дома на земельном участке.

Получать разрешение обязательно, если ваша будущая постройка будет располагаться на земельных участках следующих категорий:

  • ИЖС — индивидуальное жилищное строительство
  • МЖС — малоэтажное жилищное строительство
  • ЛПХ — личное подсобное хозяйство

Если земля на которой вы планируете построить ваш будущий дом для постоянного проживания относится к одной из вышеперечисленных категорий, то получать разрешение обязательно. Без него ваша постройка будет считаться незаконной и может подлежать сносу. А также, впоследствии вы не сможете оформить право собственности на возведенное жилое строение.

В случае, если вы планируете строить дом на территории СНТ, т.е. на землях для садоводства и дачного хозяйства, обязательства получать разрешение не возникает.

Еще одним обстоятельством, при котором вам стоит задуматься об оформлении выше обозначенного документа, может быть:

  • получение кредитных средств в банке на строительство вашего дома

Не всегда и не каждый банк требует данный документ при оформлении кредита, однако, такая вероятность существует. Если это ваш случай и вы планируете воспользоваться заемными средствами для возведения своего жилища, стоит получить разрешение на строительство заранее.

Чтобы получить разрешение нужно учитывать ряд требований к будущему строению:

  • будущее строение, оно же ваше будущее семейное гнездо, должно быть предназначено для проживания только 1 семьи
  • строение должно быть высотой в три или менее этажей, при этом подвальное помещение не будет учитываться
  • при строительстве дома следует учесть ограничения и обременения, которые могут быть указаны в вашем свидетельстве о праве собственности на земельный участок.

Хорошая новость состоит в том, что если ваш дом будет иметь три или менее этажей, то необходимо получать только разрешение на строительство и можно приступать к работам по созданию дома.

Плохая новость состоит в том, что если вы планируете строить дом выше трех этажей, то вам потребуется дополнительно заключение гос экспертизы.

Где получить разрешение на строительство частного дома?

Регулируются вопросы, относящиеся к строительству загородных домов и как следствие к получению разрешения на их строительство, Федеральным законом N 190-ФЗ от 29 декабря 2004 года, он же «Градостроительный кодекс Российской Федерации». Соответственно все ответы на вопросы: кто, где, когда и зачем дает именно он.

Согласно выше обозначенному документу выдачей разрешения на строительство дома на собственном участке занимаются органы местного самоуправления по вопросам градостроительной деятельности района, в котором располагается данный земельный участок под планируемую постройку.

Следует подать заявление на выдачу разрешительного документа лично или через законного представителя в Администрацию района, в котором расположен ваш участок ИЖС. На территории крупных городов это можно сделать через многофункциональные центры, предоставляющие государственные и муниципальные услуги (МФЦ), а также онлайн через портал Госуслуг (gosuslugi.ru). В небольших городах и областях необходимо будет обращаться непосредственно в местную Администрацию.

Документы, требующиеся для оформления разрешения на строительство дома на участке ИЖС

  • заявление;
  • документ, который может подтвердить ваше право на владение данной землей;

  • кадастровый паспорт на землю;

  • градостроительный план участка земли (выдается бесплатно органами местной власти — Администрацией города или района, в котором расположен участок земли, на основании заявления собственника);

  • проект дома, составленный с учетом правил застройки, такими как, максимально допустимые размеры участка и параметры будущего строения, его предельное количество этажей и высотность, нормы приближения границ к соседям и т.д. (предоставляется по желанию, в любом виде);
  • топографическая съемка участка (только для Московской области);
  • положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на возводимое сооружение (только для частных коттеджей — домов высотностью превышающей 3 жилых этажа);
  • паспорт гражданина РФ;
  • доверенность, заверенная у нотариуса (в случае если обращение происходит через законного представителя).

Обычно все документы (кроме нотариально заверенной доверенности) предоставляются в виде копий в количестве 1 шт. каждого документа. Также при себе необходимо иметь оригиналы документов для сверки.

Следует отметить, что получение разрешения на строительство требуется только при строительстве жилого дома. При возведении нежилых построек, таких как, гараж, сарай, навес и других помещений хозяйственного назначения, разрешение на строительство не требуется.

Сколько стоит разрешение на строительство частного дома

Разрешение на строительство частного дома выдается бесплатно.

Однако, если вы решите, что процесс получения разрешения слишком сложный для вас и обратитесь в специализированную фирму, которая подаст за вас необходимый пакет документов в административные органы, то это вам может стоить до 50 тыс. рублей и длиться 2-3 месяца. Так что не поддавайтесь панике и страхам о том, что у нас повсюду бюрократия и сделайте это самостоятельно. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Срок выдачи и период действия разрешения на строительство

Разрешения на строительство дома на собственном участке выдается через 10 рабочих дней с момента подачи заявления.

Обычно разрешение выдается сроком на 10 лет. Срок действия будет обязательно указан в выданном разрешении.

Кроме того, с 1 марта 2015 года необходимо получать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после завершения строительства дома.

Видео о том, как получить разрешение на строительство дома на собственном участке

Случайные статьи

Вверх