Как мотивировать себя на учебу советы. Как мотивировать себя на обучение

Приближается новый учебный год, и вопросами «Как мотивировать себя на учебу?», «Как заставить себя учиться?» задаются многие школьники и студенты. Тема мотивации к учебе действительно актуальна, ведь после долгих каникул желания вновь браться за учебники и тетради нет никакого.

Но от учебы, к сожалению, никуда не деться, поэтому нужно как-то браться за голову и снова входить в ритм учебных дней. Но как заставить себя учиться?

Увы, иногда наши желания расходятся с действительностью. Хороший старт в новом учебном году даст неплохой задел до следующих каникул.

Если вы читаете эту статью в середине года, то это не беда – правило «лучше поздно, чем никогда» работает и в этом случае. В данной статье мы постараемся разобраться, как же мотивировать себя на учебу.

Как заставить ребенка учиться?

На мой взгляд, при обсуждении вопроса мотивации к учебе важно разделить методы – для школьников и студентов. Казалось бы, и те, и другие ходят на уроки и пары, конспектируют и учат новый материал, но всё же разница тут есть, причём вполне ощутимая.

Как заставить ребенка учиться? Школьник находится как раз в том возрасте, когда за него несут ответственность родители. Немалую роль в мотивации ребенка к учебе играют как раз действия родителей.

Родители могут поощрить школьника или наоборот – наказать за неуспеваемость. А следить за оценками школьника родителям помогают учителя. Так что ребенок, скорее всего, под давлением родителей и так будет неплохо мотивирован на учебу.

Как мотивировать ребенка к учебе?

В вопросе, как мотивировать ребенка к учебе, метод кнута и пряника для родителей в случае немотивированного школьника работает на ура. Достаточно пообещать за успешное окончание учебного года какую-нибудь награду, и вот, у него уже есть вполне видимая цель, к которой он будет стремиться.

Такой целью может быть новый велосипед или новый компьютер. Тут уж смотрите сами, какие интересы у вашего ребенка.

Вариант для более строгих родителей – это пригрозить школьнику, что за неуспеваемость он будет лишен карманных денег или же просто сокращен в финансах.

Ну и опять же, тут всё индивидуально, и родителям стоит обратить внимание на то, какими ценностями ребенок дорожит больше всего. Для некоторых детей угроза лишения развлечений станет отличной мотивацией к учебе. Выяснив приоритеты и ценности своего чада, родители смогут понять, как заставить ребенка учиться.

Как заинтересовать ребенка учебой

Главное – заинтересовать ребенка в учебе. Если просто повелительным тоном заставлять школьника учиться, то для него это станет исключительно учебой ради учебы. А тогда и речи не может быть ни о какой мотивации. Как же заинтересовать ребенка учебой?

Расскажите ребенку о перспективах, которые ждут его при хорошей учебе. Как полезны и интересны могут быть знания, если правильно подойти к их получению. Это будет действенной мотивацией к учебе.

Мой совет родителям: не забывайте, что для вашего ребенка именно вы – главный педагог и наставник, главный пример. В ваших силах показать ребенку, какие просторы открывает образование и как интересно может быть узнавать что-то новое.

Как мотивировать себя на учебу?

Со студентами всё гораздо сложнее. Студент – это уже почти взрослый человек. Он столкнулся с самостоятельностью, потому как лишился надзора родителей и учителей.

Но учиться по-прежнему надо, пожалуй, даже в больших масштабах. Но как заставить себя учиться, если желания абсолютно никакого нет?

Хочу дать несколько советов немотивированным студентам, как мотивировать себя на учебу, как найти в ней смысл и, возможно, даже начать получать от неё удовольствие.

Советы по мотивации к учебе просты.

1) Не заставляй себя . Возможно, если у тебя отлично развит дар самоубеждения, то тебе удастся на некоторое время заставить себя учиться. Но этот ненадежный способ наградит тебя лишь кучей негативных эмоций.

Чтобы мотивировать себя на учебу, задай себе вопросы: «Зачем мне учиться?», «Что мне даст учеба?», «Как я смогу использовать полученные знания?». Обдумай рационально, что ты можешь получить от образования и какую выгоду из него извлечь.

Мысли о хорошо оплачиваемой работе могут неплохо мотивировать на учебу. Мало того, у тебя появится настоящая, а не эфемерная цель – ты хочешь хорошо устроиться в жизни. И для этого придется поработать.

2) Заинтересуйся . Увы и ах, но скучные преподаватели, которые монотонным голосом рассказывают тебе еще более скучные вещи - это частый случай в жизни студента.

Но на самом деле знания могут стать крайне увлекательной штукой, если правильно к ним подойти. Можно найти учебный или документальный фильм по нужной тебе теме, поискать в интернете информацию, изложенную более доступным языком и так далее.

Если пробудить в себе настоящий, живой интерес к знанию, – не придется задаваться вопросом, как заставить себя учиться. Это лучший способ, попытайтесь воспользоваться этим советом, потому как мотивировать себя на учебу нужно обязательно.

3) Правильно распредели время . Конечно, твои родители хотели бы видеть тебя не отрывающимся от учебников. Но нужно быть реалистами – каждому нужен перерыв. Определись, когда ты будешь учиться, а когда отдыхать. Правильное лавирование между работой и отдыхом – залог продуктивности.

4) Постарайся высыпаться . Заметь, что я написал «постарайся». Многие бывшие студенты помнят свои бессонные ночи, проведенные за учебой. Но всё же хроническое недосыпание приводит ко многим негативным последствиям, да и голова будет работать не на полную мощность.

Сложно-то как заставить себя учиться, когда в голове одни мысли – о сне. Поэтому старайся планировать свое время так, чтобы иметь возможность высыпаться.

5) Стипендия . Самая лучшая мотивация к учебе – это мотивация материальная. Студент, который стремится закончить семестр, чтобы в дальнейшем получать стипендию, – имеет вполне объективную цель. К этой цели он направленно идет.

Даже если знаний хватать не будет, то студент, заинтересованный в получении стипендии, будет изворачиваться другими методами: разговаривать с преподавателями, пользоваться помощью своих товарищей и так далее.

Эти навыки изворотливости помогут студенту и во взрослой жизни, потому что фраза «Хочешь жить – умей вертеться» — это не пустые слова.

Ну и под конец студенческой эпопеи хотелось бы снова обратиться с советом к родителям студентов. Ваш ребенок вырос, но это не значит, что вы должны отдать его на произвол судьбы.

Возможно, ему нужна помощь по учебе или просто пара одобрительных слов. Чувство чьей-то поддержки дает нам ментальную опору, благодаря которой мы справляемся с трудностями жизни.

Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов знал не понаслышке, что такое учеба. На прощание хотелось бы лишний раз упомянуть две знаменитых цитаты Суворова: «Ученье – свет, а неученье – тьма» и «Тяжело в учении – легко в бою».

Надеюсь, что эта статья на тему мотивации к учебе помогла тебе ответить на вопросы «Как заставить себя учиться?», «Как мотивировать себя на учебу?» Помни, что учеба нужна в первую очередь тебе, а не кому-то еще.

На нашем портале саморазвития вы можете узнать еще больше полезной информации, например, о том, или о том, .

Учеба – не ваша сильная сторона, ведь на книжной полке мирно припадает пылью учебник по английскому языку, конспект по всемирной истории волшебным образом превратился в кулек для жареных семечек, а брошюрка с правилами дорожного движения отправилась в бабушкину печь.

А сами вы еще пылью не припали? Так вам точно не светит стать успешным человеком. Так что давайте-ка возьмемся за ум и выясним, как мотивировать себя на учебу.

На учебу мотивировать себя помогут проверенные советы психологов:

1. Подумайте о своих друзьях и знакомых-эрудитах

Ну разве хочется вам снова хватать ртом воздух, когда друг Василий начнет вещать об устройстве Солнечной системе?

А как не задохнуться от зависти, когда подруга рассказывает, что выходит замуж за белозубого американца только потому, что за пару месяцев осилила разговорный английский? А ведь учеба ей в школе не особо-то и давалась!

2. Учитесь с таким же жаждущим знаний, как и вы, чтобы мотивировать себя на учебу

И постарайтесь выпендриваться друг перед другом своими успехами, ведь здоровая конкуренция в этом похвальном деле еще никому не навредила.

3. Мотивировать на учебу может и грамотный, авторитетный наставник

И не стесняйтесь задавать педагогу тысячу и один вопрос, если что-то недопоняли: так вы еще больше мотивируете себя на учебу, Не зря же говорят, что аппетит приходит во время еды.

4. Чтобы мотивировать себя на учебу, нужно всегда видеть «горизонт» – собственно, то, ради чего вы и «умираете» над конспектами и книгами

Хотите стать офигенным пластическим хирургом? Тогда будьте готовы зубрить до полуобморочного состояния названия мышц, костей и сухожилий, а также прочей медицинской терминологии. Но где-то там вас уже ждут миллионные гонорары от звезд эстрады за аккуратные носики и шикарные бюсты.

5. Составьте четкое расписание учебы и вознаграждайте себя чем-то на промежуточных этапах

Выучили три билета на экзамен из запланированных на сегодня шести? Самое время полчаса прогуляться, съесть пару любимых шоколадных конфет или позвонить подружке-хохотушке.

Но помните: награда должна быть равноценной затраченных усилий на учебу, поэтому «махнуть» на шашлыки с ночевкой только потому, что вы выучили 10 новых английских слов– явный перебор.

6. Если учеба для вас – муть, скука смертная и тоска, мотивировать себя поможет система скетчноутинга

Суть ее сводиться к тому, чтобы во время учебы делать не просто записи, а «ментальные карты», понятные именно вам – со смешными рисунками, «угарными» цитатами преподавателей и смайликами. Больше можно прочитать, например, в книге Майка Роде «Скетчноутинг. Пособие по визуализации идей».

7. Настоящих эстетов (а мы уверенны, что вы – именно такой/такая) мотивируют на учебу идеальный порядок на рабочем месте, красивые канцелярские принадлежности, и даже – букет любимых цветов

Оно и правильно: трудно получить удовольствие от учебы, если вы делаете записи огрызком карандаша на старой газете, а вокруг вас – «хаос и анархия».

8. Мотивировать себя на новые достижения помогут идеальные условия для учебы:

— никаких узких юбок, спадающих брюк и лезущей в глаза челки во время учебы– обеспечьте себе максимальный комфорт, даже если для вас он заключается в любимой пижаме с совятами;

— позаботьтесь, о том, чтобы ничто вас не отвлекало от учебы: ни крики «итальянской» семьи, живущей по соседству, ни звонки на мобильный телефон, ни призывно мигающее окошко «аськи».

Если нужно – одевайте беруши, затыкайте уши ватой или учитесь, повернувшись к стене. Вас нет – вы «умерли» и «воскреснете» для мира только тогда, когда вызубрите эту чертову теорему!

— поставьте возле себя бутылку с питьевой водой и какой-нибудь перекус перед учебой, иначе есть риск, что по дороге к холодильнику вы дадите слабину и завернете в гостиную посмотреть новости, а там глядишь – и вы уже где-то на даче у друга детства Сереги «дудлите» пиво.

Тогда мотивировать себя будет уже бесполезно;

9. Не вздумайте размышлять, какими чудными и интересными вещами вы могли бы заняться, если бы не посвятили время учебе

Так мотивировать себя точно не получиться. Так что думаем об учебе, и только о ней, родимой, даже если на улице «травка зеленеет, солнышко блестит».

10. Каким бы дурацким не казался этот совет, но иногда для того, чтобы мотивировать себя на учебу, достаточно просто засесть за учебники и начать учиться

Помните старый добрый анекдот: «Поначалу наш кот не любил пылесос, а потом ничего – втянулся». Вот и вы втягивайтесь!

11. Не создавайте «авральных» условий, если не хотите возненавидеть учебу на веки вечные, а наоборот – мотивировать себя

Вам необходимо написать реферат на пятницу? Не советуем садиться за него в 23.00 четверга, лучше разделите объем работы на два-три вечера.

12. Постарайтесь не замотивировать себя до смерти на учебу

Не пытайтесь выучить три тома «Большой советской энциклопедии» за один присест – ставьте реальные задачи, но неукоснительно их выполняйте.

Инструкция

Другой причиной потери мотивации может быть слабая вера в свои возможности. Когда теряешь веру в себя, появляется страх неудачи. И для многих выходом становиться просто не браться за -либо дело, ведь тогда не будет и неудач. Повышение мотивации в таком случае напрямую зависит от повышения веры в себя. Важно продолжать пытаться учиться не смотря ни на что, только тогда возможен успех.

Мотивация может понизиться, когда скорость обучения не совпадает с ожидаемым темпом. Для решения этой проблемы необходимо разобраться в причинах и продумать свой собственный темп роста.

Еще одним вариантом потери мотивации является отсутствие интереса к учебе. В этом случае необходимо разнообразить обучение. Возможно, это просмотр интересных фильмов и видеороликов, связанных с изучаемой темой или превращение процесса учебы в игру, главное представить учебу в другом, более интересном свете.

Возможно, мотивация угасла по причине отсутствия получения удовольствия в процессе обучения. Такое происходит, когда чаще замечаешь свои неудачи, нежели успехи. В этой ситуации важно переключить внимание именно на маленькие успехи и радоваться любым промежуточным результатам.

Обратите внимание

Учеба - это тяжелый труд. Но без знаний в нашем мире никуда, поэтому в учебе важно упорство.

Полезный совет

Если вам банально не хватает времени на учебу - составьте план на каждый день. Это поможет правильно распределить ваше время.

Источники:

  • как повысить мотивацию к обучению

Многие родители сталкиваются с нежеланием ребенка учиться, делать уроки. И ведь часто дело не в том, что ребенок не понимает материала, а в отсутствии интереса к учебе. И причин этому может быть очень много. Если у него проблемы с математикой, возможно он больше любит гуманитарные дисциплины. А может он не хочет учиться, потому что у него сложности в общении с одноклассниками и учителями. Если выяснить причину, то можно изменить отношение ребенка к учебе.

Инструкция

Если ребенок ваш не хочет делать домашнее задание, да и его успеваемость оставляет желать лучшего, не спешите его ругать и записывать в неучи. Может у него есть серьезная причина, по которой он испытывает такие негативные чувства к учебному процессу. Поговорите с ним, спросите, какие у него отношения с одноклассниками, учителями. Может, его в школе обижают, и этот отрицательный опыт он переносит на все обучение в целом. Если это так, то нужно посоветовать ребенку, как можно решить конфликт с одноклассниками. А вот с учителями, возможно, придется побеседовать вам. Если ситуацию разрешить не удастся, то стоит подумать о смене школы.

Возможно, ребенок не интересуется учебой, потому что преподаваемая программа для него слишком сложная. Многие родители стремятся отдать свое чадо в какую-нибудь престижную школу или гимназию, но при этом не учитывают, что ребенок может и не справиться с предлагаемым уровнем нагрузки. А если он не будет понимать, чему его учат, то интереса к новым знаниям у него тоже не будет. В этой ситуации есть несколько вариантов развития событий. Вы можете сами помогать ребенку в учебе, разъяснять то, что он не понимает, можете нанять репетитора. Возможно, со временем, ему станет легче . А может следует обратить внимание на общеобразовательную школу. Во многих из них не хуже, чем в лицеях и гимназиях. Ведь то, как и что преподается, во многом зависит от учителей, а нет от уровня престижности школы.

Посмотрите на режим дня своего ребенка. Если он мчится на дополнительные занятия, посещает музыкальную или спортивную секции, занимается танцами и т.д., то причина его неуспеваемости и безразличности к учебе кроется в том, что он слишком загружен. У ребенка просто не хватает времени на то, чтобы вникнуть в пройденный материал и сделать домашнее задание. В этом случае сядьте вместе с ребенком и подумайте, от каких секций, кружков он мог бы отказаться. В освободившееся время пусть он отдыхает, гуляет с друзьями, читает книги. В результате вы заметите, как его успеваемость повысилась, а может быть какие-то уроки и дисциплины в школе вызовут у него серьезный интерес.

Бывает, что ребенок не , потому что ему просто лень. Вот тут сложнее бороться с его безразличием к учебе. Понаблюдайте за своим чадом. Возможно, он интересуется какой-нибудь областью знаний, но в рамках школьной программы не может реализовать свой интерес. Например, ему нравится химия, но опыты, проводимые в классе, ему кажутся простыми и неинтересными. Возможно, стоит отдать ребенка в химический кружок, где он сможет реализовать себя. Или можете поговорить с учителем, чтобы он дал подготовить какой-нибудь доклад на интересную и увлекательную тему, которую не проходят в школе. Если сможете разбудить интерес к одному предмету, то возможно, он заинтересуется и другими, подобными дисциплинами. Так, чтобы знать хорошо химию, нужны знания также из области физики и математики. Или ему станет интересно изучать химию живых организмов, поэтому он заинтересуется биологией.

Видео по теме

Источники:

  • Как привить интерес к учебе: рекомендации для родителей

Некоторые родители, имеющие детей-школьников, задаются вопросом: как повысить мотивацию к учебе? Иными словами, как добиться, чтобы они занимались охотно и усердно, старались получать хорошие оценки, чтобы им самим было интересно узнавать новое?

Инструкция

Разумеется, сколько людей – столько и мнений. Кто-то считает, что необходим постоянный строгий контроль за тем, как ребенок, с обязательными поощрениями за хорошие отметки и, соответственно, наказаниями за плохие. Кто-то утверждает, что действовать путем принуждения означает гарантированно отбить у ребенка желание учиться. Нередко приходится и мнение, что вообще незачем мотивировать школьника: мол, в наше время без связей и протекции даже круглый отличник не попадет в престижный ВУЗ.

Прежде всего, обратите внимание на то, хочет ли вообще ваш ребенок ходить в школу, вызывает ли она у него положительные эмоции, или же он воспринимает учебу, как тягостную обузу. И сама мысль о необходимости идти туда вызывает у него отрицательную реакцию, вплоть до депрессии. Во втором случае, не исключено, что в его классе нездоровая психологическая ситуация, а ребенок стал предметом насмешек, оскорблений. Разумеется, говорить об интересе к учебе тут не приходится, и все призывы учиться лучше пропадут впустую. Вам следует или решить этот вопрос с руководством школы, ребенка в другое учебное заведение.

Если же ребенок хочет учиться и охотно ходит в школу, то повысить его мотивацию можно сравнительно простыми, но эффективными способами. Проявите интерес к тому, что происходит в классе, в . Ребенок должен чувствовать, что мама и папа переживают за него, поддерживают. Разумеется, эта поддержка не должна принимать форму назойливой опеки, когда от ребенка требуют отчета чуть ли не за каждую минуту: где был, что делал. Контроль необходим, но в разумных пределах.

Деликатно и ненавязчиво внушайте ребенку, что хорошая учеба – в его же интересах. Образованный, много знающий человек впоследствии может устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу. Объясните ему, что времена «безумных 90-х» в прошлом, и сейчас без знаний не добиться успеха.

Вместе с тем, не делайте из учебы культа, не превращайте ее в навязчивую идею. Если ребенок явно «не тянет» тот или иной предмет, вам надо не ругать его, тем более, наказывать, а спокойно и объективно разобраться, в чем причина. Может в школе недостаточно квалифицированный учитель по этому предмету? Может он почему-то не нашел общего языка с ребенком? В таком случае, надо не устраивать скандалов, а постараться найти хорошего репетитора.

Видео по теме

Причин, вызывающих потерю интереса к учебе, может быть множество: боязнь ошибиться, переутомление, невозможность соответствовать каким-то критериям, неумение учителя найти подход и многое другое. А объяснить, что мешает хорошо учиться, дети младшего возраста еще не могут. Обвинениями, упреками и наказаниями можно лишь усугубить проблему.

Инструкция

Постарайтесь установить причину нежелания . Бывает так, что родители еще до превращают ребенка в , нагружают его всевозможными заданиями, ограничивают время для игр. Следует помнить, что ребенок еще и его потребность играть выше потребности учиться. У таких детей впоследствии учебный процесс вызывает бурю негодования.

Не теряйте чувство меры, стремясь дать ребенку всестороннее образование. Бесконечные нагрузки переутомляют малыша, вследствие чего появляется защитная реакция – нежелание учиться. Учитывайте и индивидуальные особенности ребенка: некоторые дети даже большие объемы материала схватывают на лету, другим же нужно время, чтобы все «переварить».

Не завышайте планку оценок, которые вы ждете от ребенка. Когда родители возлагают на детей чересчур большие надежды, требуют совершенства, оценки ниже чем пятерка воспринимают, как трагедию, ребенок, выбиваясь из последних сил и не получая нужного результата, может просто начать игнорировать учебу вследствие развития комплекса неполноценности (не оправдывает ожидания папы с мамой, учителей, дедушек и бабушек и т.д.)

Постарайтесь выбрать для ребенка хорошего опытного преподавателя, который поможет адаптироваться в коллективе, сумеет сплотить детей. Если же у ребенка непростые отношения с педагогом и одноклассниками, ему будет уже не до учебы. Первый учитель формирует отношение детей к школе, поэтому так важно, чтобы он был мастером своего дела.

Помогайте маленькому школьнику с выполнением домашних заданий, так как из-за неусвоенного материала он может потерять интерес к учебе. Старайтесь хвалить малыша даже за скромные победы. Не делайте излишних замечаний по всяким пустякам, старайтесь поддерживать его во всем. И тогда ваш маленький ученик обязательно будет получать новые знания с удовольствием.

Видео по теме

Отношение ученика к предмету зависит не только от его интереса к изучаемым материалам. Большую роль играет и общая атмосфера, взаимопонимание с преподавателем и в коллективе, форма подачи материала. Повысить интерес у учащихся можно несколькими способами.

Учебные мотивы имеют свойства запускать, направлять и поддерживать те старания, которые устремлены на исполнение учебной работы. Это довольно сложная система, которую образуют мотивы, цели, реакции на успех и отсутствие успеха, настойчивость и собственные установки учащегося. Уже в младшей школе учебная мотивация становится огромной проблемой — дети начинают шуметь, отвлекаться, перестают слушать учителей, не делают упражнения, которые учителя задают домой. Позже, уже в старших классах, желание учиться начинает колебаться. Те причины, которые ясны для взрослого человека, не ясны для младших школьников. Взрослые понимают, для чего им нужно учиться.

Мотивация детей к учебе

Для того, чтобы ребенок хотел учиться, нужно его правильно мотивировать. Ученики в младшей школе могут учиться вполне удачно, если будут ориентироваться на оценку учителя и (или) одобрение родителей. Ученики начальной школы не осознают ценность полученных знаний. К любимым урокам они чаще всего относят предметы, содержащие элементы игр, развлечений, такие как: рисование, труд, физкультура. В таком возрасте многие ученики хотят принести удовольствие близкому человеку своими хорошими результатами в учебе. Стоит учитывать, что первоклассники под словом «учиться» понимают не только получение знаний, но и общение с друзьями в школе.

У учащихся в средней школе интерес к урокам во многом зависит от личности и характера преподавания учителя; они хотят стать лучше и превзойти своих одноклассников практически во всем. В таком случае существует опасность, что при неудачах у школьника может развиться комплекс неполноценности, это может привести к нежеланию получать знания. Поэтому важно объяснить ребенку что не нужно становиться лучше кого-то, нужно превосходить себя.

Когда ребенок идет в старшую школу, он начинает осознавать важность полученных знаний.

Мотивы учения

Познавательный – ярко выражающийся интерес к новым знаниям, получению новой информации, удовольствия от открытия нового для самого себя. Такие мотивы выражают стремления учеников самообразованию.

Социальный – желание получать знания для своего будущего, стремление стать полезным для общества. Такие мотивы включают в себя желание занять лидерскую позицию. Данный мотив – важная основа для самовоспитания и самообразования, но не воспринимается младшими школьниками. У детей с наклонностями лидера часто бывает престижная мотивация. Она заставляет быть первым среди одноклассников, но она вызывает игнорирование одноклассников. У учеников, которые плохо успевают в учебе, присутствует компенсаторная мотивация. Благодаря данной мотивации такие ученики реализуют себя в другой сфере: спорт, музыка, рисование и так далее.

Мотив общения – только те предметы, которые включают в себя общение с одноклассниками, вызывают интерес у школьников.

Мотив социального одобрения – учащийся жаждет одобрения родителей и учителей.

Мотивация достижения успеха – стремление делать все упражнения правильно, осознать себя талантливым и умным. У детей с таким мотивом проявляется наслаждение учебой и получением знаний.

Мотивация избегания неудачи – школьники пытаются избегать плохих оценок и наказания за них. Такие ученики все свои результаты объясняют обычной удачей и (или) простотой задачи.

Внеучебная мотивация – ребенок в школе интересуется только в мероприятиях, которые не связаны с учебной деятельностью (концерты, выставки, соревнования и так далее)

Виды мотивации

Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация создается за счет мнения родителей и учителей, которые могут как наказывать, так и поощрять за результаты ребенка. Внутренняя мотивация исходит от самого ученика. Ему должно быть интересно получение знаний.

Ко всем вышеперечисленным мотивам следует стремиться, ибо вся эта совокупность устанавливает большой уровень формирования учебной мотивации учеников.

Очевидно, что мотивированная учеба намного лучше, чем принужденная. Ученик, который имеет внутренние мотивы к учебе, получает оценки выше, чем его одноклассники, материал, который он прошел надолго останется у него в памяти. И при всем этом родителям не нужно постоянно контролировать ребенка. Мотивация – это внутренний процесс, его нельзя образовать извне. Но взрослые в состоянии помочь ребенку преодолеть эту проблему.

Учителя не всегда выделяют время, чтобы сформировать мотивацию учеников. Такие учителя считают, что если ребенок пришел в школу, он должен делать все что говорят ему учителя. Также некоторые учителя пользуются отрицательной мотивацией для достижения успеха. От отрицательной мотивации рождаются отрицательные эмоции и нежелание учиться и выполнять задания учителя. Без появления интереса ученика не будет результата, и материал не будет усвоен, будет только видимость учебного процесса.

В младшей школе родителям и ученикам не обойтись без внешней мотивации. Но стоит понимать и дать понять это ребенку, что важно не награда за результат, а сам результат. Большинство родителей мотивируют детей убеждением, при чем основными аргументами в пользу учебы становятся угрозы бедности, низкого статуса в обществе. Такие примеры не действенны на детей. Ученики младшей школы не могут ценить будущие выгоды образования.

Мотивация имеет свойство меняться в зависимости от расположения духа человека, определенного предмета изучения и так далее.

Изначально ученики приходят в школу с положительной мотивацией. Взрослым нужно приложить все усилия, чтобы сохранить эту мотивацию.

Как повысить мотивацию к учебе

Самый действенный способ развития внутренней мотивации у ребенка – это делать это с помощью любознательности ребенка. Стоит учесть к чему именно лежит душа ребенка, и чем он хочет заниматься. Учеными доказано, что к обучению детей мотивируют отцы. Нужно прививать ребенку добиваться чего-то в жизни, добиваться чего-то. Отец на своем примере может показывать своему ребенку, как важно чего-то добиться в жизни.

Одна из главных задач учителей в школе – преподать материал в такой форме, чтобы ученикам стало интересно, и они захотели его изучать. Устойчивый интерес у ребенка можно развить разными уроками-играми, уроками-путешествиями и тому подобным.

Для того чтобы развить у ребенка внутреннюю мотивацию нужно поддерживать то состояние, при котором ребенок доволен своими результатами. Нужно хвалить ребенка даже за незначительные победы, ставить ребенку те задачи, который он в состоянии выполнить. Нужно предлагать свою помощь, только если задание действительно сложное для ребенка. Задания для ребенка должны быть понятны ему, должны приобрести какое-то значение для него. Нужно объяснить ребенку и дать ему понять, что поражения случается если приложить мало усилий. Формировать мотивацию нужно всегда, будь то благополучные или не благополучные семьи.

Однако так или иначе мотивация закладывается еще в дошкольном возрасте. И именно родители закладывают ее детям. Многие родители считают, что заложить мотивацию детям это не их забота и перекладывают это на учителей и воспитателей. Остальные предпочитают наказывать ребенка за плохую успеваемость: лишают компьютера, запрещают гулять или общаться с кем-то, некоторые берут в руки ремни. Многие родители отдают своих детей в школу довольно рано, когда ребенок еще не готов психологически. Он не может быть спокойным и делать то, что ему говорят. Нужно развивать в ребенке способность самостоятельно принимать решения. Некоторые идут на поводу у детей и нарушают режим дня. Каждый взрослый человек, будь то родитель или учитель, должен понять эту систему и вырабатывать у ребенка ту или иную мотивацию. Если у ребенка нет способностей к каким-то предметам, стоит обратить внимание на то, чтобы ребенок разбирался хотя бы в одной области. Он должен побеждать над собой, над трудностями, которые стоят у него на пути.

Нужно учить ребенка самостоятельности, давать ему самостоятельно ставить цели в учебе. Следует помнить, что запоминание у детей происходит в процессе игры и (или) развлечения. Всегда нужно хвалить своих детей, не игнорировать их, их проблемы, переживания. Любить детей нужно вне зависимости от того, с какими оценками они приходят домой. Ученики младших классов должны понимать, что нехватка способностей к какому-либо предмету должна быть компенсирована усердием.

Ребенок – это личность и он всегда нуждается в поддержке.

Почему ребенок не хочет учиться? Мы же купили ему обещанный велосипед, отдали в частную школу, делаем с ним уроки! Разберемся, в чем причина, и что нужно сделать, чтобы получение среднего образования не стало мучением для всей семьи, а мотивация к учебе у подростков и младших школьников усиливалась.

Мотивация ребенка и ее виды

– это то, что двигает человеком для достижения определенного результата. В основе любого мотива лежит потребность, которая требует удовлетворения. Мы рождаемся и испытываем потребности с момента появления на свет. С течением времени, мотивы, движущие нами, становятся разнообразнее. Мотивация ребенка меняется в процессе его взросления. Если родитель хорошо понимает, как именно происходят эти изменения, ему проще установить контакт с ребенком, и помогать ему достигать результатов.

Для мотивации к учебе, важны два вида содержательных мотивов:

  • стремление к познанию, которое ребенок начинает проявлять в раннем детстве;
  • потребность в общении с людьми и получении одобрения ими своих действий.

Сама мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:

  • внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;
  • внешнюю – стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).

Если смотреть на мотивацию, с точки зрения эмоционального восприятия ребенком, то определяют 2 ее вида:

  • положительная, создающая приятные эмоции от достигнутого результата, подкрепленная поощрением ребенка;
  • отрицательная, связанная с наказанием или лишением награды за то, что ребенок не выполнил какие-либо действия так, как это требовалось.

По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:

  • достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;
  • исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.

Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:

  1. Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
  2. Поощряйте самостоятельность, которую ребенок проявляет в учебе. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
  3. Не сравнивайте своего ребенка с более успешными Леной, Иваном или Сашей. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебе не останется и следа.
  4. Никогда не отчитывайте ребенка в присутствии третьих лиц. Лучше промолчите, успеете высказать все свои претензии дома.
  5. Не предлагайте ребенку готовых решений, пусть он ищет варианты сам. Помогайте находить их, но так, чтобы развивать поисковое мышление.
  6. Пореже кнут – почаще пряник. Отрицательное мотивирование никто не отменял, но воспитание на страхе никому не приносило счастья.
  7. Погода в доме – важный фактор. Если в семье часто случаются конфликты, взрослые бранятся друг с другом, выясняя отношения, у детей снижается познавательная активность, замещаясь на эмоциональные переживания, с которыми они не умеют справляться.

Как сформировать правильную мотивацию к обучению у младших школьников?

Важно развивать интерес к учебе еще с ранних лет. Формировать его в 6-7 лет уже поздно. Он должна быть сформирован еще в дошкольном возрасте. Если этого не произошло, придется потрудиться. Но в любом случае, у большинства детей 1-й класс и школа воспринимаются как новая ступенька, которая интересна им своей новизной.

Атмосфера для учебы

Дома необходимо организовать правильную учебную среду. Ребенку должно нравится его домашнее рабочее место: удобный стол и стул, яркие канцелярские принадлежности, красивый портфель, удобные полки дня книг. Нежелателен в комнате работающий телевизор или постоянно включенный компьютер. Освещение должно быть достаточным, а лампа привлекательного вида.

Внимание! Многим ребятам нравится, когда родители перед отправкой в первый класс, меняют стиль детской. Тем самым, они подчеркивают ответственность нового этапа в жизни ребенка.

Распорядок дня

Важно учить ребенка планировать свой день: создавать расписание, объяснять, сколько времени у него должно оставаться на отдых, и контролировать, как именно он расходует свое время. Это особенно важно в тех случаях, когда школьник допоздна учит уроки и не высыпается. В итоге снижаются показатели по учебе, и при отсутствии положительного результата начнет падать интерес к учебным занятиям.

Плохие оценки, как реагировать?

Точно не ругать с утра до вечера за принесенную двойку или тройку. Отобьете напрочь желание учиться, либо привьете привычку учиться ради хорошей оценки, а не ради знаний.

Чтобы понять, как помочь ребенку, важно знать почему ребенок получил плохую отметку. Попробуйте поговорить со своим малышом и решить проблему вместе.

Хвалите за любое позитивное изменение в оценках. И вместе анализируйте, благодаря чему у него получилось добиться улучшения результата.

Поощряем разумно

Не стоит за каждую полученную пятерку обещать купить игрушку или самокат. По результатам года, можно поощрить за хорошие достижения.

А вот хвалить нужно часто, и обсуждать дома достижения. Иногда для ребенка важнее конфеты совместное рассматривание пятерки в дневнике или похвала за рисунок, который был сделан в школе на уроке.

Постоянное общение

Разговаривать, обсуждать и анализировать школьные ситуации, рассказывать о своей работе – это важно. Но из общения нужно исключить рассказы о том, какой у вас непрофессиональный руководитель, или обсуждение, правильно ли поступил учитель.

Контроль или свобода?

И беспредельная свобода и тотальный контроль – обе эти тенденции недопустимы. Хороша золотая середина. Нужно ли проверять уроки? Зависит от общей ситуации в успеваемости, но даже если она вполне благополучна, интересоваться уроками нужно: смотреть дневник, рабочие тетради, чтобы хотя бы быть в курсе, как идет процесс обучения.

Приучать ребенка к тому, что уроки нужно учить вместе с родителем, или самому решать за него задачи – это путь снижения мотивации к учебе. Старайтесь подключаться тогда, когда для этого есть весомая причина. А помогая выполнить упражнение, не делайте все за ребенка, а показывайте направления для раздумий и поиска решения.

Младший школьный возраст – это период, когда нужно не мешать развиваться, а создавать для этого условия. Мотивация к учебе должна формироваться в сторону внутреннего стремления ребенка учиться и получать удовольствие от этого процесса. Внешняя мотивация должна лишь помогать развивать внутреннюю.

Как повысить мотивацию к обучению у подростков?

Если удалось спокойно пережить младшие классы, расслабляться рано. В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями. Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.

Увлечения и хобби

Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.

Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент. Успешно по всей школьной программе учатся единицы. Подавляющее большинство подростков выбирают предметы, которые в большей степени им интересны в контексте продолжения образования и выбора профессионального будущего.

Класс и его влияние

Если класс слабый, и ребенок получает хорошие оценки, это не является гарантом объективности его высоких результатов. На фоне остальных он лучший. Но на самом деле в сильном классе его результаты могут резко снизиться. В такой ситуации, следует отправить ребенка на дополнительное обучение к репетиторам, или поговорить с учителями, чтобы они не снижали планку при выставлении оценок. Ситуацию необходимо исправлять сейчас, а не когда придет время поступать в университет.

Повышение мотивации к учебе – непростой процесс. Пусть не все рекомендации могут быть выполнены родителями в силу разных причин, но если даже некоторые их них будут приняты к сведению, это поможет и взрослым и их детям учиться с удовольствием, достигая необходимых результатов.

Случайные статьи

Вверх