Биография имама абу ханифы, да будет милостив к нему аллах. Акида имама абу ханифы и разьяснение о книгах ему приписанных

Имам, великий учёный, факих уммы, муджтахид Абу Ханифа Нуман бин Сабит родился в 80-м году по Хиджре в иракском городе Куфа, во времена младшего поколения сподвижников. Абу Ханифа является основоположником одного из четырёх самых распространённых суннитских мазхабов и одним из первых, чей мазхаб стали записывать и распространять.

С детства Абу Ханифа начал изучать фикх, собирать предания салафов (это первые три поколение мусульман: сподвижники, табиины и следующее поколение за табиитнами. – Прим. авт.), совершая путешествия в разные места в целях учёбы. Как говорит имам аз-Захаби , «что касается науки фикх, скрупулёзности и точности в выведении решений и изучения его скрытых смыслов и тайн, то не было ему равных, и все люди до сих пор ссылаются на него».

Его ученик Зуфар передаёт, что слышал от Абу Ханифы, как он говорил: «Я изучал науку о вероубеждении, пока не постиг его и стал из числа тех, на кого указывали пальцем в этой науке. Обычно мы сидели недалеко от круга Хаммада бин Абу Сулеймана , и однажды пришла женщина и задала мне вопрос: «У человека есть рабыня, с которой он хочет развестись по сунне. Как это сделать?» Я ответил, что не знаю, указал ей на Хаммада и попросил потом рассказать мне о его ответе. Хаммад ей ответил, что мужчина разводится с ней в период её очищения и без приближения к ней и оставит её на время идды, два цикла, после чего она может выходить за другого. Женщина вернулась и рассказала мне ответ, после чего я сказал, что нет мне необходимости изучать «калям», взял свою обувь и сел в кругу Хаммада. Я запоминал все его вопросы и то, что он отвечал, и, когда он на следующий день повторял сказанное, я всё мог пересказать по памяти, тогда как другие ошибались. (Потом Хаммад уже говорил: «Не сядет никто напротив меня в моём кругу, кроме Абу Ханифы».) И я учился у него, сопровождал его в течение 10 лет. Через несколько лет учёбы мне показалось, что я сам смогу обучать других и уже мне нет нужды учиться у него, однако я не осмелился ему об этом сказать. И вот однажды Хаммаду пришло известие, что умер его родственник из другого города. Он поехал туда, оставив меня вместо себя вести уроки и выносить фетвы (исходя из Корана и хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)). Ко мне приходило множество вопросов, на которые я отвечал и записывал свои ответы. После возвращения Хаммада я показал ему свои ответы, которых собралось 60. В сорока из них он согласился с моим решением, а в 20 – нет. Тогда я сказал про себя, что не перестану учиться у него, пока он не умрёт».

Известно, что Абу Ханифа встретился в Куфе с Анасом бин Маликом , а во время хаджа, когда ему было 16 лет, он встретился с Абдуллахом бин Харис бин Джуз Забиди , что подтверждает его принадлежность к числу табиинов. Среди шейхов Абу Ханифы, количество которых из числа табиинов более 90, от которых он передал и у которых получал знания, есть и такие, как Ата бин Аби Рабах , Шаби, Адий бин Сабит, Амру бин Динар, Нафи мавла Ибн Умар, Хам мад бин Аби Сулейман, Абу Джафар Бакир, Мухам мад бин Мункадир, Хишам бин Урва, а также многие другие учёные того времени. Некоторые биографы говорят, что число его шейхов достигало четырёх тысяч. О его встрече со сподвижниками свидетельствует и предание от Абу Бакра бин Халляла , что Абу Ханифа застал Абдуллаха бин Абу Авфа и Абу Туфейля Амира бин Васла , и они оба сподвижники.

Про него рассказывают, что он был красив лицом, приятной внешности, среднего роста. Обладал мягким приятным голосом, умел говорить красноречиво. Он всегда надевал чистую опрятную одежду, умащался благовониями. Когда он выходил к людям, они по запаху могли определить, что это Абу Ханифа, до того как увидят его. Он отличался кротостью, терпением, добротой, набожностью. Один из его учеников рассказывал, что слышал, как Абдуллах бин Мубарак говорил Суфьяну Саври : «О Абдуллах, как же Ханифа далёк от хулы! Я никогда не слышал, чтобы он отозвался плохо даже о своём враге!», на что Суфьян сказал: «Абу Ханифа, поистине, не настолько глуп, чтобы свои благие деяния обменять на грехи».

Мазхаб

Абу Ханифа являлся предводителем «школы «мнения» (мадрасату раъй). В своём мазхабе имам опирался на аналогию, истихсан (предпочтение более уместного и полезного решения), на обычаи (урф) и был больше всех склонен к иджтихаду. Эту методологию он перенял у своего учителя Хаммада (умер в 120-м г. поХиджре), который учился у Ибрахима Нахаи (умер в 95-м г. по Хиджре), который учился у Алкама бин Кайс (умер в 62-м г. по Хиджре), ученика Ибн Масуда (умер в 32-м г. по Хиджре) – сподвижника Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Его научная методология ясна из его слов, которые приводят Ибн Абдуль Барр и Хатыб Багдади : «Я беру (своё суждение) из книги Аллаха, когда нахожу в ней решение, а затем из Сунны Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Если не нахожу в Коране или Сунне Посланника Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует), то обращаюсь к словам сподвижников. Беру у некоторых из них (то, что считаю соответствующим или близким к истине) и оставляю слова других. И не предпочитаю их словам слова других (то есть слова сподвижников ставлю выше слов поздних поколений мусульман). А когда дело доходит до слов Ибрахима, Шаби, Ибн Сирина, Атаа, Саид бин Мусайиба , то я проявляю усердие в вынесении решений (иджтихад) так же, как сделали они». От Абу Юсуфа передаётся, что он слышал, как Абу Ханифа сказал: «Если дойдёт до меня хадис от Посланника Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует), переданный от надёжных людей, то я беру его, а если это слова сподвижников, то мы не выйдем из сказанного ими, а когда дело касается слов табиинов, то я могу соперничать с ними».

Эти слова ясно дают понять, что его методология была основана на Книге Аллаха в первую очередь, а затем на Сунне Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует), словах сподвижников и иджтихаде. А что касается тех вопросов, которые не разъяснены в Коране и Сунне, то в них он руководствовался аналогией, истихсаном и урфом. Имам был известен своими жёсткими условиями для принятия хадиса и тщательным отбором преданий, что вовсе не означало его слабость в этой науке. Поэтому слова некоторых, что он мало обращался к хадисам и выносил решения в основном посредством сравнения, не имеют под собой никакой почвы. Абу Ханифа известен ещё и тем, что не останавливался на решении возникших проблем и давал ответы и на предположительные вопросы, вынося им решение на случай, если возникнут. В последующем благодаря усилиям учеников положения мазхаба были систематизированы и зафиксированы, были составлены труды, способные решить практически любые возникавшие в то время задачи, особенно в разделе торговых отношений.

Мазхаб Абу Ханифы распространился в Куфе, Багдаде, Египте, Сирии, Тунисе, Алжире, Йемене,Индии, Китае, Бухаре, Самарканде, Афганистане, Туркистане, а на территории России – в Поволжье, Татарстане, Башкирии и некоторых республиках Кавказа.

Труды

Передаётся, что Абу Ханифа записал очень много вопросов по фикху, однако не все его сочинения дошли до нас. Историки пишут, что он написал много книг, среди которых «Наука и её изучение», «Ответ кадаритам», «Важный фикх» («Фикх акбар») и другие. Также известно, что от него в отдельности передано 215 хадисов, не считая тех, которые он передал совместно с другими учёными. В число произведений Абу Ханифы также входит «Муснад», где автор приводит 118 хадисов из раздела молитв. А учёный Абуль Муайяд Мухаммад бин Махмуд Ховарезми собрал все переданные от Абу Ханифы хадисы в одном сборнике, достигшем 800 страниц, который был издан в Египте в 1326-м году по Хиджре. Большинство учёных считают, что труды Абу Ханифы запечатлены в книгах, написанных его учениками, такими как Абу Юсуф и Мухаммад Шайбани .

Ученики

От него передали хадисы очень много людей, например Ибрахим бин Тахман , учёный Хорасана, Асад бин Амру аль Баджили, Исмаил бин Яхья Сайрафи, Хасан аль Каззаз, Хафс бин Абдурахман аль-Кади , его сын Хаммад, Дауд Ттаи, Зуфар бин Хузейль, Саад бин Сильт, Сулейман бин Амру аль-Нахаи, Абдуллах бин аль-Мубарак, Мухаммад бин Хасан Шайбани, Яхья бин Аюб Мисри, Кади Абу Юсуф и десятки других учеников и современников. Количество учеников Абу Ханифы – имамов, записавших его труды в мазхабе, – достигает 40 человек. А самыми известными его учениками были Абу Юсуф Якуб бин Ибрахим Ансари (112–183 гг. по Хиджре), Мухаммад бин Хасан Шайбани (умер в 189-м г. по Хиджре) и Зуфар бин Хузайль .

Случаи из жизни

Абу Ханифа прожил свою жизнь в поисках знаний и вместе с этим считал, что самой сладкой пищей является пища, заработанная своими руками. В свободное время он занимался торговлей – ему принадлежала лавка по продаже ткани. Среди населения имам был известен честностью, благородством, надёжностью. Его непосредственное участие в торговом деле оставило отпечаток в нормах фикха, связанных с торговой сферой и взаимоотношениями.

Абу Ханифа известен тем, что часто постился, много читал Коран, проводил много времени в восхвалении Аллаха. Однажды, когда он шёл по улице с друзьями, он услышал, как вслед ему кто-то сказал: «Это Абу Ханифа, который не спит по ночам (имеется в виду – поклоняется всю ночь)». Услышав это, Абу Ханифа сказал: «Клянусь Аллахом, я не хочу, чтобы люди говорили обо мне то, чего я не делаю». И стал после этого проводить ночи в поклонении и мольбах, пока не постигла его смерть.

Во времена Абу Ханифы правители старались приблизить к себе учёных, поощряя их материальными вознаграждениями и назначая на различные государственные службы. Абу Ханифу часто вызывали к халифу и требовали от него принять пост судьи, но имам отказывался, и по этой причине часто подвергался наказаниям и тюремному заключению. Известно много случаев его отказа, в частности рассказывается, что халиф Мансур потребовал от него стать судьёй, а он сказал, что не подходит для этой работы. Мансур сказал: «Ты врёшь», – и Абу Ханифа ответил: «Как ты можешь назначать судьёй того, кто врёт?»

Он был известен среди людей своей честностью в торговых делах, что приносило ему хороший доход. Каждый раз по истечении года он вычислял прибыль за год, оставлял себе на пропитание какое-то количество и раздавал остальное учёным хадиса и Корана, а также требующим знания. Раздавая им деньги, он говорил: «Это прибыль от вашего товара (изучения наук), которую Аллах вам предопределил посредством меня. Я вам ничего не раздаю из своего имущества. Это всё – милость Аллаха, оказанная вам через меня. Ведь никто не может оспорить Аллаха в Его дарах».

Известен случай из его жизни, когда имам встретил группу атеистов-безбожников, отрицавших существование Творца. Абу Ханифа спросил их: «Что вы скажете о корабле, загруженном вещами и товаром, который плывёт среди высоких волн и ураганов по одному курсу, не сбиваясь с него, пока не достигнет своей цели и доставит весь груз в целости? И к тому же этот корабль не управляется никем, а плывёт сам по себе. Разве разум допускает такое?» Они ответили: «Нет! Такое не принимается разумом и не допускается даже в мыслях». Тогда Абу Ханифа сказал: «Свят Аллах, вы не допускаете существование корабля, плавающего по курсу, без капитана, который бы управлял им, и утверждаете, что вся вселенная, включая моря, небеса, звёзды, птиц и животных, существует без Творца, сотворившего их в гармонии и совершенстве?! Пропадите вы и ваша ложь».

Ибрахима бин Саид Джавхари от Мусанна бин Раджаа сказал, что Абу Ханифа обязал себя выплачивать по одному динару каждый раз, когда он поклянётся, говоря правду.

От Язида бин Камита передано, как один человек сказал Абу Ханифе: «Побойся Аллаха», на что Абу Ханифа изменился в лице, опустил голову и сказал: «Да поблагодарит тебя Аллах».

Похвала учёных

Али бин Асим говорил: «Если взвесить знания Абу Ханифы и знания его современников, то его знания перевесили бы».

Ибн Мубарак говорил: «Абу Ханифа – самый знаю-щий из людей».

Имам Шафии говорил: «Все люди в фикхе вынуждены обратиться (иялун – являются детьми, потомством) к Абу Ханифе».

Харби говорил: «Об Абу Ханифе плохо отзовётся только завистник или невежда».

Яхья бин Саид Каттан говорил: «Мы не врём, но мы не слышали ничего лучше мнения Абу Ханифы, поэтому приняли большинство из его слов».

Мухаммад бин Саад аль Уфи говорил: «Абу Ханифа был «сика» (этот термин означает, что он был надёжным человеком, от которого принимаются свидетельства и знания, например в хадисах), надёжным, доверенным, он передавал из хадиса только то, что знал наизусть».

От Салих бин Мухаммада передаётся: «Я слышал, как Яхья бин Маин говорил, что Абу Ханифа был надёжным в хадисе».

Передаётся от Ахмада бин Сабаха , что он слышал, как имам аш-Шафии спросил Малика: видел ли он Абу Ханифу? Малик сказал: «Да, я видел человека, который, если захочет тебе доказать, что этот столб из золота, приведёт доказательства и докажет это».

От Ибн Мубарака передаётся: «Я не видел человека более уважаемого в своём кругу, более почтенного и кроткого, чем Абу Ханифа».

Муавия бин Дарир говорил: «Любить Абу Ханифу – из сунны».

Юсуф бин Амр Дараварди передал, что видел, как Малик и Абу Ханифа сидели в мечети Посланника Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует) после ночного намаза, изучая и обсуждая научные вопросы. И когда они не сходились во мнении, то один из них не спорил с другим, они не обвиняли друг друга в ошибке и не были черствы. Когда наступило время утренней молитвы, они встали вместе на намаз. Рассказывается, что после одной из таких встреч к Малику зашёл Лейс бин Саад и застал Малика вытирающим пот, хотя это был зимний холодный день. Когда Лейс бин Саад спросил о причине пота, Малик сказал: «Я вспотел, пока сидел с Абу Ханифой. Он поистине факих, о египтянин (имеется в виду Лейс бин Саад)».

Передаётся от Мухаммада бин Мусанна , что он слышал, как Ибн Уяйна говорил: «Учёных четверо: Ибн Аббас в своё время, Шаби в своё время, Абу Ханифа в своё время и Саври в своё время».

Заключение

В этой короткой статье, конечно, невозможно передать все достоинства Абу Ханифы, привести мнения о нём всех учёных или разобрать его мазхаб должным образом. Но не вызывает сомнений, что он был выдающимся человеком, признанным всеми муджтахидом, и то, что его мазхаб дошёл до наших дней и принят всей уммой, является свидетельством его высокого положения среди учёных и имамов. Пусть Создатель вознаградит его за труды и вклад в мусульманскую науку! Да смилуется над ним Аллах!

С самого возникновения ислама обсуждение проблем, которые не нашли своего отражения в священных источниках, вызывало большой интерес со стороны верующих. Потребность в рассмотрении подобных вопросов увеличивалась по мере разрастания Самые разные сферы общественной жизни требовали урегулирования в условиях, когда население новых территорий только знакомилось с новым для себя вероисповеданием.

В исламе постулируется принцип, согласно которому все общественно важные и личные вопросы находят решение в главных источниках религии – Священном Коране и Благородной сунне. В этой связи мусульманские правоведы сталкивались с необходимостью выуживать необходимые ответы на проблемные ситуации из этих источников. Это способствовало развитию методов определения правовых норм, касающихся разнообразных аспектов жизни человека. Впоследствии богословско-правовые школы получили название мазхабов («путь» – в переводе с арабского).

В современном суннитском исламе выделяется четыре такие школы, хотя изначально их было больше: ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский мазхабы. Они появлялись и развивались не во взаимной изоляции друг от друга, а в тесном переплетении. Это было обусловлено самим характером отношений между основателями мазхабов – по сути, они, так или иначе, приходились друг другу учителями либо учениками. Так, ученик Абу Ханифы аш-Шайбани был учителем Малика, который, в свою очередь, преподавал аш-Шафии. У последнего брал уроки имам Ахмад ибн Ханбал.

Биография факиха ханафитов

Основателем самого распространённого в мире мазхаба является Абу Ханифа ан-Нугман ибн Сабит аль-Куфи, который получил почётное прозвище «Имам Агзам», переводимое как «величайший из имамов». Он родился в 80 году по Хиджре (699 год по Милади) в Куфе, расположенной на территории современного Ирака. Общее и богословское образование получал в родном городе. При этом всю последующую жизнь он проводил в постоянной работе над своим интеллектуальным багажом. В 16-летнем возрасте вместе с отцом Абу Ханифа совершил паломничество в Мекку, где встретился со сподвижниками Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) Абдуллой ибн Харисом и Анасом ибн Маликом. Общение с этими людьми возвело его в ранг табиина – представителя поколения, следующего вслед за Пророком Мухаммадом (с.г.в.) и его современниками.

Величайший из имамов достиг успеха не только в науках, но и в сфере торговли, которая помогала ему содержать себя самостоятельно и не зависеть от кого-либо. Вместе с тем жизнь Абу Ханифы состояла из водоворота событий, в которых большую роль сыграла и политика. Он не хотел выступать в качестве судьи по приказу халифа и отказался от этой должности, что разгневало правителя аль-Мансура, который приказал заточить богослова в тюрьму. Там Абу Ханифа и скончался в 150 году по Хиджре (767 год по Милади).

Особенности ханафитского мазхаба

Его самыми известными трудами являются «Аль-Фикх аль-Акбар», «Муснад Абу Ханифы» (сборник хадисов), «Китаб аль-алим валь-мутаалим».

Источниками, на основе которых Имам Агзам выводил свои богословские суждения, можно свести к шести видам.

1) Священный Коран;

2) Благородная сунна Милости миров Мухаммада (с.г.в.);

3) иджма – единая позиция мусульманских учёных по какому-либо вопросу, которое не противоречит общим положения Корана и сунны;

4) кияс – практика вынесения решений на базе уже имеющихся аналогов;

5) истихсан – исправление муджтахидом (высокопоставленным факихом, т.е. богословом) решения, выведенного посредством кияса, если оно создаёт большие неудобства в новых условиях;

6) урф – традиции и обычаи, не противоречащие Священной Книге мусульман и сунне.

В развитии мазхаба сыграли роль и ученики его основателя – Абу Юсуф, Мухаммад аш-Шайбани и Зуфар ибн аль-Хузейл. Это также свидетельствует о таланте Имама Агзама как выдающегося педагога.

Основанная Абу Ханифой религиозно-правовая школа, подвергшись влиянию его учеников, к настоящему времени разрослась до самой крупной в масштабах всего мира. Приверженцы этого мазхаба живут в России, Турции, Индии, Афганистане, Сирии, Пакистане, Индонезии и на Балканском полуострове. Правоверные, проживающие в республиках бывшего Советского Союза, кроме чеченцев, ингушей и аварцев, также основываются на положения этой школы. Для неё характерен особый акцент на логике и суждениях, основанных на разуме.

Учение Абу Ханифы исследователи считают едва ли не самым толерантным в рамках исламской правовой мысли. Показателен в этой связи следующий момент. Так, имам Ахмад ибн Ханбал считал человека, не исполняющего молитву, неверующим. Имам аш-Шафии не обвинял его в куфре, однако говорил о необходимости принуждать человека к под угрозой смерти. Только Абу Ханифа говорил о том, что такого человека ни в коем случае нельзя убивать. Его необходимо мягко наставлять, а не угрожать расправой и применять насилие.

Основатель и эпоним ханифитского мазхаба Имам Азам (Величайший) Абу Ханифа Нуман ибн Сабит родился в 80 году по Хиджре. Тем самым, он относится к поколению таби´ин (тех, кто видел сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха). Еще до рождения Нумана, его отец Сабит имел честь встретиться с четвертым Праведным Халифом Али (да будет доволен им Аллах), который, обратившись ко Всевышнему, призвал на него и его потомков божественную благодать.

Известно, что уже в 11 лет Нуман выполнял функции кади (шариатского судьи). Рассказывают, что даже в эти годы к Абу Ханифе приходили люди с целью узнать его мнение по различным вопросам Ислама.

В течение 40 лет он читал утренний (фаджр) намаз, не возобновляя омовения, совершенного перед вечерней (´иша) молитвой, тем самым, проводя ночи без сна в поклонении Аллаху. В течение 30 лет он ежедневно соблюдал пост. Имам побывал в Хадже 55 раз, и во время последнего паломничества совершил намаз в два рака´ата внутри Ка´абы. В первом рака´ате он, начав с суры "Аль-Фатиха", дошел до середины Корана, а во втором дочитал оставшееся до конца.

Передают, что Абу Ханифа нередко в одном намазе по памяти цитировал весь Священный Коран. Во время благословенного Рамадана он дважды в день прочитывал Книгу Аллаха. Имам Азам умер, завершив чтение Священного Корана в семитысячный раз.

Известно, что, когда в реке, протекавшей через Куфу (город, где жил Абу Ханифа) нашли тушу животного, о мясе которого не было доподлинно известно, дозволено ли оно для употребления в пищу (халяль), Имам долгое время отказывался от рыбы, опасаясь того, что это мясо могло попасть в ее желудок.

Один из главных учеников Абу Ханифы Абу Юсуф, отвечая на вопрос Халифа Харуна Ар-Рашида, рассказал: "Насколько мне может быть это известно, Имам был в высшей степени религиозным и благочестивым человеком. Он избегал то, что запретно Аллахом, не говорил без веской причины, постоянно размышлял о чем-либо и отвечал на вопрос, если только знал на него ответ. Абу Ханифа был очень щедрым, великодушным мусульманином и никогда не выставлял своего предпочтения по отношению к кому-либо напоказ. Он остерегался оказаться в компании или на собрании, где люди были склонны вести пустые разговоры. Имам был далек от злословия и клеветы в чей-либо адрес и поэтому говорил об окружающих только хорошее. Абу Ханифа глубоко и основательно знал ту науку, которую преподавал нам. Он не жалел сил для того, чтобы донести до людей то, чем обладал. Наш Имам был настолько же щедрым в распространении знаний, как и в раздаче милостыни и помощи нуждающимся". Халиф, услышав это, воскликнул: "Ты поведал мне о поистине великом и благородном человеке".

Абу Ханифа уделял огромное внимание внешнему виду

Наряду с высокой нравственностью, Аллах дал Имаму прекрасную внешность. Он был среднего роста, хорошо сложенным, имел правильные черты лица. Его манера говорить была приятной слушателям, а голос громким и выразительным. Когда он рассуждал о какой-либо проблеме, то доносил свою мысль с такой точностью и красноречием, что, несмотря на всю ее сложность, окружающие понимали его.

Абу Ханифа имел отменный эстетический вкус и любил красивую одежду. Абу Мути Балхи, один из его сподвижников, передал, что он видел Имама в платье и одетой поверх нее мантии, которая стоила, по меньшей мере, 400 дирхамов. Также известно, что иногда Абу Ханифа носил накидку из горностая.

Однажды во время беседы Имам увидел, что один из его знакомых очень бедно одет. Когда разговор закончился, Абу Ханифа уединился с ним и предложил товарищу тысячу дирхемов, чтобы тот мог на эти деньги купить себе новую одежду. На что человек сказал: "Я богат и не нуждаюсь в этих деньгах!" Тогда Имам упрекнул его: "А разве ты не слышал хадис, в котором сказано: "Воистину, Аллах любит, когда по Его рабу видно, что Он оказал ему милость Свою". И поэтому ты должен привести свою внешность в порядок, дабы твой друг не чувствовал стеснения из-за тебя".

Имам не стремился стать одним из приближенных сильных мира сего
Абу Ханифа старался избегать контактов с власть предержащими. Тем не менее, если в этом возникала необходимость, то он не боялся высказывать им в лицо слова правды и настаивать на своей позиции.

Однажды халиф Мансур поспорил со своей женой Харрахой. Для того, чтобы выяснить, кто из них прав, позвали Имама. Когда Абу Ханифа пришел, халиф спросил его: "Сколько жен имеет право иметь мусульманин?" "Четыре" - сказал Нуман. "Теперь ты слышала?" - обратился Мансур к своей жене. На что последовал ее утвердительный ответ. "Но это только касается мужчины, который способен справедливо относиться ко всем своим женам" - вдруг проговорил Абу Ханифа и затем привел аят Корана в доказательство своего высказывания. Услышав это, Мансур замолчал.

По прошествии некоторого времени, когда Имам вернулся домой, к нему пришел слуга Харрахи, который принес пять тысяч динаров в качестве дара от жены халифа. "Уважаемая супруга правителя выражает Вам свою благодарность и просит принять вознаграждение за ваш справедливый вердикт" - сказал слуга. Однако Абу Ханифа отказался от этого. Взамен он послал записку жене халифа Мансура, в которой написал, что он сделал это не в надежде на ее благосклонность, а потому, что это его долг, как шариатского судьи.

Ибн Хубаира, правитель Куфы, будучи очень известным человеком, как-то сказал Абу Ханифе: "Я был бы крайне почтен, если бы ты пришел навестить меня, и делал бы это периодически". На что последовал такой ответ Нумана: "Какова цель таких визитов" Если Вы будете проявлять ко мне внимание, то я окажусь в зависимости от Вас. Если же наоборот, то это будет значить, что я лишился вашего расположения и впал в немилость. Мне же ничего не нужно из вашего богатства. И кто бы там ни был, ничто не заставит меня изменить подобный взгляд на это предложение".

Абу Ханифа занимался коммерцией, чтобы помогать бедным и нуждающимся

Имам Азам активно занимался коммерцией. Он продавал товары на миллионы динаров, имея торговых представителей почти во всех крупных городах Халифата. Более того, Имам сотрудничал со многими ведущими коммерсантами своего времени.

Несмотря на то, что под его началом работало огромное количество людей, он сам персонально следил за тем, чтобы в его казну не попали деньги, заработанные запрещенным путем, причем, при этом для него не имело значения, принесет это убытки или нет.

Однажды он послал несколько мотков шелка, которые содержали брак в некоторых местах, Хафсу ибн Абд-ур-Рахману на продажу. К ткани он приложил инструкцию, в которой указал, чтобы тот показывал каждый дефект покупателям. Однако при торговле Хафс забыл наказ Абу Ханифы, в результате чего бракованный товар был продан людям, без того, чтобы проинформировать их об этом. Когда Имам Азам узнал о произошедшем, то приказал 30 000 дирхамов, полученных от продажи этого шелка, раздать бедным и нуждающимся.

Как-то к Имаму пришла женщина, которая хотела продать шелковое платье. Нуман спросил ее, сколько она за него хочет. И та ответила, что цена этого платья всего сто дирхемов. Абу Ханифу удивила столь низкая стоимость этого товара, и он сказал: "Это платье стоит больше, чем та сумма, которую вы называете. Подумайте еще".Тогда женщина подняла стоимость своего товара до двух сотен дирхемов, но и это показалось Нуману слишком малым. Удивленная женщина прибавила еще сто дирхемов. И так продолжалось до тех пор, пока она не дошла до четырехсот. Тогда Имам сказал ей: "Я полагаю, что это все-таки стоит порядка пятисот дирхемов". "Вы меня разыгрываете!" - воскликнула женщина. "С какой стати, позовите кого-нибудь, чтобы он назначил цену" - ответил Абу Ханифа. Тогда женщина привела человека, и все вместе они уточнили стоимость платья. В результате, Нуман купил этот товар в пять раз дороже от первоначальной цены.

Основная цель, к которой стремился Абу Ханифа, занимаясь коммерцией, была помощь бедным и нуждающимся. Из личных средств он назначил стипендии всем своим близким и знакомым, которые испытывали материальные затруднения. Если кто-то приходил к нему с просьбой, он тактично выяснял его положение и почти никогда не отказывал.

Имам Навави сообщает, что ежегодно Нуман отчислял часть прибыли для распределения среди своих студентов. Кроме того, он оплачивал их расходы, чтобы они могли спокойно учиться. Также известно, что он не делал покупок для своей семьи без того, чтобы то же самое не преподнести в дар студентам. Многие из тех, кто долгое время получал помощь со стороны Имама, достигли больших высот в науке, среди них, выдающийся богослов Абу Юсуф.

Имам Азам был очень щедрым и отзывчивым человеком

Существует огромное количество историй о безграничной щедрости великого Абу Ханифы. Далее мы попытаемся привести лишь маленькую толику из них.

Однажды Имам Азам, направлявшийся навестить больного, случайно увидел вдали одного из своих знакомых, который был должен ему десять тысяч дирхемов. По мере того, как Нуман шел вперед, становилось ясно, что этот мужчина пытается избежать встречи с Имамом. Однако это ему не удалось. Подойдя к должнику, Абу Ханифа спросил, почему тот прятался от него. И тогда мужчина ответил: "Мне стыдно встретить Вас, не имея возможности отдать долг". На что, крайне удивленный ответом, Нуман заметил: "Даже, то, что Вы не в состоянии отдать долг, не дает Вам права вести себя подобным образом".

Как-то, направляясь на совершение Хаджа, часть пути Имам Абу Ханифа проделывал совместно с Абдуллой ас-Сахми. Во время одной из остановок к ним неожиданно подошел незнакомый бедуин. Он схватил Абдуллу и повел его к Нуману. Подойдя к Имаму, бедуин сказал: "Этот - и указал на Абдуллу ас-Сахми - мой давний должник". Однако попутчик Имама Азама напрочь отрицал это. Тогда Абу Ханифа спросил, сколько должен Абдулла. "40 дирхемов" - назвал сумму бедуин. "Да, дела приняли не самый лучший оборот. Эти люди готовы драться за такой пустяк, как 40 дирхемов" - сказав это, Имам Азам вытащил деньги из своего кармана и протянул их бедуину.

Ибрахим ибн Утба был должен четыре тысячи дирхемов одному человеку. Не будучи в состоянии отдать эти деньги, он стал избегать встреч с людьми, так как стыдился своего положения. Дело дошло до того, что друг Ибрахима начал собирать пожертвования с целью помочь ему рассчитаться с долгами. Однажды он обратился с просьбой и к Имаму. Услышав эту историю, Абу Ханифа спросил размер долга. Когда же он получил ответ, то сказал: "Зачем же беспокоить такое огромное количество людей из-за столь незначительной суммы", и дал требуемое количество денег.

Несмотря на богатство и значительное положение в обществе, Имам Азам был предельно вежливым и благородным человеком.

Однажды, когда Нуман ибн Сабит пребывал в мечети в окружении своих учеников и последователей, человек, которого никто из присутствующих не знал, задал ему вопрос. Получив ответ, незнакомец возразил, заметив, что Хасан Басри имеет отличную от его точку зрения на этот счет. "Хасан Басри ошибается" - сказал Имам. В то же время в мечети находился один из последователей этого выдающегося суфия и богослова. Услышав слова Абу Ханифы, он вышел из себя и со злостью воскликнул: "О, сын блудницы, как ты можешь говорить, что Хасан Басри ошибся?!" В мечети поднялся шум, встревоженные ученики Нумана вскочили и хотели наказать человека, оскорбившего великого ученого. Однако Абу Ханифа пресек их попытку. Позже, когда люди успокоились, и в мечети восстановился порядок, Имам Азам вежливо обратился к виновнику происшествия со словами: "И все-таки Хасан по этой проблеме имеет несколько неправильное суждение. Достоверный хадис на этот счет привел Абдулла ибн Мас´уд (да будет доволен им Аллах)".

Как обычно Абу Ханифа проводил урок в мечети для своих студентов и всех желающих. Вдруг один из присутствующих стал говорить непристойности по отношению к Имаму. Несмотря ни на что, Нуман не реагировал и приказал своим ученикам сохранять спокойствие, продолжая урок. По окончании занятия, Абу Ханифа направился домой, но тот мужчина не отставал от него. Всю дорогу он шел за Имамом, сыпля обвинения и оскорбления в его адрес. Вскоре они подошли к тому месту, где жил Абу Ханифа. Остановившись, Нуман повернулся лицом к этому человеку и сказал: "Брат, вот мы подошли к дверям моего дома. Если у тебя еще есть, что сказать мне, то сделай это поскорей. Просто я сейчас собираюсь войти во внутрь и боюсь, что потом у тебя не будет такой возможности".

Неподалеку от дома Абу Ханифы жил молодой человек, который был сапожником. Часто после работы он приводил домой друзей и устраивал шумные пиршества, которые сопровождались распитием вина и игрой на музыкальных инструментах. Имам, который большую часть ночи проводил в молитве, был свидетелем этих застолий. Однажды государственный служащий, наблюдавший за общественным порядком, проходил ночью мимо дома сапожника. Поняв, что происходит, он арестовал молодого человека. Утром этого дня, проснувшись, Абу Ханифа сказал друзьям, бывшим рядом с ним, что сегодня ночью их никто не беспокоил. Тогда же ему рассказали о случившемся. Узнав о том, что его сосед находится под стражей, Имам, не медля, велел подать ему коня, оделся и поехал к правителю города Исе ибн Мусе, который был братом халифа Мансура. Правитель, услышавший о том, что к нему с визитом едет Абу Ханифа, послал на встречу великому ученому слуг, которые проводили его к нему в дом. Иса ибн Муса встретил Имама Азама с большим уважением. "Зачем Вы утруждаете себя визитами ко мне? Вам было достаточно послать за мной, и я бы сам приехал" - сказал правитель. "Меня привело сюда одно серьезное обстоятельство", - ответил Абу Ханифа - "сегодня ночью мой сосед, молодой человек, который зарабатывает на жизнь, работая сапожником, был заключен под стражу. Я прошу освободить его". Вскоре соседа Имама привели к правителю и после непродолжительного разговора отпустили. По дороге домой, молодой человек сопровождал Абу Ханифу. С этого же дня он стал учеником Имама, а впоследствии факихом (знатоком шариатского права).

Имам и его мать

Еще будучи ребенком, Абу Ханифа потерял отца, но его мать прожила долго. Все эти годы Нуман ухаживал за ней, проявляя огромную заботу и уважение.

Как и у многих женщин преклонного возраста, у нее были некоторые предрассудки. Мать Абу Ханифы очень любила слушать известного проповедника Куфы Амр ибн Дхарра. В то время, когда у нее возникал какой-нибудь вопрос, касающийся религии, она обязательно посылала своего сына к Амру ибн Дхарру узнать ответ. Абу Ханифа покорно выполнял ее приказ, чем вызывал необычайное удивление у Амра, который говорил в таких случаях: "Как я могу открыть рот прежде тебя!" На что Имам замечал, что таков приказ его матери. Однажды случилось так, что Амр ибн Дхарр не знал ответа. Тогда он попросил Нумана подсказать ему, чтобы он мог повторить эти слова матери Абу Ханифы.

Спустя некоторое время, пожилая женщина стала настаивать на том, чтобы сын отвозил ее на муле к проповеднику, чтобы лично услышать его. Придя к Амру, женщина начинала задавать различные вопросы и успокаивалась только тогда, когда он указывал на то, что верно, а что нет.

Передают, что как-то мать Абу Ханифы задала вопрос своему сыну, и, не приняв его ответа, сказала: "Нет, ты не авторитет. Я посчитаю твой ответ правильным, только если Зуркаху (один из проповедников) подтвердит его". Тогда Нуман повез ее к Зуркаху. "Нуман, почему ты не спросишь самого себя. Ведь ты знаешь куда больше, чем я" - сказал проповедник, узнав причину их визита. Затем он, все-таки, заключил, что слова Имама Азама были верны. И это успокоило старую женщину, и она вернулась домой.

В то время, когда мать Нумана ибн Сабита была еще жива, Ибн Хубаирах предложил Абу Ханифе государственную должность, но тот отказался. В ответ Ибн Хубаирах приказал выпороть Имама. Это обстоятельство сильно огорчило старую женщину. Позже, вспоминая все это, Имам Азам говорил: "Боль, которую причинило мне огорчение матери, была гораздо страшнее ударов плетей. Для меня невыносимы были слезы на ее щеках".

Суфьян Саури: "Абу Ханифа не такой дурак, чтобы сводить на нет свои благие поступки"

Абу Ханифа избегал сплетен и часто благодарил Аллаха за то, что Он уберег его от этого греха. Один человек сказал Абу Ханифе: "Имам, так много дурного говорят о тебе, но никто никогда не слышал никакой гадости, слетевшей с твоих губ". На что Нуман ибн Сабит ответил: "Это милость Аллаха. Он дарует ее тем, кого любит".

Когда Суфьяна Саури спросили, слышал ли он хотя бы одно дурное слово о ком-либо от Имама Азама, тот воскликнул: "Абу Ханифа не такой дурак, чтобы сводить на нет свои благие поступки".

Нуман ибн Сабит был немногословен, но всегда точен. Он не принимал участия в пустых беседах, а также сторонился тех мест, где люди злословили и обсуждали друг друга.

Великий богослов считал, что давать клятвы недопустимо, и всеми силами старался удерживать себя от этого. Для того, чтобы искоренить в себе эту привычку, он даже дал обет, что каждый раз, как совершит подобную ошибку, пожертвует один дирхам на подаяние. И однажды по невнимательности Абу Ханифа поклялся - с того самого момента он поднял "цену" проступка до одного динара.

До сих пор люди передают истории о религиозности и благочестии Абу Ханифы

Истории о набожности и благочестии Нумана ибн Сабита стали широко известны. Совершение молитв было радостью для него. Он стремился выполнять ее с максимальной искренностью, смирением и вниманием. Дахаби пишет: "По причине его религиозности и праведности, Абу Ханифа достиг степени таватур (достоверный передатчик хадисов)". Во время намаза или чтения Корана он бывал настолько захвачен внутренним духовным стремлением ко Всевышнему, что, начав плакать, не мог остановиться часами.

Ибрагим Басри передал, что однажды утром он молился вместе с Имамом. И, когда Абу Ханифа прочитал аят: "Не думайте, будто Аллах не ведает о делах тех, кто творит несправедливость", то слезы залили всю его рубашку, а тело сотрясалось во время рыданий.

Также Заида рассказал такую историю. Желая задать важный вопрос Имаму, он пришел в мечеть. Как раз в тот момент там начался ночной намаз. Заида встал в ряд и помолился вместе со всеми. Затем он подождал, пока Абу Ханифа закончит совершать дополнительный (сунна) намаз. Однако во время чтения Корана в молитве Нуман ибн Сабит процитировал аят: "Спаси нас от мук пламенного ветра Ада" и продолжил повторять его до утра.

Еще передают, что однажды Имам в рыданиях всю ночь читал лишь один аят Священного Корана: "Настанет День - день тяжкий, День, нелегкий для неверных".

Язид ибн Кумаит, современник Абу Ханифы, известный своим благочестием, рассказывал, что как-то он совершал ночной намаз (´?иша) за Абу Ханифой, который прочитал в нем суру "Зальзаля". После того, как молитва была завершена, он увидел Имама продолжающим сидеть, куда-то задумчиво устремив взгляд. Язид не захотел тревожить Абу Ханифу и ушел, оставив его в мечети. И каково было его удивление, когда, придя утром в мечеть, он нашел Имама Азама в том же положении. Он сидел, с тем же грустным взглядом, держа свою бороду в кулаке, и смиренно чуть слышно произносил: "О Тот, Кто вознаграждает за самое маленькое благодеяние и подвергает наказанию за самый незначительный грех! Спаси же Своего раба Нумана от Пламени Ада".

Как-то прогуливаясь, Абу Ханифа случайно наступил на ногу маленькому мальчику. Ребенок воскликнул: "Ты что не боишься Аллаха, что ли?" Услышав это, Имам потерял сознание. И лишь то, что его сопровождал Мусир ибн Кудам, спасло Нумана от падения. Мусир ловким движением удержал его тело. Позже, когда Имам Азам пришел в себя, его спросили: "Почему такое воздействие на Вас оказало замечание ребенка?" "Кто знает, не было ли это предостережением из Неизвестности" - ответил Абу Ханифа.

Однажды в лавке, которой владел Нуман ибн Сабит, один из работников, раскладывая товар, сказал в присутствии Имама: "Да войдем мы в Рай с миром!" Услышав это, Абу Ханифа разрыдался. Он плакал так долго, что вся его мантия стала мокрой. Сквозь слезы он прошептал: "Можешь идти. Только запри, пожалуйста, за собой дверь", при этом прижимая ладони к лицу. На следующий день, придя к себе на работу, Имам сказал тому служащему: "Кто мы такие, чтобы даже думать о том, как бы попасть в Рай. Не достаточно ли, что Всевышний убережет нас от Своего гнева. Умар аль-Фарук (да будет доволен им Аллах) говорил: "Если в Судный День я не удостоюсь награды, но в то же время Господь не подвергнет меня наказанию, то буду счастлив".

Как-то Абу Ханифе, объяснявшему что-то своему ученику, один из находившихся рядом с ним людей, сказал: "Ты должен особенно страшиться Аллаха в то время, когда выносишь фетву". Эти слова заставили Имама побледнеть и, повернувшись лицом к тому человеку, он проговорил: "Пусть Аллах воздаст тебе благом, брат. Не будь я уверен, что Всевышний обязательно накажет того, кто намеренно утаивает знания от желающего их получить, то никогда не вынес бы фетвы".

В то время, когда Имаму задавали вопрос, на который он не мог ответить, Нуман ибн Сабит начинал переживать. Он укорял себя, считая, что незнание является наказанием и следствием совершенного им когда-то греха. После таких случаев он обычно повторял омовение, затем читал намаз и просил у Аллаха прощение. История об этом дошла до Фудайла ибн Луяда, известного суфийского шейха. Выслушав рассказ о благочестии Нумана, он расплакался и сказал: "У Абу Ханифы нет тех грехов, чтобы каяться в них. Однако тот, кто погряз в разврате, может оказаться в любую секунду поглощенным пучиной бедствий, которые напрочь собьют его с ног, но он так и не поймет при этом, что причина происходящего с ним от Аллаха".

Как Абу Ханифа проводил свой день

Рассказ о великом ученом будет неполным, если не поведать о том, как он проводил свой день. Закончив утреннюю молитву (фаджр) Абу Ханифа давал урок в мечети, после которого выносил фетвы и отвечал на вопросы по разным темам. С целью послушать Имама, на такие уроки приезжали люди из самых отдаленных уголков халифата. После этого Нуман ибн Сабит проводил закрытый семинар со своими ведущими учениками по шариатскому праву. Позже единогласные решения, принятые в ходе таких мероприятий, были зафиксированы письменно.

После обеденного намаза (аз-зухр) Имам Азам шел домой и некоторое время отдыхал. Совершив послеполуденную молитву (аль-аср) он проводил еще один урок, а затем отправлялся в город, чтобы навестить друзей, больных и оказать помощь нуждающимся.

Едва выполнив вечерний намаз (аль-магриб), Абу Ханифа снова начинал занятие, которое длилось до полного захода солнца. Затем он читал пятый обязательный намаз (аль-иша). Ночи же Нуман ибн Сабит обычно посвящал дополнительным молитвам, чтению Корана и зикру (поминанию Аллаха).

Зимой после обязательного ночного намаза (аль-иша) он часто спал в мечети и поднимался, когда наступала заключительная третья часть ночи для того, чтобы совершить тахаджуд (необязательный намаз). Иногда же он делал это в своей лавке. Знавшие Абу Ханифу люди говорили, что невозмутимость и терпение были заложены в нем от рождения.

По этому поводу передают такую историю. Когда Имам Азам читал лекцию в соборной мечети, в которой присутствовало огромное количество слушателей, неожиданно с крыши на колени Нумана ибн Сабита упала змея. Толпа, охваченная паникой, выбежала из мечети. Тем не менее, Имам, как ни в чем не бывало, оставался на своем месте.

На уроках он сохранял спокойствие, позволяя ученикам свободно дискутировать. Имам вступал в бурные дебаты, если они слишком затягивались, не имея перспективы прийти к единому мнению. В таких случаях, Абу Ханифа давал свое заключение по обсуждаемому вопросу, которое обычно было приемлемым для всех.

Имам Азам глубоко переживал боль других людей и стойко переносил испытания, выпавшие на его долю.

Имам был внимательным, открытым и заботливым человеком. Он глубоко переживал человеческую боль и страдание. Однажды во время урока в мечеть зашел человек и рассказал, что один мужчина упал с крыши своего дома. Едва тот закончил последнюю фразу, Абу Ханифа выскочил из мечети, выкрикивая что-то, и, не обувшись, босой побежал к пострадавшему. Впоследствии, он каждое утро посещал больного, пока тот окончательно не выздоровел.

В то же время, тяготы и лишения, выпавшие на его долю, Нуман ибн Сабит переносил с необыкновенной стойкостью и самообладанием, которые порой удивляли людей. Пройдя через все испытания со стороны халифа и его чиновников (заключение, физическое наказание), Абу Ханифа ни на секунду не колебался в правильности своего выбора даже тогда, когда халиф поклялся настоять на своем. Ничто не могло склонить Нумана ибн Сабита стать придворным ученым. Следует заметить, что в это время он был человеком весьма преклонного возраста, и, по некоторым данным, именно это заточение приблизило смерть Абу Ханифы.

В день похорон величайшего Имама улицы Багдада были заполнены людьми, пришедшими проститься с ним. Как отмечают источники, в похоронной процессии приняли участие пятьдесят тысяч человек.

Настоящее имя Абу Ханифы, Нугман бин Сабит бин Зута. «Абу Ханифа» является его куньей, т.е. прозвищем. Он был муджтахидом, ученым фикха, основателем ханафитского мазхаба. Среди тюркоязычных мусульман он больше известен под прозвищем «Имам Аꞌзам», что в переводе значит «величайший имам».

Абу Ханифа (رحمه الله) родился в Куфе, в 80 году хиджры. Живя в исламской среде, Нугман бин Сабит (رحمه الله) уже в детстве выучил наизусть Коран. С юношества Нугман (رحمه الله) занимался торговлей, но при этом осваивал мудрость исламских наук под руководством имама Хаммада ибн Абу Сулеймана (رحمه الله) - муфтия Куфы. Помимо религиозных знаний, будущий ученый также интересовался арабской литературой, поэзией и грамматикой. На тот момент Куфа, как и весь Ирак, была центром слияния множества религиозных наук. Именно в Куфе зародилась наука, известная как «калам». Сторонники данной науки наряду с Кораном и сунной, использовали логику и аналитику в толковании религиозно-правовых вопросов. На центральных площадях Куфы разгорались бурные дискуссии между сторонниками калама и людьми, называвшими себя «ахлюльхадис». «Ахлюльхадис» призывали мусульман руководствоваться только Кораном и сунной пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم) в решении религиозно-правовых вопросов. Абу Ханифа (رحمه الله), воспитывавшийся в религиозной семье, временами принимал участие в данных дебатах.

Во времена Абу Ханифы (رحمه الله), количество религиозных сект на территории Ирака становилось все больше. Среди этих сект возникали идеологические группы с особо крайними учениями. В тоже время со стороны правящей династии омейадов, не прекращались политические репрессии против потомков пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم). Нугман бин Сабит (رحمه الله), обладавший сильным логическим мышлением, предпочитал не вступать ни в одну из действовавших на тот момент в Ираке групп или сект, вместо этого, он выбрал путь получения знаний, а методом получения знаний он выбрал калам.

Посвятивший наукам свои молодые годы, будущий великий имам прилежно учился у своего наставника и после смерти имама Хаммада (رحمه الله), он возглавил его школу и продолжил его дело. Абу Ханифа (رحمه الله) начал преподавать исламские науки. Обучая молодежь, имам Аꞌзам (رحمه الله) не прерывал своих связей с миром торговли. Занимаясь торговлей, он имел определенный доход, дозволенный с точки зрения шариата. Имея источник дохода, у него была возможность вести свою независимую просветительскую деятельность. Часть прибыли от торговли, Абу Ханифа (رحمه الله) тратил на нужды тех своих учеников, которые попадали в затруднительное финансовое положение. Как известно из источников, имам Аꞌзам (رحمه الله) оказывал финансовую поддержку ученикам, не имевшим возможность жениться (Захаби, стр.39).

В делах торговли он походил на Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), потому что и тот, и другой, будучи умелыми торговцами, не нарушали порядка, установленного шариатом относительно торговли: менее хороший товар они клали сверху, а более качественный снизу, таким образом, не вводя в заблуждение покупателя.

Однажды, одна женщина принесла Абу Ханифе (رحمه الله) шелковое платье, с целью его продажи. Он спросил о стоимости этого платья. Женщина запросила за него сто дирхамов. В ответ она услышала, что это платье стоит больше ста дирхамов и имам попросил ее назвать истинную цену этого платья. Тогда женщина добавила к названной цене еще сотню, получилось двести дирхамов, но и с этой ценой Абу Ханифа (رحمه الله) не согласился. Когда цена достигла трехсот дирхамов, праведный торговец отказался покупать платье, ссылаясь на то, что эта цена слишком мала. Когда же необычный торг возвысил цену товара до четырехсот, и когда Абу Ханифа (رحمه الله) отказавшись покупать платье за такую цену, попросил женщину назвать истинную стоимость товара, женщина, возмутившись, сказала: «Неужто ты издеваешься надо мной?!». Имам Аꞌзам (رحمه الله) сказал: «Приведи, кого-нибудь, и мы попросим постороннего человека определить цену этого платья». Пришел человек, который определил стоимость платья в пятьсот дирхамов. Так, платье было куплено за пятьсот дирхамов, хотя изначально запрашиваемая цена была лишь сто дирхамов. Этот случай до сих пор широко известен в мусульманских странах, и он является назидательным примером для людей, занимающихся торговлей.

Абу Ханифа (رحمه الله) обладал высокой нравственностью. Он был очень мудрым ученым. Он много размышлял, мало говорил, сторонился грехов и людей, преданных мирским развлечениям, он не любил праздные речи, на задаваемые вопросы отвечал очень точно и объемно.

Он первым систематизировал основы исламского права, рассматривая различные правовые вопросы, возникавшие среди мусульман. Помимо этого, он также разработал доктрину исламского вероучения. Его уроки в разное время посещали тысячи учеников, из них сорок достигли степени ученых (муджтахидов) (Аль-Кардари, Мунакибуль имам Абу Ханифа, стр. 212).

Самыми известными из учеников великого имама, ставшими учеными являются, Абу Юсуф и Мухаммад бин Хасан аш-Шайбани. Правовая школа Абу Ханифы (رحمه الله) образовалась от двух источников: уроков, которые имам давал своим ученикам и фетв (религиозных решений по какому-либо вопросу), которые он выносил, давая ответ на задаваемые вопросы граждан. Метод преподавания был схож с методом древних философов, использовавших при преподавании диалектический метод. На суд собравшихся выносился какой-либо вопрос, или проблема, ученики начинали дискуссию касаемо данного вопроса или проблемы, каждый из них высказывал свое мнение по данной теме, и только в конце, выслушав мнения учеников, ученый основываясь на канонические тексты Корана и сунны, выводил решение по обсуждаемой проблеме. Все подобные решения вместе с каноническими доказательствами фиксировались в письменном виде. Позже, слова имама, записанные на уроках, были возведены в ранг правовых правил ханафитского мазхаба. Данная работа была проведена самыми близкими учениками имама, достигших степени ученых. Собрания, которые имам Абу Ханифа (رحمه الله) проводил, обучая людей, были своего рода центром для диалога. Отсутствие диктаторства со стороны имама и возможность свободно высказывать свои мысли участниками этих собраний, сделали школу Абу Ханифы (رحمه الله) и его самого, очень известными среди населения Куфы и в целом Ирака.

Простой народ Ирака очень сильно любил Нугмана бин Сабита

(رحمه الله) за его фетвы, которые помогали людям решить многие вопросы, за то, что имам был противником всех бунтов и смут, которые, как и сейчас сотрясали землю Ирака. Люди любили его за его богобоязненность, что является важным качеством для каждого мусульманина. Одними из важных пунктов его наставлений, данных им своим ученикам, было то, что имам советовал своим единомышленникам всегда стремиться к получению знаний и сторониться невежд и фанатиков.

Абу Ханифа (رحمه الله) никогда никому не говорил, что лишь его мнение является самым правильным. Если кто-то мог привести более правильное мнение, основанное на достоверных доводах, тогда ученый оставлял свое мнение и брал мнение своего оппонента. Часто он советовал своим ученикам не записывать все его слова говоря: «Не пишите каждое произнесенное мною слово, ведь может оказаться так, что завтра я поменяю свое мнение». Абу Ханифа (رحمه الله) никогда не призывал своих последователей к фанатизму.

Абу Ханифа (رحمه الله), будучи сторонником калама, часто участвовал в дискуссиях с противниками этого научного подхода, но отстаивая свою точку зрения, он не навязывал свое мнение оппонентам. Занимаясь научными изысканиями, он говорил: «Это то к чему, мы пришли своим разумом. Никто не обязан принимать наше мнение, мы никому не навязываем свою точку зрения. Наших сил хватило на то, чтобы вывести те фетвы, которые мы смогли разработать, по нашему мнению, это самое лучшее из всего имеющегося. Если кто-либо найдет, что-либо лучше этого, пусть предоставит, мы примем то, что лучше» (Захаби).

Несмотря на то, что Абу Ханифа (رحمه الله) полностью предавался преподаванию, он активно отстаивал свою гражданскую позицию, в отношении политических процессов, происходивших на тот момент в стране. Часть его жизни прошла во время правления династии омейадов, другая часть жизни прошла, когда страной правили аббасиды. Политику обоих правящих домов имам подвергал критике. Он обладал безграничной любовью к семейству пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует). Он всегда был на их стороне. Изначально Нугман бин Сабит (رحمه الله) поддерживал приход к власти аббасидов, так как они объявили о полной амнистии членов семьи пророка, а также о том, что они будут всячески способствовать восстановлению их прав, но спустя некоторое время после обретения власти, они также, как и их предшественники продолжили вести гонения на святое семейство. Видя это, Абу Ханифа (رحمه الله) выступил против такой политики, ведущейся кланом аббасидов. Антиправительственная агитация проводилась и на его уроках. «Как во время омейадов, так и во время аббасидов, личность Абу Ханифы (رحمه الله) была крайне неудобной для правителей мусульманского халифата. И омейады, а потом и аббасиды пытались укрепить свой авторитет среди населения своей страны. С этой целью, зная какое влияние на людей имеет великий имам, они пытались привлечь его на свою сторону предлагая должность верховного судьи. Во всех случаях Абу Ханифа (رحمه الله) отказывался от их предложений. В итоге из-за своей непокорности он был арестован и помещен в тюрьму» (Ибнуль Асир, аль-Камиль фиттарих, стр. 559).

Люди уважали его за смелость и бескорыстие. Он не принимал никаких наград и подарков, даруемых аббасидскими правителями. Он жил на то, что зарабатывал своим трудом. Потеряв терпение от творимого аббасидами нечестия, он дал присягу верности Зайду бин Али – правнуку четвертого халифа Али бин Абу Талиба. Зайд бин Али возглавил антиомейадское восстание в Куфе в 739 году.

Над потомками пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم) все больше сгущались темные тучи политических репрессий, данное обстоятельство вынудило Мухаммада ан-Нафсу аз-Заки потомка Али бин Абу Талиба по линии Хасана выступить против правительства. Восстание было жестоко подавлено, руководитель восстания был уничтожен. Абу Ханифа (رحمه الله) в Ираке, имам Малик (رحمه الله) в Медине, резко осудили действия властей в отношении восставших. Из-за этих акций оба были арестованы. За призыв Абу Ханифы (رحمه الله) оказать поддержку притесняемому роду пророка, с которым он обращался к народу, тюремная стража ежедневно подвергала его зверским пыткам. Находясь в тюрьме, он принял мученическую смерть в возрасте 70 лет. Есть версия, что он был отравлен (ан-Намари, аль-интика, стр.170). Имам был похоронен на кладбище Хайрузан в Багдаде. Проститься с имамом пришли тысячи горожан.

Великий имам Нугман бин Сабит Абу Ханифа (رحمه الله) оставил своим последователям такое наставление: «Ни для кого не является дозволенным выводить фетвы от нашего имени, не зная на какое доказательство оно основано». Абу Ханифа (رحمه الله) понимал, что ислам не может быть ограничен мнением лишь одного человека, или учением одного мазхаба. Ни Абу Ханифа (رحمه الله), ни другие имамы, не стремились к достижению идеологической монополии в исламском мире. Они призывали своих учеников и последователей принимать за основу сунну пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم), и следовать его путем.

Имам, великий учёный, факих уммы, муджтахид Абу Ханифа Нуман бин Сабит родился в 80-м году по Хиджре в иракском городе Куфа, во времена младшего поколения сподвижников. Абу Ханифа является основоположником одного из четырёх самых распространённых суннитских мазхабов и одним из первых, чей мазхаб стали записывать и распространять.

С детства Абу Ханифа начал изучать фикх, собирать предания салафов (это первые три поколение мусульман: сподвижники, табиины и следующее поколение за табиинами. – Прим. авт.), совершая путешествия в разные места в целях учёбы. Как говорит имам аз-Захаби, «что касается науки фикх, скрупулёзности и точности в выведении решений и изучения его скрытых смыслов и тайн, то не было ему равных, и все люди до сих пор ссылаются на него».

Его ученик Зуфар передаёт, что слышал от Абу Ханифы, как он говорил: «Я изучал науку о вероубеждении, пока не постиг его и стал из числа тех, на кого указывали пальцем в этой науке. Обычно мы сидели недалеко от круга Хаммада бин Абу Сулеймана, и однажды пришла женщина и задала мне вопрос: «У человека есть рабыня, с которой он хочет развестись по сунне. Как это сделать?» Я ответил, что не знаю, указал ей на Хаммада и попросил потом рассказать мне о его ответе. Хаммад ей ответил, что мужчина разводится с ней в период её очищения и без приближения к ней и оставит её на время идды, два цикла, после чего она может выходить за другого. Женщина вернулась и рассказала мне ответ, после чего я сказал, что нет мне необходимости изучать «калям», взял свою обувь и сел в кругу Хаммада. Я запоминал все его вопросы и то, что он отвечал, и, когда он на следующий день повторял сказанное, я всё мог пересказать по памяти, тогда как другие ошибались. (Потом Хаммад уже говорил: «Не сядет никто напротив меня в моём кругу, кроме Абу Ханифы».) И я учился у него, сопровождал его в течение 10 лет. Через несколько лет учёбы мне показалось, что я сам смогу обучать других и уже мне нет нужды учиться у него, однако я не осмелился ему об этом сказать. И вот однажды Хаммаду пришло известие, что умер его родственник из другого города. Он поехал туда, оставив меня вместо себя вести уроки и выносить фетвы (исходя из Корана и хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)). Ко мне приходило множество вопросов, на которые я отвечал и записывал свои ответы. После возвращения Хаммада я показал ему свои ответы, которых собралось 60. В сорока из них он согласился с моим решением, а в 20 – нет. Тогда я сказал про себя, что не перестану учиться у него, пока он не умрёт».

Известно, что Абу Ханифа встретился в Куфе с Анасом бин Маликом, а во время хаджа, когда ему было 16 лет, он встретился с Абдуллахом бин Харис бин Джуз Забиди, что подтверждает его принадлежность к числу табиинов. Среди шейхов Абу Ханифы, количество которых из числа табиинов более 90, от которых он передал и у которых получал знания, есть и такие, как Ата бин Аби Рабах, Шаби, Адий бин Сабит, Амру бин Динар, Нафи мавла Ибн Умар, Хаммад бин Аби Сулейман, Абу Джафар Бакир, Мухаммад бин Мункадир, Хишам бин Урва, а также многие другие учёные того времени. Некоторые биографы говорят, что число его шейхов достигало четырёх тысяч. О его встрече со сподвижниками свидетельствует и предание от Абу Бакра бин Халляла, что Абу Ханифа застал Абдуллаха бин Абу Авфа и Абу Туфейля Амира бин Васла, и они оба сподвижники.

Про него рассказывают, что он был красив лицом, приятной внешности, среднего роста. Обладал мягким приятным голосом, умел говорить красноречиво. Он всегда надевал чистую опрятную одежду, умащался благовониями. Когда он выходил к людям, они по запаху могли определить, что это Абу Ханифа, до того как увидят его. Он отличался кротостью, терпением, добротой, набожностью. Один из его учеников рассказывал, что слышал, как Абдуллах бин Мубарак говорил Суфьяну Саври: «О Абдуллах, как же Ханифа далёк от хулы! Я никогда не слышал, чтобы он отозвался плохо даже о своём враге!», на что Суфьян сказал: «Абу Ханифа, поистине, не настолько глуп, чтобы свои благие деяния обменять на грехи».

Абу Ханифа являлся предводителем «школы «мнения» (мадрасату раъй). В своём мазхабе имам опирался на аналогию, истихсан (предпочтение более уместного и полезного решения), на обычаи (урф) и был больше всех склонен к иджтихаду. Эту методологию он перенял у своего учителя Хаммада (умер в 120-м г. поХиджре), который учился у Ибрахима Нахаи (умер в 95-м г. по Хиджре), который учился у Алкама бин Кайс (умер в 62-м г. по Хиджре), ученика Ибн Масуда (умер в 32-м г. по Хиджре) – сподвижника Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Его научная методология ясна из его слов, которые приводят Ибн Абдуль Барр и Хатыб Багдади: «Я беру (своё суждение) из книги Аллаха, когда нахожу в ней решение, а затем из Сунны Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Если не нахожу в Коране или Сунне Посланника Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует), то обращаюсь к словам сподвижников. Беру у некоторых из них (то, что считаю соответствующим или близким к истине) и оставляю слова других. И не предпочитаю их словам слова других (то есть слова сподвижников ставлю выше слов поздних поколений мусульман). А когда дело доходит до слов Ибрахима, Шаби, Ибн Сирина, Атаа, Саид бин Мусайиба, то я проявляю усердие в вынесении решений (иджтихад) так же, как сделали они». От Абу Юсуфа передаётся, что он слышал, как Абу Ханифа сказал: «Если дойдёт до меня хадис от Посланника Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует), переданный от надёжных людей, то я беру его, а если это слова сподвижников, то мы не выйдем из сказанного ими, а когда дело касается слов табиинов, то я могу соперничать с ними».

Эти слова ясно дают понять, что его методология была основана на Книге Аллаха в первую очередь, а затем на Сунне Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует), словах сподвижников и иджтихаде. А что касается тех вопросов, которые не разъяснены в Коране и Сунне, то в них он руководствовался аналогией, истихсаном и урфом. Имам был известен своими жёсткими условиями для принятия хадиса и тщательным отбором преданий, что вовсе не означало его слабость в этой науке. Поэтому слова некоторых, что он мало обращался к хадисам и выносил решения в основном посредством сравнения, не имеют под собой никакой почвы. Абу Ханифа известен ещё и тем, что не останавливался на решении возникших проблем и давал ответы и на предположительные вопросы, вынося им решение на случай, если возникнут. В последующем благодаря усилиям учеников положения мазхаба были систематизированы и зафиксированы, были составлены труды, способные решить практически любые возникавшие в то время задачи, особенно в разделе торговых отношений.

Мазхаб Абу Ханифы распространился в Куфе, Багдаде, Египте, Сирии, Тунисе, Алжире, Йемене,Индии, Китае, Бухаре, Самарканде, Афганистане, Туркистане, а на территории России – в Поволжье, Татарстане, Башкирии и некоторых республиках Кавказа.

Передаётся, что Абу Ханифа записал очень много вопросов по фикху, однако не все его сочинения дошли до нас. Историки пишут, что он написал много книг, среди которых «Наука и её изучение», «Ответ кадаритам», «Важный фикх» («Фикх акбар») и другие. Также известно, что от него в отдельности передано 215 хадисов, не считая тех, которые он передал совместно с другими учёными. В число произведений Абу Ханифы также входит «Муснад», где автор приводит 118 хадисов из раздела молитв. А учёный Абуль Муайяд Мухаммад бин Махмуд Ховарезми собрал все переданные от Абу Ханифы хадисы в одном сборнике, достигшем 800 страниц, который был издан в Египте в 1326-м году по Хиджре. Большинство учёных считают, что труды Абу Ханифы запечатлены в книгах, написанных его учениками, такими как Абу Юсуф и Мухаммад Шайбани.

От него передали хадисы очень много людей, например Ибрахим бин Тахман, учёный Хорасана, Асад бин Амру аль Баджили, Исмаил бин Яхья Сайрафи, Хасан аль Каззаз, Хафс бин Абдурахман аль-Кади, его сын Хаммад, Дауд Ттаи, Зуфар бин Хузейль, Саад бин Сильт, Сулейман бин Амру аль-Нахаи, Абдуллах бин аль-Мубарак, Мухаммад бин Хасан Шайбани, Яхья бин Аюб Мисри, Кади Абу Юсуф и десятки других учеников и современников. Количество учеников Абу Ханифы – имамов, записавших его труды в мазхабе, – достигает 40 человек. А самыми известными его учениками были Абу Юсуф Якуб бин Ибрахим Ансари (112–183 гг. по Хиджре), Мухаммад бин Хасан Шайбани (умер в 189-м г. по Хиджре) и Зуфар бин Хузайль.

Случаи из жизни

Абу Ханифа прожил свою жизнь в поисках знаний и вместе с этим считал, что самой сладкой пищей является пища, заработанная своими руками. В свободное время он занимался торговлей – ему принадлежала лавка по продаже ткани. Среди населения имам был известен честностью, благородством, надёжностью. Его непосредственное участие в торговом деле оставило отпечаток в нормах фикха, связанных с торговой сферой и взаимоотношениями.

Абу Ханифа известен тем, что часто постился, много читал Коран, проводил много времени в восхвалении Аллаха. Однажды, когда он шёл по улице с друзьями, он услышал, как вслед ему кто-то сказал: «Это Абу Ханифа, который не спит по ночам (имеется в виду – поклоняется всю ночь)». Услышав это, Абу Ханифа сказал: «Клянусь Аллахом, я не хочу, чтобы люди говорили обо мне то, чего я не делаю». И стал после этого проводить ночи в поклонении и мольбах, пока не постигла его смерть.

Во времена Абу Ханифы правители старались приблизить к себе учёных, поощряя их материальными вознаграждениями и назначая на различные государственные службы. Абу Ханифу часто вызывали к халифу и требовали от него принять пост судьи, но имам отказывался, и по этой причине часто подвергался наказаниям и тюремному заключению. Известно много случаев его отказа, в частности рассказывается, что халиф Мансур потребовал от него стать судьёй, а он сказал, что не подходит для этой работы. Мансур сказал: «Ты врёшь», – и Абу Ханифа ответил: «Как ты можешь назначать судьёй того, кто врёт?»

Он был известен среди людей своей честностью в торговых делах, что приносило ему хороший доход. Каждый раз по истечении года он вычислял прибыль за год, оставлял себе на пропитание какое-то количество и раздавал остальное учёным хадиса и Корана, а также требующим знания. Раздавая им деньги, он говорил: «Это прибыль от вашего товара (изучения наук), которую Аллах вам предопределил посредством меня. Я вам ничего не раздаю из своего имущества. Это всё – милость Аллаха, оказанная вам через меня. Ведь никто не может оспорить Аллаха в Его дарах».

Известен случай из его жизни, когда имам встретил группу атеистов-безбожников, отрицавших существование Творца. Абу Ханифа спросил их: «Что вы скажете о корабле, загруженном вещами и товаром, который плывёт среди высоких волн и ураганов по одному курсу, не сбиваясь с него, пока не достигнет своей цели и доставит весь груз в целости? И к тому же этот корабль не управляется никем, а плывёт сам по себе. Разве разум допускает такое?» Они ответили: «Нет! Такое не принимается разумом и не допускается даже в мыслях». Тогда Абу Ханифа сказал: «Свят Аллах, вы не допускаете существование корабля, плавающего по курсу, без капитана, который бы управлял им, и утверждаете, что вся вселенная, включая моря, небеса, звёзды, птиц и животных, существует без Творца, сотворившего их в гармонии и совершенстве?! Пропадите вы и ваша ложь».

Ибрахима бин Саид Джавхари от Мусанна бин Раджаа сказал, что Абу Ханифа обязал себя выплачивать по одному динару каждый раз, когда он поклянётся, говоря правду.

От Язида бин Камита передано, как один человек сказал Абу Ханифе: «Побойся Аллаха», на что Абу Ханифа изменился в лице, опустил голову и сказал: «Да поблагодарит тебя Аллах».

Похвала учёных

Али бин Асим говорил: «Если взвесить знания Абу Ханифы и знания его современников, то его знания перевесили бы».

Ибн Мубарак говорил: «Абу Ханифа – самый знаю-щий из людей».

Имам Шафии говорил: «Все люди в фикхе вынуждены обратиться (иялун – являются детьми, потомством) к Абу Ханифе».

Харби говорил: «Об Абу Ханифе плохо отзовётся только завистник или невежда».

Яхья бин Саид Каттан говорил: «Мы не врём, но мы не слышали ничего лучше мнения Абу Ханифы, поэтому приняли большинство из его слов».

Мухаммад бин Саад аль Уфи говорил: «Абу Ханифа был «сика» (этот термин означает, что он был надёжным человеком, от которого принимаются свидетельства и знания, например в хадисах), надёжным, доверенным, он передавал из хадиса только то, что знал наизусть».

От Салих бин Мухаммада передаётся: «Я слышал, как Яхья бин Маин говорил, что Абу Ханифа был надёжным в хадисе».

Передаётся от Ахмада бин Сабаха, что он слышал, как имам аш-Шафии спросил Малика: видел ли он Абу Ханифу? Малик сказал: «Да, я видел человека, который, если захочет тебе доказать, что этот столб из золота, приведёт доказательства и докажет это».

От Ибн Мубарака передаётся: «Я не видел человека более уважаемого в своём кругу, более почтенного и кроткого, чем Абу Ханифа».

Муавия бин Дарир говорил: «Любить Абу Ханифу – из сунны».

Юсуф бин Амр Дараварди передал, что видел, как Малик и Абу Ханифа сидели в мечети Посланника Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует) после ночного намаза, изучая и обсуждая научные вопросы. И когда они не сходились во мнении, то один из них не спорил с другим, они не обвиняли друг друга в ошибке и не были черствы. Когда наступило время утренней молитвы, они встали вместе на намаз. Рассказывается, что после одной из таких встреч к Малику зашёл Лейс бин Саад и застал Малика вытирающим пот, хотя это был зимний холодный день. Когда Лейс бин Саад спросил о причине пота, Малик сказал: «Я вспотел, пока сидел с Абу Ханифой. Он поистине факих, о египтянин (имеется в виду Лейс бин Саад)».

Передаётся от Мухаммада бин Мусанна, что он слышал, как Ибн Уяйна говорил: «Учёных четверо: Ибн Аббас в своё время, Шаби в своё время, Абу Ханифа в своё время и Саври в своё время».

Заключение

В этой короткой статье, конечно, невозможно передать все достоинства Абу Ханифы, привести мнения о нём всех учёных или разобрать его мазхаб должным образом. Но не вызывает сомнений, что он был выдающимся человеком, признанным всеми муджтахидом, и то, что его мазхаб дошёл до наших дней и принят всей уммой, является свидетельством его высокого положения среди учёных и имамов. Пусть Создатель вознаградит его за труды и вклад в мусульманскую науку! Да смилуется над ним Аллах!

Магомед Магомедов

Случайные статьи

Вверх