1500 год до нашей эры что было. Этапы становления образования – история и развитие образования

1500 Г. ДО Н.Э.

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Хронология

Столетия: XVI в. до н.э. XV в. до н.э. XIV в. до н.э.

1505 1504 1503 1502

1501 1500 1499 1498

1497 1496 1495 1494

Скончались

Прав. Финеес первосвященник .

Дата определена приблизительно.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое 1500 Г. ДО Н.Э. в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:


  • Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: XIV XV XVI 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 1504 1505 …

  • оборотное, тридцать первая буква русского алфавита. По начертанию восходит к букве "Э" южнославянских рукописей 13-14 вв. и связана, по всей …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    \[Слова,которых читатель не найдет под буквой Э, см. в отделе слов на Е.\]Э (так называемое, э "оборотное") — тридцать первая …
  • в Современном энциклопедическом словаре:
    э [э оборотное], тридцать первая буква русского алфавита, не имеет прототипа в кириллице, восходит к букве Э, появившейся в южнославянских …

  • [Слова,которых читатель не найдет под буквой Э, см. в отделе слов на Е.] Э (так называемое, э "оборотное") ? тридцать …
  • ДО в Словаре Даля:
    предл. с род. показывающий какой-либо предел, конец. Здравствуй, Волга матушка, сверху донизу, снизу доверху! При переносе ударения на до, слово …

  • междом. Восклицание, употр. при возражении на чужую речь. - Э, позвольте, Петр Иванович, я расскажу. - Э, нет, позвольте уж …
  • ДО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (без удар., кроме тех случаев, когда ударение переносится с сущ. на предлог, напр. до дому, до низу), предлог с род. …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР
  • КИТАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ЯПОНИЯ*
  • ФРАНЦИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • СИБИРЬ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКИЕ СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ИНДИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Название. ? Так европейцы давно называли богатые страны Южной Азии, о которых имели лишь смутные понятия; об "Индеи богатой" …
  • СССР. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Авиационная наука и техника В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909-1914) Я. М. …
  • СССР. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • СССР. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. …
  • СССР. БИБЛИОГРАФИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Штаты Америки (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США - государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. …
  • РИМ ДРЕВНИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. …
  • НЕФТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Нефть (через тур. neft, от перс. нефт) - горючая маслянистая жидкость со специфическим запахом, распространённая в осадочной оболочке Земли, являющаяся …
  • ГРУЗИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая республика (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика), Грузия (Сакартвело). I. Общие сведения Грузинская ССР образована 25 февраля 1921. С 12 …
  • ГЕРМАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (лат. Germania, от германцы, нем. Deutschland, буквально - страна немцев, от Deutsche - немец и Land - страна), государство …
  • ЭМИГРАЦИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Содержание: I. Общие понятия. ? II. Исторический очерк Э. с древнейших времен до начала XIX столетия. ? III. Европейская Э. …
  • ФИНЛЯНДИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ТОРГОВЛЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (теория). ? Под Т. разумеют промысловую деятельность, имеющую целью преодолевать препятствия, разделяющие производителей и потребителей во времени и пространстве. Это …
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, СТОЛИЦА РОССИИ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • НАЧАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КРЕСТЬЯНЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Содержание: 1) К. в Западной Европе. ? 2) История К. в России до освобождения (1861). ? 3) Экономическое положение К. …
  • КИТАЙ, ГОСУДАРСТВО В АЗИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • БИБЛИОГРАФИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • БАНКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? в современном экономическом строе Б. являются высшей формой кредитного посредничества и важнейшими органами вексельного и денежного обращения. Цель банковой …
  • ЭСТЕТИКА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (от др.-греч. — aisthanomai — чувствовать; aisthetikos — воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, …
  • ЧЕРНИГОВСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Черниговская и Новгород-Северская епархия Украинской Православной Церкви. Епархиальное управление: Украина, 14014, г. Чернигов, …
  • ПРИКАЗ НАРКОМА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР № 00447 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". ОПЕРАТИВНЫЙ ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР № 00447 "30" июля 1937 г., г. Москва …
  • МИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Минская икона Божией Матери Память 13 августа 13 августа 1500 года в Минске жители города обрели …
  • ЭПИЛЕПСИЯ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (греч. epilepsia - схватывание, эпилептический припадок). Хроническое эндогенно-органическое заболевание, протекающее с повторяющимися пароксизмальными расстройствами (судорожными и бессудорожными) и формированием …
  • ЮЖНАЯ АМЕРИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Америка. I. Общие сведения. Ю. А. - южный материк Западного полушария между 12|28" с. ш. (мыс Гальинас на полуострове Гуахира) …
  • ЭФИОПИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ЭСТОНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, Эстония (Ээсти НСВ). I. Общие сведения Эстонская ССР образована 21 июля 1940. С 6 августа 1940 в …
  • ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Engels) Фридрих (28.11.1820, Бармен, ныне Вупперталь, - 5.8.1895, Лондон), один из основоположников марксизма, вождь и учитель международного пролетариата, друг и …
  • ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    частицы. Введение. Э. ч. в точном значении этого термина - первичные, далее неразложимые частицы, из которых, по предположению, …
  • ЭКОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ШВЕЙЦАРИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Швейцарская Конфедерация (нем. Schweizerische Eidgenossenschaft, франц. Confederation Suisse, итал. Confederazione Svizzera). I. Общие сведения Ш. - государство в Центральной Европе, …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • ТУНИС (ГОСУДАРСТВО) в Большой советской энциклопедии, БСЭ.

АРКАИМ - укрепленное поселение эпохи бронзового века (XVII-XV вв. до н.э.) в Челябинской области. Округлой формы диаметром ок. 170 метров. Прямоугольные дома из глинобитных кирпичей. Расположены полукругами вокруг центральной площадки, без дверей, выход на крышу по лестнице. Наружная стена внешнего круга домов служила стеной города. Аналогично поселениям Ближнего Востока. Серия таких крепостей расположена на расстоянии 25-30 км друг от друга в Ю. Зауралье и свидетельствует о приходе сюда большой группы населения с юга и смешении их, видимо, с родственным (индоевропейским?) населением суртандинской культуры.

Идентичные дома и крепости найдены на Ближнем Востоке и хорошо описаны археологом Меллартом: «Каждый дом имел лишь один этаж, высота которого соответствовала высоте стен; входили в дом через отверстие в крыше по деревянной лестнице, прислоненной к южной стене. Из-за своеобразия системы выходов наружная часть поселения представляла собой массивную стену, и другие оборонительные сооружения были не нужны».

АРКАИМ И «СТРАНА ГОРОДОВ» НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

«Страна городов» - условное название территории на Южном Урале, в пределах которой расположена компактная группа укрепленных поселений эпохи бронзы -памятников XVIII-XVI вв. до н.э. Они относятся к петровско-синташтинскому культурному пласту, открытие которого явилось знаменательной страницей в истории археологической науки и положило начало изучению новой категории памятников в археологии степей срединной Евразии.

История открытия

Первые сведения о существовании древних фортификационных сооружений на территории Урал о-Казахстанских степей были получены в конце 60-х - начале 70-х годов нашего столетия в Северном Казахстане на реке Ишим (Г.Б. Зданович, С.Я. Зданович, В.Ф. Зайберт), когда при раскопках многослойных поселений II-I тысячелетия до н.э. Новоникольского и Боголюбово-I были зафиксированы оборонительные рвы, в заполнении которых содержалась керамика, известная по могильнику у села Петровка в Приишимье. В это же время на поселении Петровка-П был вскрыт целый комплекс фортификационных сооружений. Исследования Т.М. Потемкиной, Н.Н. Куминова, Н.К. Куликова поселения Камышное-II в Курганской области, В.В.Евдокимова и В.Н. Логвина в Кустанайской области в 70-х годах подтвердили вывод о существовании древнего строительного горизонта, к которому относились оборонительные сооружения.

Следующим важным этапом было открытие и исследование Синташтинского комплекса памятников, датированных в пределах второй четверти II тысячелетия до н.э. (В.Ф. Генинг, Г.Б. Зданович, В.В. Генинг). Комплекс включал укрепленное поселение, связанные с ним грунтовые и курганные могильники и храмовое сооружение - Большой Синташтинский курган-святилище. Изученные объекты содержали сложные древесно-земляные конструкции и многочисленный набор вещей из бронзы, кости, камня и глины, разнообразные жертвоприношения животных. Сегодня это один из самых богатых археологических объектов степей и лесостепей Евразии. Большинство элементов памятника оказалось возможным сопоставить и объяснить, опираясь на основные источники, характеризующие культуру ранних ариев, - «Ригведу» и «Авесту» (В.Ф. Генинг, Е.Е. Кузьмина). Однако ученые продолжали скептически смотреть на феномен Синташты, считая ее одиночным и необъяснимым явлением.

В последнее десятилетие в степях Южного Урала и Зауралья накоплен обширный археологический материал, который может служить основанием для самых серьезных научных исследований. В частности, было открыто и тщательно изучено укрепленное поселение Аркаим (Г.Б.Зданович), ведутся раскопки культурного комплекса Устье - памятника этого же круга (Н.Б.Виноградов). Одновременно в археологическую науку Южного Урала была введена новая методика поиска и изучения памятников археологии, погребенных под наносами, - дешифрирование материалов аэрофотосъемки (И.М.Батанина). Это позволило открыть на Южном Урале целую страну укрепленных поселений XVIII-XVI вв. до н.э., названную впоследствии «Страной городов», при характеристике которой можно с уверенностью применять такие термины, как «ранняя государственность», «протоцивилизация», «протогород».

В «Стране городов»

«Страна городов» протянулась вдоль восточных склонов Урала с севера на юг на 400 км и на 100-150 км с запада на восток. Сегодня известно 17 пунктов с 21 укрепленным поселением, а также многочисленными селищами и могильниками.

Территория «Страны городов» характеризуется определенным комплексом физико-географических признаков, которые и предопределили условия жизни людей эпохи бронзы, традиции хозяйства и градостроения, их уровень культуры.

«Страна городов» расположена на восточном склоне Южного Урала, глубинное геологическое строение которого предопределило появление многочисленных месторождений меди. При формировании пенеплена руды были «выведены» на поверхность… «Страна городов» занимает водораздел азиатских и европейских рек. Здесь смыкаются воды севера и юга, воды Каспия и Северного Ледовитого океана…

Пологие долины рек с обширными заливными лугами, широкие степные пространства являлись необходимым условием для развития скотоводства. По материалам поселения Аркаим, основу стада составлял крупный и мелкий рогатый скот. Коневодство имело два направления: мясное и военно-производственное. В целом скотоводство носило придомно-отгонный характер.

Таким образом, на территории «Страны городов» существовали все необходимые условия для возникновения феномена Синташтинско-Аркаимской культуры: близость лесов (строительный материал и топливо), обширные и богатые пастбища, качественная питьевая вода, наличие медных руд и кремневых пород, использовавшихся для изготовления предметов вооружения - наконечников стрел и копий.

Территория «Страны городов» пока еще недостаточно обследована. С уверенностью можно говорить, что не все укрепленные поселения открыты, некоторые из них навсегда погибли для науки - разрушены природными процессами или современными постройками. Однако уже сейчас можно утверждать, что укрепленные центры в пределах «Страны городов» располагались на расстоянии 40-70 км друг от друга. Средний радиус освоенной территории каждого административно-хозяйственного центра составлял примерно 25-30 км, что соответствует расстоянию одного дневного перехода. В этих пределах в окрестностях «города» располагались сезонные стоянки скотоводов и рыболовов, строились небольшие неукрепленные поселения людей, которые были тесно связаны в хозяйственном, военном и религиозном отношении с «городом-крепостью», с «городом-храмом».

Аэрофотоснимки показывают, что «города» имеют различную планировку - овал, круг, квадрат. Расположение домов и улиц диктуется конфигурацией фортификационных сооружений. Самыми ранними из обследованных памятников «Страны городов», вероятно, являются поселения с овальной планировкой, затем появляются круговые и квадратные поселки. Все они, безусловно, относятся к одному культурно-историческому пласту. Различная геометрическая символика, выраженная в архитектурно-пространственных характеристиках «городов», отражает, скорее всего, отличительные особенности религиозного мировоззрения.

Наиболее полную информацию об устройстве «города»-крепости представляет поселение Аркаим, которое было обнесено двумя кольцами оборонительных стен и рвов. За каждой стеной по кругу располагались жилища. В центре находилась подквадратная площадь.

Недалеко от поселений - от нескольких десятков метров до километра - обычно располагаются некрополи. В основе планировки погребального комплекса-кургана лежит круг с четко выраженным квадратом в центре, подчеркнутым контуром крупных могильных ям, деревянными перекрытиями, грунтовыми выкладками. Такая планировка близка принципу Мандалы - одного из основных сакральных символов буддийской философии. Само слово «мандата» переводится как «круг», «диск», «круговой». В «Ригведе», где оно впервые встречается, слово имеет множество значений: «колесо», «кольцо», «страна», «пространство», «общество», «собрание»... Универсальна интерпретация Мандалы как модели Вселенной, «карты космоса», при этом Вселенная моделируется и изображается в плане с помощью круга, квадрата или их сочетания. Аркаим и его жилища, где стена одного дома является стеной другого, вероятно, отражают «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую.

В «Стране городов» поражает не богатство материальной культуры - поражает ее удивительная духовность. Это особый мир, где духовностью насыщено все - от поселенческой и погребальной архитектуры до скульптурных изображений человека, выполненных из камня. Можно утверждать, что мировоззренческие системы, сформировавшиеся в аркаимское время, на тысячи лет вперед определили развитие человеческих сообществ в степной Евразии и, вероятно, далеко за ее пределами.

Кто и откуда

Открытие «Страны городов» остро поставило вопрос об этнической принадлежности ее носителей. Какой народ был создателем уникальной культуры?

По данным исследования антропологических материалов (остатков человеческих скелетов), население протогородских центров Южного Зауралья XVIII-XVI вв. до н.э. было европеоидным, без заметных признаков монголоидных черт (Р. Линдстром). Типичный краниологический тип характеризуется очень длинным и узким (или очень узким) и довольно высоким черепом. Средний рост взрослых мужчин устанавливается в пределах 172-175 см, женщины немного ниже, в среднем 161-164 см.

Аркаимский тип человека близок: населению древнеямной культуры, которое занимало обширные области евразийских степей в энеолите и раннем бронзовом веке. Нужно отметить сходство аркаимцев с более поздним срубным населением Поволжья и людьми эпохи бронзы Западного Казахстана. Степень сходства с андроновским населением Южной Сибири и Восточного Казахстана («андроновский антропологический тип», по Г.Ф.Дебецу) значительно меньше, чем с людьми бронзового века, которые проживали к западу от Уральского хребта.

Судя по костным остаткам, население Зауралья отличалось хорошим здоровьем. Несмотря на отмеченные общие черты, люди «Страны городов» значительно отличались друг от друга, и говорить о едином физическом типе нельзя. Это еще раз заставляет подчеркнуть сложный состав генетической популяции людей - создателей синташтинско-аркаимской цивилизации.

Сегодня, имея огромный археологический материал, можно с большим основанием вернуться к разработке научной гипотезы о южно-уральской прародине арийских племен.

География глубинных пластов «Ригведы» и «Авесты» вполне совместима с исторической географией Южного Урала XVIII-XVI вв. до н.э. Здесь есть и своя святая гора Хара, и семь рек, и озеро Варукаша. Не исключено, что в географической традиции «Авесты» многое идет еще от эпохи палеолита, когда мощный ледниковый щит простирался с запада на восток по линии, которая сегодня условно разделяет Южный и Средний Урал.

Зданович Г.Б., Батанина И.М. «Страна городов » - укрепленные поселения эпохи бронзы XVIII-XVI вв. до н.э. на Южном Урале

Колыбель шоколада

Шоколад изготавливается из семян дерева Аброма какао (Оbroma cacao). Аброма — греческое слово, означающее «пища богов».

Примерно 1500 лет до нашей эры в низменностях на берегу Мексиканского залива в Америке возникла не цивилизация, а скорее, племя — ольмеки. От их культуры осталось очень мало, но некоторые лингвисты полагают, что слово «какао» впервые прозвучало как «какава» примерно 1000 лет до нашей эры, в эпоху расцвета племени ольмеков. Именно они первыми обнаружили, что бобы, находящиеся в стручках какао-деревьев можно собирать и превращать в напиток, ставший впоследствии самым любимым и лакомым блюдом майа, которые пришли на смену ольмекам.

Предки майя добрались в низменные области северной Гватемалы. Ранее они жили (и многие майя все еще живут) на плоскогорьях Гватемалы и Мексиканской провинции Чиапас. Там какао, по-видимому, было очень редким, если было известно вообще. Как бы то ни было, спустившись с плоскогорьев, майя обнаружили и стали культивировать дикорастущее какао-дерево, и как раз в тот период, скорее всего и возникло современное произношение слова «какао».

Майя придавали большое значение какао. Шоколад пили во время ритуалов как священный напиток. В пантеоне богов майя был бог какао. Майя разбили первые известные нам плантации какао. Какао-бобы были символом богатства и власти. Напиток из шоколадных бобов могла позволить себе лишь элита. Сами шоколадные бобы использовали вместо денег. Раба можно было приобрести за 100 бобов.

Неверно было бы думать, что майя знали только один единственный шоколадный напиток. У них были хорошо разработанные методы приготовления шоколадных напитков разных видов с использованием различных добавок и компонент. Лингвисты, изучающие культуру майя, идентифицировали например фразы «witik cacao» и «cacao kox», но к сожалению мы так и не знаем, что они означают. Другая добавка, которую майя часто использовали в шоколаде — «piment». Во многих книгах это слово переведено как «перец», но это неверно. Истиным значением этого слова является «гвоздичное дерево». Перец был неизвестнен в Новом Свете перед завоеванием Испанией.

После 9 века нашей эры классическая культура майя начала распадаться, и на смену майя примерно в 1000 году нашей эры пришли толтеки. Но и эта культура угасла в 12 веке в результате внутренних разногласий и восстаний. После 1200 года контроль над Мексикой и окружающими территориями установили ацтеки. Их цивилизация просуществовала вплоть до 1521 года, пока не была разрушена испанцами.

После навязывания своего главенства над майа, ацтеки обложили их налогом, который должен был выплачиваться какао-бобами. Благодаря этому ацтеки, не имевшие собственных плантаций, всегда владели необходимым им количеством какао. Шоколад быстро завоевывает лидирующее положение в экономике ацтеков. Пристрастие к какао-бобам и напитку, из них производимому, породило разветвленную сеть торговых путей во всем регионе. Большую роль в распространении какао в Новом Свете сыграли именно ацтеки. Ацтекская легенда гласит, что семена какао попали к ним из Рая, и что из плода какао-дерева исходят мудрость и сила.

У майя шоколадный напиток назывался «xocolatl», у атцеков — «cacahuatl». Эти названия составлены из комбинации двух индейских слов: «choco» или «xocol» — «пена» и «atl» — «вода». Возможно, это произошло потому, что ранний шоколад был известен только как напиток. Какао-бобы у ацтеков также служили в качестве своеобразных денег. Поражает количество какао-бобов, которое хранилось в амбарах дворцов индейских вождей. Один из таких дворцов потреблял в год 486 мешков какао, в каждом мешке содержалось около 24000 зерен.

Первым европейцем, которому довелось попробовать шоколад, был Христофор Колумб. Случилось это в 1502 году, когда жители острова Гайана от всей души потчевали дорогого гостя напитком из какао-бобов. Говорят, что Колумб доставил загадочные зерна королю Фердинанду из своей четвертой экспедиции в Новый Свет, но никто так и не обратил на них внимания — слишком много других сокровищ привез мореплаватель.

Шоколад в Испании

Двадцатью годами позже Эрнан Кортез, завоеватель Мексики, тоже попробовал напиток из какао. Когда Кортез впервые вступил на землю ацтеков в 1519 году, его приняли за бога. В золотой чаше перед ним дымился странный горьковатый напиток из отваренных какао-бобов со специями, перцем, медом, взбитый до пены. Это и был первый шоколад, к которому постепенно привыкали испанцы-конкистадоры, добавлявшие для придания более сильного аромата напитку мускатный орех и сахар. В 1527 году Кортес возвращается в Испанию, привезя с собой дотоле неизвестные помидоры, фасоль, картофель, кукурузу, табак и свой любимый напиток — пенящийся, густой и похожий на сироп шоколад.

В 1526 году, направляясь с отчетом к испанскому королю, до которого дошли слухи о его жестокости, Кортес захватил с собой ящичек отборных какао-бобов. На этот раз шоколаду повезло: экзотический ароматный напиток был благосклонно встречен при мадридском дворе.

Ученый-монах итальянского происхождения Бенцони, который по поручению испанского короля работал над совершенствованием содержания и обеспечения испанской армии, впервые серьезно исследовал полезные свойства жидкого шоколада и представил подробный доклад королю. С этих пор все, что относится к шоколаду стало государственной тайной испанского королевства. В средние века за нарушение этой тайны было казнено более 80 человек.

Вскоре шоколад стал обязательным утренним напитком испанских аристократов, особенно придворных дам, вытеснив довольно широко распространенные к тому времени чай и кофе. Стоимость нового напитка была так высока, что один испанский историк даже писал: «Только богатый и благородный мог позволить себе пить шоколад, так как он буквально пил деньги».

Приближенные конкистодора-завоевателя Эрнандо Кортеса наладили регулярные поставки какао с плантаций Мексики, которые теперь принадлежали «предпринимателю» Кортесу. Парусные корабли с ценным грузом под военной охраной долго шли через Атлантику, подвергаясь опасности нападения рейдерами недружественных стран и невзгодам океанской непогоды. Никто не подозревал о существовании особо ценного груза, и, когда в 1587 году англичане захватили груженый бобами испанский корабль, добычу просто выбросили в море, чтобы разгрузить корабль, даже не догадываясь о ее подлинной ценности.

Проникновение в Европу

В последующие 100 лет «шоколад» из Испании проникает в Европу, затмевая по цене и популярности прочие заморские товары. Германский император Карл V, сознавая коммерческую важность какао, требует монополии на этот продукт. Однако уже в начале XVII века контрабандисты стали активно насыщать шоколадом голландские рынки, и в 1606 году через Фландрию и Нидерланды какао достигло границ Италии. Девятью годами позже дочь Филиппа Третьего Испанского Анна Австрийская привезла в Париж первый ящик какао.

Знать Испании вводит огромные налоги на какао-бобы, чтобы сделать напиток наслаждением для избранных. Король Испании и его сестра становятся поклонниками шоколада. Именно в результате династического брака 25 октября 1615 года Людовика XIII с инфантой испанского двора — Анной Австрийской Франция узнает вкус шоколада. При дворе появляются первые «шоколадофилы» и «шоколадофобы». Среди последних была и Маам де Севинье, утверждавшая, что именно из-за употребления шоколада во время беременности ее подруга родила совершенно черного ребенка.

Одной из фанаток шоколада стала Мария Тереза, супруга Людовика XIV. При дворе говорят, что король и шоколад — это ее две единственные пристрастия в жизни. Шоколад входит в моду при дворе — его подают по пондельникам, средам и четвергам в королевском салоне. Людовик XIV позволяет Давиду Шайу открыть первый магазинчик по торговле «шоколадом» того времени. При Людовике XV начинается производство шоколадных конфет, драже, пастилок — это уже было революцией, так как до этого времени его только пили.

В 1653 году первое официальное исследование полезных свойств шоколада было сделано ученым Бонавентурой ди Арагоном (Bonavontura Di Aragon), братом влиятельного кардинала Ришелье (Richelieu). Он подробно описал использование шоколада для стимулирования здорового функционирования организма, снижения раздражительности и улучшения пищеварительных функций.

Для церкви шоколад остается предметом бурного обсуждения. Несмотря на разрешение прихожанам пить шоколад, данное самим Папой, высшие чины церкви считают шоколад греховным и декадентским. Дамы благородного происхождения пьют напиток прямо в церкви, чтобы высидеть долгие церковные службы. В конце концов, церкви приходится разрешить шоколад даже в своих стенах, чтобы ублажить преданных ей богатых прихожан.

Герцог Плесси-Пралин (Plessis-Pralin), служащий французским послом в Бельгии, впервые создал сладкий десерт, который много позже назвали «пралине». Это случилось уже в 1671 году. Фирменный десерт содержал тертый миндаль с другими орехами, перемешан с засахаренным медом и комочками шоколада, затем начинка обливалась жженым сахаром — подобием карамели. Однако пройдет немало времени пока в той же Бельгии не изобретут настоящее пралине, покрытое шоколадом (корпусные конфеты).

В Лондоне открывается первый «Шоколадный дом» — прообраз будущих «Шоколадниц». Напиток становится частью культуры, по нему исчисляется время: «Приходите на шоколад» означает «Ждем Вас к восьми часам вечера». Горячий шоколад был достаточно крепким напитком, но впоследствии люди научились добавлять в него молоко (первыми это сделали англичане в 1700 году), что придало шоколаду необходимую легкость. С этих пор шоколад подешевел значительно и стал доступен даже детям.

В 1728 году в Великобритании семья Фрей построила первую механизированную фабрику шоколада в городе Бристоль. С английской солидностью производство было оснащено специально сконструированными гидравлическими станками и высокотехнологичным для того времени оборудованием для переработки и размола какао-бобов. С этого момента началось интенсивное производство шоколада, что привело к снижению цен, а затем к еще большей его популярности, особенно в Англии, где появились специальные клубы — Шоколадные дома, наподобие кофеен

Фаворитки Людовика XV — мадам Помпадур и мадам Дю Барри обожают шоколад — первая говорит, что она его ест, чтобы «разогреть кровь», как как король говорит, что она «холодна как макрель», а вторая дарит своим многичисленным любовникам, которые должны были соответствовать ее бешеному темпераменту. Именно тогда шоколад причисляют к афродизиакам. Наступают времена маркиза де Сада.

В 1765 году шоколад, наконец, узнают в США благодаря Джону Ханнону (John Hannon) — уполномоченному Англии в штатах, который и привез любимый напиток. А также доктору Джеймсу Бейкеру (James Baker), который на паях с Ханнонем и построил первую шоколадную фабрику Америке в штате Массачусетс.

В 1770 году Мария-Антуанетта сочетается браком с Людовиком XVI и приезжает во Францию со своим личным «шоколатье». Именно она изобретает новую должность при дворе — «шоколатье» королевы. Появляются сорта шоколада с орхидеями для придания сил, с цветами апельсина для успокоения нервов, с миндальным молочком для лучшего пищеварения.

Шоколад. Часть 1 (1500 лет до н.э. - XVIII век)

Знать, как развивалась наша цивилизация познавательно и интересно. Сейчас существует множество различных споров и вопросов по поводу общепринятой хронологии. Однако я предлагаю вспомнить школьный курс и обратить внимание на ключевые события, которые происходили по мере развития нашей цивилизации. Начнем с рассмотрения событий с 5000 по 1000 года до нашей эры. Много чего произошло за это время, но давайте обо всем по порядку.

5000-4000 гг. до н. э. Культуры энеолита в Месопотамии: Эреду, Эль-Убейд, Урук. Появляется искусственное орошение, гончарный круг. Эль-Убейд уже был крупным поселением площадью до 10 га

3900 г. до н. э. Зарождение государственности в Месопотамии. Исторически Шумер состоял из городов (Аккад, Эшнунна, Ур, Урук, Лагаш),часть из которых временами были городами-государствами

Ок. 3000 г. до н. э. Царь Менее объединил под своей властью Верхний и Нижний Египет и основал столицу - город Абидос. В память об объединении фараоны носили две короны, вставленные одна в другую, - красную (Нижний Египет) и белую (Верхний Египет)

3000 г. до н. э. Появился первый лунный календарь в Месопотамии

3000-2000 гг. до н. э. Существование города-государства Ашшур на Тигре, в будущем ядро Ассирийской державы.Существование земледельческой трипольской культуры на территории Украины, Молдавии и Румынии

3000-2800 гг. до н. э. Период правления в Египте двух первых династий - Раннее царство (столица - Мемфис)

2800-2250 гг. до н. э. Период Древнего царства в Египте, появление первых пирамид

2750-2315 гг. до н. э. Основание в Месопотамии городов-государств Ур, Урук, Лагаш, Киш, Ниппур и борьба за лидерство между ними

2675 г. до н. э. Усиление города-государства Урук в Месопотамии во главе с царем Гильгамешем

2609 г. до н. э. Начало правления в Египте фараона Джосера. Создание каменной ступенчатой пирамиды

Ок. 2551 г. до н. э. Приход к власти фараона Хеопса, строительство пирамиды

Ок. 2600 г. до н. э. Возникновение культур Мохенджо-Даро и Хараппа в Индии

2316-2176 г. до н. э. Объединение Месопотамии под властью Саргона Древнего, правителя Аккада. Возникает и развивается Шумеро-Аккадское царство

2250-2050 гг. до н. э. Период первого распада Египта

Ок. 2050 г. до н. э. Объединение Египта фараоном XI династии Ментухотепом I

2050-1785 гг. до н. э. Период Среднего царства в Египте

2003-1595 гг. до н. э. Старовавилонское царство

Ок. 2000 г. до н. э. Начало культуры майя в Мезоамерике (Центральная Америка)

1913-1903 гг. до н. э. Война между Египтом и Нубией

1900 г. до н. э. Вторжение ахейцев в Грецию

1792-1750 гг. до н. э. Правление вавилонского царя Хаммурапи, возникновение первого письменного свода законов (законы Хаммурапи)

1785-1580 гг. до н. э. Период второго распада Египта

Ок. 1700 гг. до н. э. Вторжение в Египет племен гиксосов из Северной Аравии и Южной Сирии

1600-1027 гг. до н. э. Период существования государства Шан-Инь

1650-1200 гг. до н. э . Возникновение и развитие Древнехеттского царства.

1595 г. до н. э. Разрушение Вавилона хеттским царем Мурсили I. Падение Старовавилонского царства и переход Месопотамии под власть кочевых племен касситов

1580-1085 гг. до н. э. Период Нового царства в Египте (завершение разгрома гиксосов фараоном Яхмосом, возрождение Египта)

Ок. 1500 г. до н. э. Возникновение ольмекской культуры на побережье Мексиканского залива

1365-1348 гг. до н. э. Правление фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). Религиозная реформа в Египте - попытка введения монотеистической религии (поклонение единому богу Атону)

Ок. 1320 г. до н. э. Исход евреев из Египта

1290-1224 гг. до н. э. Правление фараона XIX династии - Рамсеса II. Войны с хеттами. Экономический и политический расцвет Египта, раздел Сирии между Египтом и хеттами

1280-1261 гг. до н. э. Первые письменные свидетельства существования государства Урарту

Ок. 1260 г. до н. э. . Захват ахейским союзом стратегически важного города Илион (Троя) в Малой Азии

1223 г. до н. э. Захват Ассирией Вавилонии

1200-800 гг. до н. э. Расцвет Финикийского (Сидонского) государства

1200-1100 гг. до н. э. Нашествие дорийских племен и уничтожение ахейской цивилизации

1122-770 гг. до н. э. Воцарение династии Чжоу в Китае. Существование государства Западное Чжоу

1197 г. до н. э. Восстановление территориально единого Египта при фараоне СетнахтеI

1125-1103 гг. до н. э. Правление вавилонского царя Навуходоносора I и усиление роли Вавилона в Малой Азии

1115-1077 гг. до н. э. Правление ассирийского царя Тиглатпаласара I

1075-945 гг. до н. э. Упадок Египта и разделение его на две части

1029-928 гг. до н. э. Возникновение и развитие Древнего Израиля - единого царства еврейского народа, основанного царем Саулом

Случайные статьи

Вверх