Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: за и против - Официальный сайт газеты "Столица ПЛЮС" - Чеченская Республика, город Грозный
Курсы валют USD/RUB 66.3772 EURO/RUB 75.2253

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: за и против

При Совете Президента России по межнациональным отношениям группой специалистов разработан проект «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации» (далее - Стратегия). 27 сентября 2012 год рабочей группой он принят за основу. Как известно, после документа «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации», принятого в 1996 году, Стратегия является первым документом, претендующим на полное отражение проблем национальной политики в стране на современном этапе экономического, политического и этнонационального развития и определяющим пути их решения. Своими соображениями о содержании проекта с читателями газеты делятся доктор философских наук, профессор ЧГУ В.Акаев и начальник департамента Министерства ЧР по национальной политике, печати и информации В.Гериханов.  
Проект «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации» состоит из 6 разделов. Как нам представляется, объем документа следовало бы увеличить, добавив материал из предвыборных статей В.Путина (прежде всего статьи «Россия: национальный вопрос»), относящийся к историческому, социально-экономическому, политическому и культурному развитию русского народа и многонациональной России.
В тексте своей статьи В.Путин приводит замечательную мысль Ивана Ильина, в которой излагается представление русского философа о роли России в истории ее многочисленных народов: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду привлечь в государственное и культурное строительство». Такая роль России сегодня практически не осмысливается, остается без активного «влияния» на межнациональный климат в стране.
Между тем «душу» Стратегии национальной политики России могла бы составить эта глубокая и нравственно-возвышенная идея. Без сомнения, эту емкую, дальновидную мысль, с нашей точки зрения, следовало бы сделать ее фундаментальной основой, продолжив и развив соответствующим образом. Поэтому многие положения проекта можно было бы переработать в духе ильинского понимания роли России как родины для населяющих ее многочисленных народов. В этом контексте можно дать и содержательный анализ проблемы соотношения России и Кавказа, лозунгов создания русского государства, призывов «прекратить кормить Кавказ», уйти из Кавказа, определить перспективы этнополитического развития Северного Кавказа.
Также следовало бы добавить новый отдельный раздел, в котором можно было четко отразить реальные риски и угрозы для межнациональных отношений в России, являющиеся следствием как внутренних, так и внешних воздействий. Конечно же, в проекте Стратегии эти проблемы в определенной форме артикулированы, но существует потребность в системном их изложении, что позволит выработать и соответствующие механизмы их предотвращения и разрешения.
Во втором разделе Стратегии в пункте 10 вводится понятие «российская цивилизация», через запятую сказано «укрепление ее государственности». Само по себе выражение «российская цивилизация» не является корректным, укрепление ее государственности – тем более. В пункте 11 первое предложение требует редакции. В нем можно отметить позитивные результаты, достигнутые в годы советской власти, а затем перейти к негативным последствиям советской национальной политики и путям их преодоления. В пункте 12 говорится о «репрессиях и депортациях в отношении некоторых народов». Между тем, речь должна идти о «многих народах», ведь целые народы или их представители подвергались репрессиям и депортации.
В пункте 14 следовало бы раскрыть основные проблемы русского народа, не нужно их затушевывать, они подлежат четкой вербализации. При этом важно ставить задачи их решения совместными усилиями с другими народами России, также имеющими немало проблем в сфере физического, экономического, политического, этнокультурного, духовного развития. События на Манежной площади в декабре 2010 года показали, что русский вопрос в России стоит исключительно остро. Не учитывать его нельзя, от него не уйти, он должен быть глубоко осмыслен и отражен в Стратегии. Но при этом в реальной политике принципиально важно не позволять спекуляций, шовинистических, фашистских, националистических и религиозно-радикалистских всплесков.
В третьем разделе в 23 пункте «Задачи государственной национальной политики в Российской Федерации» необходимо поставить двоеточие и перечислить подпункты в следующей редакции: «В политико-правовой сфере и сфере государственного строительства»; «В сфере федеративных отношений»; «В сфере государственной и общественной безопасности»; «В социально-экономической сфере» и т.д. В этом случае отпадет необходимость во всех подпунктах повторять одно и то же выражение – «Задачи государственной национальной политики». В четвертом разделе «Механизмы реализации государственной национальной политики» 25 пункт к упомянутым механизмам не относится, его без ущерба можно перенести в первый раздел «Общие положения». Не очень оправданно к этим механизмам причислен и 27 пункт. В этом пункте Совет при Президенте РФ по национальным отношениям наделяется функцией определения предложений Президенту РФ по приоритетным направлениям государственной национальной политики.
В определенной мере приоритеты сформулированы в тексте Стратегии, предлагаются и механизмы их решения. Однако их следовало бы изложить в продуманной и системной форме, раскрывая механизмы решения, в которых должны быть задействованы основные учреждения, ведомства, министерства, имеющие отношение к национальной политике в России и реализующие соответствующие ее «части».
В шестом разделе представляется важной конкретизация этапов и ожидаемых результатов реализации Стратегии: чего нужно достичь на первом, втором и др. этапах, какие средства и в каких объемах следует привлечь? Необходимы хотя бы приблизительные расчеты.
В проекте Стратегии встречаются технические недостатки, стилистические недочеты, требующие более четкой редакции и формулировок.
В целом анализируемый документ является хорошей основой для качественной разработки Стратегии государственной национальной политики РФ. Сам документ необходимо «обкатать», представить на публичное обсуждение, что повлечет соответствующую критику и интересные предложения. Учет мнений, свежих идей специалистов, экспертов, людей заинтересованных в гармонизации межнациональных отношений в России, позволит его совершенствовать и довести до нужного стандарта.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

 

 

 

<< < Октябрь 2012 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 24 25 26 27 28
29 30 31