Курсы валют USD/RUB 56.7608 EURO/RUB 69.6341

Главная

Математика – дисциплина стратегическая

В номере ¹94 от 20 сентября 2013г. автор этих строк рассказывал о первом чеченском математике Мусе Шамсадове. Именно с него начиналось зарождение математической науки в нашей республике.
Уже после его смерти, в 1963 году, защищает кандидатскую диссертацию и становится первым среди чеченцев и ингушей кандидатом физико-математических наук С.-А.Исраилов. Затем ученые степени получили В.Яндаров, С.Мальсагов. Впоследствии защитят кандидатские и докторские диссертации десятки других представителей вайнахов, чей вклад в математику должен быть предметом рассмотрения других исследований. Более того, некоторые математики будут преподавать в том самом МГУ им.М.Ломоносова, где обучался М.Шамсадов. В частности, заместителем заведующего кафедрой будет работать доктор физико-математических наук М.Исраилов. 
Но в целом результаты в математической науке у нас скромные. Суммарно в двух республиках, в Чечне и Ингушетии, насчитывается около 30 кандидатов и докторов физико-математических наук. Это достижение за более чем полувековой период деятельности общего и высшего образования. Механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова за период после восстановления республики окончили менее 20 человек. И это при том, что только в нашей республике около тысячи учителей математики работают в школах республики. Труд этих людей, безусловно, достоин уважения. Низкий им поклон.
Но, к сожалению, сравнение с другими регионами дает неутешительную картину. Так, среди учеников Р.Хазанкина, учителя математики СОШ ¹14 г.Белорецка из Республики Башкортостан, более 200 учеников окончили МГУ, из них более 60 – кандидаты физико-математических и технических наук и 2 доктора наук. Т.е. у одного школьного учителя больше выпускников-математиков, обучавшихся лишь в одном, но ведущем вузе страны, и получивших математические результаты в своей деятельности в виде ученых степеней, чем у всех учителей математики двух республик вместе взятых за полвека.
В чем же причина? Их несколько: это и нехватка школ, их перегруженность, не позволяющая качественно проводить уроки, и отсутствие специализированных школ и квалифицированных учителей математики, и т.д. Но есть одна причина, которая известна и никак не может найти своего решения, – это проблема языка обучения математике наших детей. Здесь было сломано много копий. В попытке решить проблему в начале 60-х годов ввели т.н. подготовительные классы. Потом их закрыли.
В прошлой публикации мы говорили о том, что в 20-е и 30-е гг. преподавание математики велось на чеченском языке. Т.е. проблема является застарелой и очень серьезной. Образно говоря, мальчик Саша из среднестатистической школы идет учиться, имея лексический запас от 3 тыс. до 7 тыс. слов, чтобы изучать математику на этом языке. Лексический состав учебника М.Моро для 1 класса, используемого в большинстве школ республики, состоит из примерно 1250 единиц, если привести слова к однокоренному виду. Т.е. Саша идет в школу изучать математику, имея трехкратную защиту в лексическом обеспечении. У Саши язык обучения подкрепляется дома в семье, на улице в общении со сверстниками. Он может себе позволить заниматься на уроке непосредственно математикой. Под Сашей мы подразумеваем всех, кто владеет языком обучения с соответствующим лексическим запасом.
Чеченский же мальчик Магомед идет в школу изучать математику по тому же учебнику, на том же, но не родном для него языке, имея в лучшем случае в запасе 100-120 слов из этого языка. У него язык обучения математике не подкрепляется ни дома в семье, ни на улице в общении со сверстниками. Возникают вопросы: что делать Магомеду на уроке математики? Что делать учителю? Изучать слова, объяснять их смысл? Когда заниматься математикой и за счет какого времени?
В других регионах эти вопросы, пусть и не полностью, но в значительной степени решены. В начальном звене ребенку предоставляется 4 года, чтобы войти в русскую языковую среду. Обучение математике во многих национальных регионах ведется на родном языке. У нас либо крайности, либо желание угодить вышестоящему начальству.
В конце 80-х годов прошлого столетия профессиональный перевод учебника математики для начальной школы, сделанный заведующим кафедрой ЧГПИ Э.Солтахановым, начал давать хорошие результаты. Но тут вмешалась «революция», и работа была свернута. В 2008 году была сделана непонятная попытка внедрить в школу перевод, сделанный с использованием неологизмов и архаизмов. Хотя, при всех недостатках перевода, результаты его использования были выше, чем в контрольных классах. Но и здесь работа была свернута. Дети были использованы в качестве, извините, подопытных кроликов. Никто не извинился перед ними, никто ни за что не ответил. А ведь были задействованы 47 школ.
В 2010 году по рекомендации Москвы республика начала принимать участие в т.н. поликультурной образовательной модели. При этом утверждается, что «если народам России суждено состояться как полноценным нациям, то это возможно только на фундаменте их собственных исторических этнокультурных традиций, одним из самых надежных трансляторов которых может и должна стать система национального образования, основанная на принципах полилингвальности и поликультурности».
Эти два основополагающих фактора – полилингвальность и поликультурность – и легли в основу «Концепции национального образования» Республики Северная Осетия-Алания, принятой Минобразования и утвержденной Правительством республики в мае 2004 года. «В настоящее время (2010 год – А.Я.) эта концепция предлагается и другим субъектам России, в частности, Чеченской Республике и Республике Татарстан, в рамках федеральной целевой программы». (Артеменко О.И. «Законодательная база реализации языковой образовательной политики в Российской Федерации.Образовательное право»).
Были ли основания для, назовем вещи своими именами, имитации внедрения этой концепции в Чеченской Республике? Сравним ситуацию в республиках, которые задействованы в экспериментальной реализации поликультурной образовательной модели. В Северной Осетии осетины составляют 65,1% от общего населения. Главным образом в республике представлены православие, ислам и традиционные верования. Для Республики Адыгея необходимо привести и состав русского населения: русские – 63,6%, адыги (черкесы) – 25,8%. Адыгов всего четверть в своей республике. Большинство населения исповедуют православие и ислам. Республика Татарстан: татары составляют чуть более половины населения – 53,2%. Наибольшее распространение получили две религии: ислам и православное христианство. А теперь посмотрим на национальный состав нашей республики: чеченцы – 95,3%, господствующая религия–ислам суннитского толка.
Ясно, что Адыгея, Татарстан и Северная Осетия могут себе позволить участвовать в этой модели образования. Используемые языки поддерживаются вне урока. И это при том, что в Татарстане около 40% школ ведут занятия на родном для учащихся языке. И не только в начальных классах.
Статья Артеменко датирована 2010 годом, и в этом же году в нашей республике, якобы, запускается проект. К чему такая спешка? Да еще в 96 школах? При использовании чеченского языка в преподавании математики в 1-х классах в 2008-2009 учебном году, имея изданный тираж учебников в 10 тыс. экземпляров, почему-то было задействовано всего 47 классов. Третий год дети, задействованные в т.н. полилингвальном эксперименте, пользуются… электронными учебниками. Правда, для 1-х и 2-х классов впоследствии мизерным тиражом учебники были изданы.
Завтра нам скажут, что полилингвальная модель дала положительные результаты. Комментарии, как говорится, излишни...
Математика – дисциплина стратегическая. Все наши успехи в образовании без должного уровня математической составляющей не дадут нам возможность стать вровень с другими регионами и вообще с современным миром. А для этого стартовые условия получения математического образования должны быть по максимуму выровнены. Сегодня этого нет и не видно решимости их создать со стороны нашего руководства в сфере образования.

Айнди Якубов, кандидат
педагогических наук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

 

Чеченская республика СЕГОДНЯ

  • МИД Латвии запретил въезд в страну 49 иностранцам по аналогу «списка Магнитского». Об этом в своем Twitter написал глава министерства Эдгар Ринкевич. Напомним, что в «список Магнитского» внесён и глава Чечни Рамзан Кадыров, спикер Парламента ЧР Магомед Даудов, глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин и заместитель главы Следственного комитета при МВД Олег Логунов. Магомед Даудов дал ироничный ответ авторам «списка Магнитского» в Латвии. - Представляете? Убитый горем, я все же решил посмотреть на карту и поинтересоваться тем, куда нам больше нельзя. Утрата настолько велика, что я не поленился потратить целых пять минут, для того, чтобы в географических хитросплетениях Прибалтики найти эту чересчур обидчивую страну. Наконец, я с большим трудом обнаружил это "недружественное государство", затем, выпив валерьянки, поинтересовался её современными особенностями и мне стало ещё грустнее,- написал в приложении Mylistory Даудов. Он напомнил, что каждый год "в этом свободолюбивом уголке классической демократии" не досчитываются 23 тысячи человек... - Нет, это не гуманитарная катастрофа, это нынешние латышские реалии. Учитывая тот факт, что русскоязычное население оттуда последовательно выдавливается в Россию, а местное убегает в Европу, то очень скоро на старинных улочках Риги вряд ли кого можно будет встретить, кроме нескольких, доживающих свой затянувшийся век, ветеранов-эсэсовцев, десятка полтора скинхедов-правозащитников, продолжающих фанатично расширять "список Магнитского" и сотни две охраняющих это веселое сообщество разукрашенных в небесные цвета солдат, почти каждый из которых гордится тем, что является членом очень модной и почти правящей на Западе политической партии со странным названием "ЛГБТ". Друзья, очень надеюсь, что вы поддержите меня своими соболезнованиями... Надо же, в Латвию не поедем!!! Простите, я больше не могу - ком подкатил к горлу... От смеха,- написал в своём посте Председатель Парламента ЧР. www.ChechnyaTODAY.com

  • Глава ЧР в своём поздравлении назвал Максима Шевченко многогранной личностью. -Поздравляю с днём рождения известного журналиста и общественного деятеля России Максима Шевченко. Это - исключительно многогранная личность. Максим Леонардович является желанным гостем в любой студии и в редакции, с ним часто советуются и у него консультируются люди, занятые решением самых сложных задач,- сказал он. Р.Кадыров также отметил,что будучи членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Максим Шевченко очень многое делает и в вопросах защиты законных интересов граждан в разных уголках страны. -Бесспорно, не все и не всегда соглашаются с мнением Максима Леонардовича, но ему нельзя отказать в высокой эрудиции, компетентности, искренней любви к России! Я желаю Максиму Леонардовичу крепкого здоровья, успехов и удачи,- написал в своём поздравлении глава региона.www.ChechnyaTODAY.com

  • В Государственном театрально-концертном зале г. Грозного прошло торжественное мероприятие, приуроченное ко Дню защитника Отечества. В нем приняли участие Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, депутат Государственной Думы РФ Адам Делимханов, спикер Парламента ЧР Магомед Даудов, Руководитель Администрации Главы и Правительства ЧР Абдулкахир Израйилов, министр внутренних дел по ЧР Руслан Алханов, члены правительства, главы городов и районов, представители правоохранительных структур. Открывая торжественную церемонию, Р. Кадыров отметил, что Чеченская Республика является единственным в мире регионом, сломавшим хребет международному терроризму. «Я поздравляю вас с Днем защитника Отечества! Это день тех, кто верой и правдой служит нашей Родине - России. Ради мира на чеченской земле, целостности и единства России отдали свои жизни Первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров и тысячи его соратников. Да примет Всевышний их газават. Он начал борьбу с международными террористами и при поддержке Президента России Владимира Путина спас чеченский народ от уничтожения, а Россию - от развала», - сказал он. Сегодня Чеченская Республика является единственным в мире регионом, полностью победившим терроризм, подчеркнул Р. Кадыров. Многие достойные сыны чеченского народа героически погибли на этом пути. Он напомнил, что десятки тысяч чеченцев и уроженцев Чеченской Республики мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Они защищали Ленинград, Москву, Сталинград и Кавказ, были в первых рядах с теми, кто штурмом брал Рейхстаг. Глава ЧР отметил, что 23 февраля неразрывно связано с трагическими событиями в истории чеченского народа. 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей в Сибирь и бескрайние степи Средней Азии. Сотни тысяч человек погибли от холода и голода. Он подчеркнул, что все усилия властей направлены на то, чтобы не допустить повторения трагедий. Глава республики отметил, что и сегодня чеченские военные полицейские с честью выполняют миротворческую миссию в Сирийской Арабской Республике. На них возложены исключительно ответственные задачи, связанные с поддержкой общественного порядка, обеспечением безопасности гражданского населения, достижением мирного урегулирования конфликта в САР. «Мы также проводим в Сирии широкомасштабную благотворительную акцию, которая охватывает миллион человек. Нуждающимся людям, детям-сиротам оказывается медицинская помощь, выдаются продукты питания и одежда», - отметил Р. Кадыров. Председатель Совета ветеранов ВОВ и тружеников тыла ЧР Эми Сулейманов отметил, что представители чеченского народа принимали активное участие в борьбе против фашистской Германии. «В годы Великой Отечественной войны из Чеченской Республики на защиту Отечества ушло свыше 44 тысяч человек. На их долю выпала историческая миссия отстоять независимость и будущее страны в самой жестокой битве всех времен и народов. Труженики тыла в массовом порядке принимали активное участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, оказании помощи фронту продуктами питания, теплыми вещами, горюче-смазочными материалами и строительством оборонительных сооружений. Чеченцы и выходцы из Чеченской Республики навсегда внесли вклад в историю страны, в память народа своими героическими подвигами», - сказал Э. Сулейманов. После официальной части участникам мероприятия была представлена концертная программа.   www.ChechnyaTODAY.com

  • Благодарность вручена за  плодотворное сотрудничество с Представительством информационного агенства ТАСС на Северном Кавказе, за постоянную помощь, индивидуальный подход к просьбам ТАСС, за профессионализм и открытость.   Директор Представительства ТАСС в СКФО Оксана Панамарева вручила «Благодарность» Генерального директора ТАСС Сергея Михайлова министру Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям печати и информации Джамбулату Умарову и выразила слова благодарности в его адрес. -Уважаемый  Джамбулат Вахидович, Вы с первого дня позволили нашему Представительству реализовать проекты на благо Чеченской Республики. Мы рады, что в Вашем лице обрели надежного партнёра и друга, надеемся на дальнейшее развитие нашего плодотворного сотрудничества,-  отметила она. В свою очередь, Джамбулат Умаров поблагодарил коллектив ТАСС в лице Генерального директора С.Михайлова. - Спасибо, что Вы так высоко оценили стратегическую линию Главы ЧР, Героя России Рамзана Кадырова по взаимодействию с федеральными средствами массовой информации. Если бы ни его энергия, ни его пример, ни его гражданская позиция, которая вдохновляет десятки миллионов наших граждан, то это награда не нашла бы своего героя. На самом деле эта награда ни только мне или нашему министерству, эта награда всем моим коллегам, которые также добросовестно и честно выполняют свои обязанности. Это общая победа тех, кому небезразлична  судьба их Родины, спасибо за столь высокую оценку,- сказал  Джамбулат Умаров. www.ChechnyaTODAY.com

  • В  СОШ №3 села Знаменское состоялся форум молодых педагогов Надтеречного района, организованный Ассоциацией молодых педагогов Чеченской Республики при поддержке Минобрнауки ЧР. Члены совета Ассоциации рассказали молодым педагогам Надтеречного района о целях ассоциации, о задачах, поставленных на ближайшее время, и о том, как вступить в организацию. «География Ассоциации молодых педагогов расширяется на территории нашей республики. Мы стараемся вовлечь в нашу ассоциацию как можно больше молодых и амбициозных педагогов, готовых повысить престиж своей профессии. Совместными усилиями мы можем достичь гораздо большего, делясь опытом друг с другом и регулярно участвуя в различных мероприятиях, организуемых Министерством образования и нашей ассоциацией. В ваших руках сделать вашу работу гораздо более престижной и приятной для вас самих, а мы вам в этом постараемся помочь», - сказал председатель Ассоциации молодых педагогов ЧР Шамхан Цуруев. В ходе мероприятия председателем отделения Ассоциации Надтеречного района избран Хизир Кусиев, учитель математики МБОУ «СОШ с.п. Зебир-Юрт». В Ассоциацию молодых педагогов ЧР могут вступить учителя республики в возрасте от 18 до 35 лет. Условия и форму заполнения анкеты для вступления в ассоциацию вы найдёте на сайте heharho.ru Напомним, Ассоциация молодых педагогов Чеченской Республики была создана в начале 2017 года для расширения возможностей и условий повышения профессионализма молодых учителей. Основной целью организации является объединение молодых педагогов, выражение их интересов, содействие в повышении творческого потенциала молодых педагогов и работников системы образования Чеченской Республики. поддержка молодых педагогов путём организации методической, психологической, информационной поддержки и юридической помощи, содействие в профессиональном развитии.www.ChechnyaTODAY.com

<< < Октябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 23 24 25 26 27
28 29 30 31