Курсы валют USD/RUB 67.6812 EURO/RUB 76.0737

Главная

Математика – дисциплина стратегическая

В номере ¹94 от 20 сентября 2013г. автор этих строк рассказывал о первом чеченском математике Мусе Шамсадове. Именно с него начиналось зарождение математической науки в нашей республике.
Уже после его смерти, в 1963 году, защищает кандидатскую диссертацию и становится первым среди чеченцев и ингушей кандидатом физико-математических наук С.-А.Исраилов. Затем ученые степени получили В.Яндаров, С.Мальсагов. Впоследствии защитят кандидатские и докторские диссертации десятки других представителей вайнахов, чей вклад в математику должен быть предметом рассмотрения других исследований. Более того, некоторые математики будут преподавать в том самом МГУ им.М.Ломоносова, где обучался М.Шамсадов. В частности, заместителем заведующего кафедрой будет работать доктор физико-математических наук М.Исраилов. 
Но в целом результаты в математической науке у нас скромные. Суммарно в двух республиках, в Чечне и Ингушетии, насчитывается около 30 кандидатов и докторов физико-математических наук. Это достижение за более чем полувековой период деятельности общего и высшего образования. Механико-математический факультет МГУ им. Ломоносова за период после восстановления республики окончили менее 20 человек. И это при том, что только в нашей республике около тысячи учителей математики работают в школах республики. Труд этих людей, безусловно, достоин уважения. Низкий им поклон.
Но, к сожалению, сравнение с другими регионами дает неутешительную картину. Так, среди учеников Р.Хазанкина, учителя математики СОШ ¹14 г.Белорецка из Республики Башкортостан, более 200 учеников окончили МГУ, из них более 60 – кандидаты физико-математических и технических наук и 2 доктора наук. Т.е. у одного школьного учителя больше выпускников-математиков, обучавшихся лишь в одном, но ведущем вузе страны, и получивших математические результаты в своей деятельности в виде ученых степеней, чем у всех учителей математики двух республик вместе взятых за полвека.
В чем же причина? Их несколько: это и нехватка школ, их перегруженность, не позволяющая качественно проводить уроки, и отсутствие специализированных школ и квалифицированных учителей математики, и т.д. Но есть одна причина, которая известна и никак не может найти своего решения, – это проблема языка обучения математике наших детей. Здесь было сломано много копий. В попытке решить проблему в начале 60-х годов ввели т.н. подготовительные классы. Потом их закрыли.
В прошлой публикации мы говорили о том, что в 20-е и 30-е гг. преподавание математики велось на чеченском языке. Т.е. проблема является застарелой и очень серьезной. Образно говоря, мальчик Саша из среднестатистической школы идет учиться, имея лексический запас от 3 тыс. до 7 тыс. слов, чтобы изучать математику на этом языке. Лексический состав учебника М.Моро для 1 класса, используемого в большинстве школ республики, состоит из примерно 1250 единиц, если привести слова к однокоренному виду. Т.е. Саша идет в школу изучать математику, имея трехкратную защиту в лексическом обеспечении. У Саши язык обучения подкрепляется дома в семье, на улице в общении со сверстниками. Он может себе позволить заниматься на уроке непосредственно математикой. Под Сашей мы подразумеваем всех, кто владеет языком обучения с соответствующим лексическим запасом.
Чеченский же мальчик Магомед идет в школу изучать математику по тому же учебнику, на том же, но не родном для него языке, имея в лучшем случае в запасе 100-120 слов из этого языка. У него язык обучения математике не подкрепляется ни дома в семье, ни на улице в общении со сверстниками. Возникают вопросы: что делать Магомеду на уроке математики? Что делать учителю? Изучать слова, объяснять их смысл? Когда заниматься математикой и за счет какого времени?
В других регионах эти вопросы, пусть и не полностью, но в значительной степени решены. В начальном звене ребенку предоставляется 4 года, чтобы войти в русскую языковую среду. Обучение математике во многих национальных регионах ведется на родном языке. У нас либо крайности, либо желание угодить вышестоящему начальству.
В конце 80-х годов прошлого столетия профессиональный перевод учебника математики для начальной школы, сделанный заведующим кафедрой ЧГПИ Э.Солтахановым, начал давать хорошие результаты. Но тут вмешалась «революция», и работа была свернута. В 2008 году была сделана непонятная попытка внедрить в школу перевод, сделанный с использованием неологизмов и архаизмов. Хотя, при всех недостатках перевода, результаты его использования были выше, чем в контрольных классах. Но и здесь работа была свернута. Дети были использованы в качестве, извините, подопытных кроликов. Никто не извинился перед ними, никто ни за что не ответил. А ведь были задействованы 47 школ.
В 2010 году по рекомендации Москвы республика начала принимать участие в т.н. поликультурной образовательной модели. При этом утверждается, что «если народам России суждено состояться как полноценным нациям, то это возможно только на фундаменте их собственных исторических этнокультурных традиций, одним из самых надежных трансляторов которых может и должна стать система национального образования, основанная на принципах полилингвальности и поликультурности».
Эти два основополагающих фактора – полилингвальность и поликультурность – и легли в основу «Концепции национального образования» Республики Северная Осетия-Алания, принятой Минобразования и утвержденной Правительством республики в мае 2004 года. «В настоящее время (2010 год – А.Я.) эта концепция предлагается и другим субъектам России, в частности, Чеченской Республике и Республике Татарстан, в рамках федеральной целевой программы». (Артеменко О.И. «Законодательная база реализации языковой образовательной политики в Российской Федерации.Образовательное право»).
Были ли основания для, назовем вещи своими именами, имитации внедрения этой концепции в Чеченской Республике? Сравним ситуацию в республиках, которые задействованы в экспериментальной реализации поликультурной образовательной модели. В Северной Осетии осетины составляют 65,1% от общего населения. Главным образом в республике представлены православие, ислам и традиционные верования. Для Республики Адыгея необходимо привести и состав русского населения: русские – 63,6%, адыги (черкесы) – 25,8%. Адыгов всего четверть в своей республике. Большинство населения исповедуют православие и ислам. Республика Татарстан: татары составляют чуть более половины населения – 53,2%. Наибольшее распространение получили две религии: ислам и православное христианство. А теперь посмотрим на национальный состав нашей республики: чеченцы – 95,3%, господствующая религия–ислам суннитского толка.
Ясно, что Адыгея, Татарстан и Северная Осетия могут себе позволить участвовать в этой модели образования. Используемые языки поддерживаются вне урока. И это при том, что в Татарстане около 40% школ ведут занятия на родном для учащихся языке. И не только в начальных классах.
Статья Артеменко датирована 2010 годом, и в этом же году в нашей республике, якобы, запускается проект. К чему такая спешка? Да еще в 96 школах? При использовании чеченского языка в преподавании математики в 1-х классах в 2008-2009 учебном году, имея изданный тираж учебников в 10 тыс. экземпляров, почему-то было задействовано всего 47 классов. Третий год дети, задействованные в т.н. полилингвальном эксперименте, пользуются… электронными учебниками. Правда, для 1-х и 2-х классов впоследствии мизерным тиражом учебники были изданы.
Завтра нам скажут, что полилингвальная модель дала положительные результаты. Комментарии, как говорится, излишни...
Математика – дисциплина стратегическая. Все наши успехи в образовании без должного уровня математической составляющей не дадут нам возможность стать вровень с другими регионами и вообще с современным миром. А для этого стартовые условия получения математического образования должны быть по максимуму выровнены. Сегодня этого нет и не видно решимости их создать со стороны нашего руководства в сфере образования.

Айнди Якубов, кандидат
педагогических наук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

 

www.ChechnyaTODAY.com - RSS-новости

  • Министр ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров в беседе с НСН рассказал о перевоспитании уроженца республики Турпала Хасиева, бросившего банку в пассажира общественного транспорта в Москве.Д. Умаров сообщил,что  Хасиев официально устроился на работу в Грозном.«Этот дебошир теперь очень примерный юноша, который официально устроился на работу. Четыре дня в неделю он работает в организации СУРСАД по озеленению и облагораживанию города», — отметил он.По его словам, Хасиев исправился, а также показал себя на работе как очень ответственный молодой человек. #россия #рф #chechenrepublic #chechnya #чечня #Кадыров #ЧР #russia #СМИ #СМИЧР #RKadyrov #чечнясегодня #новости #news #politics #chechnyatoday #грозный

  • Для участия в ряде мероприятий в рамках празднования юбилея СЖР со всей России и из множества стран мира в Москву съехались многочисленные гости. Сегодня многие из них приняли участие в экскурсиях и встречах в федеральных министерствах, в редакциях газет, агенств и телекомпаний, на выставках и в Доме журналистов. Чеченскую делегацию представляют председатель Союза журналистов ЧР- главный редактор газеты "Вести Республики" Ильяс Исмаилов, директора  информагентств  "Чечня Сегодня " и "Грозный Информ" Артур Гичкаев и Али Темирханов,а также первый  заместитель директора ЧГТРК "Грозный" Ильман Вахидов. Представители чеченских СМИ сегодня посетили ИТАР-ТАСС, Лента.ру, Дом журналистов России. Также представители Союза журналистов Чеченской Республики встретились с председателем Союза журналистов России Владимиром Соловьевым в ходе которой были обсуждены перспективы долгосрочного сотрудничества СЖР с чеченским региональным отделением организации.Завтра утром в Домжуре состоится подписание соглашений о сотрудничестве СЖР с союзами журналистов Польши, Абхазии, Кипра, Узбекистана, Монголии и Южной Кореи. Тем же вечером в Театре Российской армии состоится Торжественное собрание, посвящённое 100-летию Союза журналистов России, в котором примет участие и чеченская делегация. #россия #рф #chechenrepublic #chechnya #чечня #Кадыров #ЧР #russia #СМИ #СМИЧР #RKadyrov #чечнясегодня #новости #news #politics #chechnyatoday #грозный

  • Студенты и преподаватели строительного факультета Грозненского государственного нефтяного технического университета им.  М.Д. Миллионщикова посетили строительную площадку «Грозненская ТЭС», где в настоящее время уже на финишной прямой ведутся строительно-монтажные работы с использованием самых современных технологий и специальной строительной техники. Делегацию Грозненского нефтяного во главе с проректором по стратегическому развитию и инвестиционной деятельности, доктором технических наук, профессором Сайд-Альви Муртазаевым приняли сотрудники предприятия ООО «Успех», выполняющие основной объем строительно-монтажных работ. ООО «Успех» является субподрядной организацией на объекте строительства «Грозненской ТЭС». Директор ООО «Успех» Арби Аласханов после ознакомления гостей с техникой безопасности и раздачи им специальных строительных жилетов и касок, организовал учебно-познавательную экскурсию по объекту, поэтапно рассказывая гостям обо всех этапах строительного процесса, начиная с подземных работ нулевого цикла и заканчивая отделкой помещений. Арби Аласханов подчеркнул уникальность данного объекта, упомянув трудности, с которыми пришлось столкнуться в процессе строительства, и пути их решения. О большом научном интересе со стороны студентов можно было судить по объему и содержанию задаваемых ими вопросов во время экскурсии. Им, как студентам профилей подготовки «Промышленное и гражданское строительство» и «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», было очень интересно и полезно увидеть своими глазами то, что они изучают в стенах вуза. #россия #рф #chechenrepublic #chechnya #чечня #Кадыров #ЧР #russia #СМИ #СМИЧР #RKadyrov #чечнясегодня #новости #news #politics #chechnyatoday #грозный

  • Прокуратурой Гудермесского района рассмотрено обращение местного жителя о содействии в ремонте внутрисельских дорог в Шуанинском сельском поселении. Об этом сообщает пресс-служба Прокуратуры ЧР.  Проверкой установлено, что в селе отсутствуют тротуары, а также гравийное покрытие дорог. Указанное затрудняет доступ жителей к объектам социальной инфраструктуры.  При этом органом местного самоуправления меры для устранения имеющихся проблем не приняты. В этой связи прокуратурой района в адрес главы администрации сельского поселения внесено представление. По результатам рассмотрения акта реагирования выявленные нарушения устранены, виновное лицо привлечено к ответственности.  При этом проведены работы по ремонту дорожного полотна и укладке тротуара.   #россия #рф #chechenrepublic #chechnya #чечня #Кадыров #ЧР #russia #СМИ #СМИЧР #RKadyrov #чечнясегодня #новости #news #politics #chechnyatoday #грозный

  • 5 сотрудников органов внутренних дел удостоены медалями «За заслуги перед Чеченской Республикой» и «Защитнику Чеченской Республики» за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга. Еще 1 сотрудник правопорядка отмечен «Почетной грамотой Главы Чеченской Республики». Вручая награды, врио Министра внутренних дел по ЧР Апти Алаудинов подчеркнул, что сотрудники полиции добросовестно и с честью выполняют свой служебный долг, на должном уровне обеспечивая охрану общественного порядка и безопасность граждан. Он также поздравил полицейских с заслуженными наградами и пожелал им новых профессиональных успехов на благо Отечества. #россия #рф #chechenrepublic #chechnya #чечня #Кадыров #ЧР #russia #СМИ #СМИЧР #RKadyrov #чечнясегодня #новости #news #politics #chechnyatoday #грозный

<< < Октябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 23 24 25 26 27
28 29 30 31